КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В мировой практике
Самостоятельное лечение безрецептурными препаратами Постмаркетинговые исследования Постмаркетинговые клинические исследования являются весьма деликатной, с этической точки зрения, сферой научной деятельности, поскольку речь идет об испытаниях лекарственных препаратов на человеке. Поэтому согласно этическим критериям ВОЗ: · научно-исследовательским учреждениям рекомендуется информировать национальные органы здравоохранения о любых исследованиях; · ученые советы и комитеты по вопросам этики должны подтверждать достоверность данных, полученных в ходе научных исследований; · полезно межнациональное и региональное сотрудничество; · информация о научных исследованиях должна подаваться в соответствующие органы в кратчайший срок.
Требования к информации, помещаемой в аннотациях, вкладышах и брошюрах. Упаковка и маркировка Пациенты, как уже говорилось, должны получать надлежащую информацию об использовании лекарственных препаратов от врачей и провизоров. Но если правительственные органы требуют, чтобы лекарственный препарат сопровождался аннотацией-вкладышем, то фирма-изготовитель и предприятие по оптовой продаже должны обеспечить наличие такой информации, утвержденной органами контроля этой страны. Если аннотации-вкладыши используются для продвижения препаратов на рынок, то они должны соответствовать этическим критериям, сформулированным в резолюции ВОЗ. Если же аннотации предусмотрены для использования пациентами – должны быть изложены на непрофессиональном языке при условии соответствия правильному медицинскому и научному содержанию. Весь упаковочный материал и этикетки должны содержать сведения, соответствующие данным, утвержденным органом контроля о лекарственных средствах конкретной страны. Если такового в стране нет, то – органом контроля страны-экспортера или другим надежным источником.
Любая формулировка, иллюстрация на упаковке и этикетке должны соответствовать этическим критериям, сформулированным в резолюции ВОЗ.
Национальные системы здравоохранения, как и вся общественная жизнь в странах Центральной и Восточной Европы, находилась под влиянием общей ориентации политической системы, господствующей в этом регионе до конца 80-х годов. Это означало, что государство брало на себя заботу о здоровье каждого человека и решение всех проблем, связанных с болезнями. Хотя реально вместе с государственной системой в этих странах существовала практика самостоятельного лечения. Сейчас происходит перестройка системы здравоохранения в этих регионах. В связи с этим заслуживают внимания предложения ВОЗ в отношении самостоятельного лечения и заботы человека о своем здоровье. Всемирной организацией здравоохранения и Европейским региональным бюро ВОЗ проводятся исследования по проблеме самостоятельного лечения. Так в рамках выполнения задачи "Здоровье для всех к 2000 году" ВОЗ определила назначение лекарственных препаратов для самостоятельного лечения следующим образом: · быстро и эффективно облегчать симптомы заболеваний, которые не требуют медицинской консультации; · в создавшихся условиях финансовых и кадровых трудностей дать возможность пациентам самостоятельно облегчать незначительные симптомы при плохом самочувствии, что в свою очередь приводит к уменьшению нагрузки на медицинскую службу; · повышать доступность лечебной помощи населению, проживающему в сельской местности и в отдельных районах, где получение квалифицированной медицинской помощи затруднено.
Перечни препаратов для самолечения в разных странах могут отличаться в зависимости от существующих систем здравоохранения и социально-экономических факторов, но критерии отбора этих препаратов должны быть общими для всех и основываться на достоверных данных о стоимости и наличии большой терапевтической широты. Европейским сообществом (ЕС) принята с 1.01.93 г. классификация медикаментов, разделяющая их на медицинские препараты, требующие врачебного рецепта и не требующие врачебного рецепта (ОТС-препараты). Согласно этой классификации к реализации без рецепта врача не разрешаются препараты, которые: · могут представлять прямую или косвенную опасность, даже при правильном применении, но без наблюдения врача; · применяются часто и в большинстве случаев неправильно, в результате чего могут представлять опасность для здоровья человека; · содержат субстанции или ингредиенты, активность или побочные эффекты которых нуждаются в дальнейшем изучении; · обычно выписываются врачом для парентерального применения. Решение о том, к рецептурному или безрецептурному разделу относится лекарственный препарат, принимается при выдаче регистрационного свидетельства компетентными национальными органами. Легальный статус проверяется через каждые 5 лет. Особая роль в принятии решения о приобретении и использовании безрецептурных препаратов отводится провизорам и врачам. Очень важно, чтобы эти специалисты были в полном объеме и правильно информированы производителями о препаратах для самолечения.
Надлежащая аптечная практика (НАП)
К трем основным сводам правил ВОЗ, предназначенным для обеспечения качества, эффективности и безопасности применения лекарственных средств: "Качественной лабораторной практике" (GLP), "Качественной клинической практике" (GCP) и "Качественной производственной практике" (GMP) в последние годы прибавился новый – с условным названием "Качественная фармацевтическая практика" (GPP). Первые три кодекса профессиональной практики распространяются на доклинические исследования, клинические испытания и процесс производства лекарств, а правила GPP касаются сферы их распределения, в первую очередь, розничной торговли.
В связи с этими правилами провизоры (фармацевты) обязаны обеспечить надлежащее качество услуг, оказываемых каждому больному. Ключевым элементом является обязательство, накладываемое профессией повсюду в мире – содействовать обеспечению отличной деятельности в пользу тех, кому служим. Данный документ призван помочь национальным фармацевтическим организациям: · обратить внимание провизоров (фармацевтов) на развитие элементов предоставляемых ими услуг в соответствии с изменяющимися условиями; · принять меры к обеспечению соответствия фармацевтического образования, как начального, так и последующего; · на всех стадиях образования должное внимание уделять развитию и совершенствованию навыков общения. Задача НАП заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами здравоохранения, а также оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении. Требования НАП предполагают, что: · первой задачей, стоящей перед провизором (фармацевтом), должно быть благосостояние больного независимо от его местонахождения; · основной деятельностью аптеки является обеспечение больных лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также наблюдения за эффектом от применения лекарств; · основной частью деятельности провизора (фармацевта) является содействие рациональному и экономному назначению и правильному использованию лекарственных средств; · каждый элемент аптечной услуги должен быть ориентирован на отдельную личность, был четко определен и доведен до каждого участника. Для удовлетворения этих требований необходимо, чтобы: · основой идеологии аптечной практики являлись профессиональные факторы, хотя признаются и экономические; · провизор (фармацевт) вносил вклад в решения по применению лекарственных средств; · взаимоотношения с другими работниками здравоохранения рассматривались как партнерство с взаимным доверием и конфиденциальностью во всех вопросах, относящихся к фармакотерапии;
· взаимоотношения с другими провизорами (фармацевтами) были коллегиальными, а не конкретными; · провизор (фармацевт) владел необходимой медицинской и фармацевтической информацией о каждом больном; · провизор (фармацевт) имел независимую, исчерпывающую, объективную текущую информацию об используемой терапии и лекарственных средствах; · все провизоры (фармацевты) несли личную ответственность за поддержание и оценку своей компетентности; · образовательные программы по подготовке будущих профессионалов адекватно отражали происходящие и ожидаемые в будущем изменения в аптечной практике. Четыре основных элемента деятельности НАП включают: 1. Деятельность, связанную с: · укреплением здоровья; · избеганием ухудшения здоровья; · достижением здорового образа жизни. 2. Деятельность, связанную с поставками, использованием лекарственных средств и устройств для их введения (что возможно осуществить в аптеке, лечебно-профилактическом учреждении, домашних условиях). 3. Деятельность, связанную с самолечением, включая советы по лекарственным средствам и, где целесообразно, предоставлением лекарственных средств. 4. Деятельность, связанную с влиянием на назначение и применение лекарственных средств. В дополнение к этим 4 основным элементам НАП предусматривает: · установление связей с другими сообществами работников здравоохранения в работе по укреплению здоровья всего населения; · профессиональную оценку рекламных материалов по лекарственным средствам и другой продукции, связанной со здоровьем людей; · распределение проверенной информации по лекарственным средствам и другим аспектам здоровья; · вовлеченность во все стадии клинических испытаний лекарственных средств. Для каждого из 4-х элементов НАП должны быть установлены и внедрены в профессиональную деятельность национальные стандарты к необходимым помещениям для: · укрепления здоровья и профилактики ухудшения состояния здоровья; · отпуска и использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения (приема рецептов, информации, для конфиденциальной беседы к т. д.). Каждая страна принимает свои собственные стандарты в силу различий экономических, социальных, культурных и других факторов. Богатые страны обычно имеют эффективные юридически обоснованные системы регулирования сферы обращения лекарственных средств. Во многих развивающихся странах таковые отсутствуют. С позиций надлежащей аптечной практики и этических критериев продвижения лекарственных средств на рынок особого внимания заслуживает имеющая место в международной торговле реализация некачественной и фальсифицированной фармацевтической продукции. Это явилось основной причиной принятия Резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения 47. 13 (WHA 47. 13) об оказании странам-членам ВОЗ помощи в сфере предотвращения использования фальсифицированных лекарств (1994 г.) и создания рекомендаций ВОЗ WHO/EDM/QSM/99./ по разработке специфических мер борьбы с фальсифицированными лекарственными средствами. Таким образом, НАП рекомендуется рассматривать как перечень профессиональных задач, осуществление которых послужит интересам больных или посетителей аптек.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |