Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Широкое участие населения и общественных организаций и привлечение их к мероприятиям по пропаганде ЗОЖ




Обязательное участие всей медицинской организации в проведении пропаганды ЗОЖ. (ст. 78 в, Основы законодательства Украины об охране здоровья).

Принципы организации, руководства

и планирования системы пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ)

 

1. Государственный характер организации системы пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ):

- разработка и осуществление государственных программ, направленных на профилактику заболеваний, укрепление и сохранение здоровья населения;

- создание и финансирование органов и учреждений пропаганды здорового образа жизни;

- меры государственно-правового и административного регулирования пропаганды здорового образа жизни.

2. Высокий научный уровень пропаганды здорового образа жизни:

- ориентир на современные достижения медицины и других естественных наук в области профилактики, этиологии, лечения заболеваний и других неблагоприятных факторов;

- научная деятельность в области разработки теории и практики санитарной пропаганды;

- разработка научных основ оценки эффективности санитарно-просветительной пропаганды и применение современных средств её.

3. Дифференцированный подход и ориентированность пропаганды ЗОЖ на целевые группы населения:

1)по возрастам:

- дети дошкольного возраста;

- дети и подростки школьного возраста;

- население зрелого возраста;

- лица пожилого и старческого возраста;

2)по состоянию здоровья:

- здоровые;

- лица под угрозой болезни;

- больные;

- диспансеризуемые;

3)со специфическими потребностями в области санитарного просвещения:

- лица, находящиеся в особых условиях труда и быта;

- женщины;

- беременные;

- роженицы;

- военнослужащие;

- работники пищевой промышленности, торговли продовольственными товарами, общественного питания;

4)участвующие в проведении пропаганды здорового образа жизни;

- родители;

- воспитатели дошкольных учреждений;

- учителя;

- руководящие работники.

 

В формировании здорового образа жизни принимают участие различные учреждения в системе здравоохранения, которые и создают службу по формированию у населения здорового образа жизни, к ним относятся:

-национальный организационно-методический центр медицинских проблем формирования здоровья, гигиенического воспитания населения;

-министерство здравоохранения Украины;

-украинский институт стратегических исследований МОЗ Украины;

-центры здоровья различного уровня осуществляют организационно-методическое руководство;

-врачебно-физкультурный диспансер (отдел, кабинет)

-кабинет пропаганды здорового образа жизни ЛПУ;

-кабинет (отделение) здорового ребенка;

-кабинет санитарного просвещения органов санэпиднадзора

-кабинет профилактики стоматологических заболеваний в стоматологических клиниках.

 

Основным структурным подразделением формирования здорового образа жизни является центр здоровья, организационная структура которого представлена на схеме 1.

Целью деятельности центра здоровья является повышение уровня гигиенической культуры населения, привлечение его широких слоёв к процессу укрепления здоровья путём формирования здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение таких основных задач:

1. Разработка (коррекция) стратегии многосторонней деятельности относительно укрепления здоровья населения, инициирование процесса внедрения в практику принципов здорового образа жизни.

2. Создание нормативной, информационной, организационной, методологической и методической базы, которая способствовала бы деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни.

3. Координация усилий медицинских и заинтересованных немедицинских учреждений и общественных организаций по созданию экономических и материально-технических предпосылок для укрепления здорового образа жизни, организация движения по внедрению принципов здорового образа жизни.

4. Организационно-методическое и информационное обеспечение учреждений охраны здоровья, образования, физической культуры, средств массовой информации относительно вопросов повышения гигиенической культуры и оздоровления широких слоёв населения.

5. Разработка по заказу органов и учреждений охраны здоровья, заинтересованных немедицинских ведомств и реализация мероприятий, учитывающих эпидситуацию, краевую патологию, распространение тех или иных неинфекционных заболеваний.

 

Выполнение своих задач центр здоровья осуществляет через:

1.Систему учреждений здравоохранения;

-систему общего и специального образования;

-систему производственного обучения;

2.Систему культурно-просветительских учреждений и средств массовой информации;

3.Систему оздоровительных, физкультурно-оздоровительных комп-лексов, рекреационных учреждений и др.

Способами реализации задачи центра здоровья могут быть национальные и региональные межотраслевые (межведомственные) программы здоровья, формирования здорового образа жизни; национальные и региональные программы по международным проектам ВОЗ «Здоровье для всех до 2000 года», СИНДИ, «Города здоровья», Европейская сеть школ способствования здоровья», «Европа без табака» и др.

Исходя из основных задач, на центр здоровья возлагаются следующие функции:

1.Изучение и обобщение состояния работы по формированию здорового образа жизни, гигиенического воспитания населения и оказание органам охраны здоровья, другим заинтересованным структурам предложений относительно её оптимизации.

2.Участие в разработке и реализации целевых комплексных межведомственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения.

3.Сбор, обработка, анализ, сохранение и донесение до руководителей властных структур, медицинских учреждений, главных штатных и нештатных специалистов органов охраны здоровья информации, необходимой для принятия управленческих решений относительно оптимизации работы по вопросам формирования здорового образа жизни, гигиенического воспитания населения.

4.Изучение эффективности работы по гигиеническому воспитанию населения с целью её коррекции.

5.Внедрения систем оздоровления населения по технологиям, которые предусматривают прежде всего сохранение и укрепление здоровья.

6.Сбор, обработка, доведение информации по разным проблемам охраны здоровья (состояние здоровья населения, эпидситуация, причины возникновения заболеваний, эпидемических вспышек, охрана окружающей среды и др.) до средств массовой информации с целью повышения уровня осведомлённости по этой проблематике со стороны руководителей властных структур, формирование общественного мнения относительно решения медицинских проблем, повышение уровня гигиенической культуры.

7.Участие и повышение квалификации медицинских и педагогических кадров, других специалистов (физической культуры, содружество Красного Креста и др.) по вопросам формирования здорового образа жизни, гигиенического воспитания и оздоровление населения немедикаментозными способами.

8.Участие в работе научных съездов, симпозиумов, конференций, семинаров с целью освещения вопросов сохранения и укрепления здоровья.

9.Изучение и обобщение передового опыта работы относительно формирования здорового образа жизни, гигиенического воспитания населения, эффективного применения немедикаментозных способов оздоровления.

10.Разработка методических материалов по проблеме сохранения и укрепления здоровья.

11.Участие во внедрении в практику проектов и программ ВОЗ, Совета Европы, ЮНИСЕФ («Здоровье для всех в ХХІ веке», «Города здоровья», «Европейская сеть школ содействия здоровью», СИНДИ, «За Европу без табака», «Европейский план действий борьбы употребления алкоголя», «Снижение наркомании в Европе» и др.).

12.Организация и участие в проведении работы относительно повышения уровня гигиенической культуры населения:

- в процессе общеобразовательного и профессионального обучения, в частности, преподавания предмета «Валеология» в учебных заведениях;

- целевым назначением санитарно-эпидемиологических показаний;

- целевым назначением медико-оздоровительных показаний (в процессе патронажа, обучение здоровью в школах, университетах, лицеях здоровья, оздоровительных групп и др.);

- в процессе просветительной работы среди широких слоёв населения (средств массовой информации, научно-популярная литература, лекции, выставки и др.).

13.Организация издания научно-популярных и наглядных материалов сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний и участие в их подготовке.

14.Сотрудничество с неформальными структурами и движением населения за здоровый образ жизни, оказания им организационно-методической помощи.

15.Участие в апробации новейших и модернизованных методов диагностики резервов здоровья, гигиенического воспитания населения и обобщение их результатов.

16.Участие в апробации и внедрения в практику работы медицинских и немедицинских учреждений моделей формирования здорового образа жизни среди разных групп населения (дети дошкольного возраста, учеников общеобразовательных школ, АТУ, студентов, взрослого населения) по месту обучения, работы, проживания и др.

17.Организация и участие в проведении просветительной компании, посвящённых актуальным медицинским проблемам (по эпидпоказаниям, рекомендациями ВОЗ к Всемирным дням здоровья, не курения, борьбы с туберкулёзом т.п.).

18.Участие в разработке (внесение корректив), апробация и внедрение в практику медико-экономических стандартов качества оказания медицинской помощи больным (включение в них способов и форм гигиенического воспитания).

19.Обеспечение планового и оперативного использования социального заказа органов, учреждений и служб охраны здоровья, касающихся организации и проведения просветительных мероприятий (издание и распространение научно-популярной литературы, методических материалов, организации радио- и телепередач, публикаций в прессе, кино- и видеодемонстраций, пропагандистских компаний и др.), в частности по эпидпоказаниям.

20.Применение различных способов немедикаментозного, традиционного и нетрадиционного оздоровления населения (коррекция движимого режима, закаливания, питания, психического состояния, сексуального воспитания, отношения к курению, употребления алкогольных напитков, наркотиков и др.).

Решение задач санитарной пропаганды (СП) можно решить с помощью различных методических подходов. Методы группируются по виду передачи информации и решающими критериями являются:

-характер взаимосвязи, лиц участвующих в СП;

-степень активности участников СП;

 

Врач должен в своей работе активно использовать различные методы, формы и средства пропаганды здорового образа жизни. Эта деятельность требует от врача не только знания вопросов санитарного просвещения, но и глубоких знаний в области деонтологии, гигиены, анатомии, физиологии, патологической физиологии и других фундаментальных дисциплин.

1.Исходя из вышеизложенных критериев выделяют 3 метода пропаганды здорового образа жизни, это:

-Метод индивидуальной санитарно-просветительной пропаганды.

-Метод групповой санитарно-просветительной пропаганды.

-Метод массовой санитарно-просветительной пропаганды.

 

Каждый из методов имеет свои формы реализации, основные из которых представлены на схеме ниже.

Эффективность пропаганды существенно может быть улучшена за счёт применения различных средств санитарно-просветительной пропаганды.

После разбора основных вопросов темы преподаватель выбирает один-два реферата, подготовленных студентами для прослушивания и последующего обсуждения. Темы рефератов и требования к построению и составлению конспекта лекций представлены в приложениях. Прослушав рефераты лекций, студенты задают вопросы лектору, затем каждый выступает в роли рецензента, отмечая положительные и отрицательные моменты в прослушанной лекции.

В конце занятия преподаватель подводит итог обсуждения лекции, указывая на недостатки и положительные моменты в организации проведения лекции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.