Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образность как эстетическая основа театрализации




Театрализация превращает в художественное событие такие массовые мероприятия, как рапорт трудового коллектива, посвящение в рабочий класс, в хлеборобы или в другую специальность, чествование человека труда, подведение итогов социалистического соревнования, как празднование знаменательной даты в жизни цеха, завода, города, страны.

Тяга к слиянию искусства с жизнью характерна для социалистического общества, и задача культработника — помочь этой массовой тяге к искусству реализовать себя, а для этого — овладеть конкретной методикой театрализации, освоить важнейшие ее приемы и формы;

Особенно сложна для освоения образная основа театрализации, методика образного решения ее документально-публицистических тем.

Образность является сутью искусства, она создает его неповторимый язык, придает ему эмоциональную силу. Образность и должна быть эстетической основой театрализации. Важно не рассказывать о событии, а показать, оживить это событие на сцене. Это «оживление» не имеет ничего общего с искусственным украшательством, при котором театрализация сводится к бесконечным дежурным фанфарам, обрамляющим, например, выступление героя труда, и вставным номерам, которые превращают все художественное действие в дивертисмент. Речь идет о «естественной театральности», которая предопределена самой жизнью, ее богатым содержанием. Тяга к такой образности органична для многовекового народного искусства. Вот, например, в жаркий июльский полдень поднимается из забоя бригада шахтеров, только что отрапортовавшая о выполнении годового плана, а ее встречают Дед Мороз и Снегурочка. Такая образная импровизация — Новый год в июле — подчеркивает суть происшедшего события лучше многих серьезных торжественных церемоний. Театрализовать массовое мероприятие — это и значит прежде всего найти такой его центральный, чаще всего ассоциативный образ, который был бы неразрывно связан с сюжетным ходом и композицией действия, двигал бы ими, являлся стержнем сценарно-режиссерской разработки.

Приведем пример театрализованного вечера «Песня о встречном», посвященного сегодняшним комсомольским трудовым делам. Вечер был проведен в одном из клубов Челябинска. В качестве образного начала организаторы взяли знакомую всем песню 30-х годов (музыка Д. Д. Шостаковича). Сквозным образным ходом, объединяющим цепь эпизодов, являлось продолжение этой песни.

В ленинградском Дворце культуры имени С.М. Кирова разработан цикл театрализованных вечеров. Ведущим образом этих вечеров является карта нашей Родины, по которой мысленно идут первооткрыватели.

В другом ленинградском Дворце культуры, имени М. Горького, в течение ряда лет проходит популярный цикл слетов, встреч, праздников, вечеров-портретов под общим названием «Марш бригад коммунистического труда». Театрализованное действие этого цикла каждый раз решается как марш — в ритме действия, в музыкальном и декоративном оформлении, в митинговых выступлениях. Идея такого использования марша позволяет также оперативно чествовать на клубной сцене победителей социалистического соревнования.

Широко распространен в клубах такой образный сценарно-режиссерский ход, при котором в качестве действующего лица выступает город, район, завод, рассказывающий о своих людях, своей истории, об эстафете традиций, о сегодняшних трудовых буднях. Этот ход дает возможности для разнообразного монтажа. В ленинградском Дворце культуры им. Ленсовета, например, с помощью такого сценарно-режиссерского хода строится театрализованный вечер «Трибуна Петроградской стороны». Это серия праздничных трудовых слетов и встреч, ведущаяся от имени самой Петроградской стороны — традиционно рабочего района Ленинграда. Всякий раз в начале вечера возникает образ Петроградской — силуэт хорошо знакомых собравшимся очертаний на заднике сцены; звучит проникновенное обращение к людям труда.

Заметное место в театрализованных массовых формах, посвященных труду, занимают слеты передовиков производства, ударников коммунистического труда. Они проводятся по всей стране. Подчас еще их сценарно-режиссерская разработка страдает однообразием и монотонностью. Между тем это событие может быть отмечено ярким представлением, в котором рабочий коллектив выступает одновременно и коллективным героем, и массовым зрителем.

Расскажем о подобном слете — слете ударников десятой пятилетки завода «Большевик» — во Дворце культуры им. В. И. Ленина в Ленинграде.

В прологе используется своеобразная «живая картина» — символическая фигура кузнеца с поднятым молотом, а удар этого молота по наковальне, как гонг, начинает действие. Один за другим проходят эпизоды этого художественно-документального спектакля, объединяющие выступления рабочих и руководителей предприятия, чествование победителей социалистического соревнования, награждение достойных с кадрами кинохроники, художественного фильма, с музыкой, песнями, танцами. Все эпизоды скреплены единым сюжетным ходом: старейший рабочий Невской заставы рассказывает молодежи о героических революционных, боевых и трудовых традициях «Большевика» — одного из бастионов ленинградского рабочего класса. По ходу рассказа в действенных монтажных эпизодах оживают история завода и его сегодняшний день. Образность этого рабочего торжества позволяет перевести слово в действие, превратить заседание в праздник и в то же время выступает как монтажный стержень сценария.

Возьмем еще одну тему, популярную в культурно-просветительной работе,— тему пятилеток нашей Родины. Часто посвященные этой теме вечера представляют собой чередование выступлений передовиков каждой пятилетки — от первой до десятой; выступления иллюстрируются разнообразными средствами искусства. Подобное мероприятие само по себе имеет право на жизнь, но оно может быть организовано ярче и эмоциональнее с помощью образного хода эстафеты-переклички пятилеток. Десятая пятилетка вызывает на перекличку каждую из девяти пятилеток, предшествовавших ей.

Такая зримая эстафета-перекличка сразу выстраивает действие, требует четкого эпизодного построения, заставляет искать образное решение каждого эпизода, каждой пятилетки, разнообразить их внутренний монтаж.

Если же не найдено общее образное решение темы, целостного сценарно-режиссерского замысла не получается: сценарий распадается на отдельные части. К тому же нарушается методическое условие театрализации — возможность показа события, а не рассказа о нем.

Во Дворце культуры одного из крупных промышленных центров был задуман цикл театрализованных тематических вечеров «Патриотическим починам — зеленую улицу». Однако при подготовке сценариев акцент был сделан не на образном решении темы, а на научной, деловой аргументации экономической эффективности того или иного почина. В результате вместо образного сценического представления получилась серия научно-технических чтений. Разумеется, такие мероприятия тоже нужны, но их аудиторию надо готовить иначе, чем аудиторию театрализованных вечеров, в противном случае мы не получим значительного эффекта. Итак, при подготовке театрализованного вечера очень важно найти стержневой, центральный образ, дающий жизнь всей сценарно-режиссерской разработке, переводящий реальное событие в художественное действие.

Сущность театрализации как образного, документально-художественного представления выдвигает и такое важнейшее методическое требование: в сценарной разработке любое событие, любой, даже всеобщий праздник должны быть конкретизированы, показаны на основе трудовых и общественных дел, фактов, интересов той общности людей (трудового коллектива, района, города, села), в которой данное событие отмечается.

Это значит, что в первую очередь необходимо точно подобрать героев театрализации. Они должны своей судьбой, биографией, трудовой деятельностью перекликаться с празднуемым событием, быть созвучны ему. Именно в показе таких людей, в воздействии образом современника, его ярким положительным примером — воспитательная суть театрализации. Поиски героя всегда были главной задачей писателя, драматурга. Если мы хотим поднять художественный уровень театрализации, то поиски героя должны стать законом ее разработки.

Анализ театрализованной массовой работы в период подготовки и проведения юбилейных торжеств, связанных с 60-летием Великого Октября, подтверждает этот важнейший принцип театрализации. Вечера, праздники, манифестации удавались там, где в центре театрализации был герой Октября, ветеран революции, продолжатель славных революционных, боевых и трудовых традиций.

Например, в селе Еткуль Челябинской области был проведен тематический вечер «Анкета века». Один за другим в эпизодах этого театрализованного вечера-репортажа проходили реальные герои: от красных казаков гражданской войны и ударников первых уральских пятилеток до сегодняшних героев труда. Все вместе они составили коллективный портрет народного героя и продемонстрировали 60-летний путь Советской власти на Урале.

Путь образного решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации, персонификации героев сценария (особенно - в каждом из его эпизодов) к обобщенному, символическому, собирательному образу, выражающему саму идею торжества. Причем именно реальная героика, конкретный жизненный материал дает основу для обобщенной символической образности. Диалектика общего и частного, собирательного и конкретизированного и составляет сценарное ядро театрализованного представления.

Работа с реальным героем театрализации необычайно сложна: она требует продуманной художественно-педагогической программы, умения и такта. Приходится иметь дело, во-первых, каждый Раз с новыми людьми, с их индивидуальными чертами характера, а во-вторых, с героями, которые не являются профессиональными актерами, зачастую лишены умения выразительно говорить, теряются на сцене. Важно суметь вывести реального героя к аудитории с органично возникшим у него чувством общественной потребности в таком выходе. Сценарно-режиссерская работа с героями, участвующими в театрализованном действии, должна строиться таким образом, чтобы у людей постепенно зарождалось чувство необходимости и естественности действий, мизансцен, текстов, которые им предложены, как будто это—их собственный текст и их собственный замысел.

Суть театрализации состоит в том, что реальный герой не играет на сцене, а проводит линию естественного, близкого ему действия, несет очень конкретную информацию, которую сценарист и режиссер призваны подчеркнуть, усилить, акцентировать художественными средствами.

Иногда биографический материал реального героя подсказывает оригинальный сценарный поворот, позволяет создать яркое театрализованное представление с сюжетной основой. Так, трудовой путь доярки может вызвать образную ассоциацию «молочной реки», надоенной ее руками, а жизненный путь шофера ассоциируется с бесконечной дорогой. Этот образный сюжетный ход и становится стержнем всех эпизодов, составляющих основу театрализованного вечера-портрета.

Организаторы театрализованного массового действия должны проводить большую работу по отбору реальных героев. Эта работа предваряет поиски образного решения, выразительных средств театрализации. Очень важно также всемерно расширять круг реальных героев театрализации. Иногда приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда волей сценаристов и режиссеров одни и те же люди, хотя и очень достойные, являются героями каждого трудового праздника. Это снижает воспитательную эффективность мероприятия, так как создает впечатление исключительности ударных дел, а не их повседневности.

Вспомним образные строки из книги Л. И. Брежнева «Малая земля»: «В ту пору я хорошо понял, что война —это, кроме всего, еще и исполинский труд. Труд вчерашних металлургов, слесарей, шахтеров, землепашцев, комбайнеров, конюхов, строителей, плотников. Труд народа, надевшего солдатскую шинель»1.

Искусство массовых театрализованных мероприятий и призвано ярко показать труд народа, его образ — и в рабочей спецовке, и в- солдатской шинели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.