Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксистский период в истории политической жизни. Маркс, Энгель, Плеханов, Ленин

Читайте также:
  1. I период обучения (подготовительный)
  2. I период работы 1 страница
  3. I период работы 2 страница
  4. I. XIX в. в истории развития русской национальной культуры. «Золотой век» русской культуры.
  5. I. Особенности культуры периода.
  6. II период (постиммобилизационный).
  7. II период обучения
  8. II период обучения (вторая половина ноября — февраль)
  9. II период. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ.
  10. III период обучения (март, апрель, май)
  11. III период. АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ.
  12. II—III период (декабрь — февраль, март — май)



Политические взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка

Политические теории Нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства.

Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия о договорном характере государства, пришедшем на смену средневековой теории его божественного происхождения. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага стала теория «общественного договора».

В ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального мироздания. Для реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод независимые индивиды заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и проявлял свои природные страсти (эгоизм, жестокость), к цивилизованному, т.е. к государственно-организованному существованию.

Теорию «общественного договора» развивали английские и французские мыслители:

Томас Гоббс (1588 - 1679)

По его мнению, появлению государства предшествовало так называемое естественное состояние, состояние "войны всех против всех ", т.е. абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Для того, чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, люди и заключили общественный договор между собой, взаимно ограничив свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира.

Дж. Локк(1632 - 1704)

Родоначальник либеральной идеологии трактовал идею общественного договора иначе: поскольку главной ценностью либерализм признает свободную личность, постольку он считал, что реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства.

С этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека.

Теория государства является одной из весомых составных общественной теории политики.

Марксистское понимание природы государства было изложено Ф.Энгельсом, где обосновывался тезис, согласно которому государство возникло из-за того, что общинно-родовой строй «был подорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы». Позже к спорам о сути государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий, направленных на переустройство, «усовершенствование» государства и общества в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая культура.



Непосредственно К. Маркс написал о спорной сущности государства: «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властвующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает своё концентрированное выражение”. В сферу деятельности государства входят «специфические функции», вытекающие из противопоставления правительству и народных масс. Вместе с тем К. Маркс делал ударение на признании государства такой силой, которая выступает и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового, корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанным, усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве.

 

Ленинизм (Марксизм в России). В то время, как в Западной Европе в конце XIX - в начале XX в.в. сложилась новая социально политическая ситуация, ставящая и новые задачи перед пролетарским движением, в ее восточной части, в частности в России, ситуация способствовала распространению марксизма в ортодоксальной форме. В.И. Ульянов-Ленин (1870-1924) не только полностью воспринял марксизм, но и поставил цель осуществить его главную идею на практике. Он также дальше развивает эту теорию приминительно к специфическим условиям многонациональной полуазиатской России и практически сформулировал политическую доктрину марксизма. Ее основные положения:

- вслед за К. Марксом В. Ленин подчеркнул, что в центре марксистской политической доктрины находится вопрос о классовой борьбе;

- Ленин тесно связал марксизм с идеологией;

- Ленин сформулировал концепцию социалистической революции и сделал вывод о возможности ее победы в одной отдельно взятой стране (Маркс и Энгельс считали, что революция должна произойти одновременно во всех развитых европейских странах);

- разработал и воплотил в жизнь концепцию авангардной политической партии - партии профессиональных революционеров, четко направленной на завоевание политической власти;

- разрабатывая марксистскую концепцию государства диктатуры пролетариата;

- В. Ленин большое внимание уделял разработке национального вопроса, положив в основу его разрешения в многонациональной стране положение о праве наций на самоопределение (На практике советские республики превратились в марионеточные образования, в которых все больше набирал темпы процесс денационализации).

 

«Государство - это машина для поддержания властвования одного класса над другим», - писал В.И.Ленин, это «Организованное насилие одного класса для угнетения другого». Из этого добывались доказательства для обоснования безпредупредительного вмешательства государства во все сферы жизни общества. Понятие государства, как «аппарата насилия», способа, который одна часть населения исполняет для подчинения себе другого, для удовольствия собственных интересов, остается распространенным и сейчас.

 

Ортодоксальный марксизм: Г.В. Плеханов (1856-1918). Оказавшись в 1880 г. в эмиграции, Плеханов не только приобщается к марксизму, но и создает первую рус­скую социал-демократическую группу «Освобождение тру­да». Он сразу берет на вооружение идею диктатуры проле­тариата и обращает ее в орудие критики народничества.

 





Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 158; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.67.164
Генерация страницы за: 0.008 сек.