КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наблюдение
Опрос
Опрос является одним из самых распространённых методов маркетинговых исследований.
Опрос (survey) – метод получения информации путём личного диалога с респондентом.
Опросы считаются практически универсальными методами описательных исследований. С помощью опроса можно получить информацию по практически любым направлениям и объектам.
Опросы обладают следующими основными преимуществами [Голубков, с. 168 – 169]: · Высокий уровень стандартизации: задаются одни и те же вопросы с одинаковыми формами ответов. · Лёгкость реализации: на стадии сбора данных отсутствует необходимость использовать дорогостоящие методы коммуникации (личные встречи) или высококвалифицированных специалистов (как при фокус-группе). · Возможность проведения глубокого анализа: возможность использовать уточняющие вопросы. · Возможность табулирования и проведения статистического анализа: стандартизация позволяет использовать указанные методы. · Возможность проводить анализ по подмножествам, образованным при применении дополнительных критериев формирования подвыборок.
Основным недостатком опросы является в некоторых случаях его более высокие затраты на проведение по отношению к наблюдению.
Опросы по своему содержанию классифицируются по двум основным критериям [Черчилль, с. 251 – 258]: · уровню стандартизации: стандартизация означает заданность, предопределённость вопросов и альтернативных вариантов ответа на них; · степени открытости: открытость означает раскрытие респондентам целей и задач исследования.
Соответственно, выделяется четыре вида опросов: · стандартизированные открытые опрос;
· нестандартизированные открытые опросы; · стандартизированные закрытые опросы; · нестандартизированные закрытые опросы.
Стандартизированные опросы являются методами описательных исследований, в то время как нестандартизированные опросы фактически относятся к качественным методам поисковых исследований.
Стандартизированные открытые опросы являются очень распространённым видом опроса. Такие опросы позволяют сравнительно легко получать и обрабатывать данные. Однако, таким опросам свойственно оказывать давление на респондента, вынуждая его выбрать один из предложенных вариантов ответа. Стандартизированный открытый опрос хорошо подходит для ситуаций, когда предмет опроса является ясным и чётким, возможные варианты ответа заранее прогнозируемыми. Например, с помощью такого опроса можно изучать предпочтения, намерения, демографические и социально-экономические характеристики.
Нестандартизированный открытый опрос отличается от предыдущего тем, что вопросы предполагают свободные ответы, не ограниченные перечнем заданных вариантов. Такой подход позволяет интервьюеру в ходе беседы изменять её план, варьируя перечень и порядок вопросов, чтобы вызвать респондента на откровенный разговор и выяснить его истинные чувства. Такая форма опроса называется глубоким интервью [Черчилль, с. 153].
Глубокое интервью (depth interview) – неформальная личная беседа, в которой интервьюер старается заставить собеседника говорить свободно и выразить его истинные чувства.
Основным достоинством нестандартизированного открытого опроса является возможность выяснить истинные чувства собеседника в ходе неформальной беседы путём построения её в соответствии с особенностями конкретного респондента. Основной недостаток этого метода: проведение неформальной беседы и получение в ходе неё необходимой информации требует участия высококвалифицированного специалиста, труд которого высоко оплачивается. Кроме того, результаты таких интервью очень сложно сводить и анализировать: для такой задачи также требуется привлечение высоких профессионалов-психологов. Интерпретация результатов такого опроса всегда носит отпечаток субъективного мнения исследователя.
Таким образом, следует отметить, что такая форма исследования больше подходит для поискового исследования. В описательном исследовании её применение затруднено и ограничено.
Нестандартизированный закрытый опрос – основа для исследования мотивации. Поскольку, во-первых, мотивы поведения человека относятся к скрытым характеристикам, которые невозможно непосредственно наблюдать, и, во-вторых, людям свойственно во многих случаях скрывать мотивацию своего поведения, то открытые опросы не могут выявить истинных мотивов. Соответственно, в таких случаях используются закрытые опросы, в которых истинная цель исследования не сообщается респондентам. Однако, данному типу опроса свойственны практически те же недостатки, что и нестандартизированному открытому опросу – потребность в высокой квалификации исследователей и субъективный отпечаток, налагаемый на результаты. Кроме того, закрытые опросы могут быть подвергнуты сомнению с этической точки зрения. Указанный тип опроса также свойственен скорее поисковым, чем описательным исследованиям.
Стандартизированные закрытые опросы объединяют преимущества выявления скрытых мотивов и возможности формализованного подхода к записи данных и их анализу. Такие опросы обычно строятся на теории выборочного восприятия, когда человек обращает больше внимания на те объекты (идеи, события), которые совпадают с их собственными представлениями. Соответственно, человек проявляет больше знания о таких объектах, к которым он положительно относится. И, выявляя его знания по определённой проблеме, можно выявить его истинное отношение к ней. В целом, практика показывает, что применение стандартизированных закрытых опросов позволяет получить информацию, сопоставимую с получаемой при проведении нестандартизированных закрытых опросов.
При проведении опросов можно собирать первичные данные от респондентов тремя основными способами [Голубков, с. 169]: · непосредственная беседа исследователя с респондентом (personal interview), например, личная беседа, беседа по телефону; · ответ респондента на вопросы с помощью компьютера (computer-assisted interview), например, опрос в Интернет; · самостоятельное заполнение анкеты в письменном виде респондентом, в присутствии интервьюера или Пересылка анкет по почте (почтовый опрос, mail survey).
При планировании проведения конкретного опроса исследователь может воспользоваться «чистой» формой либо осуществить их комбинацию. В любом случае, способ проведения опроса определяется теми условиями, в которых он проводится.
Наблюдение является второй распространённой формой описательного исследования.
Наблюдение (observation) – метод получения информации путём целенаправленного восприятия и регистрации поведения объекта.
В отличие от опроса, наблюдение связано с получением информации без осуществления коммуникации с объектом исследования. Оно может проводиться в различных формах.
Классификация наблюдения представлена на рис. 6.3.
Разделение наблюдения по степени стандартизации соответствует аналогичному делению опроса (параграф 6.3).
Скрытое наблюдение проводится без предупреждения участников о том, что за ними наблюдают. Такой подход позволяет зафиксировать естественное поведение людей, на которое не влияет мысль о том, что за ними наблюдают. Однако, скрытому наблюдению свойственны некоторые недостатки: трудность полностью скрыть проводимое наблюдение; невозможность получить дополнительную информацию о наблюдаемых путём их опроса; этическая проблема. Как скрытое, так и открытое наблюдение может проводиться в двух формах: · прямое: непосредственное восприятие объектов; · косвенное: изучение результатов поведения объектов.
Условия наблюдения зависят от того, насколько сильно исследователь вмешивается в обстановку. Наблюдение в искусственных условиях (contrived observation), фактически, является уже экспериментом, в рамках которого оценивается влияние изменения условий на поведение людей. Наблюдение в естественных условиях (natural observation) представляет собой чистое наблюдение в рамках описательного исследования.
Применение технических средств обусловливается целью и условиями проведения конкретного наблюдения. Личное наблюдение (personal observation) проводится специально обученными людьми. Таким способом проводится бóльшая часть всех наблюдений. Наблюдение с помощью технических средств (mechanical observation) осуществляется с использованием специальных приборов. Оно проводится в том случае, если личное наблюдение использовать либо невозможно, либо дорого. Существует много технических средств наблюдения: · простейшие счётчики; сенсорные фотодатчики; видеокамеры; сканеры штрих-кодов (universal product code scanner); телевизионные приставки; компьютерные резидентные программы; · гальванометры (psycho-galvanometer), устройства, измеряющие степень эмоционального возбуждения человека с помощью контактных датчиков, измеряющих электрическое сопротивление кожи; · тихистоскопы, прибор, измеряющих скорость реакции человека на визуальные средства путём высвечивания перед ним изображение на определённый промежуток времени; · глазные камеры (eye camera), приборы, определяющие пространственную концентрацию внимания человека путём слежения за движением его глазного яблока; и так далее.
Примером использования технических средств наблюдения является лаборатория Института маркетинга и коммерции Гёттингенского университета (ФРГ). В ней осуществляется изучение восприятия веб-страниц пользователями Интернет с помощью глазной камеры. Дополнительную информацию можно получить на сайте http://www.marketing.uni-goettingen.de.
В конечном счёте, использование определённого способа наблюдения производится исходя из целей, задач и доступных ресурсов для исследования. Наблюдение позволяет во многих случаях получить значительно более полную и достоверную информацию, чем опросы.
Контрольные вопросы к блоку А
· Что такое поисковое исследование и каковы его цели, задачи и методы проведения? · Что такое работа с литературой как метод исследования? · Что такое экспертный опрос, кто выступает экспертом? · В чём заключаются цели, процедура и преимущества и недостатки метода фокус-группы? · Кто участвует в фокус-группах, какова роль модератора? · Что такое анализ избранных случаев? · Каковы цели проведения описательных исследований? · Какова роль гипотезы в описательных исследованиях? · В чём сущность и особенность исследований поперечного сечения и временнóго ряда? · Что такое подлинный и всеобъемлющий списки? · Каковы основные преимущества и недостатки списков? · В чём особенность каузальных исследований? · Что такое эксперимент? · Какие основные виды экспериментов выделяются? · Что такое рыночный тест? · Какова сущность, виды, преимущества и недостатки опроса? · Что такое глубокое интервью? · С помощью каких опросов исследуется мотивация? · Что такое наблюдение и какие его виды существуют? · Какие технические средства применяются в наблюдении?
Блок B
Методы поискового исследования: · Фокус-группа [Беляевский, с. 63 – 65; Божук-Ковалик, с. 230 – 241; Голубков, с. 161 – 164; Малхотра, с. 195 – 204, 217 – 219; Токарев, с. 120 – 123; Черчилль, с. 116 – 121]. · Глубокие интервью [Беляевский, с. 62 – 63; Божук-Ковалик, с. 241 – 243; Голубков, с. 164 – 165; Малхотра, с. 204 – 208]. · Проекционные методы [Божук-Ковалик, с. 243 – 246; Голубков, с. 165 – 167; Малхотра, с. 208 – 215]. · Экспертные методы [Беляевский, с. 81 – 91; Божук-Ковалик, с. 93 – 103, 106 – 114, 228 – 230; Трояновский, с. 134 – 173; Черчилль, с. 115 – 116; Hwang-Lin, с. 145 – 305].
Опрос: · Понятие, виды и процедура [Беляевский, с. 61 – 66; Божук-Ковалик, с. 224 – 227, 252 – 262; Голубков, с. 168 – 171, 175 – 180; Малхотра, с. 228 – 246; Токарев, с. 113 – 118; Черчилль, с. 251 – 269; Dillon, с. 154 – 175; Hammann, с. 67 – 72]. · Панели [Беляевский, с. 67 – 70; Божук-Ковалик, с. 246 – 252; Черчилль, с. 171 – 175; Токарев, с. 118 – 120; Черчилль, с. 133 – 138; Hammann, с. 61 – 67]. · Измерения маркетинговых характеристик, шкалы и методы [Божук-Ковалик, с. 146 – 152; Голубков, с. 180 – 224; Малхотра, с. 315 – 363; Токарев, с. 124 – 141; Черчилль, с. 349 – 399; Dillon, с. 272 – 295]. · Разработка анкеты: структура и типы вопросов [Беляевский, с. 71 – 80; Божук-Ковалик, с. 152 – 176; Голубков, с. 224 – 238; Малхотра, с. 370 – 395; Токарев, с. 142 – 147; Черчилль, с. 308 – 334; Dillon, с. 300 – 327].
Наблюдение: · Понятие и виды [Божук-Ковалик, с. 177 – 186; Голубков, с. 153 – 158; Малхотра, с. 247 – 256; Токарев, с. 175 – 181; Черчилль, с. 277 – 289; Hammann, с. 72 – 73]. · Процедура [Божук-Ковалик, с. 186 – 196; Голубков, с. 158 – 161]. · Разработка форм [Голубков, с. 154 – 156; Малхотра, с. 395 – 396; Черчилль, с. 332 – 340].
Эксперимент: · Причинно-следственные связи; понятие и виды экспериментов [Божук-Ковалик, с. 197 – 206; Голубков, с. 125 – 128; Малхотра, с. 270 – 283; Токарев, с. 166 – 168; Черчилль, с. 139 – 149; Hammann, с. 52 – 54]. · Процедура [Божук-Ковалик, с. 206 – 223; Голубков, с. 129 – 134; Малхотра, с. 284 – 299; Токарев, с. 168 – 175; Hammann, с. 54 – 60]. · Рыночный тест [Малхотра, с. 299 – 303; Черчилль, с. 144 – 145, 149 – 153].
Контрольные задания к блоку B
· Выберете организацию и определите ситуацию в ней, требующую проведения поискового исследования. Определите возможность использования каждого из рассмотренных в главе методов поискового исследования для изучения ситуации. · Разработайте план фокус-группы для исследования ситуации, указанной в предыдущем задании. · Определите возможности набрать участников для проведения фокус-группы из предыдущего задания с помощью Интернет. · Найдите проблему маркетингового исследования, для решения которой могут быть использованы как опрос, так и наблюдение. Сравните указанные альтернативные методы применительно к данной ситуации. · Найдите несколько Интернет-опросов. Примите в них участие в качестве респондента. Попытайтесь определить цели и задачи каждого из опросов, а также проведите классификацию по приведённым в главе критериям. · Посетите Интернет-сайты маркетинговых исследовательских агентств. Найдите информацию о методах проведения опросов и наблюдениях, используемых этими компаниями. Также попытайтесь найти информацию о проведённых ими маркетинговых экспериментах.
Блок C
Определение метода сбора данных, разработка форм. Определите методы поискового исследования, которые могут помочь в определении проблемы и формулировке гипотез. Постарайтесь определить приемлемость каждого из рассмотренных методов поискового исследования, разработайте программу применения каждого из приемлемых методов. Осуществите сбор данных и используйте их для уточнения проблемы. Сформулируйте гипотезу, проверка которой позволит принять одно из альтернативных управленческих решений рассматриваемой Вами проблемы. На основе неё определите цели и задачи описательного исследования. Определите конкретный метод исследования и разработайте программу исследования. Составьте формы для сбора данных и протестируйте их. Описание и результаты всей работы оформите как новую главу отчёта о групповой работе.
Литература для дальнейшего изучения
· Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. · Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2003. · Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд. М.: Финпресс, 2000. · Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е изд. М.: Вильямс, 2002. · Токарев Б.Е. Методы сбора и использование маркетинговой информации: Учебно-практич. пособие. М.: Юристъ, 2001. · Трояновский В.М. Математическое моделирование в менеджменте: Учебное пособие. М.: Русская деловая литература, 1999. · Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2001. · Dillon W.R., Madden T.J., Firtle N.H. Essentials of Marketing Research: Custom Edition for Central Michigan University. Burr Ridge, Illinois: IRWIN Custom Publishing, 1994. · Hammann, P. Marktforschung / P. Hammann, B. Erichson. Stuttgart, New York: Fischer, 1978. · Hwang Ch.-L., Lin M.-J. Group Decision Making under Multiple Criteria. Methods and Applications. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 1987.
Глава 7
Основные понятия, рассмотренные в главе: · сплошное и несплошное исследование; · выборочное исследование; · выборка, репрезентативность выборки; · основа выборки; · вероятностные, детерминированные выборки; · нерепрезентативная, преднамеренная, квотная, простая случайная, стратифицированная, групповая, систематическая и территориальная выборки; · точность и степень достоверности оценки.
Блок A
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |