Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура русских земель XII—XIII вв




Распад Киевской Руси

Два с половиной века мирной, созидательной жизни сменились распрями и междоусобицами, начавшимися сразу после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. В 1132 г. все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, и наступила феодальная раздробленность. Стали обособляться русские города, которые ныне принято относить к Золотому кольцу — Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Андрей Боголюбский (1111—1174), сын Юрия Долгорукого, объявив Владимир столицей Ростово-Суздальского княжества, перевез туда из Киева главную святыню — византийскую икону Богоматери, которая была символом православной Руси. Он даже переименовал эту икону во Владимирскую Божью Мать. Был сооружен во Владимире и храм Успения Богородицы. Даже названиями храма и икон Владимир противопоставил себя Киеву и Новгороду с их храмами Софии.

В 1169 г. войска Андрея Боголюбского захватили Киев и разграбили его. «И раздьрася вся русская земля», написано в одной из хроник, где безудержное умножение княжеств с неизбежными распрями было названо «погибелью земли русской». Этим не преминули воспользоваться татаро-монгольские захватчики. «Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные, и никто не знает, кто они, откуда, каков их язык», — скорбит тверская летопись. Даже нашествие не сплотило опьяненные вольностью княжества (к тому времени порядка 50), каждое из которых надеялось остаться в стороне, некоторые в борьбе за власть даже вступали в сговор с захватчиками. Сам Андрей был убит. Правда, в начале распрей была все же попытка прекратить их. В 1147 г. князем Юрием Долгоруким (кон. XI в. — 1157) точно посредине Суздальского княжества был основан новый город — Москва. Не скоро, однако, ей удалось стать новым центром сплочения русских земель.

 

На первых порах отделение русских княжеств от Киева имело и положительные стороны. Происходил бурный рост городов, большого разнообразия достигли художественные стили, обретая уже собственное лицо.

Выдающиеся памятники архитектуры возникли, прежде всего, на Владимирских и Смоленских землях и в Новгороде. Андрей Боголюбский, стремившийся объединить Русь теперь уже под началом «владимирских самовластцев», приказал в 1164 г. добавить к окружающей Владимир мощной крепостной стене Золотые ворота, не уступающие киевским. Вся арочная перемычка у них была обшита покрытыми золотом листами. Как и в Киеве, был возведен собор, наделенный князем Андреем десятой долей его доходов, а также большими земельными владениями. Назван он был Успенским. Успение в нем нашла в 1238 г. и вся семья князя Юрия Всеволодовича вместе с епископом, когда татары подожгли собор, завалив его предварительно деревом. Сам собор, однако, устоял. При князе Всеволоде III (Всеволод Большое гнездо), в 1194—1197 гг. был возведен Дмитриевский собор, «церковь дивная», с изумительным резным убором на внешних стенах, с фигурой библейского пророка и псалмопевца, легендарного царя Давида. Вместе с тем рельефы, окружающие его, в основном носят явственно языческий отпечаток, изображая растения, птиц и зверей, а также батальные сцены.

Замечательные памятники Владимирского зодчества — Боголюбский замок (резиденция князя Владимира) и расположенный рядом, на реке Нерли, храм Покрова Богородицы, известный всему миру как храм Покрова на Нерли и внесенный в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (насчитывающий всего 385 объектов). Это при том, что от храма, воздвигаемого в период с 1158 по 1165 г., сохранилась лишь часть. Стройный и изящный храм сравнивают с березкой, с юной девушкой-красавицей. «Лебединой песней» Владимирской школы зодчества стали Рождественский собор в Суздале (1222—1225) и Георгиевский собор и Юрьеве-Польском (1230—1234). В их строительстве использован редчайший на Руси материал — пористый туф, а архитектурные детали фасадов выполнены из белого камня, что позволило сравнивать Георгиевский собор с драгоценным резным ларцом из слоновой кости.

Выдающиеся произведения архитектуры продолжали создаваться в Новгороде. Они сохраняют строгий стиль, простоту форм, сдержанность в декоративных украшениях. Архитектурный ансамбль Новгорода составляли Детинец, укрепление на высоком Кремлевском холме, Ярославово дворище, центр торговли и место вечевых собраний, Антониев монастырь на р. Волхов, Юрьев монастырь в устье реки при впадении в озеро Ильмень, церковь Спаса на Нередице и Городище, постоянная резиденция князей с церковью Благовещения. Храмы украшали прекрасные фрески и мозаики, многие из которых погибли от татаро-монгольского нашествия и во времена Великой Отечественной войны 1941—45 гг. — Новгород оказался в центре обстрела с обеих сторон.

