В религии находят выражение указанные моменты отчуждения действительной жизни. Не она «ответственна» за развертывание отно- шений отчуждения в различных областях общественной жизни, а, на- оборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного освоения мира в отчужденных формах, в том числе и религию. Са- моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра- зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо- рачивание, перестановка, перемещение действительных отношений, «принятие одного за другое», происходит удвоение мира. «Другой», отличный от действительного, мир населяется самостоятельными су- ществами, одаренными собственной жизнью.
2* 35
Религиозные персонажи и представления об их взаимосвязях, реп- резентируя действительное отчуждение человека в экономической, политической, государственной, правовой, нравственной и других областях, сами объективируются, проявляются в действительных взаимоотношениях между людьми.
Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению отношений отчуждения. Воспроизводя их, она в тоже время выступает в качестве способа их преодоления. Потребность в освобождении от власти чуждых сил ищет удовлетворения в идеях и ритуалах очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает последствия действительного отчуждения посредством перераспреде- ления общественного продукта в пользу наименее защищенных слоев общества, благотворительности и милосердия, объединения разобщен- ных индивидов в общине, развития межличностного общения в религиозной группе и т. д.
Отражение Отражение является свойством и общества в действительности целом, и его различных сфер, реализуется как в процессе актуальной общественной деятель- ности, так и в застывших ее результатах. Религия запечатлевает и воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека. Если религия есть отражение, если в ней происходит отражение действительности, то она содержит соответствующую информацию об отражаемом. Получая информацию извне, она активно ее перераба- тывает и пользуется ею для самоорганизации и ориентации в мире. Информационно-сигнальное отражение предполагает использование воздействий в качестве орудия обратного влияния. С другой стороны, это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных принципов религии, она «предвосхищает», предваряет результаты взаимодействия с другими областями жизнедеятельности людей.
В религии отражаются многообразные явления действительности. Прежде всего она отражает те ее стороны, которые обусловливают не- свободу и зависимость людей. Но это отражение не исчерпывает всего содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и перерабатывает информацию о разнообразных природных и общест- венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст- вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых выражаются свобода человека и возможности управления природными и общественными процессами. Она отражает всю действительность че- рез призму отражения несвободы и зависимости. Результаты отра- жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих действиях, нормах и структурных схемах, организационных «матрицах».
36
Религия как подсистема По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каж- дая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады- вается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть све- дены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание, деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь, каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков.
Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкрет- но-исторической ситуацией, определенные функции. История показы- вает, что религия занимала в обществе следующие положения.
1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное, групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпа- дают с этническими. Религиозная деятельность составляет непремен- ное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения «налагаются» на другие социальные связи. Институты соединяют в себе власть религиозную и светскую.
2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него. Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но посте- пенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к опре- деленным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общно- стью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозгла- шается тождество религиозной и государственной принадлежности.
3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще- ственном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная деятельность и отношения являются частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам.
В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия меняются.
Индивид и личность В ранних формах религии отдельный человек в религии не выделял себя из религиозной группы, вы- ступал как индивид, как единичный пред- ставитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично- стью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном
этапе исторического процесса обособления и отличения себя от общности. В развитых религиозных системах личность может пред- ставать в различных типах — «святой», «юродивый», «оглашенный», "аскет", «отшельник» и т. д., а в обыденной жизни — «верующий», «фанатик», «колеблющийся», «личность с превалирующей религиозной ориентацией» или «подчиненной» и др. Без религиозной личности не может существовать и развитая религиозная система. Религиозная личность — это человек в совокупности его индивидуальных качеств, в которой определенное место занимают и религиозные свойства, спо- собный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности присуще качество «религиозность», которое образуют в сознании со- ответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в поведении — посещение храма, молитва, участие в богослужении, со- вершение религиозных обрядов, празднование религиозных праздников, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях «Бог — человек», «человек — Бог» или, в зависимости от типа религий, в чем-то ином. Религиозные качества интериоризуются (лат. interior — внутренний), «овнутрвляются» в процессе социализации, присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре- ды, в результате чего складывается религиозная духовность личности. Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представ- ляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание го- лоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны с религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами. Религиозная вера, совокупность религиозных представлений, переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу- ре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершается катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание этой духовности зависит от религиозной принадлежности.
