Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательство о хозяйственной (предпринимательской) деятельности




Нормы права регулируют самые различные общественные отношения, в том числе и отношения осуществляемые в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Нормы права, направленные на регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности содержатся в нормативных правовых актах. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Виды нормативных правовых актов. Виды нормативных правовых актов определены статьей 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Среди них Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. В соответствии со ст. 13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Нормативные правовые акты различаются по видам, имеют особенности, касающиеся порядка их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и систематизации.

Актами законодательства признаются нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь.

Законодательство – это система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения.

Законодательные акты – Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Кодификация - вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.

Закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. К числу подобных нормативных правовых актов относятся законы, например, Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», который определяет порядок создания и деятельности таких коммерческих организаций как хозяйственные общества.

Кодекс – это кодифицированный нормативный правовой акт, закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Важнейшим кодифицированным нормативным правовым актом, обеспечивающим регулирование имущественных и иных отношений, является Гражданский кодекс Республики Беларусь. Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса (ГК) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Система нормативных правовых актов, составляющих собой гражданское законодательство закреплена в ст. 3 ГК. Действие гражданского законодательства во времени определяется по правилам ст. 4 ГК. Если иное не предусмотрено Конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим: после введения их в действие; до введения их в действие в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 392 ГК.

Среди иных кодифицированных актов, обеспечивающих правовое регулирование в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности Инвестиционный кодекс, Налоговый кодекс, Банковский кодекс, Таможенный кодекс, транспортные уставы и кодексы.

В Республике Беларусь в отличие от других стран, которые имеют торговые (хозяйственные, предпринимательские) кодексы (Франция, Германия и др.) – кодифицированные нормативные правовые акты, обеспечивающие регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности, подобный нормативный правовой акт отсутствует.

Декрет – это нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений. Как нормативный правовой акт декрет распространен и в других странах, например, во Франции. В Республике Беларусь декретами Президента Республики Беларусь обеспечивается регулирование важнейших отношений в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Указ – это нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – это нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь. Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь могут утверждаться так называемые «подзаконные нормативные правовые акты», например, такие как положения.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Особое значение имеют постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по вопросам применения законодательства об аренде, поставке товаров, перевозке грузов и т.д.

Постановления республиканских органов государственного управления – это нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Сами постановления и утверждаемые ими положения, правила, инструкции могут быть отнесены к подзаконным нормативным правовым актам, обеспечивающим регулирование различных отношений в сфере осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Такие постановления принимаются различными министерствами, комитетами и иными республиканскими органами государственного управления. Так, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь своими постановлениями утверждает правила аудиторской деятельности, которыми устанавливаются правила проведения аудиторскими организациями или аудиторами различных видов аудита.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – это нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в сфере осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов хозяйствования (предпринимательства).

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов, предприятий, объединений, организаций, учреждений, а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления также относятся к числу нормативных правовых актов, принимаемых в пределах своей компетенции, влияние которых на сферу хозяйственной (предпринимательской) деятельности ограничено рамками определенной административно-территориальной единицы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.