Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы поискового исследования: фокус-группы и экспертные методы




 

Как было рассмотрено выше, поисковое исследование направлено на более глубокое понимание проблемы с целью формулировки конкретных гипотез. В целом, поисковое исследование направлено на достижение следующих основных целей [Черчилль, с. 114]:

· определение проблемы для углублённого исследования;

· выдвижение гипотез;

· установление приоритетов в будущем исследовании;

· сбор информации по практическим вопросам выполнения исследования в конкретном направлении;

· увеличение степени осведомлённости о проблеме.

 

Таким образом, поисковое исследование применяется в тех ситуациях, когда информация о проблеме недостаточна. Соответственно, в поисковом исследовании применяются преимущественно качественные методы исследования. Такие методы слабо формализованы и направлены на сбор данных, которые предварительно жёстко не специфицированы. По мере того, как исследователь углубляет своё понимание проблемы, он может изменять предварительный план исследования, следуя своей интуиции в отношении исследуемой проблемы.

Кроме того, поисковое исследование применяется для поиска вторичной информации о проблеме с целью более глубокого изучения последней (уточнения гипотезы).

 

Наиболее популярные методы сбора данных в поисковых исследованиях представлены на рис. 6.1.

 

 

 

Работа с литературой является одним из наиболее дешёвых и быстрых способов получить общую информацию по исследуемой проблеме.

 

Работа с литературой – поиск и получение данных по исследуемой проблеме в печатных изданиях.

 

Источниками при данном методе исследования могут быть: статистические сборники; экономические и деловые журналы; газеты; монографии и учебники.

Выбор конкретного источника зависит от целей поискового исследования. В целом, указанный метод поискового исследования основан на использовании вторичной информации. Более подробно об источниках вторичной маркетинговой информации можно ознакомиться в главе 1.

 

Экспертные опросы представляют собой достаточно популярный метод качественных и количественных исследований. В некоторых случаях он является единственным доступным методом проведения маркетингового исследования.

 

Экспертный опрос (expert survey) – интервью со специалистами, компетентными в предмете исследования.

 

В результате экспертного опроса исследователь получает информацию об области исследования от тех людей, которые хорошо в указанной области разбираются. Такими людьми могут быть: руководители компаний; менеджеры и агенты по продажам; оптовые и розничные продавцы; специалисты компаний-потребителей товаров; другие маркетологи.

В рамках поисковых исследований перед маркетологом стоит задача не получить точные данные о каком-либо массовом явлении, а разобраться в содержании, основных закономерностях функционирования этого объекта. Поэтому основной принцип отбора людей в качестве экспертов – выбирать не просто людей, хорошо знакомых с объектом исследования, но людей, способных видеть его структуру, связи с другими объектами, динамику и так далее. Соответственно, для подбора экспертов нельзя пользоваться вероятностными методами формирования выборки.

Другим важным принципом проведения экспертного опроса является включение в группу экспертов людей с различными взглядами и аспектами опыта в интересующей области.

В зависимости от целей исследования, выбирается соответствующий метод экспертных оценок. Методы могут быть как количественными, так и качественными, групповыми (включающими непосредственное общение экспертов между собой) либо индивидуальными (работу экспертов раздельно с последующим сопоставлением результатов).

 

Следующим методом поискового исследования является фокус-группа.

 

Фокус-группа (focus group) – личное собеседование, одновременно проводимое с небольшим количеством людей и направленное на обсуждение определённой проблемы.

 

Выделяются следующие основные цели проведения фокус-группы [Голубков, с. 161]:

· генерация идей о направлениях усовершенствования товаров или разработки новых товаров;

· изучение разговорного словаря потребителей (для проведения рекламной кампании, составления вопросников);

· ознакомление с запросами потребителей;

· лучшее понимание информации, собранной в рамках описательного исследования;

· изучение эмоциональной и поведенческой реакции на определённую рекламу.

 

Процедура проведения исследования в форме фокус-группы представлена на рис. 6.2.

 

Определение целей и задач исследования. Это общий этап для всех исследований, рассмотрен в главе 5.

 

 

Определение профиля участника фокус-группы. Традиционно для участия в работе фокус-группы набираются люди из одной или смежных социальных страт. В таком случае между ними быстрее налаживается контакт и они активнее участвуют в дискуссии. Кроме того, участники фокус группы, очевидно, должны обладать информацией, интересующей исследователя.

 

Выбор модератора фокус-группы. Модератором (ведущим) должен быть профессионал, хорошо знакомый с целями и задачами исследования и имеющего опыт налаживания контактов с людьми. Его задача – вовлечь всех участников в заинтересованное обсуждение и направлять дискуссию в нужную сторону.

 

Формирование набора участников. Необходимо обеспечить присутствие от 6 до 12 человек (оптимальное количество) на сессии фокус-группы. Участники могут поощряться денежной премией, бесплатными товарами или услугами.

 

Подбор и оборудование подходящего помещения. Для проведения сессии фокус-группы необходимо обеспечить тихое помещение с круглым столом, в котором участники могли бы, не отвлекаясь на посторонние дела, провести открытое обсуждение в течение 1 – 2 часов. Помещение должно быть оборудовано звуко- и видеозаписывающей техникой для возможности последующего анализа результатов.

 

В отношении фокус-группы необходимо подчеркнуть, что, как указано выше, группа формируется по принципу однородности участников. Поэтому для обеспечения разносторонности мнений и взглядов в рамках одного исследования проводят сессии нескольких групп с различными профилями участников, обычно от 4 до 12 групп. Это позволяет получить широкий спектр мнений.

Фокус-группа позволяет получить качественную информацию в виде идей, а не количественную в виде чисел. Поэтому анализ результатов проведения такого сбора данных очень сложен и требует высокой квалификации специалистов. Однако, при правильном использовании фокус-группы дают очень важные результаты, которые невозможно получить при применении других методов.

 

Анализ избранных случаев называется также анализом разъясняющих демонстрационных примеров.

 

 

Анализ избранных случаев – интенсивное исследование отобранных примеров изучаемого явления.

 

В рамках анализа избранных случаев могут собираться данные из следующих источников: существующие записи о явлении; непосредственное наблюдение явления; проведение неструктурированных интервью с людьми, обладающими информацией о явлении.

Особое внимание в рамках анализа избранных случаев должно уделяться правильному пониманию общих и особенных аспектов изучаемого явления, а также правильной интерпретации полученных данных. Универсальных правил такой интерпретации не существует, поэтому исследователь должен обладать широкими знаниями и навыками самостоятельной творческой умственной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.