Глава II
ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ
Система детерминан т При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она
возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему де- терминант в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные связи являются главным генетическим фактором. Существенны и
исторические связи: религия — не только следствие причин, действо- вавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются и структурные связи — строения, внутренней организации общества, его подсистем, сфер, самой религии, «склонные» к устойчивости, пос- тоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают функциональные отношения. В обществах определенных типов рад функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в ком- плексе детерминант религии и связей обусловливания, которые сос- тавляют среду, обстановку ее порождения, возникновения, существования, функционирования, связей вероятности, случайности.
Наряду с различными видами связей можно выделить социумные, социокультурные, антропологические, психологические, гносео- логические детерминанты, их обычно метафорически называют «кор- нями религии». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как це- лого, находятся «на стороне» отношений вне сознания. Определя- ющими в конечном счете являются материальные отношения—-это «перводетерминанты», но их влияние опосредовано. На религию ока- зывают «вторичное воздействие» различные области духовной сферы — политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Осно- ву религии составляет совокупность общественных отношений, про- дуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические детерминанты. В области культуры это такие явления, как деформация системы цен- ностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое рас- пространение шаблонной масс-культуры, тупики искусства и падение нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порног- рафизшщя, Антропологические корни образуют те стороны жизни че- ловека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования — болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, урод- ство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, ге- ноцид, угроза перерождения «Homo Sapiens» и исчезновения человечества и пр. Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву — в познавательной деятельности человека.
§ 1. Социумные основы
Объективность Социумные основы образует совокупность ма- социумных факторов териальных (экономических, техно- логических) и производных от них отношений
в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нрав- ственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуют над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих отношений являются: стихийность природных и общественных процес- сов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты ус- ловий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интел- лектуального и физического труда, привязанность работника к тому или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию, гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно- авторитарные отношения, политический гнет государства; меж- этнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и экокризисных процессов.
Отношения, в основе которых лежит материальное производство, развертываются в двух аспектах — отношения людей к природе и друг к другу.
Детерминанты Характер отношении людей к природе, обще- в отношениях общества ства и природы зависит от уровня развития и природы производительных сил: от степени вооружен- ности средствами производства, прежде всего
орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), а также от уровня развития людей — участников общественного производства.
Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей мере природные силы господствуют над людьми и соответственно тем властнее действует этот аспект социумной основы. В ходе истории на- блюдается рост производительных сил, особенно средств производства, возрастает уровень вооруженности орудиями труда, а потому расширяются возможности управления природными процессами, снижается степень зависимости повседневной жизни людей от природ- ных сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства со- вершается с переходом к индустриальному обществу. Но последствия научно-технического прогресса противоречивы. Налицо факт, харак- терный для XX в., особенно его конца: с одной стороны, пробуждены к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подоз-
ревали ни в одну из предшествовавших эпох, истории человечества и которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия челове- чества и отдельного человека; с другой — сам научно-технический прогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищен- ности и риска.
И «наши дни уровень развития науки и техники не защищает повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процес- сов, не исключает стихийных бедствий — смерчей, тайфунов, земле- трясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенные технологические системы не гарантируют от неожиданных и катаст- рофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядер- ная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии, связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу.
Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлые века свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне на человечество на- ползает опасность СПИДа.
Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность эко- логического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной ж робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневной жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой — всякое производство имеет «отходы», побочные последствия, загряз- няющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни на Земле. Степень управления экологическими процессами в мире пока что невысока. Пренебрежение к реально существующим законам пространственной организации природы и человеческого общества приводит к опасным последствиям. Уже не вызывает сомнения тот факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб.
Факторы в области отно- Социумные детерминанты действуют в сфере шений людей не только отношения людей к природе, но друг с другом и их отношений друг к другу. Противо- речивость общественного прогресса в этом ас- пекте связана с развитием отчужденных форм собственности, с эксплуатацией, с ограничивающим разделением труда, разделением на классы и иные группы (сословия, гильдии, касты и пр.), с властью государства и противостоянием государств, что вызывает социальные, политические, классовые, межсословные, межэтнические, межгруппо- вые, межличностные и прочие конфликты.
Во всей прошедшей доныне истории отношения в обществе скла- дывались, функционировали и изменялись в основном стихийно, воз- можности управления ими, хотя и расширялись, все же оставались
ограниченными. Общественные отношения, вследствие того что сов- местная деятельность людей осуществляется стихийно., выступали не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть. Действие стихийных неконтролируемых и неуправ- ляемых сил, господствующих над людьми, идущих вразрез с их ожиданиями, составляло существенную черту общественного процесса.
