Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование глаголов в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени без указания на субъект действия




11) Более ослабленное, неопределенное, более обобщенное значение лица. Объясняется это тем, что в научной речи не принято употреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я”. Его заменяют местоимением “МЫ” (авторское МЫ). Принято считать, что употребление местоимения “МЫ” создает атмосферу авторской скромности и объективности: Мы исследовали и пришли к выводу… вместо: Я исследовал и пришел к выводу…. Нам представляется… вместо Мне представляется.... Однако следует иметь в виду, что употребление авторского МЫ может, напротив, создавать атмосферу авторского величия, особенно когда исследование не представляет особого научного интереса.

12) Преобладание изъявительного наклонения. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов: проверьте результаты…, сличите данные…).

13) Именной характер – типичная черта научного стиля изложения, и объясняется это наличием в этом стиле качественных характеристик предметов и явлений. Кроме того, частое употребление в научном стиле имен существительных в сочетании с прилагательными объясняется целью научного стиля – сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме. В связи с этим необходимо охарактеризовать особенности употребления имен существительных в научном стиле.

14) Значительно более редкое, по сравнению с другими стилями, в частности, разговорным и художественным, употребление одушевленных существительных.

15) Частотность имен существительных среднего рода, например, с суффиксами –ние, –ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия.

16) Более распространенноеупотребление формы единственного числа вместо множественного. Эти формы служат для обозначения обобщенного понятия или неделимой совокупности. Их употребление объясняется тем, что формы множественного числа имеют более конкретное значение, указывая на отдельные считаемые предметы, например: Примеры геометрических фигур: треугольник, квадрат, окружность.

17) Не характерно использование иностилевых элементов (в частности, эмоционально-экспрессивного и образного), особенно для научно-технической разновидности современного русского научного языка. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли в научной литературе. Использование эмоциональных элементов в научном тексте в значительной мере определяется областью знания, к которой он относится. Так, научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования – человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой – машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. Не меньшее значение здесь имеет и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.

18) Широкое применение различных видов сокращений:

- графических (изд-во),

- буквенных аббревиатур (ГОСТ),

- сложносокращенных слов (Госплан),

- сокращений без гласных (млрд),

- сокращений смешанной формы (НИИцветмет).

По сфере применения различают:

- общепринятые сокращения (ГОСТ, сберкасса, и т.д., руб.);

- специальные сокращения, употребляемые в литературе, рассчитанной на специалиста, в библиографических и словарных текстах и т.д. (к.п.д.);

- индивидуальные сокращения, принятые только для данного издания, например, для журнала определенной отрасли (П – плотина, ТС – термоэлектрическая система).

 

В буквенных (условных) сокращениях, которые применяют для терминов и слов, которые часто повторяются в тексте, сокращение делается, как правило, по первым буквам термина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглых скобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок.

Синтаксические особенности научного стиля речи продиктованы тем, что научная мысль зачастую длинна, подробна и не может быть выражена простыми предложениями. Перед составителем текста стоит задача вместить довольно большой объем информации в ограниченный объем текста. Поэтому в научных текстах используется большое число синтаксических средств, способствующих синтаксической компрессии.

1) Тенденция к сложным построениям, что способствует:

- передаче сложной системы научных понятий,

- установлению отношений между причиной и следствием,

- доказательствами и выводами.

2) Распространенность разных типов сложных предложений,в частностис использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что, ввиду того что, в то время как и пр.

3) Использование вводных слов и сочетаний в качестве средств связи частей текста: во-первых, наконец, с другой стороны, на первый взгляд, как уже указывалось, о чем речь пойдет ниже, которые указывают на последовательность изложения.

4) Использование слов (словосочетаний) связок для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом: таким образом, в заключение и пр.

5) Использованиепредложений с однородными членами и обобщающими словами при них.

6) Однообразие предложений по цели высказывания − они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

7)Употребление неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений обусловленное обобщенно-абстрактным характером научной речи, вневременным планом изложения материала. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

8) Стремление ксинтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Это проявляется в особенностях построения словосочетаний, в особенностях предложений. Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с предлогом для: обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа.

9) Широкое употребление имен прилагательных в роли определения в терминологическом значении: гласные и согласные звуки, уголовный кодекс, условные рефлексы и т.п.

10) Употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного характера научного стиля.Чаще всего именные сказуемые встречаются в определениях и рассуждениях, при этом связка нередко отсутствует (нулевая связка), например: Акция – это ценная бумага, которая является свидетельством о внесении определенной доли в уставной фонд и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда.

11) Широкое употребление именных составных сказуемых с краткими причастиями типа “ может быть использован ”.

12) Использование наречий на –о для качественной и обстоятельственной характеристики явлений: убедительно, интересно, значительно.

13) Специфические функции вопросительных предложений, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому: Какие же новые объяснительные принципы несет в себе синергетический подход?

14) Широкое употребление страдательных (пассивных) конструкций, при этом часто отсутствует указание на производителя действия: Особенности волновых процессов в обществе связаны со структурой общественных отношений.

15) Преобладание сложных предложений с союзной связью (с союзами), в связи с тем, что для научной речи характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями. 16) Широкое использование сложных сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов, таких, как: несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.

17) Нередкая замена вводных слов,указывающих на последовательность изложения (во-первых, во-вторых и т.п.) цифровой нумерацией.

18) Использование вводных слов, выражающих предположение (очевидно, вероятно и т.п.) при изложении гипотезы.

19) Характерное использование группы вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким вводным словосочетаниям тот или иной факт может быть представлен как:

- вполне достоверный (д ействительно, конечно, разумеется),

- предполагаемый (положим, видно, надо полагать),

- возможный (вероятно, должно быть, возможно).

20) Использование группы вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, каков источник сообщения: по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.

21) Частота употребления пропозициональных установок, выражающих отношение автора к высказываемому и одновременно служащих для связи с предшествующим, что обеспечивает доказательную оценочность: Представляется целесообразным отметить, Следует, однако, подчеркнуть, Условимся считать, что, Возвращаясь к вопросу о, Заметим, Вслед за … будем считать.

21) Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания, достигаемая при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения.

Это целый ряд наречий и наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, в связи с этим, в общем, по существу, вкратце и др., которые обычно стоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов в предложении, а для связи частей целого текста.

Близки к ним словосочетания типа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в данной работе, в последующем и др. При помощи этих внутренних введений осуществляется переход от одной мысли к другой, выделение главного и т. п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.