Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободомыслие за рубежом в XX веке




Основные союзы Свободомыслие за рубежом в XX в. представ-

и направления лено рядом учений, начиная от крайне

нигилистических и кончая гуманистическо-

демократическими. Современные свободомыслящие в анализе религии,
человека, гуманизма опираются на традиции просветительства,
рационализма, натурализма, характерные для философии XVIII —

 

10 Зак. 536 289


XIX вв. В настоящее время в их мировоззрении прослеживается плю-
рализм философских и социально-политических идей; в то же время
свободомыслящие входят в национальные и международные союзы, ко-
торые имеют свои периодические издания. Так, в США действует
«Американская гуманистическая ассоциация» (журнал «Гуманист»), в
Великобритании с конца XIX в. и до сих пор существует общество
«Свободомыслящий» (журнал с тем же названием), в Италии —
«Национальная ассоциация им. Дж. Бруно» (журнал «Раджоне»), в
Индии — «Индийская рационалистическая ассоциация» (журнал «Сво-
бодомыслящий»). Эти и другие национальные союзы являются членами
двух международных организаций: Всемирного Союза Свободомыс-
лящих (образован в 1888 г.) и Международного Гуманистического и
Этического Союза (создан в 1952 г.).

В работе союзов принимают участие ученые-естествоиспытатели,
философы, преподаватели и творческая интеллигенция. В своей де-
ятельности союзы руководствуются следующими принципами:
рациональный, научный подход к проблемам человеческого сущест-
вования; приоритет этики во взаимоотношениях человека с обществом
и природой; неуклонная поддержка демократических принципов обще-
ственной жизни.

Среди наиболее распространенных направлений в современном за-
падном свободомыслии можно выделить: неопозитивистское,
фрейдистское, неофрейдистское, натуралистическое, нигилистическое,
течения атеистического экзистенциализма, секулярного гуманизма и
эволюционного гуманизма.

Неопозитивистская Основоположником неопозитивистского на-
ориенгация правления в современном западном свободо-
мыслии можно считать английского ученого,

логика, математика, представителя логического позитивизма Б. Рас-
села (1872—1970).

В своих работах «История западной философии», «Почему я не
христианин» и других Б. Рассел показывает, что наиболее плодотвор-
ной традицией в истории философии является стремление поставить
теоретико-познавательное исследование на почву логики. Ученый
считает, что утверждения теологии не поддаются сопоставлению с чув-
ственными данными. Вследствие этого они не могут быть
верифицированы на формальном языке науки. Основываясь на этих
положениях, Б. Рассел опровергает доказательства бытия Бога.
Философ выделяет три аспекта религии: церковь, вероучение, кодекс
личной морали, которые со временем меняются. Он отрицательно
относится к христианской морали, противопоставляя ей мораль «науки
свободного разума». Выступая против теории личного бессмертия, он
отрицает дуализм души и тела. Ученый на основе данных естественных

 

 


наук замечает, что представляется маловероятным, что сознание про-
должает существовать после полного разрушения мозговых структур.
Он определяет сущность христианства как утешение тех, кто потерял
национальную и личную свободу. Бороться за свободу Б. Рассел пред-
лагает путем реформ в области образования, просвещения, воспитания.

Фрейдистское направление Основателем данного направления является

австрийский философ, психотерапевт
3. Фрейд. В своих работах он не только касается сущности религии,
но и обращает внимание на психологическую природу атеизма. Если
религия возникает из беспомощности человека перед противостоящими
явлениями природы и внутренними, присущими ему инстинктивными
силами, то атеизм коренится в их продуктивном преодолении. Осво-
бождение от религиозных иллюзий происходит по мере того, как че-
ловек искореняет свою инфантильную беспомощность, превращаясь в
самостоятельную, сознательную личность.

3. Фрейд не считает религию основой нравственности. Человек дол-
жен положиться на свои собственные силы. Только человек, осво-
бодившийся от власти авторитетов, может правильно употребить
разум, объективно понять мир и свою роль в нем, не впадая в иллюзии.
3. Фрейд выступает против религиозного воспитания, считая, что оно
препятствует умственному развитию индивида.

Среди представителей неофрейдизма особенно большую роль играл
Э. Фромм, воззрения которого поддерживают многие современные сво-
бодомыслящие. Он резко выступает против авторитарной религии —
религии отчужденного человека. Ей он противопоставляет гу-
манистическую религию, которая концентрируется на самом человеке
как высшей ценности. В ее основе лежит вера в его возможности, в
силу разума. При ней человек получает настоящую свободу и сам отве-
чает за свою судьбу.

Атеистический Позиция атеистического экзистенциализма
экзистенциализм наиболее отчетливо прослеживается у фран-
цузского философа Ж.-П. Сартра (1905 —

1980) в его работах «Экзистенциализм— это гуманизм», «Бытие и
ничто» и др. Ж.-П. Сартр в центр внимания ставит вопрос о поисках
личностью исторической самостоятельности, возможностей реализации
и развития своей активности. Главное для человека самому быть Бо-
гом, «нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее
задумал»57. В его работах постоянно прослеживается идея об абсолют-
ной свободе человека, которая противопоставляется идее божествен-
ного провидения. Человеческая свобода, являющаяся фундаментальной
и неотъемлемой характеристикой человеческого бытия, несовместима
с активностью Бога. Но в то же время, по Ж.-П. Сартру, свобода

 

 


— тягчайший груз, который человек постоянно несет до самой смерти.
Человек осужден быть свободным. По его мнению, «даже если бы бог
существовал, это ничего бы не изменило... суть дела не в том, су-
ществует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто
не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство
существования бога»58.

Нигилизм Нигилистическое направление в современном
свободомыслии берет свое начало от

Ф. Ницше (1844—1900) — автора «Так говорил Заратустра», «По ту
сторону добра и зла», «Антихристианин» и т.д. Ницшеанство
сложилось в 70 — 80-е годы XIX в. До сих пор оно имеет множество
последователей.

Сам Ф. Ницше характеризует свою философию как «нигилизм»,
считая, что он стоит у порога истины, добра и гуманизма. Ф. Ницше
различает два типа нигилизма — пассивный и активный: пассивный

— знамение слабости, регресса воли и духа; активный является «зна-
ком повышенной мощи воли и разума». Все прежние цели и ценности,
идеалы и верования перестали соответствовать требованиям будущего
дня, необходима «свобода воли» и «творческая интуиция», с помощью
которых произойдет прорыв в будущее. «Бог умер», говорит Ф. Ницше,
отсюда необходима переоценка всех ценностей, в частности
христианских. Философ считает, что христианство расслабляет чело-
века, делает его безвольным. Ему он противопоставляет новую
«религию религий», основу которой составляет идея вечного возвра-
щения. В результате вечного возвращения появляется сверхчеловек,
который является единственной целью всего человечества. Основная
ценность сверхчеловека — воля к власти: «Господствовать —и не быть
больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить
человека»59.

Секулярный гуманизм Среди современных свободомыслящих боль-
шое влияние имеет теория секулярного гу-
манизма, представленная в работах американского философа
П. Куртца (род. 1925). В своих трудах «Трансцендентальное иску-
шение», «Критика религии и паранормальное», «Полнота жизни» и
других ученый ставит вопросы о сущности религии, показывает ее
связь с мистикой. Изучая причины возникновения веры в Бога, он
отмечает, что эта вера глубоко коренится в обычаях и традициях,
обусловленных социальными и культурными условиями, в которых
живут народы. Одну из причин существования религии ученый
видит в склонности людей к магическому мышлению и готовности
принять его. Религиозные системы, согласно ему, есть творческий
продукт идеализированного воображения, в котором люди топят
свои мечты и слезы.

 


Эволюционный гуманизм Английский философ, биолог, один из
активных деятелей современного международ-
ного движения свободомыслящих Дж. Хаксли (1887 — 1975) заложил
основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия является
органом психосоциальной организации человека, касается проблем че-
ловеческой судьбы, эволюционирует вместе с развитием человека и
общества. В труде «Религия без откровения» Дж. Хаксли подчеркивает,
что появление религиозных воззрений обусловлено определенными
обстоятельствами, вытекающими из связи человека с природой, а на
более высокой ступени — с обществом. В своих трудах он проводит
сравнительный анализ религии различных народов на разных ступенях
развития древних культур. Цель подобного исследования состоит в же-
лании понять психологические механизмы, которые лежат в основе
религиозного опыта, а также показать, какое место занимает религия
в жизни общества и человека. Ученый указывает на сходство между
человеческим единством и единством религиозных систем. По его
мнению, в современном обществе необходимо создать «новую
религию», которая должна иметь дело с реальным миром и основы-
ваться на общечеловеческих ценностях. В «новой религии» не будет
элементов сверхъественного, она будет связана с «чистой» силой интел-
лекта и логикой. Такую религию он называет «эволюционным гу-
манизмом», имея в виду, что в ней соединятся идеи гуманистической
этики и теория эволюции.

Натуралистический гуманизм Концепция натуралистического гуманизма

разработана американским философом К. Ла-

монтом (род. 1902). По его мнению, все существующее в этом мире
является продуктом естественного развития без какого-либо сверхъ-
естественного вмешательства. Натурализм, подчеркивает К. Ламонт,
рассматривает человека, землю и Вселенную как часть великой
природы. В трудах «Иллюзия бессмертия. Философия гуманизма»,
«Свобода положительного выбора» в противоположность религиозной
доктрине К. Ламонт утверждает, что человек является продуктом есте-
ственной и социальной эволюции. К. Ламонт выступает против теории
личного бессмертия человека; потусторонний мир есть не что иное,
как земной мир, перенесенный воображением человека на небо, а бес-
смертие души — это продолжительная жизнь человека в памяти лю-
дей. Но, отрицая любой вид личного бессмертия, он утверждает
бессмертие человечества.

Защита свободы мысли Хотя "в зарубежных странах существует раз-
и совести ное правовое положение церкви, государства
и школы, философское решение проблем сво-
боды совести среди свободомыслящих сходно: они продолжают
антиклерикальные традиции, присущие всему предшествующему сво-

 


бодомыслию. Современные свободомыслящие выступают за отделение
церкви от государства и школы от церкви. В США, например, активно
действует «Американский союз борьбы за отделение церкви от госу-
дарства». Одну из своих задач он видит в том, чтобы дать человеку
нетеистическую веру, воспитать его в светском духе, высоко мораль-
ным. Именно нравственное воспитание даст возможность создать луч-
шую жизнь.


Раздел пятый




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.