Основой религии в первобытном обществе была низкая степень развития производительных сил и соответственная ограниченность отношений людей рамками материального производства, а значит, ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Есте- ственно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовла- дении, феодализме, капитализме, в «смешанных» обществах развитие подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Ра- бовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическое принуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосред- ственных отношениях господства и подчинения. При феодализме личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального производства, так и в других сферах жизни; зависимы все — крепо- стные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпо- ративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен, но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капита- ла, который вносит свои «правила игры» в социальную, политическую идругие области. В «смешанных» обществах переплетаются родопле- менные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэко- номическое принуждение соединено с экономическим, традиционные структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы сдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управ- ления и власти.
По мере все большего разделения труда работник формируется как частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, к полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность лю- дей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности, растет степень несвободы. С разделением труда на умственный и физический духовное производство и потребление в оптимальных фор- мах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического труда большинства людей. Развиваются противоположность города и де- ревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятель- ности.
На всех этапах истории спутником человечества были войны. По некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. че- ловек. Во время второй мировой войны, когда военные действия велись на территории 40 государств, ее жертвами стали 50 — 55 млн., число
раненых — 34 — 35 млн., 20 — 25 млн. человек стали инвалидами. В период после 1945 г., который неверно называется «послевоенным», развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла опасность ядерного апо- калипсиса, гибели цивилизации, всего человечества.
В мире более 950 млн. людей не могут удовлетворить самые эле- ментарные потребности. Каждый год от голода в мире погибает около 50 млн. человек. Опасности современного мира оборачиваются более серьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин. Порнография углубляет мировой кризис, разрастается кризис демог- рафический: снижение рождаемости (на Западе и Севере) и демог- рафический взрыв (на Востоке и Юге).
§ 2. Психологические факторы
Психологические факторы религии — это состояния, процессы, ме- ханизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, ко- торые создают возможность, благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно- психологические и индивидуально-психологические детерминанты. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как в психологии индивидов.
психологические факторы религии составляют феномены психологии
общества и групп. К ним относятся:кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр.
Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы мо- гут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д.
Общение является персонифицированной формой общественных отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях отчуждения человека от человека происходит дисгармонизация общения, общение приобретает превратные формы, опосредуется вещ- ными отношениями. Создается психологическая предрасположенность к религиозному общению.
Питательную почву религии образуют неосознанные явления обще- ственной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются в
общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, под- ражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, в традициях и обычаях.
Общение в ходе совместных действий порождает групповые психо- логические явления. В психологии людей происходят изменения, появ- ляются коллективные представления и переживания, несвойственные индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное действие вызывает явления синергии (достижение более высоких результатов), фацилитации (облегчение работы), снижения психологической напря- женности, производит возбуждение жизненной энергии.
Общественно-психологические феномены — коллективные пред- ставления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности, традиции — императивны по отношению к индивидууму и принудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, фак- торы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и дей- ствуют на личность извне. В этих феноменах образ слит с эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно- психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально- человеческое, как то, что дается индивиду «свыше», что выводит его за пределы обычной, повседневной жизни.
психологические действуют в психологии индивида. Это
предпосылки переживание всесторонней зависимости от
других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления.
Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся пред- меты удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро пережива- ется в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и пора- жениях.
Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чув- ство страха перед разрушительными силами природы и общества. «Страх создал богов», — говорил древнеримский поэт Стаций (ок. 40 — ок. 96).
Страх является естественной реакцией на реальную опасность, сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении
с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, пос- тоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослаб- ляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление, рассеивает внимание.
Отношения бессилия, зависимости, которые в данных условиях непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс, включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего, надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность действительного освобождения приводит к поискам освобождения духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.
Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению, желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь умирания — процесса, который причиняет много физической боли и духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких, друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида. Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха. смерти может принять веру в бессмертие души.
В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой, тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование человеческой личности начинается с первых дней жизни и проходит незаметно для человека. Когда человек становится самосознающей личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в готовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей власти ни начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, но бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей воли, и т. д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения складываются под влиянием общества. Будучи сформированными, эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и могут действовать не только при отсутствии непосредственного общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и сознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно. Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях, ясновидении. Неосознанный, непроизвольный процесс скрыт, его результат выступает как нечно заданное, готовое.
§3. Гносеологические предпосылки
Неограниченность Гносеологические детерминанты представля- и ограниченность познания ют собой те моменты познавательной деятель- ности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей, мифов.
Познавательные возможности превращаются в действительность при наличии социумных факторов под воздействием психологических.
Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движения через относитель- ные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом данном этапе есть непознанные сферы действительности и соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует «тай- ное»). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть абсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление