Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет религиоведения 4 страница




В религии находят выражение указанные моменты отчуждения
действительной жизни. Не она «ответственна» за развертывание отно-
шений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, на-
оборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного
освоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Са-
моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра-
зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение
собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо-
рачивание, перестановка, перемещение действительных отношений,
«принятие одного за другое», происходит удвоение мира. «Другой»,
отличный от действительного, мир населяется самостоятельными су-
ществами, одаренными собственной жизнью.

2* 35


Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, реп-
резентируя действительное отчуждение человека в экономической,
политической, государственной, правовой, нравственной и других
областях, сами объективируются, проявляются в действительных
взаимоотношениях между людьми.

Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению
отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает
в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от
власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах
очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения
от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает
последствия действительного отчуждения посредством перераспреде-
ления общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев
общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщен-
ных индивидов в общине, развития межличностного общения в
религиозной группе и т. д.

Отражение Отражение является свойством и общества в
действительности целом, и его различных сфер, реализуется как
в процессе актуальной общественной деятель-
ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает и
воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека.
Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение
действительности, то она содержит соответствующую информацию об
отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перераба-
тывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире.
Информационно-сигнальное отражение предполагает использование
воздействий в качестве орудия обратного влияния. С другой стороны,
это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных
принципов религии, она «предвосхищает», предваряет результаты
взаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей.

В религии отражаются многообразные явления действительности.
Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не-
свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всего
содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и
перерабатывает информацию о разнообразных природных и общест-
венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст-
вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых
выражаются свобода человека и возможности управления природными
и общественными процессами. Она отражает всю действительность че-
рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отра-
жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих
действиях, нормах и структурных схемах, организационных
«матрицах».


36

 


Религия как подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж-
дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование,
в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады-
вается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть све-
дены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне
взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде
всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание,
деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь,
каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное,
меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкрет-
но-исторической ситуацией, определенные функции. История показы-
вает, что религия занимала в обществе следующие положения.

1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное,
групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпа-
дают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен-
ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения
«налагаются» на другие социальные связи. Институты соединяют в себе
власть религиозную и светскую.

2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может
испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него.
Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте-
пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к опре-
деленным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия
с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная
общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно-
стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла-
шается тождество религиозной и государственной принадлежности.

3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще-
ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная
деятельность и отношения являются частным видом деятельности и
отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей
и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть
принадлежит разным институтам.

В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных
странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия
меняются.

Индивид и личность В ранних формах религии отдельный человек
в религии не выделял себя из религиозной группы, вы-
ступал как индивид, как единичный пред-
ставитель рода или племени, которые являлись носителями
этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично-
стью
в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном

 

 


этапе исторического процесса обособления и отличения себя от
общности. В развитых религиозных системах личность может пред-
ставать в различных типах — «святой», «юродивый», «оглашенный»,
"аскет", «отшельник» и т. д., а в обыденной жизни — «верующий»,
«фанатик», «колеблющийся», «личность с превалирующей религиозной
ориентацией» или «подчиненной» и др. Без религиозной личности не
может существовать и развитая религиозная система. Религиозная
личность — это человек в совокупности его индивидуальных качеств,
в которой определенное место занимают и религиозные свойства, спо-
собный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности
присуще качество «религиозность», которое образуют в сознании со-
ответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в
поведении — посещение храма, молитва, участие в богослужении, со-
вершение религиозных обрядов, празднование религиозных
праздников, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях
«Бог — человек», «человек — Бог» или, в зависимости от типа
религий, в чем-то ином. Религиозные качества интериоризуются (лат.
interior — внутренний), «овнутрвляются» в процессе социализации,
присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре-
ды, в результате чего складывается религиозная духовность личности.
Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею
духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представ-
ляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и
самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла
и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание го-
лоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны с
религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами.
Религиозная вера, совокупность религиозных представлений,
переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу-
ре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершается
катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание
этой духовности зависит от религиозной принадлежности.

Глава II

ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ

Система детерминан т При объяснении религии важно ответить на
вопрос, под влиянием каких факторов она

возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему де-
терминант в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в
этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные
религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные
связи являются главным генетическим фактором. Существенны и

 

 


исторические связи: религия — не только следствие причин, действо-
вавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и
результат развития общества в целом, его различных сфер, результат
саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются
и структурные связи — строения, внутренней организации общества,
его подсистем, сфер, самой религии, «склонные» к устойчивости, пос-
тоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают
функциональные отношения. В обществах определенных типов рад
функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций
способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в ком-
плексе детерминант религии и связей обусловливания, которые сос-
тавляют среду, обстановку ее порождения, возникновения,
существования, функционирования, связей вероятности, случайности.

Наряду с различными видами связей можно выделить социумные,
социокультурные, антропологические, психологические, гносео-
логические детерминанты,
их обычно метафорически называют «кор-
нями религии». Они представляют собой комплекс факторов,
создающих необходимость и возможность появления и существования
религии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как це-
лого, находятся «на стороне» отношений вне сознания. Определя-
ющими в конечном счете являются материальные отношения—-это
«перводетерминанты», но их влияние опосредовано. На религию ока-
зывают «вторичное воздействие» различные области духовной сферы
— политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Осно-
ву религии составляет совокупность общественных отношений, про-
дуцирующих объективное бессилие людей перед внешними
обстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные,
антропологические, психологические, гносеологические детерминанты.
В области культуры это такие явления, как деформация системы цен-
ностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону
сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое рас-
пространение шаблонной масс-культуры, тупики искусства и падение
нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порног-
рафизшщя, Антропологические корни образуют те стороны жизни че-
ловека как индивида и как «совокупного человека», в которых
обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования —
болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, урод-
ство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, ге-
ноцид, угроза перерождения «Homo Sapiens» и исчезновения
человечества и пр. Психологические предпосылки религии существуют
в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических
процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость
бытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву —
в познавательной деятельности человека.

 

 


§ 1. Социумные основы

Объективность Социумные основы образует совокупность ма-
социумных факторов териальных (экономических, техно-
логических) и производных от них отношений

в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нрав-
ственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуют
над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу
и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих
отношений являются: стихийность природных и общественных процес-
сов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и
экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты ус-
ловий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интел-
лектуального и физического труда, привязанность работника к тому
или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию,
гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает
лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития
индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно-
авторитарные отношения, политический гнет государства; меж-
этнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация
колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и
экокризисных процессов.

Отношения, в основе которых лежит материальное производство,
развертываются в двух аспектах — отношения людей к природе и друг
к другу.

Детерминанты Характер отношении людей к природе, обще-
в отношениях общества ства и природы зависит от уровня развития
и природы производительных сил: от степени вооружен-
ности средствами производства, прежде всего

орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), а
также от уровня развития людей — участников общественного
производства.

Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей
мере природные силы господствуют над людьми и соответственно тем
властнее действует этот аспект социумной основы. В ходе истории на-
блюдается рост производительных сил, особенно средств производства,
возрастает уровень вооруженности орудиями труда, а потому
расширяются возможности управления природными процессами,
снижается степень зависимости повседневной жизни людей от природ-
ных сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства со-
вершается с переходом к индустриальному обществу. Но последствия
научно-технического прогресса противоречивы. Налицо факт, харак-
терный для XX в., особенно его конца: с одной стороны, пробуждены
к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подоз-

 

 


ревали ни в одну из предшествовавших эпох, истории человечества и
которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия челове-
чества и отдельного человека; с другой — сам научно-технический
прогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищен-
ности и риска.

И «наши дни уровень развития науки и техники не защищает
повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процес-
сов, не исключает стихийных бедствий — смерчей, тайфунов, земле-
трясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенные
технологические системы не гарантируют от неожиданных и катаст-
рофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядер-
ная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность,
производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии,
связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими
силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу.

Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлые
века свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне на человечество на-
ползает опасность СПИДа.

Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность эко-
логического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию
производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной
ж робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневной
жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой
— всякое производство имеет «отходы», побочные последствия, загряз-
няющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы
и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни
на Земле. Степень управления экологическими процессами в мире
пока что невысока. Пренебрежение к реально существующим законам
пространственной организации природы и человеческого общества
приводит к опасным последствиям. Уже не вызывает сомнения тот
факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб.

Факторы в области отно- Социумные детерминанты действуют в сфере
шений людей не только отношения людей к природе, но
друг с другом и их отношений друг к другу. Противо-
речивость общественного прогресса в этом ас-
пекте связана с развитием отчужденных форм собственности, с
эксплуатацией, с ограничивающим разделением труда, разделением на
классы и иные группы (сословия, гильдии, касты и пр.), с властью
государства и противостоянием государств, что вызывает социальные,
политические, классовые, межсословные, межэтнические, межгруппо-
вые, межличностные и прочие конфликты.

Во всей прошедшей доныне истории отношения в обществе скла-
дывались, функционировали и изменялись в основном стихийно, воз-
можности управления ими, хотя и расширялись, все же оставались

 

 


ограниченными. Общественные отношения, вследствие того что сов-
местная деятельность людей осуществляется стихийно., выступали не
как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их
стоящая власть. Действие стихийных неконтролируемых и неуправ-
ляемых сил, господствующих над людьми, идущих вразрез с их
ожиданиями, составляло существенную черту общественного процесса.

Основой религии в первобытном обществе была низкая степень
развития производительных сил и соответственная ограниченность
отношений людей рамками материального производства, а значит,
ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Есте-
ственно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовла-
дении, феодализме, капитализме, в «смешанных» обществах развитие
подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Ра-
бовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическое
принуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосред-
ственных отношениях господства и подчинения. При феодализме
личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального
производства, так и в других сферах жизни; зависимы все — крепо-
стные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для
социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпо-
ративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и
подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен,
но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капита-
ла, который вносит свои «правила игры» в социальную, политическую
идругие области. В «смешанных» обществах переплетаются родопле-
менные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэко-
номическое принуждение соединено с экономическим, традиционные
структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы
сдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управ-
ления и власти.

По мере все большего разделения труда работник формируется как
частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, к
полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность лю-
дей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности,
растет степень несвободы. С разделением труда на умственный и
физический духовное производство и потребление в оптимальных фор-
мах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического труда
большинства людей. Развиваются противоположность города и де-
ревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятель-
ности.

На всех этапах истории спутником человечества были войны. По
некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации
произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. че-
ловек. Во время второй мировой войны, когда военные действия велись
на территории 40 государств, ее жертвами стали 50 — 55 млн., число

 

 


раненых — 34 — 35 млн., 20 — 25 млн. человек стали инвалидами. В
период после 1945 г., который неверно называется «послевоенным»,
развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла опасность ядерного апо-
калипсиса, гибели цивилизации, всего человечества.

В мире более 950 млн. людей не могут удовлетворить самые эле-
ментарные потребности. Каждый год от голода в мире погибает около
50 млн. человек. Опасности современного мира оборачиваются более
серьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин.
Порнография углубляет мировой кризис, разрастается кризис демог-
рафический: снижение рождаемости (на Западе и Севере) и демог-
рафический взрыв (на Востоке и Юге).

§ 2. Психологические факторы

Психологические факторы религии — это состояния, процессы, ме-
ханизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, ко-
торые создают возможность, благоприятную психологическую почву
для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе
социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-
психологические и индивидуально-психологические детерминанты.
Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой
психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как
в психологии индивидов.

Общественно- Общественно - психологические предпосылки

психологические факторы религии составляют феномены психологии

общества и групп. К ним относятся:кризисные состояния
общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения,
общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания,
психического заражения, традиции, обычаи и пр.

Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы мо-
гут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем,
тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической
памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении
общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях
и т.д.

Общение является персонифицированной формой общественных
отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях
отчуждения человека от человека происходит дисгармонизация
общения, общение приобретает превратные формы, опосредуется вещ-
ными отношениями. Создается психологическая предрасположенность
к религиозному общению.

Питательную почву религии образуют неосознанные явления обще-
ственной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются в

 

 


общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, под-
ражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, в
традициях и обычаях.

Общение в ходе совместных действий порождает групповые психо-
логические явления. В психологии людей происходят изменения, появ-
ляются коллективные представления и переживания, несвойственные
индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное действие
вызывает явления синергии (достижение более высоких результатов),
фацилитации (облегчение работы), снижения психологической напря-
женности, производит возбуждение жизненной энергии.

Общественно-психологические феномены — коллективные пред-
ставления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности,
традиции — императивны по отношению к индивидууму и
принудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, фак-
торы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и дей-
ствуют на личность извне. В этих феноменах образ слит с
эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом
специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-
психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-
человеческое, как то, что дается индивиду «свыше», что выводит его
за пределы обычной, повседневной жизни.

Индивидуально - Индивидуально-психологические факторы

психологические действуют в психологии индивида. Это

предпосылки переживание всесторонней зависимости от

других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от
неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти,
духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности,
ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой
он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию
воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления.

Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю
зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся пред-
меты удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не
добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе
окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку
он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро пережива-
ется в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и пора-
жениях.

Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чув-
ство страха перед разрушительными силами природы и общества. «Страх
создал богов», — говорил древнеримский поэт Стаций (ок. 40 — ок. 96).

Страх является естественной реакцией на реальную опасность,
сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении

 

 


с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, пос-
тоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослаб-
ляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и
восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление,
рассеивает внимание.

Отношения бессилия, зависимости, которые в данных условиях
непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс,
включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего,
надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность
действительного освобождения приводит к поискам освобождения
духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену
апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.

Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает
страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению,
желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь
умирания — процесса, который причиняет много физической боли и
духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких,
друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида.
Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но
индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха.
смерти может принять веру в бессмертие души.

В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой,
тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование
человеческой личности начинается с первых дней жизни и проходит
незаметно для человека. Когда человек становится самосознающей
личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в
готовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей власти
ни начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, но
бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей
воли, и т. д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения
складываются под влиянием общества. Будучи сформированными,
эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и
могут действовать не только при отсутствии непосредственного
общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и
сознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно.
Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях,
ясновидении. Неосознанный, непроизвольный процесс скрыт, его
результат выступает как нечно заданное, готовое.

§3. Гносеологические предпосылки

Неограниченность Гносеологические детерминанты представля-
и ограниченность познания ют собой те моменты познавательной деятель-
ности, которые делают возможным возникновение религиозных
представлений, понятий, идей, мифов.

 


Познавательные возможности превращаются в действительность при
наличии социумных факторов под воздействием психологических.

Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию,
от менее полного знания к более полному, движения через относитель-
ные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однако
на каждом данном этапе есть непознанные сферы действительности
и соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует «тай-
ное»). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть
абсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах на
определенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресс
познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной
информации, но в исторически развивающемся познании истинные
знания соединены с заблуждениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.