Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Культура как социальное явление 2 страница




4. Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов:

1) либо на процессе адаптации к среде: «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация… Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству» (социологи У. Самнер и А. Келлер);

2) либо на процесс научения: «Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым еовым поколением закново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт);

3) либо на формировании привычек: «Культура – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг).

В самостоятельную группу Кребер и Клакхон выделяют «чисто психологические определения», например: «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм).

5. Структурные определения акцентируют внимание на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном: «а) Культура – это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества. б) Культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членам данного общества».

6. Генетические определения определяют культуру с позиции её происхождения. Эти определения подразделяются на четыре группы:

а) в которых культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (П.А. Сорокин);

б) в которых упор делается на идеи: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г. Беккер);

в) в которых подчеркивается роль символов: «Культура – это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура вкключает материальные объекты – орудия, приспособления, орнаменты, амулеты и т.д., а также действия, верования и установки, функционирующие в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, т.е. человеком, в борьбе за существование или выживание» (социолог Л. Уайт);

г) в которых культура определяется как «то, что отличает человека от животных» (философ В. Оствальд).[2]

Л.Г. Ионин предлагает общие положения в определении культуры, с которыми были бы согласны буквально все авторы, работающие над её проблемами: «…культура – это то, что отличает человека от животных, культура – это характеристика человеческого общества…культура не наследуется биологически, но предполагает обучение…культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка)».[3]

Социологический подход к культуре. В традициях, заложенных Э.Дюркгеймом, культура рассматривается социологией как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми и выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В этом смысле о культуре можно говорить как о сложном динамическом образовании, имеющем социальную природу и выражающем социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура не наследуется генетически и возникает вместе с возникновением человеческого общества и формируется путем аккумулирования опыта и знаний многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется (воплощается) в социальные носители культуры (артефакты). Например, средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения.

Кроме того, человек наделяет различные природные объекты и явления социальным смыслом и тем самым включает их в контекст своей культуры.

Социологиярассматривает культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Другими словами, культура – это регулятор жизнедеятельности людей и их образа жизни. Социальная регуляция на основе «ожидания» позволила людям вести предсказуемую скоординированную жизнь.

Таким образом, культура – это инструмент внедрения и поддержания определенного социального порядка, а общество – культурно структурированный и упорядоченный мир, т.е. мир социокультурный. Культура является важнейшей субстанцией социальной жизни, а социальная реальность социокультурной реальностью.

Культура находит свое проявление и воплощение в деятельности, в устойчивых повторяющихся образцах (стандартах деятельности). Этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления. Спорадические, случайные действия к культуре относить не следует. Если тот или иной элемент жизнедеятельности начинает превращаться из спорадического, нерегулярного в достаточно устойчивое, повторяющееся, значит, произошли определенные изменения в культуре данной группы людей, общества.

Социолог исследует как, каким образом культура, те или иные её элементы, функции, исторические типы влияют на формирование и развитие социальных систем (систем социальных взаимодействий) – социальных институтов, общностей, групп, общества в целом, определяют их особенности.

Социология акцентирует внимание, прежде всего на тех свойствах, элементах культуры, которые реализуются в социальных взаимодействиях, выступают как символические механизмы обеспечения соорганизованности физически изолированных друг от друга индивидов.

Итак, культуру можно определитькак «специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии культура фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей. Культуру также характеризуют особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, культура класса) или всего общества в целом». [4]

Все многообразие подходов к исследованию культуры можно сгруппировать в несколько типологических групп. Первую группу образуют подходы, описывающие «статику» культуры: «предметные», «ценностные» (аксиологические), «символические» и «текстовые» (семиотические) теории.

Вторая группа представлена подходами, описывающими «динамику» культуры: «деятельностные», «технологические», «игровые» и «коммуникативные» теории.

Третья группу составляют «субъективные» (акцентирующие внимание на агентах культурной активности, отвечающие на вопрос: «Кто и как действует?») и «диалоговые» (акцентирующие внимание на вопросе: «Каким образом самоорганизуется культура?») теории. Все эти подходы взаимодополняют друг друга.

1. Предметный подход. В рамках этого подхода культура понимается как «возделанное», искусственно созданное и в этом качестве противостоящее природному, естественному. Культура есть все то, что создано человеком. Любые продукты человеческой активности могут быть охарактеризованы с точки зрения меры опредмеченных (объективированных) сущностных сил человека, т.е. культуры. Это опредмечивание осуществляется двояко – в предметах, с помощью которых реализуется деятельность человека (материальная культура), и в ценностях, текстах, с помощью которых организуют, прежде всего, поле коммуникации субъектов (духовная культура). Социализированный в культуре человек способен извлекать закрепленные в ней смыслы, схемы, т.е. распредмечивать их и использовать в своих целях.

Упрощая можно сказать, что культура – это определенным образом организованная и легитимизированная система образцов (схем, моделей, текстов), которые усваиваются в ходе социализации, и на основе которых строится любая социальная активность, производя новые результаты (продукты), как условия и возможные образцы последующего действования.

2. Деятельностный подход. Культура определяется как интегративная качественная характеристика любых форм и результатов (продуктов) человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. Механизмы культуры отбирают, сохраняют, транслируют инвариантные содержания деятельности и коммуникации, социальных связей и отношений, в которые включены социальные агенты, превращая их в условия и детерминанты последующей социальной активности. Люди всегда находятся в определенных макро- и микрокультурных средах, которые могут быть структурированы по представленным в них факторах, с которыми индивиды сталкиваются в своей жизни. Соответственно могут быть выявлены и оценены по степени актуализации в конкретных ситуациях хранимые в культуре содержания (значения). Фиксации подлежат так же степень их легитимности (нормированности, санкционированности) и усвоенности (интериоризации) теми или иными социальными агентами. Конечная цель социологического анализа – оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие «вставки», которые они делают, самореализуя себя в соцокультурной жизни.

3. Ценностный (аксиологический) подход. Культура конституируется структурированной системой ценностей, признаваемых тем или иным социумом. В «предметности» культуры происходит лишь то или иное воплощение этих ценностей, т.е. то, к чему люди стремятся, на что ориентируются, в соответствии с чем организуют свою активность. Общность и различие ценностей выступают основанием как для объединения людей для реализации совместных и сложных целей, так и для их дифференциации при несовпадении и конфликте целей. Таким образом, усвоение тех или иных ценностей в ходе социализации и их репродукцирование в реальной деятельности и коммуникации – основа существования социума. Характер ценностей социума задает меру свободы и вариативности поведения его социальных агентов.

4. Технологический подход. Культура технологична по своей природе, ибо она есть особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители. Являясь специфическим развитием «деятельностного» подхода, данные теории культуры подчеркивают функциональность последней. С точки зрения культуры, условно говоря, важно не столько то, что делается, а скорее, как и с какой целью делается. Культура как бы «вкладывает» в различные виды активности социальных агентов апробированные, типологизированные и в той или иной мере институциализированные (нормированные, легитимизированные и санкционированные) программы деятельности. Быть в культуре –значит уметь оперировать её механизмами и продуцировать (по возможности) новые нормы поведения.

5. Символический подход. Культура есть организованность определенных символических форм самоактуализации социума. В основе культурного взаимодействия – понимание символов (чувственных воплощений идеальных сверхчувственных содержаний) и умение с ними работать. Это требует автономизации от непосредственной социальной активности субъектов и максимальной активнзации творческой работы их сознания и мышления. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет нам «схватывать» ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы в структуры коммуникации и деятельности, формируя последние через обмен символами между реальными социальными агентами.

6. Игровой подход. Культура – это оперирование определенными содержаниями в социально организованном и отведенном от непосредственной деятельности коммуникативно-игровом пространстве. Культура является самоценной игрой, организующей уже имеющиеся содержания, порождающей новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия. Быть в поле игры – значит играть по принятым правилам, внутри них. Правила можно менять, но если они приняты, их нарушение ведет к «выпадению» за рамку данного социо-культурного пространства.

7. Текстовый подход. Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственного социального пространства. Это предопределяет выработку своих собственных механизмов, правил, закономерностей самоорганизации и изменения. Упорядочивание законов происходит в языках культуры. Носителями автономной (отграниченной) знаково-оформленной значимой информации являются сообщения на том или ином языке. За рядом сообщений признается статус текстов при их дополнительной смысловой нагруженности в культуре. Уровень доступных субъекту языков, кодов и текстов определяет его в поле культурных символов, а через них, в значительной мере, и его социальные возможности и претензии.

8. Коммуникативный подход. В отличие от «текстового» подхода, акцент рассмотрения смещается в плоскость взаимосвязи знаков и социальной реальности через системы коммуникаций. Культуроорганизующий процесс – коммуницирование адресатов (отправителей сообщений) и адресатов (получателей сообщений) на основе знания кодов общих языков и общего (совместного) социокультурного опыта. Сообщения могут передаваться по различным каналам как пространственно между культурами, их подсистемами и субъектами, так и во времени. Акцент делается, как правило, на организационно-институциональных, а не содержательных аспектах, что позволяет описывать и анализировать «циклы жизни» различных сообщений в тех или иных каналах, оценивать степень эффективности социокультурных взаимодействий и т.д.

9. Диалоговый подход. Культура является исключительно сложным, многоуровневым и иерархически структурированным, полифункциональным, самоорганизующимся образованием, в котором постоянно организуется диалог (точнее, полилог) различных традиций и содержаний не только в пространстве её существования, но и в её исторической ретроспективе. Культура является полифонией голосов различных субъектов истории. Она предполагает, что её агенты («творцы», «репродуктанты», «потребители») постоянно находятся в ролях разных, пересекающихся между собой (противоборствующих и согласующихся) смыслов. Через механизмы авто- и межсубъектной коммуникации происходит постоянная работа по соотнесению этих смыслов как условие нормального функционирования и развития социума.

10. Субъектный подход. В данном случае имеются в виду теории, специально фиксирующие свое внимание на носителях культуры. Культура как воспроизводимая «матрица» может выступать в качестве «регрессивного» по отношению к индивидуальному поведению механизма. Но она же может рассматриваться с точки зрения своих креативных функций как «развивающее» индивиданачало. В обоих же вариантах она есть социально-формирующая система, вне которой человек не может стать человеком, вне рамок которой (человек) он не может выстраивать свои деятельностные и коммуникативные стратегии.

 

2. Элементы культуры: язык, символы, ценности, нормы, верования, обычаи, традиции, ритуал, модели поведения. Культурные универсалии. Основные социальные функции культуры

Среди элементов, компонентов, культуры можно выделить следующие:

1. Язык как компонент и основной носитель культуры неразрывно связан с сознанием и жизнедеятельностью общества. Он является системой знаков и символов, благодаря которым становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, средство человеческого общения, мыслительной деятельности, способ выражения самосознания личности.

Термин «язык», имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, т. н. этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве.

В целом, язык представляет собой многоуровневую систему разных знаковых единиц, которые люди используют в процессе коммуникативной деятельности: вербальный (лингвистический) язык, жестовый, предметно-пространственный, графический, образный, включая и художественный, формализованный язык, язык эмоций и чувств, язык телодвижений, язык той или иной профессиональной деятельности (словарный запас, технологии, орудия труда) и др.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Его истоки формирования имеют как природные предпосылки, так и определены социально-коммуникативными, ценностно-смысловыми особенностями человеческого взаимодействия. Вместе с тем ни одна разновидность языка не задается априори, но всегда рождается в процессе коммуникации живущих совместно людей, их совместной деятельности. Язык является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Знаком в культуре выступает любой созданный или обработанный человеком объект (артефакт), несущий культурную информацию. Знак либо является общепринятым аналогом другого объекта (например, изображение голубя), либо заключает в себе некоторые сведения об окружающей действительности, требуя определенных действий человека (например, дорожный знак). Таких культурных знаков вокруг человека множество. По существу вся социальная среда представляет собой сплошную цепь знаковых систем. Совокупность этих систем составляет своеобразный текст культуры, смыслы и значения которого человек постоянно, не задумываясь, «считывает», расшифровывает, вырабатывая соответствующее поведение, согласовывая свои действия с другими людьми.

Символы, наряду с языком, образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, символы отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре. Символы – это знаки, выражающие определенные значения или смыслы. Культурный знак становится символом, если его содержание «отрывается» от замещающего предмета, наполняясь новым значением. При этом новый смысл включает в себя множество дополнительных значений сравнительно с первоначальным. Такое содержание формируется в культуре постепенно, приобретая в итоге общесоциальную значимость, оказываясь весьма эффективным по своей информационной и экспрессивно-смысловой нагрузке. Известно, что изображение голубя с пальмовой ветвью символизирует мир и что такой образ мира включен в широкий спектр культурны текстов.

Символы обычно несут в себе большой эмоциональный заряд, и неуважительное отношение к ключевым символам данной культуры или социальной группы вызывает резкий протест у членов этой группы. Символы являются важным элементом ритуальных действий, торжественных актов. Немалое их число используется человеком в повседневном поведении, в семейных отношениях. Множество общепризнанных символов порождает политическая, религиозная, художественная практика.

В общественной практике каждой страны огромным интегративным значением наделяется государственно-политическая символика герба, флага, гимна. Назначение этих символов состоит в том, чтобы с помощью изобразительно-цветовых элементов, словесных образов обозначить общенациональные характеристики государства; зафиксировать те духовные ценности, которые его граждане считают жизненно важными, за которые готовы в период опасности отдать жизнь. Государственная символика, как правило, складывается постепенно, отображая важнейшие вехи исторического развития народа.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности. Мы уверены, что земля вращается вокруг солнца, но когда-то люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Например, согласно христианской космологии, мир создан Богом из ничего, и имеется немало заповедей об отношении Бога к людям.

3. Ценности. Ценности — это разделяемые обществом или социальной группой (т.е. более или менее общепризнанные) убеждения относительно целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным, будучи основанием культуры, ценности передаются из поколения в поколение благодаря семейному и внесемейному воспитанию, а также воздействию литературы, науки, искусства. Иными словами, ценности отвечают на вопрос как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Они служат эталоном, идеалом для всех людей. Однако, далеко не все люди в одном и том же обществе (группе) привержены одним и тем же ценностям, одинаково понимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т.д. Одни – сторонники коллективизма, другие – индивидуализма; для одного главное в жизни – карьера, для другого – богатство, для третьего – честность, порядочность и т.д. Ценностные ориентации индивидов в обществе могут быть не только различными, но и противоположными. Но это не означает, что у общества (или социальной группы) не может быть общих социальных ценностей, которые оно выдвигает, утверждает и защищает.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности объективны по своему происхождению и содержанию, но неизбежно включают в себя и интерпретацию, оценку содержания в свете интересов общества, группы, личности. Поэтому необходимо различать общечеловеческие, групповые, индивидуальные ценности культуры.

Социологию ценности интересуют, прежде всего, как фактор социальной регуляции поведения людей и их отношений, т.е. фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий, основополагающий элемент культуры, являющийся основой идеологии, ценностно-нормативного механизма социальной регуляции.

Ценности – это абстрактные, устойчивые представления, которые определенным образом иерархизированы. Они обеспечивают регуляцию поведения людей не ситуативно, а обобщенно (что обеспечивает надежность поведения человека, в том числе и в непредвиденных ситуациях, создает основу для социального творчества, но в рамках определенной предсказуемости); ценности невозможно заучить, а необходимо осознать и внутренне принять.

Для удовлетворения своих потребностей люди должны, прежде всего, оценить мир, его отдельные элементы, связи, отношения, понять их значение для удовлетворения своих потребностей, выработать представления о желательном, чтобы действовать. Для этого человек должен применить определенные абстрактные, обобщенные критерии и оценки объекта.

Эти абстрактные, обобщенные критерии оценки действий, связей, событий, идей, мнений и составляют главное в культуре, их называют ценностями. Культура – это своеобразный социальный механизм, который выявляет, координирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и определяет ценности в обществе.

Таким образом, ценности – это желательное, предпочтительное (идеал) для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, принципов и практики социальных взаимоотношений, критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл, стратегию целенаправленной деятельности и тем самым регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности. Иными словами, ценности и формируют идеалы, и ориентируют человека в окружающем мире, и побуждают к действиям. В жизни современного общества ценности выполняют роль своеобразных «центров управления» поведением людей.

4. Нормы. Они производны от ценностей, основываются на них и регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Если ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения людей, то нормы – конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы. Ценности указывают на то, что должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре, но не предписывают.

Гуденау объединил все эти элементы следующим образом: «Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы)». Названные элементы культуры связаны между собой. Например, законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать
им. У нас существуют десятки законов, запрещающих присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.

Специфика социальных норм заключается не только в том, что они регулируют социальное поведение людей, но и в том, что они требуют действий определенного типа, выражая должное в реализации индивидуальных и общественных интересов. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения социальных поощрений и социальных наказаний, выступающими как наиболее конкретный прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции.

Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Одним из важнейших признаков социальной нормы является её императивность (повелительность), которая выявляется в том, что поведение, не соответствующее норме, обязательно вызывает негативную реакцию у других людей.

Следовательно, норма является императивным выражением ценности, определенной системой правил, которые направлены на её воспроизводство.

Социальные нормы как элемент общественного сознания несут прескриптивную функцию, т.е. включают в себя различные виды предписаний, которые в совокупности образуют сферу должного.

Важно подчеркнуть, что социальные нормы – не единственные регуляторы наших взаимодействий с обществом и другими людьми. В роли таких факторов выступают ценности, общественные идеалы, жизненные принципы. Именно в них заключается возможность зарождения и опережающего развития новых, более прогрессивных норм общественной жизни.

5. Верования. Важным компонентом культуры являются верования, которые как особая форма мировоззрения, а значит, и культуры прочно занимают свое место в сознании, и в социальной практике человека.

Гносеологическая граница между знанием и верой фиксирована весьма нечетко. Чем больше современный человек познает мир, тем больше возникает белых пятен, которые пока нельзя объяснить. Тем самым увеличиваются основания для веры. Этому способствует и нравственный кризис общества, его социальных институтов. Утрачивая веру в общество, человек возвращается к Богу, просит его помощи и поддержки. В религиозном сознании именно Бог становится тем определяющим фактором, который регулирует взаимоотношения между людьми. Вера, а значит, и верования, являются формой проявления религиозной культуры конкретного народа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.