Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 9




1. Понятие и классификация функций государства. Функции современного Российского государства.

2. Понятие и причины пробелов в праве. Способы их устранения и преодоления. Правила аналогии.

 

Ответ 1. Функции государства – это основные направления воздействия государства на общественные отношения. Функции государства необходимо отличать от задач государства. Функция выступает средством решения задач. Существует 4 критерия классификации функций государства:

1. объективный критерий - по специфике воздействия, по той сфере общественной жизни, на которую воздействует данная функция:

а) внутренние функции - направление воздействия государства на общественные отношения внутри страны: управление объектами государственной собственности; правление системами здравоохранения; управление развитием науки, образования; и т.д.

б) внешние функции - направление воздействия государства на сферу международных отношений. Осуществляется государством в сотрудничестве с другими государствами и международными организациями: оборона страны; борьба с международным терроризмом; участие в международных организациях; и т.д.

2. содержательный критерий - по видам деятельности государства, по содержанию государственного воздействия: - политические - связаны с формированием и осуществлением политической власти в данном сообществе и внешнеполитическими отношениями; - экономические - формирование экономического строя общества, накопление и распределение материальных ресурсов; - социальные - формирование социальной политики государства, решение задач повышения социального статуса граждан, решение национальных вопросов; - духовные - развитие науки, образования, искусства, решение идеологических задач; - правовые - регулирование людей юридическими средствами, создание и применение права, охраны прав и свобод личности; - экологические - обеспечение экологической безопасности; -

3. временной критерий - по времени действия данной функции: - постоянные функции - длящиеся на всем протяжении времени существования государства; - временные функции - направленные на решение временных задач государства, имеющих особую важность.

4. ценностный критерий - по важность данной функции государства:

А основные - наиболее общие, важнейшие направления деятельность государства по решению стратегических задач, стоящих перед обществом: экономическая, социальная, духовная, политическая, правовая, и т.д.

б) неосновные - направления деятельности государства в узкой сфере (тактических задач): финансирование деятельности государства, управления системой здравоохранения, защита и охрана исторического, духовного наследия и официальной идеологии и т.д.

К основным функциям современного российского государства относятся:

Внутренние: обеспечение народовластия; экономическая, социальная функции; налогообложение; экологическая функция; обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

Внешние: внешнеэкономическая - партнерства и интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; борьба с терроризмом; экологическая; сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества.

 

Ответ 2. Пробел в праве — это отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования. Причины появления пробелов:

Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.

Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.

В некоторых случаях необходимость правового регулирования соответствующих отношений очевидна, но они, тем не менее, остаются неурегулированными. В этом случае отсутствие соответствующей нормы носит название «намеренные пробелы».

В юриспруденции выделяют три способа преодоления (устранения) пробелов:

§ аналогия закона;

§ субсидиарное применение права;

§ аналогия права.

Аналогия закона - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения. Аналогия закона предполагает соблюдение ряда условий: наличие обшей правовой урегулированности данного случая; отсутствие адекватной юридической нормы; существование аналогичной нормы, т. е. нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель.

Субсидиарное применение права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права. Это та же аналогия закона, но закона, относящегося к другой, родственной отрасли. Такое возможно, например, между нормами гражданского и семейного права.

Аналогия права - это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе общего смысла и духа законодательства. Аналогия права представляет собой менее точный прием решения юридического дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий: наличие общей правовой урегулированности данного случая; отсутствие адекватной юридической нормы; отсутствие аналогичной нормы. Аналогия разрешена повсюду, где нет специального запреще­ния и где сам нормодатель не связывает наступление юридичес­ких последствий только с конкретным законом. Режим закон­ности диктует ряд требований к использованию аналогии:

1. решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм;
2. сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в сущест­венных, равнозначных в правовом отношении признаках;
3. выводы по аналогии недопустимы, если она прямо запреще­на законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;
4. исключительные нормы и изъятия из общих законодатель­ных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключитель­ными;
5. выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих пред­писаний закона;
6. решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом.

Поэтому использовать аналогию могут только компе­тентные органы с соблюдением всех процессуальных норм (с указанием, что решение принято на основании применения аналогии).

 

 

Билет № 10

1. Механизм государства, его структура, принципы организации деятельности.

2. Юридические коллизии: понятие, процедуры и правила разрешения.

 

Ответ 1. Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства. Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы. Признаки механизма государства: 1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата; 2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом; 4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства: – органы представительной власти; – органы исполнительной власти; – судебные органы; – контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.: - государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки; - государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны; - государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;- здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

 

Ответ 2. Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения. Они привносят в правовую систему несогласованность, дефекты, являются причинами неудобств в правоприменительной практике, затрудняют использование законодательства. Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, процедуры их устранения.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречащие друг другу акты изданы разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т. е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов. Так, коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой;

б) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;

в) если возникают коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами, то приоритет имеют общефедеральные;

г) если возникают коллизии между национальным (внутригосударственным) и международным правом, то приоритет имеют международные нормы.

Кроме указанных правил юридические коллизии могут быть разрешены путем: - толкования; - принятия нового акта; - отмены старого; - внесение изменений или уточнений в действующие нормативные акты. В некоторых случаях нужны соответствующие процедуры для преодоления разногласий, разрешения споров по поводу противоречий в юридической сфере. Процедуры разрешения юридических коллизий и споров можно условно разделить на две большие группы: - согласительные (для преодоления разногласий); - судебные процедуры (для рассмотрения и разрешения споров сторон).

Согласительная процедура есть порядок рассмотрения разногласий между органами государственной власти, иными субъектами, добровольно одобренный ими. В Российской Федерации применяются следующие виды согласительных процедур. Создание и деятельность согласительных (паритетных) комиссий. Они могут создаваться: Конфликтующими сторонами. Порядок работы таких комиссий и принятия ими согласованных решений может быть предусмотрен в протоколе, подписанном сторонами, либо в двустороннем договоре (соглашении) между соответствующими органами государственной власти; Президентом РФ. В соответствии со ст. 85 Конституции РФ он может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Президент РФ применяет согласительные процедуры по собственной инициативе или по предложению конфликтующих сторон. В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (Конституционного Суда или Высшего Арбитражного Суда РФ); Правительством РФ. Это может произойти в случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов.

Судебные процедуры разрешения споров. Разногласия и коллизии между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов могут быть по инициативе их участников предметом судебного разбирательства. Особо следует отметить роль Конституционного Суда РФ в разрешении коллизий, возникающих в сфере федеративных отношений, взаимодействия ветвей власти, реализации прав граждан, осуществления различными органами и должностными лицами своих полномочий. Решения, принимаемые Конституционным Судом, имеют нормативно-регулирующее значение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.