КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторная работа 4
О 875 $72 Выбор создает несовершенного человека, с пороками и изъянами, за которые он будет отвечать до конца своих дней. Вот почему раскаяние, сопровождаемое сознанием непомерной вины выбравшей себя личности за грехи человечества, возвеличивает се, приближая к Богу. Принимая на себя ответственность, село-век обретает свободу, становясь равным Богу, но тут же раскаивается, усмотрев в этом грех гордыни. Когда же в момент выбора человеку не в чем раскаиваться (пусть это всего лишь теоретическое допущение), и весь его род состоит из таких же безупречных людей, то даже тогда он должен раскаиваться в том, что не сразу принял из рук Бога замысел свой души, который всегда держал перед ним Бог наготове. И если нет вообще никаких причин для раскаяния, всегда есть одна, — та. Раскаяние не является чем-то внешним по отношению к выбору, скорее оно появляется вместе с ним. Выбор будет не полным, если совершая его, человек берет из прошлого только то, что представляет его в наиболее привлекательном свете. Лишь выбирая себя целиком, выбираешь себя грешником. Поэтому человек всегда виноват перед Богом: ему всегда есть в чем раскаиваться. Если же он попытается отсечь часть своего прошлого «я», то тогда не будет и выбора самого себя. Принятие на себя ответственности за любое проявление своего «я» обязательно порождает раскаяние. Только это совсем не то раскаяние, которое появляется после совершенного дурного поступка. В этическом раскаянии человек осознает, сколь много постыдного было в его прошлом, когда он был непосредственным, природным существом. Кроме того, на нем и на любом другом представителе лежит первородный грех его появления в отпавшем от божественной благодати мире. И в процессе раскаяния человек идет от своего прошлого, потом от прошлого своей семья, рода, человечества и, наконец» доходит до Бога, в котором и обретает себя.
В случае, когда добро как субстанция Бога, а, значит, я мира порождает волю, являющуюся проявлением этой субстанции, мы имеем дело с религиозным миропониманием в форме пантеизма. Когда же добро появляется в мире впервые, благодаря божественной воли, тогда Бог выступает как личность, а свободная воля является его атрибутом. В таком случае индивид, ставший личностью, становится богом, но богом, так сказать, локального масштаба: в этом божественном мире отдельной личности абсолютно все зависит только от нее самой.
что Бог «возлюбил меня раньше, чем я его>. (Наст, изд., С. 296), И тут обнаруживается главный парадокс этического выбора. Оказывается, при этом выборе вообще нет никакой... этики. Ка«$ только эстет, осуществив этический выбор, становится этиком, он тут же, не успев и мгновение побыть в его роли, вновь превращается в эстета, яравда, уже совершенно другого уровня. Отвергая диалектику Гегеля, Киркегор, тем не менее, мм демонстря- рует пример мастерского владения ею. Действительно, выбирая себя, индивид опосредованно закрепляет то, что раньше совершал непосредственно. Киркегор при этом нарушает гегелевскую триаду, по которой за эстетической стадией следовала этическая, а после нее — религиозная. А у датского мыслителя за эстетической сразу следует религиозная, являющаяся, говоря гегелевским языком, снятием эстетической. Фактически этическая стадия является внебы- твйной, поскольку ее оеушеетвлепе ироиеходнт ■ ефере еамо- сознания. Киркегор лишает человека его контакта с людьми, что в значительной степени придает трагизм его мысли. Получается^ что человек является этиком очень непродолжительное время, и то лишь в собственном сознании.
Однако религиозная стадия не приводит личность к Богу Выбирая грех, демонический' эстет предпочитает небытие бытию, ложь — истине, тьму — свету, зло — добру. Но у совершающего такой выбор все-таки остается чувство, что он удалился от Бога, и ему ничего не остается, как вновь стать собой, но не в Боге, а вне его. Человек, внбравшяй себя в Боге—сто «маленький» бог, тот же, кто выбрал себя вне Бога, просто чув-i ствует себя богом вне б ы т и я, т. е. дьяволом. Спасением от такого состояния раздвоенности — между Богом и дьяволом — может быть только ВЕРА. Однако это не традиционная христианская вера, а демоническая вера, описан- ■ая Кяркегором а книге «Страх ■ Трепет». Вмшедшая ераяу коале «ИЛИ-ИЛИ» под псевдонимом «Иоганнес де Силенцио» (са-ленцио — молчание), она продолжает анализ проблем, начатых в первой книге, что вполне могла быть включена в нее а качестве третьей части. В «Страхе и Трепете» раскрывается новым смысл легенды о Аврааме, которому Бог отдал приказ принести в жертву единственного сына Исаака. Как отмечалось во второй книге «ИЛИ-ИЛИ», путь спасения от непосредственной чувственности заключается в волевом усилии, направленном на выбор самого себя в Боге. Но при демонической воле человек помочь себе уже не в состоянии, и тогда помочь ему может только вера в невозможное или в абсурд. Именно такой должна быть вера Авраама, оказавшегося в немыслимой ситуации. В самом деле, что ему предпринять, если Бог, пославший более чем престарелым супругам (Аврааму было 99 лет, его жене Сарре — 90) сына Исаака, требует принести его в жертву. Как же поступить Аврааму, от которого Б< лично требует совершить убийство родного сына? Убить и о — грех этч-ческий, не убивать — грех перед Богом. Но может ли Бог просить такой жертвы? А может быть это просит не Бог? Даже для испытания крепости авраамовой веры это слишком жестоко. Да и искушение — это прерогатива дьявола, а не Бога.; Применив к данной ситуации принцип «ИЛИ-ИЛИ», мы в любом случае получим абсурд. Поэтому Авраам молчит.
Принимая решение принести в жертву, Авраам фактически волю Бога — личное — предпочитает морали — всеобщему. Но и преступник, ■ святой предпочитают единичное всеобщему, поэтому для этики их выбор абсолютно одинаков. Различение происходит «по ту сторону добра и зла», когда вера стала демонической. Ее отличительная особенность — общение с Богом без свидетелей — один на один. Но без свидетелей, значит без слов, без всеобщего, без атаки. Такое религиозное еоава- ние полностью исключает этическое «ИЛИ-ИЛИ». И только тогда, когда в жизни человека возникает проблема, которую ни описать, ни разрешить на этическом — человеческом — всеобщем уровне невозможно, когда никто в мире людей помочь не в состоянии, появляется вера в Бога, вера в абсурд. И дилемму: Бог или человек Киркегор решает в пользу Бога. Но если вера Авраама помогла ему обрести Бога, то сам автор «Страха и Трепета» так и не обрел его. В дневнике он написал, что знает, каким должен быть настоящий христианин, но сам не может быть истинным христианином. Это действительно так. Все, о чем писал Киркегор, он пережил лично, но исключительно лишь в собственном сознании, т. е. как философ. Но ведь экзистенциальное бытие но своей ирироде являет* ся целостным, в нем чувство, разум, действие находятся в такой взаимосвязи, что все вместе и каждый в отдельности являются Поступками. Кикегор же совершил в своей жизни только
один поступок: в сфере мысли. И любовь к невесте, и вера в Бога — все это были исключительно интеллектуальные действия. Сам мыслитель однажды заметил: «Если бы я верил в Бога, Регина была бы моей». Киркегор верил в Бога, но не был в Бо«re. Болезнь демонизма как наслаждения грехом, описанная им в большинстве произведений, была его собственной болезнью. Преодолей он эту болезнь, и Регина была бы его.
И все-таки Киркегор мог бы, правда, с некоторыми оговорками сказать, что Регина была его. В экзистенциальном смысле он всегда был с ней, хотя и никогда не обладал ею. Но никто больше, чем она, из людей не заполнял его бытие. Многие произведения воспроизводят историю его помолвки с ней. Но действительно ли Киркегор пожертвовал Региной Богу? И нужны ли вообще Богу какие-либо жертвы? Процесс жертвоприношения происходит тогда, когда человек для того, чтобы быть, жертвует тем, что имеет. А если он ничего не имеет? Имеется в виду, конечно, не материальное, а духовное «владение», хотя духовным владеть нельзя: в нем можно только быть. Но вспомним текст Евангелия от Матвея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Что значит быть «нищим духом»? Хорошим примером анализа этого фрагмента Нагорной проповеди Иисуса Христа демонстрирует немецкий мыслитель XIII века И. Экхарт. Говоря о духовной нищете, он не считает, что нищета духом сродни невежеству. Просто он выступает против гордыни знания, которое человеку не принадлежит. Человек не должен забыть, то что он знает, он должен забыть, что он знает, начиная в очередной раз процесс познания как-5удто бы заново. Знание не должно быть ничьей собственностью, его нельзя иметь. Но когда процесс познания будет бытием в знании, тогда это всего лишь активность мысли, никогда не останавливающейся и никогда собой не гордящейся. Нищета духа, требует, чтобы человек, избавляясь от различных духовных «богатств», не пытался таким способом освободить «место» для Бога. еЧловек должен быть настолько нищ (т. е. чист), чтобы в нем не было места для воздействия Бога. Если же в нем есть такое «место», значит он еще не достаточно чист, чтобы быть готовым к этой встрече. «И потому, — говорит Экхарт,— я молю Бога, чтобы он освободил меня от Бога». Привязанность к Богу на стадии обладания (в терминологии Киркегора — эстетической стадии) есть не что иное, как эгостическая привязанность к нему. Но это — не истинный Бог и не истинная привязанность. По мнению Экхарта, «люди дол- кны думать не етолько о той, что они должна делать, «аоль- ко о том, каковы они суть... Поэтому позаботьтесь прежде всего о том, чтобы быть добродетельным, и пусть вас не заботит ни количество, ни характер того, что вам предстоит сделать». Но быть (чем-то) означает быть активным, т. е. быть способным к постоянному трансцендированию, выходя за пределы собственного «я». Активный человек похож на «сосуд, который увеличивается по мере того, как он наполняется, и никогда не бывает полон». Таким образом, только полностью освободившись от своего «я», стремящегося к любым формам владения, человек становится абсолютно открытым, обнажаясь настолько, что