Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прилагательное




Практикум

В современном русском языке есть необычная форма деепричастия будучи, подобные формы мы встречаем в составе древних фразеологизмов: жить припеваючи, работать играючи, делать умеючи, говорить жалеючи. Данные формы когда-то были формами кратких причастий именительного падежа единственного числа женского рода. Современные формы деепричастий появились в русском языке лишь в XVII веке.

Деепричастие

Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу», — писал М.В. Ломоносов о причастии еще в XVIII веке.

При образовании деепричастий с суффиксом -в- и -вши-, например, в3яв — взявши, встретив — встретивши, — рекомендуется использовать суффикс -в-, так как суффикс -вши- является устаревшим, в современном языке он используется только с возвратными глаголами: взявшись, встретившись.

 

Это интересно

 

ЗАДАНИЕ 35. Образуйте простую сравнительную степень прилагательных с помощью суффиксов -е- и -ее-. Объясните разницу в использовании.

Старый —..., поздний —..., горький —....

ЗАДАНИЕ 36. Образуйте две формы сравнительной степени прилагательных (простую и составную). Объясните разницу в использовании.

Бойкий —..., звонкий —..., ловкий —..., сладкий —..., хлесткий —..., молодой —..., ранний —..., долгий —..., тонкий —....

ЗАДАНИЕ 37. Образуйте простую сравнительную степень прилагательных с приставкой по-. Сделайте вывод, меняется ли их смысл и ситуации использования.

Бойкий —..., звонкий —..., ловкий —..., сладкий —..., хлёсткий —..., слабый —..., молодой —..., ранний —..., долгий —..., тонкий ---..., хороший -..., плохой -..., глухой -..., тугой-..., старый -..., поздний-..., горький -..., большой-..., простой-..., строгий-..., громкий-..., богатый-..., интересный-..., белый-..., лохматый -..., откровенный-..., умный -..., способный-..., глупый-..., сильный-..., смелый-..., солёный-..., здоровый-..., больной-..., тяжёлый-....

 

ЗАДАНИЕ 38. Образуйте две формы сравнительной степени и две превосходной степени прилагательных там, где это возможно.

Вкусный —..., чистый —..., красивый —..., сладкий —..., громоздкий —..., звонкий —..., строгий —..., молодой —..., смелый —..., лёгкий, низкий —..., высокий —..., тихий —..., близкий —..., краткий —..., тесный —..., маленький —..., сухой —..., здоровый —..., больной —... хороший —..., плохой —..., спорный —..., плавкий —....

ЗАДАНИЕ 39. Составьте предложения со следующими словосочетаниями. Почему возможны данные сочетания?

Самая кратчайшая дорога, самый ближайший путь, самым теснейшим образом связаны.

ЗАДАНИЕ 40. Исправьте ошибки, связанные с использованием степеней сравнения прилагательных.

1) Её подруга была гораздо бойчее на язык. 2) С его способностями можно добиться более лучших успехов в учёбе. 3) Всё красивее и звончее становился Надин голос. 4) Все советуют Тане вести себя более скромней. 5) С каждым разом он отвечает всё хлеще и хлеще. 5) Ты выбрал самый опаснейший путь. 6) Сергей ловчее, нежели Виктор. 7) Между нами состоялся наименее откровеннейший разговор за последнее время: дело шло к разрыву наших отношений. 8) Катя была самой красивейшей девочкой школы. 9) Я люблю чай с лимоном и посладже.

ЗАДАНИЕ 41. Образуйте краткие прилагательные, составьте с ними небольшие предложения.

1) Долгий —..., злой —..., кислый —..., острый —..., тёплый —....хитрый —...; большой —..., маленький —..., солёный —....

2) Бездейственный —..., безнравственный —..., бесчисленный —...,бесчувственный —..., величественный —..., воинственный —...,двусмысленный —..., искусственный —..., легкомысленный —..., многочисленный —..., мужественный —..., насильственный —..., невежественный —..., ответственный —..., посредственный —..., священный —..., торжественный —....

ЗАДАНИЕ 42. Определите стили речи, в которых используются краткие прилагательные:

1. Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

2. Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

Кашка сладенька.

Бражка пьяненька

. Шу! Полетели,

На головку сели.

ЗАДАНИЕ 43. Найдите краткие прилагательные в следующем высказывании А.П. Чехова. Какую функцию они выполняют?

Воспитанные люди «уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!». Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии...Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», — потому что всё это бьёт на дешёвый эффект, пошло, старо, фальшиво...

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями... Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

Они воспитывают в себе эстетику...».

Из письма А П. Чехова брату Николаю

ЗАДАНИЕ 44. Составьте своё высказывание на тему «Воспитанный человек». По необходимости используйте прилагательные.

ЗАДАНИЕ 45*. Отгадайте русские народные загадки.

1) Каких камней не найдешь в море? 2) Какой болезнью на земле никто не болеет? 3) Из какого полотна нельзя сшить рубашку? 4) Зимой нет теплей, летом нет холодней. 5) Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. 6) Маленький, удаленький — сквозь землю прошёл,красну шапочку нашёл. 7) Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька. 8) Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. 9) Посреди двора золотая голова. 10) Красный пан в яму упал. 11) Чёрная корова весь мир поборола. 12) Сам худ, голова с пуд. 13) Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру красна. 14) Хорошо видит, а слепой. 15) На какое дерево садится ворона после дождя?

16) — Это чёрная?

- Нет, красная.

- А почему она белая?

-Потому что ещё зелёная.

ЗАДАНИЕ 46. Приведите как можно больше загадок, содержащих прилагательные. Отгадайте их.

ЗАДАНИЕ 47. Напишите как можно больше пословиц, содержащих краткие прилагательные.

Например, 1) Всякому мила своя сторона. 2) Мал золотник, да дорог. 3) Ещё —?

ЗАДАНИЕ 48. Выберите одну из предложенных форм. Мотивируйте свой выбор: 1) только краткой формы, 2) только полной формы, 3) обеих форм:

1) Студентка была очень... своей оценкой на экзамене. —... своей оценкой на экзамене студентка пошла в кафе (довольный — доволен). 2) После операции больной был очень.... — У этого боксёра удар очень... (слабый — слаб) 3) Подарок был..., но дорогим для меня. —... золотник да дорог (маленький — мал). 4) Петя у мамы... в математике. — Победителем математической Олимпиады стал самый... студент. — Победитель был очень...(сильный — силён). 5) Кусты на опушке были.... — Кусты у забора стали..., надо их обрезать (высокий — высок). 6) Артистом Иннокентий Смоктуновский был.... — Он сомневался, потому что ответственность была.... — Зал был... для него (великий — велик). 7) Все вещи, которые мы взяли в поход, оказались.... — Все веши были нам... в походе (нужный — нужен). 8) Как она...! — Она такая...!(красивая — красива, умная — умна). 9) Решетка была чугунная и очень (прочная — прочна). 10) Митя был... гриппом. — Мне кажется, что он... на голову (больной — болен).

ЗАДАНИЕ 49. Напишите синонимичные несогласованные определения к следующим прилагательным. Объясните разницу в оттенках значений или ситуациях использования.

Лисья нора —..., лисья шапка —..., кожаная сумка —..., молочная каша —..., грибной суп —..., блинная мука —..., городской парк —..., лесной ручей —..., земляничная поляна —..., сельская церковь —..., еловая шишка —..., мамино кольцо —..., серебряный кулон —..., гранатовый браслет —..., гранатовый сок, гранатовое платье —..., отцов дом —..., отцовская забота —..., вишнёвая ветка —..., соловьиные трели —..., рогатая корова —..., полосатая ткань —..., бородатый мужчина —..., усатый студент —..., хрустальная ваза —..., морковная котлета —..., песчаная почва —...,лесистый холм —..., глинистый берег —..., холмистая местность —..., снежный человек —....

ЗАДАНИЕ 50. Выберите одну из предложенных форм. Мотивируйте свой выбор: 1) только несогласованное определение, 2) только притяжательное прилагательное, 3) обе формы.

1) В цехе ковали... —... утопала в зелени (садовая решётка — решётка сада). 2) На столе лежали..., приготовленные для проверки. —... можно купить в канцтоварах (ученическая тетрадь — тетрадь ученика). 3)... едва распустился. —... украшал причёску (розовый бутон — бутон розы). 4) Колбасу положили на... —... лежал на столе (салатный лист —лист салата). 5) Соседи купили... — Им нужен...(картофельный мешок — мешок картофеля). 6)... была хорошо выполнена. —... была выполнена плохо (студенческая работа — работа студентов). 7)... напоминал мне о ней и согревал зимними вечерами (бабушкин платок — платок бабушки). 8) Наконец-то я увидел... (дедушкин дом — дом дедушки). 9) Я с удовольствием прочитал... (лесковские рассказы — рассказы Лескова) и (пришвинские притчи — притчи Пришвина). 10) При многих болезнях используют настои из... (берёзовые почки — почки берёзы). 11) По дому разливался... (медовый запах — запах мёда). 12) На клумбе росли... (анютины глазки — глазки Анюты).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.