Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания




Сфера образования выделена в социокультурном пространс-

тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно-

го опыта из областей его кумуляции,

от старших поколений к младшим. Такая необходимость, обуслов-

лена самой природой человека. Социокультурное пространство,

создаваемое одними поколениями, оказывается вполне функци-

онально пригодным для других. Поэтому нет нужды каждый раз

строить жизненную среду заново, но можно ее осваивать путем

межпоколенных взаимодействий и коммуникаций. Социокультурная информация мно-

гообразна, разнородна и в полном объеме не может переда-

ваться и осваиваться на индивидуальном уровне. Вот почему в

обществе институционально устанавливается те ее типы и объемы,

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

которые при каждом определенном состоянии социокультурной

жизни считаются социально необходимыми и доступными индиви-

дуальному освоению. Таким образом, функциональная доминанта

институционального образовательного пространс-

тва обусловлена необходимостью широкомасштабной трансля-

ции социально значимых знаний и навыков, носящих специализи-

рованный характер и недоступных для передачи в повседневных

непосредственных контактах. Объемы и содержание такого рода

информации не остаются постоянными. Они меняются в зависи-

мости от динамики социокуль-

турной жизни. В то же время ее базовая структура остается пос-

тоянной: трансляция информации от культурно компетентных к

менее опытным, от профессионально подготовленных преподавателей к неспециализированной аудитории.

«Входами» в эту область социокультурных трансформаций

можно считать разрозненные знания и навыки, размытые пред-

ставления, освоенные человеком на обыденном уровне. Обычно

такого рода информации остается неотрефлексированной.

Поэтому она достаточно синкретична, партикуляризована, т. е.

однозначно привязана к конкретным ситуациям. Абстрактные

представления на этом уровне носят в основном мифологический

характер. Осваиваемые здесь практические навыки утрачивают

эффективность за пределом узкого круга повседневных рутинных ситуаций.

Соответственно в сложных обществах «выходы», являющиеся

следствием пребывания индивидов в образовательном пространс-

тве, можно определить как институционально организованную со-

вокупность знаний и навыков, определяемых в обществе как соци-

ально необходимые. По содержанию они носят специализирован-

ный, а не обыденный характер. С точки зрения структуры учебные

дисциплины, через которые они транслируются в среде общего

образования, задают упрощенные схемы специализированного

знания. В идеале получаемая здесь культурная информация составляет

основу для продолжения образования. В рамках организационных

структур высшего образования люди осваивают специализиро-

ванные знания и навыки в объемах и степени дифференцирован-

ности, необходимых для адекватного участия в профессиональном

разделении труда.

Соответственно программы социокультурных трансформа-

ций осуществляемых в этой области, следует соотнести с их ста-

диальностью. В образовательном пространстве можно выделить

его основные уровни: общий и специальный. Общее образование

составляет особую область институционального социокультурно-

го пространства, предназначенную для массовой трансляции от

поколения к поколению социокультурного опыта, признанного в

обществе социально необходимым. В ее рамках происходит перво-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

начальное освоение ключевых кодов, языков культуры, приобрета-

ются навыки их распознавания, оперирование ими в стандартных

социокультурных ситуациях. Можно считать, что общее образова-

ние обеспечивает следующую после первичной ступень социали-

зации младших поколений, закладывает основу успешной адапта-

ции в сложных и подвижных социокультурных условиях, готовит

их к взрослой жизни.

Специальное образование обеспечивает институционально

организованную подготовку младших поколений к участию в сис-

теме общественного разделения труда. При этом в сфере высше-

го специального образования транслируются знания и навыки,

связанные с наиболее сложными формами профессиональной де-

ятельности. В этой зоне образовательного пространства происхо-

дит интенсивное, углубленное освоение определенного класса от-

ношений человека с окружением, зафиксированного в категориях

специальностей и учебных дисциплин. Здесь люди научаются поль-

зоваться соответствующим языком — терминологией — приобре-

тают навыки специализированной деятельности и оперирования символами,

замещающими ее элементы.

Другой аспект стадиальности, институционально закреплен-

ной в этой области, можно связать с уровнем осваивания специали-

зированного опыта. Так, то, что приобретается в структурах сред-

него специализированного образования, оказывается достаточным

для выполнения простых и узких функций в

пределах конкретного вида профессиональной деятельности.

Высшее образование подразумевает, что человек научается орга-

низовывать специализированные знания и деятельность — собс-

твенные и других людей — для решения задач и проблем, возни-

кающих в соответствующей области общественного разделения

труда. Последующие стадии, связанные с получением ученых сте-

пеней, можно связывать с образованием как таковым лишь

отчасти. Это в большей степени самостоятельная профессиональ-

ная деятельность. А публичная представленность новизны и соци-

альной значимости ее результатов есть институционализация пра-

ва личности на собственный выбор ее направления.

Логика трансляции социокультурного опыта, осуществляемая

в рамках выделенных программ, определяется существующими в

обществе и в образовательной профессиональной среде представ-

лениями о целях образования. Их можно различать по следующим

направлениям: тип личности, детерминируемый образованием, и

тип технологии трансляции соответствующих знаний и навыков.

В первом случае известны несколько идеологий, которые сме-

няют друг друга в зависимости от состояния общества. Ориентация

на подготовку просвещенного гражданина соответствует относи-

тельно установившимся социокультурным ситуациям, при которых

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

существует общественное согласие относительно того, что считать

общезначимыми в отношении общекультурных и специализиро-

ванных знаний и навыков. Поэтому логика трансляции социально

значимой информации определяется ее представленностью в виде

готовых формул и правил оперирования ими в стандартных ситуа-

циях.

Ценность узкого специалиста связана с подчинением обще-

культурной информации решению специализированных задач

и проблем, характерных для различных составляющих системы

общественного разделения труда. Соответственно все внимание

на уровнях как общего, так и специального образования уделяет-

ся трансляции и углубленному освоению высоко дифференциро-

ванных профессиональных знаний и навыков. Такая идеология

соответствует переходному состоянию общества, когда уровень

социальных взаимодействий характеризуется высокой степенью

изменчивости, которая не может интерпретироваться с помощью

общераспространенных мировоззренческих категорий. В такие

периоды в пределах системы общественного разделения труда уси-

ливается поисковая деятельность. Однако она не имеет общей на-

правленности и фокусируется в соответствии с дифференциацией

этой системы. В образовательном пространстве это фиксируется

как обучение решению сложных проблем и задач поисковой де-

ятельности, но в строго ограниченных пределах.

Заслуживает также внимания и смешанный тип идеологии, со-

единяющий определенные основания первых двух. Она появлялась

в критических ситуациях, когда структурные изменения в сфере

социального взаимодействия сопровождаются сменой культурных

парадигм, мировоззренческих принципов. В этом случае людям

приходится одновременно решать проблемы, связанные с упоря-

дочением в меняющихся условиях как структур и направленности

своих взаимодействий, так и содержания процессов социальной

коммуникации. На уровне образования в такие периоды актуализи-

руется представление о том, что узко специальное знание должно

быть вписанным в представления о более широком социокультур-

ном контексте. Соответственно встает вопрос о рефлексии к осно-

ваниям таких знаний и представлений. Логика трансляции социо-

культурного опыта носит, как и в предыдущем случае, проблемный

характер. Однако проблемное поле распространяется не только на

профессиональную область, но и на контекст ее существования,

а ставшая необходимой оценка ее социокультурных последствий

принимает форму обсуждения вопросов профессиональной этики

и гражданской ответственности. При этом усиливается значимость

изучения того, что сегодня называется социально-научными дисцип-

линами, которые в силу своей подвижной природы удовлетворитель-

ным образом заменяют значительно более консервативные и став-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

шие функционально неадекватными философские представления

в их наборе, соответствующем предыдущему периоду.

Каждому из типов идеологии соответствует свой тип техно-

логий трансляций социокультурного опыта. Так, в первом случае

обучение ограничивается приобретением навыков использования

набора, заученных формул и познавательных ситуаций. Во втором

случае в системе образования люди научаются решать проблемы,

т. е. не только использовать имеющиеся знания, но и порождать

новое, правда, в ограниченных пределах своей профессиональной

области. К этим пределам подгоняются получаемые ими общекуль-

турные знания. Наконец, в третьем случае содержанием образова-

ния становится освоение способов программных и стратегических

построений, не только включающих профессиональную актив-

ность в более широкий социокультурный контекст, но и позволя-

ющих целенаправленно воздействовать на определенные его ком-

поненты.

Как уже отмечалось, сфера образования выполняет в обществе

консервативные функции трансляции социально необходимых

знаний и навыков из фондово-культурного наследия общества.

Поэтому в большинстве случаев ее состояние расходится с харак-

тером общей социокультурной ситуации, а форма и степень ее ди-

намизма отстают от тех, что свойственны любому конкретному со-

стоянию общества.

В социально-структурном отношении функциональные роли

в образовательном пространстве делятся на обучающих и обуча-

ющихся. Первые являются институционализированными носи-

телями социально необходимых знаний и навыков и технологий

их трансляции, а также критериев оценки качества их освоения.

Вторые — это те, кому предписывается обязанность приобре-

тать институционально установленный социокултурный опыт в

тех объемах и степенях глубины, которые приняты в обществе.

Характеристики таких ролей с точи зрения культурного содер-

жания варьируются, и вариации зависят от характера отношений

обучающих и обучающихся друг к другу и к осваиваемой информа-

ции. С этой точки зрения отношения между ними могут быть све-

дены к нескольким базовым формам.

Авторитарная форма предполагает такую качественную опре-

деленность ролей, при которой обучающий оказывается носителем

истины в конечной инстанции, наделенным правом или присвоив-

шим его применять принудительные меры, чтобы заставить обуча-

ющегося рассуждать и действовать в соответствии с заучиваемы-

ми формулами и правилами. Обучающемуся в этой ситуации отво-

дится роль, связанная с пассивным послушанием по отношению к

обучающему. Такие отношения предполагают максимальную дис-

танцию между сторонами и двойные стандарты поведения. В инс-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

титуционализованных образовательных ситуациях определяемые

ими нормы и правила используются несимметричным образом:

ученик должен непреложно соблюдать их, тогда как учитель огра-

ничивается лишь вербальным их провозглашением. За пределами

таких ситуаций обе стороны руководствуются совершенно други-

ми стандартами. Причем, и здесь отношения имеют асимметрич-

ную форму. Агент, установивший несоответствие повседневного

поведения субъекта требуемым в образовательном учреждении

нормам, имеет (или присваивает себе) право наказать его. Ученик

же такого права не имеет, и может ограничиться только заглазным

осуждением учителя.

При либеральном (название условно) типе отношений меж-

ду обучающим и обучающимся приоритет отдается последнему.

В этом случае плохая освоенность им учебного материала вменя-

ется в вину преподавателю. В образовательном пространстве до-

минирует ориентация на индивидуализированный подход, на до-

полнительные занятия с отстающими. Любые культурные образцы предлагаемые в про-

цессе образования могут быть подвергнуты учащимися критике:

следование установленным в учебном заведении нормативам они

не считают обязательным. Можно сказать, что в образовательные

структуры привносятся нормы из других, чаще всего обыденных

областей социокультурного опыта. Благодаря этому структура и

границы этого пространства размываются, а социально значимые

функции образования ослабляются.

Тот тип отношений между обучающим и обучаемым, который

условно можно назвать конструктивно-демократическим, ори-

ентирован не на удержание учащихся в этом пространстве, как в

первых двух случаях, но на решение задач, возникающих в ходе

освоения социально значимых знаний и навыков. Различия в сте-

пени культурной компетентности сохраняются. Однако отноше-

ния строятся на партнерской основе. Каждая из сторон не только

включена в общий образовательный процесс, но и обладает опре-

деленной степенью функциональной автономности. Иными словами,

они не претендуют на вмешательство в приватную жизнь

друг друга, и ученики обмениваются соответствующей информа-

цией с учителей добровольно, а не по принуждению, как в случае

авторитарных отношений. Процесс совместного решения задач

позволяет учащимся освоить не только соответствующие формулы

и правила, но и понять их функциональный смысл и границы при-

менимости.

Следует подчеркнуть, что любая однозначная и абсолютная —

позитивная или негативная — оценка каждого из типов отноше-

ний и соответствующей им качественной определенности ролей

оказывается неверной. Авторитарный тип обучения соответствует

ситуации нормативно установленной социокультурной ситуации,

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

когда критика оснований транслируемого опыта оказывает-

ся нецелесообразной, особенно не уровне общего образования.

Достаточным для последующей социокультурной жизни учащего-

ся становится заучивание стандартных схем действий в стереотип-

ных социально значимых ситуациях. Либеральная модель подходит

для обучения особо талантливых людей. В этом случае им необхо-

димо социальное пространство для самоактуализации и безопасно-

го экспериментирования с выходом за пределы общепринятых в

культуре эстетических или познавательных нормативов. Но такая

пермиссивность не должна касаться правовых и фундаментальных

этических норм. Конструктивно-демократическое поведение со-

ответствует ситуациям неопределенности в обществе, когда обе-

им сторонам приходится решать социально значимые проблемы,

в том числе совместно, в ходе учебного процесса. В этом случае

взаимопризнанная степень функциональной автономии позволяет

каждой из них вносить свой вклад в определение и поиск соответствующих решений.

Образовательная институционализованная область имеет про-

странственную и временную организацию. Говоря об информа-

ционном пространстве, следует отметить, что по сравнению с дру-

гими областями оно отличается интегративной природой. Здесь

представлены сведения из всех тех сфер социокультурной жизни,

которые при определенном состоянии общества считаются необ-

ходимыми. В то же время содержательно оно беднее каждой из спе-

циализированных областей культуры.

В его рамках соответствующая информация отбирается по

признаку общезначимости и преподносится в особых институци-

ональных формах. То же можно сказать и о каналах связи между

обучающими и обучающимися. Учебные программы и пособия,

особым образом построенные занятия, специально разработанные

критерии и способы оценки качества освоенных знаний и навы-

ков — все это составляет структурообразующие характеристики

образовательного пространства.

Физическое пространство институциональной области обра-

зования также имеет специфику организации. Учебные заведения

всех типов имеют свою архитектурную выделенность и снабже-

ние вывесками, обозначающими их характер. Многие из учебных

зданий имеют свою внешнюю территорию, определяющую их

границы в общем пространстве поселения. Некоторые из них рас-

полагают дополнительными площадями, предназначенными для

спортивных или практических занятий. Причем, иногда они могут

находиться в отдалении от самих зданий. Специфичны также и ин-

терьеры образовательных учреждений. Их организация обуслов-

лена спецификой учебных процессов, характерных для них техни-

ческих приспособлений, оборудования и технологий.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Представление о времени, транслируемые в ходе учебных про-

цессов соответствуют тем, которые доминируют в более широком

социокультурном контексте. Что же касается временной организа-

ции образовательного пространства, то ее особенности определя-

ются структурой реализуемых здесь процессов. Так, учебное время

отдельно от внеучебного. При этом первое достаточно дифферен-

цировано. Во-первых, следует выделить общий срок пребывания в

различных учебных заведениях: для каждого типа он свой. Далее,

определенное время отведено на изучение различных дисциплин и

разграничивается по астрофизическим стандартам: по годам, меся-

цам, неделям, дням и часам, с одной стороны, и стадиями освоения

учебного материала — с другой. Разделяется время, отводимое на

изучение обязательных дисциплин и проверку знаний. В свою

очередь такой контроль имеет рутинную (опросы на уроках в шко-

ле, семинары в высших учебных заведениях) и экзаменационную

периодизацию. Особым образом отмечается окончание учебного

заведения. Во внеучебном времени также выделяется его образо-

вательная часть, связанная с приготовлением домашних заданий.

Правда, в отличие от строгой институциональной регламентиро-

ванности организованных учебных процессов, работа дома регу-

лируется самими учащимися.

Институциональная организация сферы образования опре-

деляется статусом учебных заведений. Они подразделяют на го-

сударственные и частные и имеют обязательную официальную

лицензию. Их деятельность регламентируется действующим за-

конодательством и уставными нормативами. Контроль над со-

стоянием этой области осуществляется органами исполнительной

власти (государственными и региональными министерствами и

ведомствами). Корректировка нормативов, определяющих ее фун-

кционирование, осуществляется законодательными ор-

ганами. Здесь следует особо выделить государственные стандарты

построения учебных программ, в том числе для подготовки собс-

твенных кадров. Они, отражают представления, существующие в

обществе и в профессиональной сфере, о том, какие знания и на-

выки должны осваиваться младшими поколениями. Наконец, важ-

ным аспектом институционализации в рамках этой области являет-

ся сертифицирование полученного образования, т. е. документа об

окончании учебного заведения. Он санкционирует право получив-

шего полное (или неполное) образование занимать соответствую-

щее место в системе общественного разделения труда.

Из всего оказанного следует, что пребывание в этом пространс-

тве признано в обществе социально необходимым. Образование

обеспечивает каждому приобщенность к своим обществу и куль-

туре, разделяемым здесь знаниям и навыкам, открывающую доступ

в различные социально значимые ситуации. Он получает законное

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

право на полноценное участие в институционализированной социо-

культурной жизни, в первую очередь в системе общественного раз-

деления труда, в политической деятельности на уровнях государс-

тва и гражданского общества. Ориентированность на воспроизве-

дение образованных и профессионально подготовленных граждан,

на трансляцию культурного наследия, на социальную интеграцию

обусловливает известный консерватизм, присущий этой инсти-

туциональной области социокультурного пространства. Но он не

только оправдан, но и необходим для существования любого об-

щества, где инерционность столь же значима, сколь и изменения.

Совершенно очевидно, что дистанция между этой областью и обы-

денной реальностью минимальна. Более того, она составляет про-

межуточное звено, позволяющее осуществлять обмен информаци-

ей между специализированным и обыденным уровнями культуры,

между институциональными процессами и приватной жизнью.

 

Институциональное социокультурное пространство просвещения: учреждения культуры

Наряду со сферой образования в современном обществе од-

ной из важных областей кумуляции, трансляции и циркуляции

социально значимой информации является институциональное

пространство просвещения. В дальнейшем речь пойдет об общих

характеристиках специальных организаций, называемых учреж-

дениями культуры и предназначеннных для трансляции дополни-

тельной к образовательной социально значимой информации. Речь

идет о ценностях, формирующихся в рамках других институцио-

нальных областей.

В обществах и общностях, характеризующихся слабой диф-

ференцированностью, на уровне первичных групп культурные

ценности передаются посредством традиции, т. е. прямо «из рук в

руки, из уст в уста». Закрепляются они через механизмы сравне-

ния, оценки, отбора и конвенционального удержания в культуре

определенных социокультурных образцов, складывающихся в про-

цессах повседневной жизни. В результате формируются стандарт-

ные ситуации взаимодействия и паттерны социальных отношений,

обеспечивающие традиционное воспроизведение культурных

ценностей. Их циркуляция, передача, кумуляция осуществляется в процессах воспроизведения обрядов, обычаев, ритуалов, церемоний,

сохраняющих здесь преемственность устойчивых черт и культур-

ную идентичность.

В современной урбанизованной среде, в ходе модернизации

общества усиливаются процессы дифференциации, специализа-

ции в области общественного разделения функций, социокультур-

ная изменчивость интенсифицируется. При этом происходит ос-

лабление локальных и первичных социальных связей (семейных,

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

родственных, соседских и т. п.). И перестают действовать традици-

онные способы трансляции культурных ценностей. В этих услови-

ях складываются иные, опосредованные и более массовые формы

такого рода, называемые просветительскими. Наиболее показа-

тельным их институциональным примером следует считать учреж-

дения культуры.

Говоря о функциональной доминанте области просветитель-

ского пространства, следует отметить, что учреждения культуры

представляют собой государственные, общественные, частные ор-

ганизационные структуры, которые являются проводниками раз-

личных совокупностей эталонных артефактов, признанных как

профессионалами, так и широкой общественностью в качестве

социально значимых и достойных публично демонстрации и осво-

ения. Они представлены общественности в определенных специ-

ально выделенных ситуациях (зритель в музее, член клуба и т. п.).

В рамках институциональной области просвещения сконцентри-

рованы, сохраняются и ревитализуются ценности, составляющие

фонд культурного наследия общества.

К учреждениям культурны принято относить театрально-зре-

лищные (театры, кинотеатры, концертные организации), спор-

тивные комплексы, библиотеки, музеи, клубы. Это организации

с определенным штатом служащих и администрации, предназна-

ченные для приобщения публики к социально значимым культур-

ным ценностям, для просвещения общественности, трансляции

социокультурной информации, дополнительной по отношению к

получаемой в области образования и в повседневной жизни. Их

функции, структура, цели и задачи определяются нормативными

документами. Соответствие им реальной работы государственных

учреждений такого рода контролируется специальными органами

исполнительной власти.

«Входами» этой области можно считать наличный потенциал

культурных объектов, относящихся как к прошлому, так и к настоя-

щему на «выходе» широкой аудитории представляются специальным

образом отобранные те из них, которые признаны профессиона-

лами и общественностью в качестве социально значимых культур-

ных ценностей. Они отбираются по ряду критериев и распределя-

ются по особым просветительским каналом, институционализиро-

ванным в форме учреждений культуры.

Программы трансформации культурных образцов в ценности,

достойные публичной представленности, определяются по двум

основным измерениям: временная отнесенность и принуадлеж-

ность к определенной культурной категории.

С точки зрения временной отнесенности можно выделить объ-

екты культурного наследия и современные. Первая достаточно не-

определенная категория обозначает необходимость отдавать дань

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

культурным достижениям прошлого. Во-первых, речь идет о памят-

никах, т. е. объектах, символизирующих определенные историчес-

кие эпохи, события, даты, факты религиозной жизни. Во-вторых,

сюда же можно отнести эталонные образцы традиционной культу-

ры, т. е. передающихся из поколение в поколения в непосредствен-

ном взаимодействии — ремесла, ритуалы, обряды, художествен-

ные направления, научные, философские школы и т. п. В-третьих,

заслуживающими публичной представленности всегда считались

уникальные и экзотические объекты прошлого.

Другой класс культурных ценностей, представленных в просве-

тительском пространстве, относится к настоящему времени. Это

все те артефакты, которые по тем или иным основаниям представ-

ляются — обычно в профессиональных кругах — в качестве пока-

зательных примеров текущих культурных достижений. Критерии

предпочтений могут быть различными. По принципу инновативнос-

ти, авангардности отбираются объекты, определяющие возможные

перспективы культурных изменений. Демонстрация следования

традиции подтверждает жизнеспособность, функциональность в

современных условиях эталонов прошлого. В соответствии с идео-

логическими соображениями выделяются те артефакты, которые,

по предположениям заинтересованных групп, помогут повлиять на

общественное мнение и поведение в нужном им направление.

Принадлежность к определенной культурной категории фик-

сируется распределением отобранных артефактов по учрежде-

ниям, предназначенным для кумуляции и распространения раз-

личных классов просветительской информации. Так, библиотеки

концентрируют письменные источники прошлого и настоящего.

В музеях хранятся специально подобранные художественные

произведения, документы, мемориальные вещи и т. п. Выставки,

сменные экспозиции демонстрируют текущие культурные дости-

жения. Театры и концертные залы суть места для представления

классических и современных произведений драматического и му-

зыкального искусства, с одной стороны, и исполнительского мас-

терства — с другой. Клубы помогают людям объединяться по инте-

ресам к определенным видам культурной активности — професси-

ональной, любительской, связанной с коллекционированием или

рекреацией.

Таким образом, в каждый период времени в современном об-

ществе существует дифференцированное социокультурное про-

странство, где концентрируются институционально признанные

культурные ценности.

Логика трансляции такого рода ценностей определяется не-

обходимостью их представленности в доступной аудитории и упо-

рядоченной форме, соответствующие каждому из типов учрежде-

ний культуры. Так, в библиотеках поиск информации облегчают

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

специальным образом составленные каталоги, согласно которым

шифруются все единицы хранения. Это дополняется постоянными

выставками печатных изданий к определенным случаям, а также

новых поступлений. Кроме того, здесь есть штатные консультан-

ты, помогающие читателям ориентироваться в библиотечном про-

странстве. В театрах и концертных организациях принята система

тематических абонементов. Каждый из них составлен по опреде-

ленному плану, позволяющему его держателю получить более уг-

лубленное представление об определенном художественном стиле

или жанре, отдельном авторе, мировых шедеврах и т. п. Кроме того,

здесь приняты специальные представления и концерты, предназна-

ченные для детей и юношества. Обычно они сопровождаются ком-

ментариями искусствоведов. В музеях и на выставках подготовка

экспозиция обусловливает отбор и расположение в интерьере де-

монстрируемых артефактов. Далее, опытные экскурсоводы интер-

претируют содержание экспонатов. Для этого же предусмотрены

специальные каталоги. Наконец, при многих музеях существуют

структуры, предназначенные для любительских занятий. Клубная

деятельность организована в соответствии с двумя базовыми мо-

делями. Закрытые заведения для узкого круга людей, объединяю-

щихся по профессиональной, политической, социально-групповой

принадлежности, предназначены для конфиденциальных бесед и

уединения. Их организация обусловлена целью создания макси-

мально комфортабельных условий для выполнения этих функций.

Клубы второго рода — это открытые объединения людей по люби-

тельским интересом. Соответственно здесь деятельность органи-

зована так, чтобы любители получали возможность не только зани-

маться интересующими их видами деятельности (драматическим,

вокальным, изобразительным искусством, спортом, механическим

конструированием, киносъемками, фотографией и пр.), но и пуб-

лично демонстрировать свои достижения.

Итак, просветительские функции учреждений культуры осу-

ществляются таким образом, чтобы отвечать двум основным ис-

точникам побуждений обращения к культурным ценностям. Во-

первых, постоянная публичная представленность институциона-

лизованного ценностного культурного фонда, приобрещение к

которому поощряется в обществе. Во-вторых, желание членов об-

щества осваивать социокультурное пространство в объеме, более

широком, чем в обыденной жизни и в сфере образования.

Действующих в этой области социокультурного пространства

субъектов можно разделить на несколько категорий в соответствии

с их ролевыми функциями. Профессиональные работники учреж-

дений культуры обеспечивают их бесперебойную деятельность, а

при высокой эффективности — привлечение и объединение мак-

симально возможного количества любителей. Библиофилы, крае-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

веды, меломаны, любители фольклора — все эти люди актуализиру-

ют культурные ценности в повседневной социокультурной жизни.

Обычные посетители учреждений культуры обращаются к ним —

периодически или от случая к случаю — за дополнительной специа-

лизированной информацией или из престижных соображений.

Пространственная и временная организация этой институци-

ональной области определяется ее ценностной природой и про-

светительски-рекреационным характером функционирования.

Концепции пространства задаются здесь масштабами представ-

ленности соответствующих артефактов, их объемом и плотнос-

тью распределения по определенным культурным категориям.

Масштабности соответствуют категории: мировая, отечественная

культура, региональный, локальный (поселение и его часть) уровни.

В этих пределах артефакты могут быть репрезентативными по ко-

личеству или показательности, либо просто знаковыми. Например,

в солидных музейных экспозициях специально подобранные про-

изведения изобразительного искусства характеризуют избран-

ную тему в необходимой полноте: представляют определенный

стиль, жанр, исторический период. Когда поле выбора ограничено,

общую идею экспозиции можно выразить наиболее представительными

образцами, иллюстрирующими ее. Темы могут репрезентировать

определенную точку зрения на мировую культуру, конкретный

историко-культурный регион, ценности

отечественной культуры на разных уровнях обобщенности.

Такого рода пространства различаются по степени упорядо-

ченности. Это могут быть достаточно случайные совокупности ар-

тефактов, как например, в музеях малых городов, общественных

библиотеках, провинциальных театрах и т. п. Они состоят из еди-

ниц, относящихся к стилям, странам, эпохам, имеющим неодина-

ковые качественные характеристики. Их можно упорядочить по

принадлежности к определенному стилю или направлению. Тогда

основанием организации культурного пространства становятся

принципы формообразования. Отобранные объекты могут пред-

ставлять характерные черты определенного историко-культурного

региона, создавая его целостный виртуальный образ. Они могут

быть подобраны таким образом, чтобы в совокупности составить

символ поселения: одни города знамениты своими театрами; дру-

гие — особыми экспонатами изобразительного искусства или ар-

хитектурными сооружениями; третьи — уникальными книгами,

хранящимся в библиотеках. И это символы благодаря которым они

входят в состав мирового культурного пространства.

Во временном отношении можно говорить о разных способах

и концептуализациях представленности исторического времени в

разных классах культурных ценностей. Оно демонстрируется как

непрерывное, когда акцент помещается на преемственности, ха-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

рактерной для определенного художественного стиля, направле-

ния научного или философского познания, профессиональной де-

ятельности и любительства. В других случаях подчеркивается его

дискретность, когда акцент ставится па стилевых, концептуальных,

технологических различиях артефактов, располагающихся в про-

светительском пространстве. Здесь обнаруживается также отно-

сительность культурного времени, когда в разновременных арте-

фактах подчеркивается одинаково высокий уровень мастерства и

утонченности либо изображаются одни и те же типы человеческих

отношений и переживаний. Представленность настоящего време-

ни задается сменой артефактов в сетке особых периодически пов-

торяющихся событий: выставки, ярмарки, фестивали, конкурсы,

юбилеи и т. п. Благодаря их регулярности заметными становятся

текущие изменения культурных ценностей.

С точки зрения выделенности этой области в более широком социокуль-

турном пространственном и временном контексте можно отметить

следующее.

Пространство здесь определяется местоположением в

поселении, архитектурой и соответствующими вывесками. Для него

характерна особая организация интерьеров, обусловленная свойс-

твами представляемых артефактов, необходимостью доступа к

ним, работы с ними, нужными для этого оборудованием и техноло-

гиями. Время существования учреждений культуры в социокуль-

турной жизни определяется календарным расписанием их работы.

Как было сказано,

учреждения культуры институционально

определены в нормативных функциях и требованиях. Они лицен-

зируются и имеют статус юридического лица. В

отношении собственности они могут быть государственными, муници-

пальными, частными. В зависимости от этого различаются источ-

ники их финансирования и степени свободы функционирования.

Последнее обстоятельство связано с их институциональной подчи-

ненностью. Так, деятельность государственных и муниципальных

учреждений культуры регламентируется соответствующими орга-

нами исполнительной власти. Частные учреждения функциониру-

ют в рамках действующего законодательства, а содержание пред-

лагаемых услуг определяется, во-первых, рыночными механизма-

ми, а во-вторых, — предпочтениями собственников.

Осуществляемое в этих рамках просвещение повышает степень социокультурной компетен-

тности людей, помогая лучше ориентироваться и действовать в про-

странстве культурных ценностей. Оно также способствует улуч-

шению качества жизни, поскольку насыщает свободное время

разнообразным культурным содержанием. Наконец, благо-

даря нему люди получают возможности более четко определить и

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

сформировать свой стиль жизни, фиксирующий особенности их

социокультурной идентичности. Иными словами, просвещение де-

лает для них доступной и подконтрольной более широкую область

социокультурного пространства, чем та, что соответствует обяза-

тельному образованию и личной приватной жизни. Эта область

ориентирована на трансляцию культурных ценностей прошлого и

современности. В силу своих трансляционных функций она откры-

та для доступа широкой публики. Дистанция между нею и более

образованными слоями общества несравненно меньше, чем для

малообразованных людей. Поэтому ее структуры принято считать

носителями в большой степени элитарной и популярной, нежели

массовой культуры. Приобщенность к этой области характеризует

общекультурную компетентность людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.