Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика театрализации




Рассматривая методику организации материала в театрализованном мероприятии, необходимо остановиться на искусстве монтажа как на важнейшем профессиональном навыке клубного работника.

Известный советский кинорежиссер Л. Б. Кулешов утверждал, что в каждом искусстве должен быть, во-первых, свой материал и, во-вторых, свой метод организации этого материала. Материалом музыканта являются звуки, которые он организует во времени. Материалом художника — цвета, которые он сочетает в пространстве, на поверхности полотна. Maтepиал для создания фильма — это куски пленки, а их соединение в творчески найденном порядке является методом их организации 1.

Очевидно, в театрализованных формах массовой клубной работы такой «свой материал» состоит из документов (или документальных действий) и различных художественных произведений либо их фрагментов, а универсальным методом организации материала, как и в искусстве кино, выступает монтаж – соединение документов, номеров, эпизодов в творчески найденном порядке.

Большой интерес для каждого, кто занимается театрализацией, представляет наследие В. Яхонтова, который был не только актером, но и одним из крупнейших, талантливейших чтецов и в этой своей работе придавал первостепенное значение проблеме монтажа, особенно монтажа на стыке документа и художественного материала. Он, в частности, обосновал и широко использовал принцип контрастного построения, например чередование стихов и прозы, стихов и документа.

Так, в литературном докладе «В. И. Ленин» Яхонтов монтировал стихи Маяковского с фрагментами из «Манифеста Коммунистической партии» и из книги Ленина «Что делать?», и здесь же, рядом, заняла место народная песня. Объясняя смысл такого монтажа, Яхонтов писал; «...стихи... создавали то, что я назвал бы потоком меж двух берегов. Прозу я ощущал как нечто массивное, как земной пласт, основу, — и льющееся стремительное биение стиха между пластов» 1.

С помощью такого контрастного монтажа рождалось яркое, эмоциональное, емкое художественное слово о В. И. Ленине. В. Яхонтов призывал к «сопоставлению противоположностей, к столкновению контрастных эпизодов», в которых рождается ощущение действия. Такое ощущение рождает не только смысловая, но и ритмическая контрастность. «Именно резкие грани, резкие ритмические различия приводят к богатству красок и соединяют в новое цельное произведение, где грани каждого элемента сверкают, несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу» 2. Монтаж, как инструмент организации информационного и художественного материала, по существу и создает искусство театрализации и отличает ее от иллюстрирования.

Искусство может выступать в театрализованном действии как единое целое с политической информацией, с выступлением peального лица. В этом случае сценарист и режиссер средствами искусства продолжают документальную сюжетную линию. Например, идет клубный тематический вечер, посвященный истории рабочего класса, — «Его величество рабочий класс». Для продолжения мысли, высказанной ведущим о революционных традициях рабочего класса, показывается галерея образов — рабочих, борцов за революцию. Это Павел Власов (фрагмент из кинофильма «Мать»), Максим (фрагмент из «Выборгской стороны»), Давыдов (фрагмент из «Поднятой целины»), Шахов (фрагмент из «Великого гражданина»).

Таким образом, слово ведущего сюжетно продолжено киноподбором, который образно раскрывает его мысль и в то же время создает контраст с устным выступлением—по форме, по и эмоциональной насыщенности. Позже слово ведущего будет продолжено сценой из спектакля, песней. Это не просто иллюстрирование, а сюжетно организованное единство.

Часто выступления участников массового действия предваряются фрагментом кинохроники или художественного фильма, который играет роль экспозиции к выступлению.

В качестве движущей силы сюжета в театрализации могут выступать сами художественные фрагменты — как символы, вокруг которых строится действие.

Так, на вечере, посвященном Великой Отечественной войне, центром всего рассказа о ней могут стать песня, стихотворение или отрывок из пьесы, фрагмент кинохроники. Например, в театрализованном празднике, посвященном тридцатилетию снятия блокады Ленинграда, момент взятия города во вражеское кольцо был показан фрагментом «Шаги» из Ленинградской симфонии Д. Шостаковича. А затем этот фрагмент звучал как фон, все более далекий. Музыку сопровождала и хореографическая пантомима, также носившая символический характер,

В театрализованных вечерах, посвященных революционным праздникам, например 60-летию Советской власти, в качестве яркого художественного элемента выступало сценическое изображение вошедших в историю действий масс: штурма Зимнего, баррикадных боев, митингов... Использовались и художественнее метафоры, рассчитанные на ассоциативное мышление, столь характерное для искусства и его восприятия: алый стяг, медленно разворачивающийся над головами, проносящаяся под песню тачанка и т. п. Остановимся на использовании в театрализованных массовых формах конкретных видов искусства.

Начнем с музыкального искусства. Казалось бы, не так трудно подобрать песню или инструментальную музыку, отвечающую теме и становящуюся составной частью действия. Однако на деле это задача сложная; она требует не только умения искусно монтировать, но и музыкальной эрудиции. Важно также правильное соотнесение ритмов музыкальных фрагментов и всего мероприятия. Иногда хорошая музыка может затянуть темпо-ритм представления, приглушить темперамент, эмоциональную силу эпизода.

Примером удачного использования песни служат обычно митинги-концерты, в частности митинги протеста, в которых песни являются не только основным, выразительным средством, но и движущей силой действия, сюжетным стержнем. Так, яркое впечатление оставил митинг-концерт «Песня поднимает голос протеста», проведенный в одном из Дворцов культуры. В его кинодокументальной экспозиции были показаны ужасы второй мировой войны и подготовка к новой войне современных реваншистов. Затем сцена превращалась как бы в трибуну протеста: свое отношение к войне высказывали песней русский, Вьетнамский, американский, французский и другие парни. И в финале весь зал исполнял песню В. П. Соловьева-Седого «Если бы парни всей земли...».

Такой финал характерен для массового театрализованного действия. Песня помогает сплотить массу людей, превратить ее в огромный сводный хор.

Широко используется в театрализованных формах художественное и документальное кино. В прологе оно переносит участников в тот или иной период истории, готовит к последующей встрече с героями этих исторических событий. Таковы кинопрологи, посвященные истории Советской Родины, боевому пути Коммунистической партии и Ленинского комсомола, Великой Отечественной войне и т. д.

Кинофрагмент или специально смонтированный динамичный киноролик может символически передать определенный исторический отрезок времени. Так, можно в считанные минуты с помощью киномонтажа показать боевой путь комсомола или ход Великой Отечественной войны. Использованный таким образом кинофрагмент органически входит в сюжетную ткань представления.

Все более широко применяемый в клубах полиэкран позволяет проводить сопоставление знаменательных событий, сравнивать вчера и сегодня исторического развития нашей Родины, показывать одновременно начало и конец важной политической кампании. Тем самым создается второй, ассоциативный план действия, который помогает участникам глубже осознать событие, ощутить происходящие перемены, емкость времени, осмыслить величие подвига. Так, сопоставление кинохроники, показывающей В.И. Ленина, с кинокадрами сегодняшнего коммунистического строительства рождало эффект присутствия Владимира Ильича среди нас сегодня: он улыбался проходящим по Красной площади пионерам, приветствовал космонавтов, наблюдал за перекрытием Енисея...

Киноматериал позволяет усилить звучание эстрадного номера, укрупнить его до массового действия. Так, в театрализованном концерте, посвященном юбилею комсомола, сольный танцевальный номер «Освобождение Африки» шел под кинокадры о борьбе народа этого континента за независимость, демонстрировавшиеся одновременно на трех экранах. Они расширяли границы танца, превращали его в своеобразный символ борьбы.

Широко распространенный прием — переход от кинофрагмента к реальности, когда герои как бы сходят с экрана. Этот ход особенно популярен в театрализованных вечерах-портретах. Рождается «эффект узнавания» реального действующего лица. Так, выступление старого рабочего, потомственного пролетария, иногда предваряется кинокадрами из «Юности Максима». Они как бы раскрывают биографию героя, оживляют страницы его молодости, которые и будут продолжены его реальным выступлением.

Этот метод используется и в более широком плане. Скажем, кинохроника о Великой Отечественной войне или праздничный парад, начатый на экране, продолжается в сценическом действии. Очень сильным был, например, момент в одном из праздников, когда кинорассказ о Ладоге — ледовой Дороге Жизни для блокадного Ленинграда — переходил в проезд автомашин с участниками этого легендарного подвига.

Возможности использования кино в театрализованном действии чрезвычайно многообразны. Этому способствует специфика самого киноискусства, близкого по своему методу, как мы уже говорили, к клубной театрализации. Имея дело с кинолентой, можно наиболее свободно монтировать, переосмыслять и заново группировать материал.

Близким к кино средством клубной театрализации является диапозитив. Он позволяет плавно перевести действие в новую плоскость, крупно показать портрет, пейзаж, орнамент. Диапозитив может быть использован как своеобразный стоп-кадр, позволяющий на мгновение остановить действие, акцентировать данный момент.

Диапозитив дает возможность широко вводить в действие документальный изобразительный материал, особенно биографический. Можно построить театрализованный рассказ о герое, используя как бы выплывающие из памяти страницы его биографии. Этот прием широко практикуется в клубе; он и сделал популярным особый жанр клубного вечера — вечер-портрет.

Широко используются в театрализации хореография и спорт, также органично вплетаемые в сюжетную ткань действия.

Велика роль изобразительных средств в театрализованных массовых формах. Удачно найденное оформление может создать сценический образ всего праздника. Так, в ряде случаев, когда праздничное действие посвящено, например, героической летописи освоения новых земель, оформление площади стадиона или клуба символизирует карту нашей Родины. В этом оформлении рождается образ страны, которой рапортуют первопроходцы, молодежь. В праздниках, посвященных Родине, ее образ может создаваться оформлением, раскрывающим красоту родной природы — ее рощ, лугов, бескрайних просторов.

Часто удачно найденная изобразительная деталь несет важную нагрузку. В праздниках, посвященных 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, такой выразительной символической деталью был пылающий факел — символ жизни Ильича, а на вечерах, посвященных победе над фашизмом, — Золотая Звезда, символ мужества героев.

Яркими средствами наглядности могут быть художественно выполненные карта, схема, диаграмма, плакат, особенно если это подвижные, легко заменяемые детали оформления. На одном из клубных вечеров рассказ об индустриализации страны был построен в форме быстро сменяющихся плакатов, показавших начало, развитие и последние итоги борьбы за индустриализацию страны.

В театрализованных формах массовой работы используются и дополнительные наглядно-художественные средства, не сопровождающие само действие, но помогающие создать атмосферу вечера. К ним относятся, например, тематические выставкн, являющиеся своеобразной экспозицией действия. Так, тематический вечер о мужестве советских людей в годы борьбы с фашизмом удачно предваряется и дополняется выставкой стихов и писем, документов погибших героев. Такая выставка создает психологический настрой, столь необходимый для массового мероприятия.

Наконец, театрализация предполагает умение пользоваться партитурой света и звука. Их значение особенно возросло теперь, когда новейшая проекционная и звукозаписывающая аппаратура безгранично расширила возможности световых и звуковых эффектов. Можно дать практически любую по размерам и форме проекцию, в том числе двойную; можно высветить любое место площади, зала, парка, стадиона; можно создать теневую проекцию, световой занавес, подсветить нужную деталь оформления...

Звукозапись также дает безграничные возможности: позволяет вызвать в памяти собравшихся историческое событие, перенести их на Красную площадь или на космодром, прослушать выступление выдающегося деятеля нашей партии, деятеля науки, искусства.

Синтез света и звука вызвал к жизни новую форму массового действия — свето-звукоспектакль, занявший в последние годы заметное место в театрализованной массовой работе. Первый такой спектакль — «Навечно в памяти народной» — был проведен в Казани в дни празднования 25-летия победы над фашизмом.

Мы уже говорили, что в театрализации, как и в иллюстрировании, используются общие, основополагающие принципы, независимо от видов искусства, применяемых в том или ином мероприятии. Перечислим эти принципы.

1. Принцип соответствия выразительных средств идейному содержанию. Именно идея и тема мероприятия являются главным критерием выбора выразительных средств, определяют характер массового театрализованного действия, его тон и атмосферу. Средства идейно-эмоционального воздействия призваны художественно акцентировать его идею. Выразительные средства важны не сами по себе, а только соотнесенные с идеей праздника.

2. Принцип сочетания информационно-логической и эмоционально-образной линий в организации театрализованного действия. Любое массовое клубное мероприятие содержит эти две важнейшие линии. Трудно представить какую бы то ни было форму массовой работы, не несущую человеку новой информации или построенную без учета его стремления переключиться, отдохнуть, получить эмоциональный заряд. Именно поэтому чрезвычайно важно разумно сочетать информационно-логическое и эмоционально-образное начала.

3. Принцип максимального расширения комплекса художественных средств театрализации. Театрализованные формы по своей природе являются комплексными, представляют собой органический синтез разнообразного документального и художественного материала в едином представлении. Театрализация не может существовать вне монтажа различных эстетических средств, создающих образный язык художественной пропаганды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.