Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические аспекты фармацевтической этики и деонтологии




ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ФАРМАЦИИ

 

Теоретические вопросы:

1. Исторические аспекты фармацевтической этики и деонтологии.

2. Роль этики и деонтологии в формировании личности фармацевта (провизора).

3. Этика взаимоотношений провизора и больного.

4. Этическое содержание взаимоотношений провизора и врача.

5. Этика и профессиональные отношения в аптечных коллективах.

6. Этические аспекты взаимоотношений провизоров и медицинских (торговых) представителей.

7. Этическая сторона взаимоотношений между субъектами фармации и государством.

 

Каждый фармацевтический и медицинский работник должен быть знаком, как с общей этикой, так и с профессиональной медицинской и фармацевтической этикой и деонтологией.

Фармацевтическая этика как часть общей этики является наукой о моральной ценности поступков фармацевтических работников всех звеньев, их поведении в сфере своей деятельности. Это обусловливается особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе.

Фармацевтическая этика отличается как от врачебной, так и от торговой. Особенно это касается отношений с больным, производства и сбыта лекарственных препаратов. Специфика фармацевтической этики состоит в том, что аптечные работники не лечат больного, не делают назначений, а лишь стремятся помочь ему быстрым и точным приготовлением и отпуском нужного лекарства, психотерапией, вселяя в больного веру в выздоровление, исцеляющее действие препарата, фармацию и медицину в целом.

Деонтология (deon – должное, logos – учение) – это раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин введен английским философом Бентамом в 1834 году для обозначения теории нравственности в целом.

В середине XX века деонтологию стали рассматривать в рамках профессиональной этики, которая включает в себя морально-этическую культуру профессионала, нормы поведения и характер взаимоотношений всех участников профессионального труда, красоту внешнего проявления этих норм, их форму в профессиональной деятельности.

Фармацевтическая деонтология изучает нормы поведения провизора, направленные на максимальное повышение эффективности медикаментозной терапии и создание благоприятного климата во взаимоотношениях с больным, врачом, коллегами по работе. Она рассматривает требования и правила поведения фармацевтического работника, обеспечивающие выполнение им профессионального долга, вопросы его совести, чести и достоинства, которые служат показателем высокой гражданской ответственности.

Важными проблемами фармацевтической этики и деонтологии являются разработка нравственных основ управления аптечным коллективом и совершенствование морально-психологического климата в нем, изучение специфики нравственных отношений в аптечных коллективах, противоречий, которые возникают в них, и поиск путей их разрешения.

Истоки становления фармацевтической этики и деонтологии неразрывно связаны с врачебной этикой и деонтологией, так как на определенном историческом этапе функции врачевания и приготовления лекарств были неотделимы друг от друга.

Первые сведения об этической стороне деятельности врачевателей (лекарей) содержатся в письменных источниках древнеиндийской, древнекитайской культуры.

В книгах Древней Индии Аюр-Веды ("Наука жизни", VI век до н. э.), в учениях древнеиндийских врачей (и прежде всего Сушруты) содержатся замечательные мысли о долге врача, его поведении, отношении к больным. Согласно этим древним представлениям врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания. Особое значение имело соблюдение правил поведения врача по отношению к больным в пред- и послеоперационный период, к умирающим больным и их родственникам.

Большое внимание уделялось отбору будущих врачей и методам их психологической и нравственной подготовки. Учитывалось состояние здоровья, память и такие необходимые качества как скромность, благочестие, целомудрие. Желавший стать врачом должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости и т. д.

Глубокое гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека отражено в памятнике древнекитайской медицины – книге Хуан ди Нэй-Цзиня "О природе жизни". В этой книге были предприняты попытки определить основные этические правила, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности:

· необходимость внушать больному уверенность в выздоровлении;

· индивидуальный подход к больному с учетом его характерологических особенностей.

Особое место в истории развития врачебной этики занимает медицина периода Гиппократа (рубеж V–IV в. до н. э.). Величайший врач древности Гиппократ был первым, кто попытался систематизировать правила медицинской этики на основании многовекового опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах "О враче", "О благоприличном поведении", "Об искусстве", в "Афоризмах", написанных около 2,5 тыс. лет тому назад он создал Кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией.

Гиппократ рекомендовал направлять на излечение больного усилия не только врачей, но и всех окружающих.

Ни в одном трактате Гиппократа не говорится о различии между свободными и рабами, за всеми признаются одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения.

Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей. Поныне студенты всех стран, заканчивая медицинские вузы, произносят слова "Клятвы", величайшего памятника врачебной этики, в которой говорится:

Клянусь Апполоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно я буду проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

В 1948 г. ВОЗ была принята «Женевская клятва» врача, в основу которой также положена «Клятва Гиппократа».

«Клятва» оказала большое влияние на развитие врачебной этики в последующем.

В трудах древнеримского врача Галена (II век н. э.) подчеркивалось, что при общении с больным надо проявлять такт, благородство, не вызывать у него раздражение, быть гуманным, приятным, ровным, сохранять при этом достоинство.

Огромное значение этике взаимоотношений с больными придавал Авиценна (Абу-Али Ибн-Синна) (II век н. э.) – арабский ученый, философ, врач, автор величайшего труда по медицине и лекарствоведению "Канон врачебной науки", прославившийся не только своими познаниями, но и любовью к человеку, чуткостью к его несчастьям, горестям, болезням.

Глубокий этический смысл был заложен в медицинской эмблеме, распространенной в VII-VIII веках и изображаемой в виде горящей свечи, что означало "служа другим – сгораю сам" ("Allis inserviendo consumor").

Понимание важности соблюдения морально-этических принципов в достижении лечебного эффекта характерно и для отечественной медицины и фармации. Особое историческое значение в формировании фармацевтической этики имеет первый Аптекарский устав 1789 года, в котором были сформулированы требования к работникам аптек: "Аптекарь яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, истен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий знание свое всеобщему благу соответственно. Аптекарь повинен, иметь крайнее старание, чтобы лекарства, им составляемые, были вещами и видом точно по предписанию врача, дабы тем отвращена была всякая погрешность, подвергающая больного здоровье и жизнь опасности, а врача доброе имя бесславию".

В век научно-технической революции потребность больного человека в истинно человеческом отношении к себе нисколько не уменьшилась, а, напротив, даже обострилась.

Проблемы общемедицинской этики и деонтологии постоянно находились в поле зрения отечественных ученых. Вопросы фармацевтической этики и деонтологии нашли отражение в научных трудах таких известных представителей фармацевтической науки и практики как Бондарь И. М., Коломиец Л. Т., Брыле-ва Н. И., Глонь З. И., Гарчев С. И., Волох Д. С., Губский И. М., Тольцман Т. И., Эльяшевич Е. Г. и др. В 1970 году состоялась I Всесоюзная конференция, посвященная общемедицинской деонтологии. На ней было принято решение впредь на съездах, конференциях, симпозиумах широко освещать вопросы профессиональной этики и деонтологии. В 1977 году МЗ СССР проведена II Всесоюзная конференция по этой же проблеме.

На V Национальном съезде фармацевтов Украины в 1999 году среди прочих важных проблем, стоящих перед фармацией в современных условиях, рассматривался вопрос о необходимости создания Кодекса этики фармацевтической ассоциации Украины. Подобные документы давно созданы и работают в большинстве стран мира. В 1996 году появился Этический кодекс фармацевтического работника (провизора и фармацевта) в России.

Учитывая важность проблемы, в 1997 году Советом Международной фармацевтической федерации был принят Этический кодекс фармацевтов. В нем сформулированы принципы, которые определяют обязательства и ответственность фармацевтических работников и могут быть использованы национальными фармацевтическими организациями в собственных Этических кодексах. К основным принципам отнесены следующие:

· главная обязанность фармацевта – заботиться о благополучии каждого пациента;

· фармацевт одинаково предан каждому пациенту;

· фармацевт уважает право личности на свободу выбора вида лечения;

· фармацевт уважает и гарантирует право личности на конфиденциальность;

· фармацевт сотрудничает с коллегами и другими профессионалами и уважает их профессиональные качества и систему ценностей;

· фармацевт в профессиональных отношениях ведет себя открыто и честно;

· фармацевт служит потребностям человека, общественности и общества;

· фармацевт поддерживает необходимый уровень профессиональных знаний и навыков и развивает их;

· фармацевт обеспечивает беспрерывность обслуживания в случае возникновения трудовых споров, закрытия аптеки или конфликта с личными моральными убеждениями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.