Самобытным стилем обладало и смоленское зодчество. По количеству памятников домонгольской поры Смоленск уступает только Киеву и Новгороду. Удивительный сплав архитектурных традиций Византии, романского и балканского стилей был достигнут в XII веке в церкви Архангела Михаила в Смоленске. Ее устремленность ввысь выражена пучковыми пилястрами — столбами с выступами, сменившими здесь массивные колонны. Еще один из трех уцелевших памятников смоленской архитектуры XII в. — церковь Петра и Павла, воздвигнутая приглашенными из Чернигова мастерами. Расцвет зодчества в Смоленске был прямо связан с его политическим расцветом. Прекрасные архитектурные сооружения возводились в Чернигове, где больше всех сохранились киевские традиции: шестистолпный храм Бориса и Глеба, Благовещенский собор, церковь Параскевы Пятницы. Свое лицо имело и Галицко-Волынское зодчество, сумевшее вплести в русскую архитектуру элементы ранней готики. В XIV в. Галицко-Волынские земли потеряли независимость и были поглощены польско-литовским государством. Еще раньше на русские земли вторглись татаро-монголы, разорившие их. При них каменное строительство прекратилось по крайней мере на сто лет.

Несмотря на пожары и разрушения, до нас дошли также многие произведения изобразительного искусства XII—XIII вв., прежде всего иконы, которые, в отличие от фресок, можно было вывезти. Из XII века это, прежде всего, удивительный «Ангел Златые Власы» (Архангел Гавриил) и Святой Георгий из Новгорода, «Деисусный чин» и «Спас Нерукотворный» из Успенского собора в Москве. XIII в. дошел до нас в ярославских иконах «Спас Нерукотворный» и «Спас Вседержитель» и новгородском Николае Чудотворце, образ которого и по сей день — один из самых почитаемых на Руси. В XIII веке появились также образы «Пророка Ильи», представляя уже тип житийных икон.

Икона в русском храме, безусловно, преобладала над фреской и мозаикой. Иконостас отделял «корабль спасения» — место сбора верующих — от алтаря, куда могли вступить лишь священники, совершавшие обряды таинства. Наиболее ценные иконы украшают сейчас Третьяковскую галерею в Москве и Русский музей в Петербурге, многие оставлены в храмах.

Конечно, продолжало развиваться и прикладное искусство, но оно больше всего и стало жертвой грабежей. Сохранилось кое-что из скани и резьбы, геральдические эмблемы. На гербе Суздаля изображен сокол, Владимира — лев, Ростова — олень, Ярославля — медведь.

Важное значение для сохранения русской культуры, укрепления национального самосознания, патриотического духа во времена феодальных распрей и разорительного татаро-монгольского ига имели летописи, для которых как раз XII—XIII века стали порой расцвета. Чаще всего они объединялись в летописные своды. Самый известный из них составлен в 1198 г. в Киеве игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем. Из него можно узнать о событиях, происходивших не только в Киевской и других русских землях, но даже о походах Фридриха Барбароссы. Известны также летописные своды из Владимира (1177 г.), Новгорода, Галицкая летопись XIII века.

Среди памятников художественной литературы XII века особое место занимает «Слово о полку Игореве», которое содержал в себе сборник, обнаруженный в 1792 г. в Ярославле и сгоревший в дни московского пожара 1812 г. К счастью, сохранилась типографская копия. «Слово», написанное предположительно в 1185 г. в Киеве, является свежим откликом на разгром войска князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в том же году. Проникнутое глубоким патриотизмом, скорбью по неспособности князей объединиться даже перед угрозой гибели всей земли русской, «Слово» является еще и шедевром литературы, образцом ритмической прозы и метафоры. Особенно известен из него «Плач Ярославны», имевший собирательный, символический смысл.

Самые различные стороны повседневного быта изображены в «Слове Даниила Заточника» (1197) и «Молении Даниила Заточника». После батыева нашествия ведущей в русской литературе стала патриотическая тема. Ей посвящены «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237) и «Слово о погибели Русской земли» (1238—1246). «Слово о погибели» — отрывок из не дошедшего до нас целиком вступления к «Сказанию о житии Александра Невского».

 

Вопросы и задания

1. Когда, почему и каким образом возникла российская государственность?

2. Почему в качестве государственной религии было избрано православие?

3. Какую роль сыграло создание славянской письменности?

4. Расскажите о первых образовательных книгах и учреждениях Киевской Руси.

5. Какова роль монастырей и монашества в русской культуре?

6. Расскажите об архитектурных и литературных памятниках Древней Руси, музыке и ремеслах, «смеховой» культуре.

7. Когда и почему произошел распад Киевской Руси? К каким это привело последствиям?

8. Как обретение вольности сказалось на художественной культуре русских земель в XII—XIII вв.?

 

Рекомендуемая литература

Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7, 9.

Древнерусская литература. Книга для чтения. М., 1993.

История культуры России. М., 1993.

Культурология. История культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2002.

Очерки русской культуры XIII—XIV вв. М., 1969—1970.

Русь белокаменная. Альбом. / Ред. А. Н. Тырса. Л., 1969.

Русь священная. Альбом. М., 1998.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. Византия и Русь. М., 1989.

Фурман В. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1988. № 6. С. 90—104.


Глава 3. Культура Московской Руси и России XVI века

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.