Бог полностью покрывает его своим одеянием. Киркегор, исходя из собственного экзистенциального опыта, считает, что человек приходит к Богу после того, как до этого побывал в руках дьявола. Однако сам он так и не сотворил себя в Боге, сумев сохранить у себя только веру в него. Бог занимал его мысль, но оннежил с Богом в душе, которая так и осталась незаполненной, поскольку, в отличие от духа, она заполняется человеческим содержанием. Поэтому Киркегор не обрел Регину, поэтому он и не пришел к Богу. И хотя бывшая невеста всю жизнь была с ним в его мыслях, бытие каждого из них существовало отдельно. Об этом свидетельствует хотя бы то, что она была всего лишь источником вдохновения, материалом, из которого он создавал свои произведения. Трудно предположить, как сложилась бы судьба магистра теологии, еслу бы он выполнил свое обещание и женился на своей избраннице. Может быть, мир имел бы счастливого отца семейства, ставшего собой и сумевшего помочь сделать это своим близким, но тогда мы бы, возможно, не знали великого мыслителя Серена Киркегора. Состоявшаяся судьба, безусловно, важнее любых писаний, но из нее гораздо труднее самостоятельно черпать уроки становления. Зафиксированный, отчужденный на бумаге талантливый личный опыт для других людей все же более доступен. А если предположить, что Бог выбрал своему подопечному именно такую судьбу, дабы она послужила в назидание всем остальным людям, и тогда несостоявшееся индивидуальное бытие в Боге и было экзистенциальным бытием мыслителя С. Киркегора? И возможно в конце концон он соединился в Боге со своей единственной возлюбленной Региной Ольсен. Но тогда это бытие осуществилось не по Киркегоровскому принципу «ИЛИ-ИЛИ», а по принципу «И-И»: и Бог, и Регина! Открытие великого мыслителя Серена Киркегора состоялось спустя полвека после его смерти. Не лишне было бы напомнить, что он был современником Шеллинга, Шопенгауэра, Л. Фейербаха, К. Маркса. Он не был замечен не так, как обычно на фоне крупных звезд не замечают более мелких. Просто рационалистический XIX век не смог по достоинству оценить философскую глубину мыслителя, для которого разум не был величайшей ценностью на земле. Разум пытается искать правила, тогда как Киркегора интересовали исключения. Иное дело XX век, вех «восстания маес», господства стандартизированных индивидов, исповедующих «общие» истины. Эти ватины являются яячьяаш, она некого лично м трогают, ш тэте* му никто не пойдет за них на костер. Никто и не будет примеривать эти истины к личной судьбе, а уж тем более пытаться самим созидать свою судьбу. Но бунт Киркегора против всеобщего, против «коллетивной посредственности» вылился в парадоксальную форму. Ему ничего не оставалось, как объявить чагтную жизнь высшей формой человеческой жизни, т. е. в отличие от Гегеля, подчинить всеобщее единичному. Однако, по Киркегору, «частная» жизнь — это духовная жизнь личности, выбирающей себя не в чувственном потоке, а в бытии, совпадающем с божествеяинт. Это а будет ао сто «нению бытием в истине. Ее субъективность и означает бытие личности («субъекта») в духе. Разумеется Киркегор не отрицает знание, являющееся общезначимым: трюизмы обыденной жизни или эмпирические факты науки ни у кого не вызывают желания оспорить их. Но они и не являются истинами в строгом смысле этого слова. Что же касается иррационализма Киркегора, то массовые «безумства на почве объективности» подтверждают правоту мыслителя, предчувствовавшего их задолго до появления. Они не могут быть объяснены «объективно» философией, для этого необходима другая интеллектуальная форма. Киркегор нашел ее в религии, являщейся наиболее адекватной формой внерациональ-ного. В «Уединенном» В. Розанов писал: «Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот почему религия всегда будет одолевать философию»1. Поэтому абсурдность вере является отражением абсурдности жизни, а значит отчаяние н раскаяние всегда будут ее сопровождать. С. Киркегор оказал мощное влияние на последующую философию. Без него не было бы Яспера, Каню и Сартра. Много общего можно найти между ним и Л. Шестовым, он безусловна » В. В. Розанов, Соч., М. 1990, С. 34. 171 повлиял на Н. Бердяева, хотя последний и утверждает, что жало взял у него. Думается, необходимо более полное издание книг замечательного мыслителя, и тогда разговор с читателем сможет стать более обстоятельным. С. А. Склярснко Цель работы: закрепить навыки планирования систем управления запасами
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |