КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для детей с ОНР на 2013-2014 учебный год
В логопедической группе детского сада Коррекционно-развивающей работы
Принята на педагогическом совещании МБДОУ "Детский сад № 6" Протокол № ___ от "__"______2013г.
Лениногорск, 2012г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..……………..........3
ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы……………………….......7
ГЛАВА II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы...............................………………………………………………………………….......9
ГЛАВА III. План-программа коррекционно-развивающей работы……………………......13
ГЛАВА IV. Работа учителя - логопеда с родителями ………………………………….......31
ГЛАВА V. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса …………………………………………………………................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………......38
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………….........39
ПРИЛОЖЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется тремя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими. Данная рабочая программа составлена на основе«Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также учитываются теоретические положения "Программы воспитания в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой и опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Курдвановской Н.В., Кисловой Т.Р. и др. Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами: 1. «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов.Министерство образования РФ, Москва, 2001г. 2. Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140. 3. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами. 4. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г. 5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998. 6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ №666 от 12.09.2008г. 7. Нормативные документы детского сада. 8. Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико-педагогическом консилиуме».
Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы: · Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи. · Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком. · Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий. · Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению. · Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
· Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье). Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфических принципах. Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие. Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе психиатра и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МБДОУ, воспитателей. В логопедической группе коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.
Программа предназначена для детей со вторым, третьим уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для дошкольников с недоразвитием речи системного характера легкой и средней степени. Для детейс недоразвитием речи системного характера тяжелой степени составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты. Срок реализации данной программы рассчитан на два года.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании (см. приложение 1). Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей). При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний. Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле", где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей. Для диагностики используют методики логопедического обследования Н.В.Нищевой. Сроки проведениямониторинговых исследований: 1-я половина сентября,2-я половина мая. Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям: I. Смысловая сторона речи 1. Развитие словаря 2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи 3. Развитие связной речи и речевого общения II. Звуковая сторона речи: 1. Развитие просодической стороны речи 2. Коррекция произносительной стороны речи 3. Работа над слоговой структурой слова 4. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза. III. Обучение элементам грамоты. IV. Развитие высших психических функций. V. Развитие общей и мелкой моторики. Длительность коррекционного периода составляет: Для детей третьего уровня ОНР – 2 года, Для детей с НРСХ – 3 года Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль, март; III период — апрель, май. 1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации. 2-я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года. Форма организации непосредственно образовательной деятельности – подгрупповая (по 5-6 детей) и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми. Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. И предусматривает проведение следующих видов подгрупповых занятий. В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ: Для старшей группы: - формирование лексико-грамматических представлений (1 занятие в неделю, всего 10 занятий); - формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (1 занятие в неделю, всего 10 занятий); - развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 10 занятий). Для подготовительной группы: - формирование лексико-грамматических представлений (2 занятия в неделю, всего 20 занятий); - формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (2 занятия в неделю, всего 20 занятий); - развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 10 занятий). ВО ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДАХ ОБУЧЕНИЯ: Для старшей группы: - формирование лексико-грамматических представлений (2 занятия в неделю, всего 28 занятий); - формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (2 занятия в неделю, всего 28 занятий); - развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 14 занятий) Для подготовительной группы: - формирование лексико-грамматических представлений (1 занятия в неделю, всего 14 занятий); - формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (3 занятия в неделю, всего 42 занятия); - развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 14 занятий) Продолжительность подгрупповых занятий: в старшей группе составляет не более 25 минут, в подготовительной группе — не более 30 минут, перерыв между занятиями — 10 минут. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут. Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время дневной прогулки, время, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие (10-15 минут), восполняется более ранним выходом детей (на 10-15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами. Во время физкультурных и музыкальных занятий работа с детьми учителем – логопедом не проводится. Занятия с детьми проводятся в дневное время и один раз в неделю во вторую половину дня. Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в неделю. Режим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач и регламентируются согласно нормативам «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённым Главным государственным врачом Российской Федерации. (Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей в старшей группе – 15, в подготовительной группе – 17 занятий. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей и подготовительной группах не превышает трех. Перерывы между занятиями не менее 10 минут). Исключение фронтальных занятий из коррекционного процесса обусловлено результативностью дифференцированного подхода к детям с НР через подгрупповую и индивидуальную форму работу. Данная рабочая программа предусматривает каникулы 2 раза в год (первые две недели января и последняя неделя марта). В эти дни с детьми проводятся только индивидуальные занятия. ГЛАВА III. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6- ГО ГОДА ЖИЗНИ (старшая группа)
I ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |