Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная безопасность 2 страница




Общая численность в 1998 году участников панкориентированных подростковых движений составляла более 10 тыс. чел. Численность панков в Санкт-Петербурге составляла более 2 тысяч чел. Численность алисоманов (и близких к ним киноманов) в Санкт-Петербурге в 1998 году была около 4 тысяч чел.

Движение панков в Санкт-Петербурге достаточно обширно и включает в себя несколько крыльев этого движения:

Движение фанатов панк-рока (самоназвание).

Классический английский панк (самоназвание). Очень малочисленно.

Движение подросткового андеграундного панка. Самое массовое.

Существует также четкое деление по интересу к каким-либо конкретным рок группам. Наиболее самостоятельным крылом панковского движения являются "гранжера" ("гранж")-поклонники группы "Нирвана".

Фактически, панкориентированные движения определяют движение

панковского андеграунда и алисоманы.

Основная подпитка в панкориентированные формирования происходит за счет подростков из наиболее социально неблагополучных семей. Однако сюда могут попасть дети и из средних слоев населения. Но их основным признаком является безнадзорность. Многие из подростков заметно отстают в умственном и физическом развитии. Для нищих подростков, вынужденных ходить в рваной одежде, идеология панка может выступать в форме психологической защиты. При осознании себя панком, подросток перестает переживать по поводу ношения на себе обносков, так как именно такая одежда должна был у настоящих панков.

В плане идеологии панки являются хрестоматийной контркультурой. "Детьми помойки". Изначально противоставляли свою идеологию хиппи, рассматривали себя как антиинтеллигентов. Однако в настоящее время конфликты с хиппи стерлись, произошла существенная деидеологизация движения. Основу нынешней идеологии составляют социальные институты, берущие за основу эгоизм, прагматизм и цинизм, необходимые для выживания в существующих экономических условиях.

Наиболее характерной чертой движения является эпатаж (демонстративное издевательство над общепринятыми нормами поведения). Участники панкориентированных движений сознательно эпатируют общественность своим видом и поступками. Желание произвести эпатирующий эффект настолько велико, что определить реальное положение дел в самом движении снаружи невозможно.

Нормы нравственности и морали собственного движения рассматриваются подростком как негативные. Следуя этому принципу, для того, чтобы выглядеть истинным панком или алчсоманом, подросток предпочитает очернять себя в глазах взрослых, поясняя, что он ворует, опускает "лохов" и т. п., даже если он это не далек. При этом он предполагает, что, гиперболизируя такой негатив, он будет гарантирован, что не выходит за рамки декларируемых движением норм нравственности.

Во всех панкориентированных движениях достаточно четко различаются "идеализированный образ панка" и реальные нормы нравственности и морали. При этом идеализированный образ более агрессивен и антисоциален, чем реально допускаемые подростком.

Подобный механизм с течением времени делает панкориентированные подростковые движения все более агрессивными и криминогенными. Кроме того, по мере приближения реального поведения подростка к "идеализированному образу", сам идеализированный образ начинает подвергаться ревизии в сторону еще большей агрессивности и антисоциальности.

Стандартная одежда, характерная для всех панкориентированных движений: - высокие военные ботинки, кожаная куртка или косовка. Часто кожаные перчатки с отрезанными пальцами.

Прическа панка: «ирокез» - На сбритой голове оставляется полоска в форме плавника. Иногда встречается "антиирокез" - выбривается только полоска в том месте, где обычно бывает "ирокез". Имеются стрижки в виде шахматной доски и т.п. У алисоманов (и киноманов) предпочтений в прическах нет.

Стандартными атрибутами панков являются английские булавки и колечки от крышек на пивных банках. Иногда одевают различные значки. Что на них нарисовано - не главное. Их просто должно быть много.

Серьги в ушах парней являются одним из основных атрибутов участников панкориентированных движений. Роль сережек выполняют французские булавки, которыми прокалывают периферийный участок ушной раковины. Булавки носят день-два. Потом, когда начинаются первые симптомы воспаления, вынимают. Чаще всего, таким образом вдевается несколько булавок.

Браслеты, фенечки, кольца. Особых предпочтений нет. В отдельных случаях сохранилось ношение бисерных браслетов ("фенечек"). По использование такой хипповской атрибутики как бисерные фенечки отмирает. В кольцах также отсутствует какое-либо предпочтение. При этом, ношение тяжелых массивных колец с сатанинской атрибутикой не распространено. Хотя подобные кольца специально производятся для данного контингента подростков.

Татуировка. Распространена дешевая, чаще всего самодельная, татуировка. Сюжеты очень простые. Татуировка наносится с помощью самодельного устройства, состоящего из шприца с краской, в который просунута тонкая проволока, соединенная с маленьким моторчиком. Игла, как правило, не моется и не дезинфицируется. Имеют место коллективные нанесения татуировки.

«Транжи» имеют заметные отличия от остальных панков. Обычно они менее маскулинны, у них более мягкие движения. По характеру поведения в них много что от хиппи. Панки очень часто наделяют "гранжей" очень нелестным эпитетом "пидарасы". Во многом это связано с попытками подражания своему кумиру -Курту Кобейну. Последний был наркоманом и гомосексуалистом. Наиболее заметно, что изначальный отбор подростков, приходящих в "гранжи", непосредственно связан с поисками подростками с нетрадиционной сексуальной ориентацией своей ниши в панкориентированных движениях. Гранжи чаще сталкиваются с сексуальным насилием. Основная масса информации о случаях такого насилия поступала от "гранжей". Они реже выражают недовольство этими событиями, чаще обычных панков считают приемлемыми нетрадиционные сексуальные отношения.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Особенностью работы с агрессивными подростковыми формированиями является то, что при этом приходится заниматься не только социализацией

подростков и попытками канализации их агрессивности в более приемлемые формы, но и учитывать необходимость общественного спокойствия. Если хиппи на людей не нападают, то этого нельзя сказать о панках и алисоманах.

Первоначальная работа с панками и алисоманами с использованием методов, ранее применявшихся при работе с хиппи, потерпели неудачу. Панков почти не интересовали красивые ландшафты (они там просто напивались). В дальнейшем, в такие экспедиции бралось не более 1-2 подростка, чтобы они не могли образовать собственную группу, а подстраивались под остальной коллектив.

В этой связи, потребовалось углубленное изучение групп движений панков и алисоманов с использованием методик включенного наблюдения, анализа отчетов социальных работников, материалов предоставленных органами милиции, а также с использованием материалов переписки в тематических эхоконференциях в электронных сетях (прежде всего, в Интернете). Такая работа была проведена в 1997-2000 годах. Выяснилось много интересного.

Во-первых, описанные глобальные изменения идеологии подросткового андеграунда от хиппи к панкам произошли только в Петербурге и Москве. К примеру, в день смерти В. Цоя (группа "КИНО"), на Богословское кладбище в СПб съезжаются толпы киноманов. Киноманы, приехавшие из центральной и южной России - это типичные хиппи, которым нравится группа "КИНО". Киноманы из Питера и Москвы - это более спокойные (чем обычно) панки. Такая информация позволяет более дифференцированно подходить к работе по охране правопорядка в период массового приезда киноманов в СПб. Большой интерескэтим материалам проявили отделы ООПН и Уголовного розыска ГУВД.

Во-вторых, выяснилось, что ВСЕ ранее практиковавшиеся формы работы с хиппи мало подходят для панков. При апробации все новых и новых форм работы с панками эффективными оказались только те, которые просто занимают их свободное время (просмотр видеофильмов и т.п.).

Все эти работы очень непростые. К примеру, в 1998 году был опробован вариант шокового воздействия на одного из панков - предполагавшегося лидера создаваемой экологической группы алисопанков. Он был приглашен на прием в Финское консульство для беседы с министром экологии Финляндии Пеккой Хаависто. Зрелище был достаточно забавным. Пятнадцать панков провожали своего друга до дверей консульства, так как не верили, что его туда пустят.

Шоковый эффект, выразившийся в том, что его -простого уличного подростка официально пригласили в консульство для встречи с членом правительства сопредельного государства, действительно, имел место. Статус панка, как лидера группы, окреп. Но произведенный на группу эффект продержался недолго. Созданная из панков экологическая группа оказалась мало жизнеспособной.

В процессе участия панкоалисоманов в инспекционных выездах общества охраны природы, вскрылся ряд морально-этических качеств членов этих подростковых формирований, который резко ограничил возможности работы такого характера. По фактам выявленных экологических нарушений, при попытках дачи взяток сотрудникам общества охраны природы, алисопанки были недовольны тем, что эти взятки не орались, считая себя обделенными.

По той же причине отсутствовал эффект соучастия в социально важном деле, который ранее выступал в качестве важного воспитательного фактора при работе с хиппи. А после попытки одного из подопечных выступить в качестве посредника в получении взятки, пришлось изначально лишать алисопанков права слова на инспекционных выездах.

Проведенный в течение 1996-2000 годов анализ состава ряда алисопанковских групп показал, что их контингент довольно быстро меняется. "Перебесившись" за 2-3 года, некоторые члены формирования начинают быстро терять контакт с группой и покидают ее. Почти всегда это было связано с получением устойчивой и неплохо оплачиваемой работы (поиски которой ими уже велись и довольно долго). При этом, если оплата за работу заметно ниже прожиточного минимума и соизмерима с социальной помощью, оказываемой государством малоимущим, такая работа бросалась примерно через месяц.

