Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековое отношение к античности




Резкая смена ценностей чрезвычайно наглядно прослеживается в отношении средневековья к античной культуре. Особо неприемлемым в ней для христианской идеологии было возвышение человека, которое расценивалось как грех гордыни, один из семи «смертных грехов». «Христианские авторы в резких выражениях критикуют самоцельные дискуссии философов, внешний характер риторической образованности, гедонизм театра, музыки и пластических искусств, а также связь всего этого с язычеством». (Аверинцев С. С. Христианство // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 758.).

Борьба с язычеством была наиболее удобным и убедительным предлогом для гонений на античность, которые принимали порой не менее жестокие формы, чем до этого — гонения на христиан. Была убита в 415 г. толпой христиан — фанатиков Ипатия, образованнейшая женщина своего времени, математик и философ. На официальном же уровне преобладал более тонкий подход. «Негоже одними устами возносить хвалу Юпитеру и Иисусу Христу», — так сформулировал позицию церкви папа Григорий I (VI в.). В 529 г. император Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, просуществовавшую девять веков. Его же запрет выплачивать жалованье учителем риторики и грамматики привел к закрытию большинства школ афинского типа. Запрещены были, как языческие, Олимпийские игры. Закрывались языческие храмы, а их имущество отбиралось в пользу казны. В этих условиях языческое сознание было обречено на отмирание.

Вместе с тем богатейшее культурное наследие античности не могло быть просто отброшено, и в действительности происходила длительная, сложная и противоречивая трансформация античной культуры, ее адаптация к христианской доктрине. На повседневном уровне это произошло, например, с языческими праздниками, переиначенными на христианский лад (Новый год, Масленица). Такой процесс происходил и в духовной сфере: «Исторический облик христианства навсегда получает отпечаток греко-римской культуры: особенно велика роль античного философского идеализма в формировании понятийного аппарата христианской догматики». (Там же). Жесткую трансформацию претерпели «семь свободных искусств»: диалектика (философия) была обращена в «служанку теологии», искусство риторики предназначалось для составления проповедей, астрономия — для определения дат христианских праздников, музыкальное искусство ограничивалось церковной службой и т. д. Светские знания признавались второстепенными, подчиненными изучению Библии и христианской догматики. Особенно неприемлемым из античной образованности для раннего Средневековья было эстетическое воспитание, объявленное «духовной мерзостью» (вспомним, что подобное отношение начало формироваться еще в римский период).

Иоанн Златоуст (354—407), прозванный так за свой дар проповедника, упрекал школы античного типа в том, что их главная цель — «научить хорошо говорить» и тем зарабатывать презренные деньги, а не «наставлять душу». Аврелий Августин (354—430), признавая достижения античной образованности и принимая программу «семи искусств», предостерегал, что античная традиция образования «погрязла в вымыслах», «изучении слов, но не вещей». Неоднозначно относились к античности и многие другие отцы церкви. Григорий Назианский (ок. 329—390) был поклонником греческой литературы. Климент Александрийский (?—215) изучал и интерпретировал идеи Платона, который был объявлен предшественником христианства. Философы Прокл, Порфирий, Ямвлих немало трудов посвятили комментариям сочинений Платона и их христианскому переосмыслению. Василий Кесарийский (330—379) написал трактат с более чем характерным названием «О том, как молодые люди могут извлекать пользу из языческих книг». (В позднем Средневековье в XII в., подобные же мысли обосновывал Пьер Абеляр). Архиепископ Мартин де Брага (VI в.) утверждал, что христианам есть чему поучиться у античных стоиков — благоразумию, осторожности и осмотрительности, мужеству, справедливости и воздержанию.

Весьма своеобразную трансформацию претерпела философия Аристотеля. Продолжая числить его Учителем, Средневековье какие-то его положения принимало, в какие-то вносило «исправления и дополнения», какие-то вовсе запретило.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.