Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтогенез речевого развития




Процесс развития речи делят на подготовительный период, включающий крик, гуление и лепет; период понимания речи взрослых и использование в активной речи слов-предложений: овладение фразовой речью.

Первые функциональные связи в соответствующих морфологических структурах возникают при крике новорожденного. Акустическая характеристика крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, крик, воспринимаемый органами слуха ребенка, стимулирует функциональную активность речевых зон коры.

На протяжении первых месяцев жизни крик приобретает второе сигнальное значение, так как он вызывает те ответные действия взрослых, которых требует данная ситуация.

В первые же месяцы жизни ребенка появляются голосовые реакции гуления (звуки типа АУ, ЭУ), постепенно приобретающие различную интонационную окраску, что свидетельствует о начинающемся усвоении интонационной системы языка. Основные виды интонаций родного языка при нормальном речевом развитии формируются к началу 2-го года жизни. Вместе с тем органы артикуляции ребенка продолжают развиваться, слуховой анализатор постепенно делается способным к таким тонким слуховым восприятиям, которые необходимы для различения фонем.

Прежде чем ребенок научится понимать слова взрослого (сенсорная речь) и тем более сам произносить слова (моторная речь), он проходит подготовительный период (развитие гуления и лепета), который начинается с конца 2-го месяца.

Сенсорная речь развивается у ребенка в возрасте 7-8 мес. К 1 году он знает названия многих (нескольких десятков) действий, понимает значения слов «нельзя», «можно», «дай», «покажи», имен близких ему людей, названия игрушек.

Моторная речь начинает развиваться в возрасте 10-12 мес, к 1 году словарный запас составляет обычно 10-12 слов. Слово становится сильным сигналом и приобретает самостоятельное значение.

К концу 1-го года жизни ребенок произносит по системе языка фонемы, которые он слышит как в речи взрослого, так и в своих звуках гуления (гласные звуки типа А, Б, У) и лепета (согласные типа М, П, Т). Остальные фонемы (все шипящие, звук Р) произносятся ребенком позже - на 2-3-м году жизни.

В развитии речи чрезвычайно важную роль играет также двигательный анализатор. Различение звуков речи основывается не только на анализе проприоцептивных импульсов с артикулярного аппарата. Оказывается, участие неречевых мышечных групп (например, рук) тоже облегчает анализ звуковой речи, особенно тонких движений пальцев, происходит формирование так называемой «думающей руки».

В формировании речи важнейшую роль играет также звуковое подражание. Одновременно устанавливается связь слова со свойствами обозначаемого предмета.

Наиболее бурно развивается понимание речи на 2-м году жизни. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. Это значит, что функция речеслухового анализатора распознавания акустических структур по системе родного языка сформирована. Во втором полугодии 2-го года жизни происходит скачок в развитии активной речи. В 2 года словарь ребенка достигает примерно 300 слов. На 2-м году жизни при недостаточном речевом общении с ребенком активная речь может задержаться в своем формировании.

На 3-м году жизни отрабатывается правильное произношение фонем, усваиваются первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения, а к концу 3-го года жизни - соединительные союзы и местоимения. Это свидетельствует об овладении речедвигательными алгоритмами родного языка. Основное формирование функциональной речевой системы заканчивается, однако совершенствование ее продолжается на 4-м и 5-м годах жизни.

11 Нарушения голоса. Определение дефекта, классификация нарушений голоса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.