Очень быстро покидают ряды алисопанков подростки, которые стали постоянно потреблять сильные наркотики (особенно, героин). Это связано с более придирчивым и бесцеремонным отношением сотрудников милиции к носителям вызывающей атрибутики.

Работа с агрессивными подростковыми формированиями еще продолжается, но уже сейчас можно сделать рад промежуточных выводов:

Во-первых, для многих группировок из панкориентированных формирований большинство несиловых методов социальной коррекции поведения малоэффективно. Сохранение общественного спокойствия (предупреждение нападений на взрослых и т.п.) возможно, прежде всего, за счет усиления силового милицейского контроля.

Во-вторых, несиловые методы социальной коррекции поведения могут быть эффективны для периферийных панкориентированных групп.

В-третьих, необходимо территориальное или временное разъединение агрессивных и неагрессивных подростковых группировок с которыми ведется социальная работа. Это связано с той легкостью, с которой домашние подростки воспринимают негативные нормы морали и нравственности от своих сверстников. Кроме того, известны случаи целенаправленного "затаскивания" в алисопанковские формирования домашних подростков девочками -нимфоманками.

САТАНИСТЫ

Вопрос о включении сатанистов в категорию агрессивных; антисоциальных подростковых формирований до сих пор остается открытым. Это связано с тем, что нагнетание страстей против сатанистов, производимое в желтой прессе, обосновывается на примерах зарубежных изданий. Был проведен анализ ряда публикаций о деятельности сатанистов в Саблинских пещерах под Санкт-Петербургом (Саблинские пещеры - государственный памятник природы. Расположены на реке Саблинке в Тосненском районе Ленинградской области. Представляют собой заброшенные каменоломни, облюбованные спелеологами). В результате расследования было установлено, что сатанисты в данных пещерах не появляются, а информация о них была дана в прессу коммерческим предприятием, самовольно захватившим одну из пещер для своих коммерческих нужд. Для нейтрализации возмущенных этой выходкой спелеологов, коммерсантами и была распространена информация о том, что в этих пещерах сатанисты проводят свои обряды и что доступ в эти пещеры необходимо прекратить. Аналогичные проверки проводились рядом серьезных органов массовой информации. Было установлено, что в России действительно отсутствуют факты преступной деятельности со стороны формирований, относящих себя к сатанинским.

Институтом подростка, а впоследствии и Службой уличной социальной работы проводилась включенная работа с организациями сатанистов. Было установлено, что подростки в этих формированиях рассматривают сатанизм не как антитезу христианству, а как разновидность атеизма. А резкое возрастание численности этих формирований связано с протестом против внезапного и всеобщего отказа от атеизма и перехода к православию. Официальными материалами о криминальной деятельности сатанистских формирований не располагали также органы внутренних дел.

ДВИЖЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР

В настоящее время движение ролевых игр отнесено в категории агрессивных антисоциальных молодежных формирований, хотя первоначально это было хиппи-ориентированное движение.

В начале 90-х годов в Санкт-Петербурге (примерно, одновременно с Москвой) начинает возникать движение ролевых игр. Образуется сразу большое количество кружков и небольших групп толкиенистов, игровиков, реконструкторов, киберпанков и этико-культурных экологов.

Толкинисты фанаты Джона Рональда Руэла Толкиена - автора книги "Властелин колец". Эта книга отличается тем, что в ней весьма реально описан сказочный мир, построенный на христианской идеологии. Подростки начинали играть в этот мир, пытаясь погрузиться в него в качестве каких-либо персонажей.

Игровики - так же, как итолкиенисты, они играют в сказочный мир, но кроме произведений Д.Р. Толкиена, они могут играть в любой мир фэнтази, а также пытаться переигрывать какие-либо исторические события. Игра, как правило, происходят в лесу, недалеко от водоемов. В этих условиях для участников движения становится важным наличие туристического снаряжения.

Мистические группы и формирования. Очень популярны в среде движения. От псевдофилиалов широко известных мистических учений, до вновь придуманных. В Санкт-Петербурге известно множество таких мелких групп, занимающихся от "радикального христианства" до всевозможных тайных учений эльфов и гномов. Данное крыло оказалось реально опасным для входящих туда подростков так как функционирование мистических околоигровых формирований происходит по тем же принципам, что и в тоталитарных сектах. Известен конкретный случай смерти подростка из одной такой группы, похожий на самоубийство. В результате серьезного журналистского расследования, проведенного газетой "Московский комсомолец в Питере", вопрос о самоубийстве оказался неоднозначным.

Перумисты. Фанаты литературного творчества писателя фантаста Ника Перумова. Писатель скандально известен своими попытками написать продолжение к книге Д.Р.Р. Толкиена "Властелин колец", принципиально изменив полюс симпатий на темные силы. Это продолжение отличается весьма своеобразным философским наполнением, напоминающим сатанизм. Прежде всего, это "доброе зло" и "зло сильнее добра".

КИБЕРПАНКИ. К панкам отношения не имеют. Киберпанк рассматривается как явление массовой культуры. Это разновидность игровиков. которые предпочитают играть в фантастические боевики типа Г. Гаррисона "Стальная крыса".

ЭТИКО-КУЛЪТУРНЫЕ экологи - ответвление экологического движения, возникшее в Ленинграде в 1989 году, базирующееся на этико-культурной концепции защиты природы. Пытались восстановить преклонение перед МАТЕРЬЮ-ПРИРОДОЙ. Очень быстро перешли в категорию игровиков, во многом став кристаллизатором возникновения движения ролевых игр.

РЕКОНСТРУКТОРЫ. Небольшие группы, насчитывающие в своем составе 10-30 человек, пытающиеся реконструировать какой-либо исторический период в какой-либо стране. Воссоздаются одежды, доспехи и муляжи оружия того периода. Происходит также реконструирование образа мышления и воззрения того периода и вживание в этот образ. В реконструкторских группировках очень жесткая военизированная дисциплина. Идеология и мораль группы часто оказываются социально неприемлемы для общества.

В начале 90-х годов движение ролевых игр привлекало подростков, которые ранее шли в хиппи. Но уже в тот период в движении имелось четкое расслоение на реконструкторов, файтеров (любителей игровых побоищ) и романтического направления (любители театральности и несилового развития сюжета). В тот период движение было неагрессивным. Более того часть социальных педагогов практиковала включение подопечных подростков-дезадаптантов в подобные ролевые игры.

 

В середине 90-х годов движение ролевых игр в Санкт-Петербурге насчитывало 5 тыс. человек. В его составе сильно стали выделяться несколько крайне агрессивных группировок, занимавшихся во время игр реальным хулиганством, разбоем и грабежами. Наиболее агрессивными были группировки "Грибные эльфы" и "Маргиль". Попытки вновь вступивших в движение подростков найти защиту от хулиганов привели к примыканию их к группировкам, самим обеспечивающим свою силовую защиту. К концу 90-х годов это привело к резкому возрастанию количества и роли реконструкторов и файтеров. Романтическое крыло движения массово избивалось и запугивалось. Хулиганами резались и сжигались палатки отнималась одежда. "Грибными эльфами" разрабатывались целые методики и ритуалы пыток и избиений.

В среде романтического крыла движения также выявились свои проблемы. Появилась прослойка участников движения, которые получили название "дивные". Это те подростки, которые начали играть в какой-либо мир а затем не вышли оттуда. Как правило, это "дивные эльфы".

Определенную опасность представляют также околомистические группы. Их оказалось много. Их изучение показало, что многие из них не опасны и больше напоминают игру. Причем большинство их участников сами считают все это игрой. Однако имеет место небольшое количество мистических групп (являющихся также реконструкторскими). доступ в которые оказался невозможен. Это относилось в том числе и к группе, где имелся факт самоубийства.

В конце 90-х годов резко усилились конфликты движения ролевых игр с органами экологического контроля. В 1999 году произошло сразу несколько крупных скандалов, когда в процесс ~ "праздника реконструкторов" около поселка Репузи Гатчинского района были повреждены места произрастания редких видов орхидей. Аналогичные конфликты произошли в заказнике "Мичуринская гряда" и проектируемом заказнике "Моторное-Заостровье".

В настоящее время ситуация в движении ролевых игр отслеживается довольно плотно. Отслеживаются многочисленные тематические электронные конференции, в самом движении ведется включенная работа социальных работников и волонтеров.

Движение ролевых игр давно уже стало общероссийским. Однако состав движения в разных регионах разный. В Москве ситуация более спокойная -там оказалось больше "дивных" и меньше хулиганов. В Санкт-Петербурге из-за массового хулиганства движение находится на грани распада. Проводимые игры начинают обеспечиваться силовой защитой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите о подростковых молодежных формированиях

2. Какие вы знаете категории субкультурных молодежных группировок

3. Назовите формы работы с протестнами формированиями

4. Какие вы знаете формы информационных комиссий влияющих на молодежные группы

5. Назовите методы социальной коррекции морально этических норм молодежных групп

6. Назовите особенности работы агрессивными подростками

Глава 5. Взаимоотношения с милицией и защита

Никто из нас не застрахован от незаконного задержания правоохра­нительными органами. Каждый может стать жертвой произвола милицио­неров, использующих служебное положение в личных (возможно, пре­ступных) целях или судебной ошибки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.