Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок развития умения общаться в диалогической форме




Действия учителя на уроке развития умения общаться в диалогической форме

 

В деятельности учителя на уроке обучения диалогической форме общения можно выделить следующие действия:

1. Сообщение проблемы или предмета общения, содержательно объединяющих урок.

2. Сообщение учебной цели урока или одного, или нескольких упражнений, объединенных этой целью, объяснение значимости поставленной цели.

3. Предъявление предваряющего вопроса на понимание общего содержания диалога-образца.

4. Показ диалога-образца.

5. Контроль предваряющего вопроса.

6. Чтение (либо драматизация) диалога-образца (при необходимости).

7. Показ образцового анализа диалога-образца в соответствии с поставленной целью урока, выявление структуры диалога.

8. Составление функциональной опоры.

9. Предъявление учебных заданий:

а) на заполнение функциональной опоры (сокращение диалога),

б) запись элементов диалога (клише),

в) отработку клише,

г) расширение диалога.

10. Предъявление коммуникативной задачи для собственно диалогического общения.

11. Предъявление опор.

12. Ограничение времени на подготовку.

13. Помощь учащимся в процессе их подготовки.

14. Коррекция учебного общения школьников.

15. Оценка их достижений по ходу урока и в конце его.

А теперь покажем, как может быть организована работа на уроке по обучению ДФО.

 

 

Урок, составленный Т.У. Тучковой, демонстрирует технологию развития умения реагировать на просьбу и может быть проведён на младшей ступени обучения.

Урок диалогического общения, направленный на развитие умения реагировать на просьбу, целесообразно провести в конце цикла уроков, в котором формировался навык оформления просьбы с употреблением формы повелительного наклонения. Урок может быть объединён таким предметом общения, как, например: «Друзья всегда помогут». Учитель сообщает в начале урока предмет общения и записывает его на доске. В последующей речевой зарядке учитель говорит: «Друзей можно обо всём попросить. Не правда ли? О чём можно, например, попросить друга. Помочь выполнить домашнее задание. Да? Как ты попросишь об этом? Дать почитать книгу? Рассказать о победителях в фигурном катании, если ты не смотрел по телевизору чемпионат. Да? Принести словарь? Показать коллекцию марок о спорте? Посоветовать какой фильм посмотреть?». Со всеми этими вопросами учитель обращается к ученикам. В своих ответах ученики используют повелительное наклонение для оформления просьбы. По ходу речевой зарядки записываются элементы будущего разговора на немецком (английском, французском) языке на доску учителем и учениками в тетрадь. Запись имеет такую форму:

Просьба: Дай мне, пожалуйста….

Помоги…

Расскажи…

Принеси…

Покажи…

Посоветуй…..

Затем учитель сообщает учебную цель: «Мы будем учиться реагировать на немецком (английском, французском) языке на просьбу». Цель может обосновываться совместно учителем и учениками. Учитель задаёт вопрос: «Когда и где нам пригодится умение реагировать на немецком (английском, французском) языке на просьбу? В общении с друзьями из страны изучаемого языка?» Учащиеся отвечают, имитируя вторую часть вопроса.

Для развития умения реагировать на просьбу может быть использован не один, а несколько диалогов - образцов, по крайней мере три, т.к. на просьбу наиболее часто встречаются реакции трёх видов: обещание, отказ, совет. Каждый диалог-образец должен содержать просьбу и одну из реакций на неё. Могут быть использованы, например, такие тексты:

1. – Я пропустил несколько дней. Помоги мне, пожалуйста, сделать домашнее задание по немецкому (английскому, французскому) языку.

Хорошо.

2. – Дай мне, пожалуйста, книгу «Бемби» на несколько дней.

К сожалению, не могу. Я уже отнёс её в библиотеку.

3. – Посоветуй, что мне прочитать на немецком (английском, французском) языке.

Прочитай книгу «Бемби». Интересная и нетрудная. Я охотно прочитал её.

В письменном тексте реакция на просьбу может быть выделена шрифтом или подчёркнута.

Работа над каждым текстом проводится с использованием одних и тех же действий учителя. Динамика возрастания трудности для учеников связана не с изменением характера работы, а с постепенным расширением и усложнением диалогической части текстов. Перед чтением каждого текста учитель даёт задание: «Выразительно прочитать текст по ролям». В качестве подкрепления при этом может использоваться звучащий с магнитофона негромкий текст диалога. Учитель ограничивает время на подготовительное чтение, а при вспомогательном ориентировании обращает внимание учащихся на правильное интонационное оформление реплик. Если чтение подкрепляется фонограммой, ограничение времени и помощь учащимся в процессе подготовки отпадают. После короткой подготовки, предполагающей однократное чтение по ролям, учитель даёт задание одной паре прочитать диалог вслух и следит за тем, чтобы чтение было правильным и выразительным, при корректировке учитель также обращает основное внимание на ошибки в интонации диалога.

Перед чтением каждого диалога учениками вслух учитель даёт классу предваряющее задание: «Прослушать диалог и сказать, как говорящий реагирует на просьбу». При ответе ученика на этот вопрос учитель следит, опираясь на эталоны, и корректирует его. Правильным будет ответ ученика, повторившего целиком реакцию на просьбу.

Затем учитель делает образцовый анализ диалога: «В этом диалоге реакция на просьбу – «обещание» (или «отказ», или «совет»). Последний диалог ученики могут проанализировать сами с помощью альтернативной опоры:

 

  обещание
просьба   отказ
    совет

 

После анализа каждого диалога-образца учитель организует запись фрагментов диалога так, чтобы в результате получалась следующая модель:

 

    просьба    
  Не мог бы ты…    
         
обещание   отказ   совет
Хорошо. Я… Охотно.   К сожалению,…   Я тебе советую

 

Завершая работу над каждым диалогическим текстом, учитель даёт задание инсценировать диалог по аналогии с образцовым соответственно новой коммуникативной задаче. Учитель предлагает, например, такие коммуникативные задачи:

1. Попроси своего друга показать тебе свою коллекцию. – Пообещай сделать это.

2. Попроси принести тебе словарь. – Откажи, т.к. у тебя нет словаря.

3. Попроси посоветовать, что тебе почитать о животных. – Посоветуй.

Для каждого диалога учитель даёт опору.

 

1. просьба    
  Покажи…   обещание
      Хорошо.
2. просьба    
  Дай…   отказ
      К сожалению, …
3. просьба    
  Мне хочется …   совет
      Прочти…

Учитель осуществляет вспомогательное ориентирование учащихся в процессе подготовки, следит за ответами учеников и корректирует их. После работы по всем диалогам учитель, опираясь на запись элементов диалогов, предъявляет ученикам инструкцию: «Реакция на просьбу может быть различной. Она зависит от целей и возможностей говорящего».

Затем учитель предлагает ученикам коммуникативные задачи и опоры для того, чтобы они могли инсценировать новые диалоги. Они предъявляются на карточках каждой паре говорящих. Карточки имеют такой вид:

1. Попроси своего друга рассказать тебе о победителях в фигурном катании, т.к. ты не смотрел по телевизору чемпионат. 2. Расскажи своему другу о чемпионате по фигурному катанию.

 

сообщение  
сожаление  
просьба
Я очень люблю …   обещание
К сожалению, …   рассказ
Не мог бы ты …   оценка
благодарность   С удовольствием …
Большое спасибо.   Выиграли …
    … интересно

Учитель ограничивает время на подготовку. Оно складывается из времени, необходимого для ознакомления с коммуникативной задачей и опорой (их прочтение) и подготовки диалога в парах. В ходе вспомогательного ориентирования учитель помогает ученикам ознакомиться с опорой, подсказывает в случае затруднения, как оформить то или иное высказывание в диалоге, напоминает о том, что говорить надо выразительно. Перед тем как учащиеся будут инсценировать диалог вслух, учитель дает инструкцию: «Не забывайте, что говорить надо выразительно и смотреть надо друг на друга. А в опору можно только иногда подглядывать». Во время ответов учащихся учитель следит за их смысловой и языковой правильностью, языковые ошибки исправляет в конце урока.

Затем учитель предъявляет ученикам коммуникативные задачи без опор и организует их на работу с помощью тех же действий: ограничения времени, вспомогательного ориентирования, слежения и корректировки.

И наконец, он дает ученикам коммуникативные задачи и задание инсценировать диалог без подготовки с последующим слежением и корректированием.

Таким образом осуществляется обучение ДФО на уроке. Отметим только, что наряду с парной на уроке развития умения общаться в диалогической форме может использоваться и групповая работа. Рассмотрим далее ее специфику.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.