Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика воспитания нормальной речи у косноязычных. 3 страница




Приемы:

1) Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ сначала шопотом (фыркание лошади), затем с голосом (акустически — тип кучерского тпррр). В случаях, когда картавый не умеет «тпрукать», во время выдоха указательным пальцем быстро двигают вверх-вниз, задевая губы: получается нужная вибрация губ.

2) То же, но с помещенным между губами свободным кончиком языка.

3) Сочетание этой вибрации с гласными: тпру, тпра и т. д., хпрра, жпрро и т. д. В конце этого момента губы изолируются от языка, а в языке продолжаются еще некоторое время вибраторные движения (действует рефлекс уже на следовом раздражителе). Таким образом, начинается отделение (отдиферен-цировка) работы языка от работы губ.

4) Задувание на кончик языка «лопатой», мягко, но плотно (герметически) прикасающегося только к верхней губе (нижняя вместе с челюстью оттянута назад): сначала картавый задуванием производит многократно осторожный. отрыв языка от верхней губы, затем задувание производится настолько сильно, чтобы вызвать вибрацию верхней губы совместно с кончиком языка. Здесь работа кончика языка еще более отдиференцировывается от губной работы.

5) Наконец, производится попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами (одной или обеими), то помещенного в зазубной области, как уже описано выше. Этот способ занимает детей, оживляет работу и содействует достижению цели.

2. Хорошие результаты дает следующий прием, напоминающий прием Фаттера и широко практикуемый при занятиях с глухонемыми. Берется стеклянная трубочка или палочка толщиною в карандаш и длиною до 20 см. Один конец палочки слегка касается кончика Языка учителя в момбнт произнесения им р, а другой конец в это время также касается кончика языка ученика: дрожание языка учителя передается по палочке на язык ротатика и таким образом дается ощущение того, что нужно делать при произнесении р.

3. К этой же серии приемов относится так называемая «болтушка»: раскрыв рот и издавая голос, ученик «болтает», загибая вверх и вниз, высунутым между губами языком (дети так дразнят индюков).

4. Иногда автор достигал быстрых результатов так: при раскрытом рте присосать спинку языка к нёбу и, втянув воздух через нос, сильно задуть на язык, — оторвавшись от нёба, он грубо вибрирует.

5. Правильной установке кончика языка можно содействовать чисто механически: полусогнутый указательный палец руководителя кладется на подбородок ученика, а большим пальцем ритмически нажимается снаружи на дно ротовой полости вверх-вперед и подчелюстной области, — кончик языка поднимается к верхней десне и переднему краю твердого нёба. Такие пассивные, нужные нам движения кончика языка, как установлено в физиологии, содействуют подвижности его, ибо вводится новый кожно-мышечный анализатор. Далее это движение производит сам картавый. Этим же приемом можно воспользоваться для образования рокота: во время задувания на правильно поставленный для рязык производится пальцем описанное сотрясение кончика языка. Для получения вибрации часто применяется следующий прием: ученик произносит э-э-э-э и одновременно сотрясает кончик языка, быстро двигая под ним вправо-влево указательным пальцем внутри рта, — достигается рокот. Полезен в данном случае и применяемый Фрёшельсом вибрационный электромассаж.

В случаях, когда кончик языка с трудом удерживается у верхней десны, бывает полезно вначале, во время задувания, удерживать его в нужном положении шпателем: выдыхаемая струя, прорывая механически закрытое сужение, вызывает дрожание в кончике языка. Цель и научное обоснование те же, что и в предшествующем случае.

Вообще же к этим механическим приемам следует прибегать, предварительно безуспешно испробовав академический прием.

Помимо изложенного, еще широко практикуются методы выработки р при помощи других звуков, близких по своей артикуляторной установке к звуку р.

Наиболее популярным из них является метод французского артиста Тальма (умер в 1826 г.): вместо неправильного звука р произносятся звуки э или т. Например: слово «труд» произносится вначале медленно, таким образом: тэтуд, а затем произнесение ускоряется до предельной быстроты, пока не получится тдуд-труд; или: тэ-дова, тэ-дрова-дрова. После этого произносится новый звук изолированно, а затем в сочетаниях с гласными и т. д.

Последователями этого метода являются Г. Гуцман, Эрнст, Коровяков, Сладкопевцев, проф. Сережников и др. К этому же методу в известном смысле примыкает и Червинский, который берет близкий по установке к р звук ок. Произнося як, установив язык на звук ль, можно добиться нужной вибрации кончика языка. На таком же принципе построен метод гамбургского учителя глухонемых Генца: звук т произносится так, чтобы кончик языка был слегка виден между резцами, в результате получается трэ и, наконец, рэ. Критику этих методов см. на стр. 61.

Воспитание р является наиболее трудным делом как для логопеда, так и для нартового, — оба должны проявить максимум напряжения и выдержки.

Дефекты звука л в детской речи встречаются очень часто и в разнообразных формах и вызываются помимо моментов социального характера, также недочетами в моторике речевого механизма.

Здесь, как и при ротацизме, различаются две основные группы расстройств этого звука:

1) Звук л произносится дефективно или совсем не произносится — ламбдацизм (по-гречески л — «ламбда»): полусмягченное наподобие немецкого / (лъампа), — при этом передняя часть языка приподнята, а корень несколько опущен ниже нормы, полное отсутствие его (ампа вместо лампа и т. д.), межзубное л (кончик языка просовывается между зубами).

2) Звук л заменяется другими звуками нашего алфавита — параламбдацизм. л «твердое» (как в слове «лампа»), по наблюдению разных исследователей, может иметь следующие звуки-заместители:

1) у (уошадь — лошадь).

2) губно-губное в (вожъ—ложь, ковун—колун);

3) задненёбный фрикативный гх (гхук — лук, бгхок — блок);

4) и (иасков — ласков, гоива — голова);

5) ль (люк — лук, голёва — голова);

6) р (ропата — лопата, весро — весло);

1) неопределенный гласный (редуцированный) звук вроде ы (баымыайпа —балалайка);

8) й (йампа, гойова);

9) н (нук — лук, упан — упал);

10) немецкий носовой звук пд (нг) — корень языка подымается до мягкого нёба, и воздух проходит в нос; такой случай встречается сравнительно редко и др.

В большинстве случаев «мягкое» л оказывается в наличии, в то время как «твердое» л поражено. Это объясняется различием биомеханики обоих звуков: при «мягком» л не требуется той диференци-ровки напряжений нервно-мышечного аппарата языка, как при л «твердом». В первом случае язык сохраняет почти целиком ту общую тоническую напряженность, которая ему свойственна вне речевой функции, т. е. при жевании и глотании. Наоборот, для «твердого» л необходимы более тонкая диференцировка сокращений и напряжений мышц языка и большая точность артикуляторной установки его. «Мягкое» л вместо «твердого» — задержка в развитии речи, ибо в раннем детстве обычно язычные звуки «мягки». Чаще всего для устранения дефекта требуется значительное время, хотя не столь долгое, как для р.

Все дефективные установки л представляют две группы: 1) кончик языка артикулирует или у верхних альвеол (углубление в челюсти, вмещающее корни зубов) или между зубами (ламбдацизм) и в случаях 1, 5, 6, 9 (параламбдацизм); 2) корень языка приподнят, а кончик языка опущен.

Дефекты первой группы устраняются труднее, так как нервно-мозгозые координационные аппараты здесь однотипны и топографически сближены, что и затрудняет диференцировку дефективного л от нормального. Вторая группа дефектов поддается коррекции значительно легче, так как координационные установки резко различны; кроме того, как указано проф. Рау, здесь корень языка поднят, а этот фактор является главнейшим условием твердого произношения л. Нормальная биомеханика русского «твердого» л, из которой следует исходить при устранении дефектов его, состоит из следующих моментов:

1. Тело языка тонически напряжено и по середине продольной оси образует впадину.

2. Кончик языка «жалом» упруго прикасается к деснам или к шейке верхних резцов.

3. Бока языка слегка приподняты, но не касаются боковых коренных зубов, оставляя проход для воздуха (иногда только с одной стороны).

4. Корень языка, по Рау, приподнят и отодвинут назад.

5. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

6. Челюсть несколько опущена и находится в тоническом равновесии.

7. Губы раскрыты, с ориентировкой на форму губ при следующем за л гласном.

8. Голосовые связки вибрируют, исключая слова: цикл, вопль и т. п., где л глухое.

9. Голосовыдыхательная струя, направляясь через ротовую полость, на пути своем проходит через боковые щели, — в этот момент слышится звук л. При мягком л все тело языка тонически более напряжено и образует менее широкие просветы по бокам, корень языка слегка опущен, кончик же языка — «лопатообразный» и касается верхних альвеол и твердого нёба, чем при л «твердом»

Обучение. В общей мимико-артикуляторной гимнастике при наличии дефективного л «твердого» особенное внимание обращается на упражнения: 2—5 (губы) и 2—5, 22, 25, 26 (язык). Когда все эти диференцированные движения хорошо выработаны, тогда приступают к специальным упражнениям.

1. Широко открывается рот с оскаленными зубами и громко на распев тянется звук а. Одновременно на фоне произносимого гласного а поднимается и опускается сделанный легким «жалом» кончик языка, касаясь верхних резцов (зрительный анализ), а затем и верхней десны, по нескольку раз на один выдох. Этим упражнением мы воспитываем один из моментов правильной биомеханики языка при л «твердом» и затормаживаем работу губ, которые часто дефективно участвуют в образовании дефективного л. При этом, хотя акустически и выслушивается г-подобный звук, по общему правилу, говорить косноязычному, чтобы он произносил ала, нельзя: сейчас же выявится старая установка алп, ава и т. п.

В случае плохого поднятия кончика языка вверх или подталкивания его вверх нижней челюстью следует прибегнуть к роторасширителю и при раскрытых челюстях подымать и опускать кончик языка.

2. Если при этом боковые края языка все же плотно прилегают к боковым верхним зубам и не образуют бокового просвета, то полезно при описанном движении языка перекинуть через него струну, проволочку, которыми боковые края языка оттягиваются несколько вниз, в результате чего получается требуемый просвет. Этим, как всяким механическим способом, следует пользоваться лишь в крайних случаях.

3. Целесообразным в таких случаях является следующий прием: косноязычный во время выполнения упражнения 1 с большой силой упирается подбородочной костью сверху вниз на собственные кулаки. Получаемая иррадиация возбуждения содействует нужному движению языка.

4. Включается слуховой анализатор, т. е. вводится звукоподражание: косноязычный произносит теми же приемами аллла-аллла, несколько задерживая кончик языка на л.

5. Так же ылллы, элллэ.

В этом положении легче всего выявляется нормальное л (губы раскрыты и заторможены).

6. ллла, ллы, ллэ (губы неподвижно раскрыты).

7. Слова с начальными ла, лы (ллап, ллыжи).

Вначале слова следует произносить очень осторожно, шопотом, а затем постепенно все громче и громче.

8. л внутри слова между а-а, ы-ы, а-ы, э-а, э-ы (молодой, была и т. д., белый — бьэлый).

9. л в конце слов с предшествующим гласным а, ы, э (дал, был, ел—йвл). До сих пор строго соблюдается, чтобы л сочеталось лишь с гласными а, ы, э, так как мы воспитываем «твердое» л; к тому же при них участие губ минимальное: это нелабиализованные гласные, при которых легко затормозить дефективную работу губ при л.

10. Когда предыдущими упражнениями звук л достаточно укреплен, то осторожно (с шопота) переходят к сочетаниям его с остальными гласными о, у в том же порядке, как при сочетании с а, ы, э.

11. л включается в речь теми же приемами, как это делалось с р, но речевой материал (пословицы, скороговорки и т. д.) подбирается так, чтобы преобладало л «твердое».

В заключение нужно отметить, что при задержке в успешности обучения полезно прибегнуть к некоторым дополнительным упражнениям (проф. Сережников и др.), цель которых — развитие точной работы кончика языка.

Косноязычные произносят сочетания:

1) ддды, ддда, дддэ...

2) да-да-да...

3) та-да... да-та и т. д.

При всех упражнениях с л кончик языка сильно упирается в верхнюю десну. После того как л прочно включено в речь, приступают к выработке ль, если оно отсутствует у косноязычного. Языку придают положение, которое описано выше, и начинают с сочетаний с гласными я, е, и, ю и т. д. Обычно это достигается легко и быстро. Сначала обязательна установка и закрепление л «твердого».

Проф. Рау рекомендует следующий «почти универсальный» прием постановки правильного л: «Ученик должен просовывать язык широко между зубами, слегка прикусывая кончик, чтобы удержать язык в этом положении (это упражнение делается перед зеркалом); в случаях 1 и 2 нужно пальцами нажимать на губы, удерживая их от привычки выдвигаться вперед. Одновременно с этими манипуляциями дают тон голоса, и получается звук, похожий на л: его вначале нужно произносить длительно, затем прибавить гласные (л-а, л-о, ал-ол). Просовывание языка должно продолжаться не только при слоговых упражнениях, но и при произнесении слов и фраз; и лишь тогда, когда уже нет сомнения, что язык автоматически выдвигается вперед, кончик языка можно перевести за зубы. В случае 10 иногда приходится на первое время зажимать нос, чтобы выдыхательный ток заставить проходить через рот. Мягкое ль можно исправить тем же (универсальным) подходом, но здесь нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы язык был широко распластан, чтобы он не был напряжен, а иногда приходится применять механическое воздействие: легким нажимом руки в области между подбородком и гортанью (ближе к последней) поднимать корень языка во время произнесения л».

Наиболее трудным случаем является устранение «полумягкого» л, так как здесь нет резкого отличия от «твердого» и «мягкого» л; главное — воспитание слуха.

Поражение и замена этих звуков другими занимают одно из первых мест в детском косноязычии и носят специальное название сигматизма (с по-гречески «сигма») в первом случае, во втором же - парасигматизма. Некоторые авторы называют сигматизмом и дефекты.

Биомеханика этих звуков требует очень точных (диференцированных) установок и движений, и малейшая неточность в них порождает тот или иной дефект звука. Шепелявость и присвист — обычные дефекты этих звуков.

Эти извращения обусловливаются, помимо моментов социального характера, дефектами моторики, слуха и в меньшей мере неправильным строением костяка звукопроизносительного аппарата: зубов, челюстей, т. е. причинами органическими, механическими.

Различаются три основных вида сигматизма — инфантильный (детский), латеральный (боковой) и носовой.

Первый вид дефекта проявляется в разных формах:

1. Межзубный сигматизм — при произнесении е и з кончик языка просовывается между зубами, придавая звукам оттенок шепелявости.

2. Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха, так что вместо с, з слышится т, д (табака — собака, дубы — зубы). Иногда межзубно произносится большинство согласных звуков — «множественный межзубный сигматизм». Все артикуляции передвигаются вперед (таса — каша, ваноф — вагон).

3. Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится неотчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный шь (шябака — собака).

Такая речь создает впечатление умственной отсталости, детскости.

Во всех этих случаях движения языка диффузны, медлительны, мышцы вялы.

Второй вид сигматизма — латеральный (боковой) — встречается в двух формах:

1. Голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху (установка на л).

2. Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит также по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа лъхъ. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

Третий вид сигматизма — носовой — выражается в том, что при произнесении с или з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость, — получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым последующим гласным.

В общем извращения и замещения звуков с и з дают следующую акустическую картину:

Для с:

1) с межзубное;

2) т (табака — собака);

3) шь (шябака); А) еъ (сябака);

5) лъхъ (лъхябака);

6) з (забака);

7) ш (шабака);

8) с носовое и др.

Для з:

1) з межзубное;

2) д (дубы — зубы);

3) жь (жюбы); а) зь (зюбы);

5) льхь (льхюбы);

6) с (субы);

7) ж (жубы);

8) з носовое;

9) к (кубы) (редкие случаи) и др.

Биомеханика звука с.

1. Нижняя челюсть чуть-чуть опущена, так что расстояние между зубами равно 1—2 мм; часто зубы плотно сжаты.

2. Губы слегка полураскрыты, без особого напряжения, углы рта несколько оттянуты назад.

3. Лопатообразно напряженно истонченный язык, слегка выгнутый кверху, боковыми краями прикасается к верхним, отчасти и к нижним боковым зубам, доходя в касании до верхних боковых резцов, образует легкий продольный желобок на передней части спинки языка.

4. Кончик языка находится на очень близком расстоянии от передней межзубной щели, внизу касаясь нижних резцов.

5. Выдыхаемый воздух проходит по желобку языка через сужение между резцами.

6. Сужение образует две резонаторные ротовые полости, из которых самая большая — задняя, так как средняя спинка языка уже не имеет высокой выпуклости.

7. Голосовая щель широко раскрыта.

8. Мягкое нёбо поднято. В результате такой биомеханики образуется свистящий безголосый звук высокого тона.

Небольшое приподнятие средне-передней спинки языка, изменяя соотношение резонирующих полостей, придает звуку «мягкость» получается сь. Кончик языка, как при тъ — нижней артикуляции.

Обучение. При наличии дефективного с обращается наряду с общей гимнастикой усиленное внимание на упражнения 1—5, 27—29.

Специальные упражнения.

1. Установка лопатообразного языка, как указано выше (упражнения 1—4), и осторожный выдох. Нужноследить, чтобы боковые края языка сильно упирались в верхние боковые зубы, а кончик не касался края резцов. На первых порах надо следить, чтобы зубы были оскалены: иррадиация возбуждения на губы уточняет с; при этом усиливается зрительный анализ.

2. Включается слуховой анализатор. Для большей точности звука с вначале полезно сочетание его с гласным разделять небольшой паузой: с-а, е-о и т.д.

3. Звук с отдиференцировывается от звуков, с которыми смешивался или которыми замещался.

Произносятся ряды слогов и слов: са-ша; ша~еа; шу-су; су-шу и т. п.; аш-ас, ошос и т. д. Саша, уши — усы; сук —шум; крыша — крыса и т. п.

4. Вновь воспитанный звук включается уже указанными выше методами в речь. В случае упорного надавливания языка на зубы или же просовывания его между зубами при с и з, полезно прибегнуть к следующим средствам:

1. При межзубном с этот звук произносится со стиснутыми зубами.

2. Спичка закусывается резцами так, что внутрь ротовой полости выступает конец спички длиною около 5 мм и препятствует языку подниматься к верхушке резцов.

3. Вместо спички употребляется зонд Гуцмана и Рау.

4. На первых порах лучше установить кончик языка при помощи зубочистки или тонкого шпателя кзади от нижних зубов при оскаленных зубах.

Полезно задувание руководителем на тыльную часть кисти руки логопата струи воздуха при произнесении с, после чего сигматик проделывает это сам, контролируя, таким образом, свое произношение.

При шипящем (шь вместо с). боковом и носовом сигматизме применяются два способа: а) язык устанавливается глубоким «желобком» и произносится с, затем постепенно глубина «желобка» уменьшается; б) с произносится между зубами — язык «лопатой», не напряженный; далее язык постепенно оттягивается за зубы до нормального положения (иногда при помощи шпателя). Коррекция бокового сигматизма требует особенной выдержанности и методичности в работе: ко всякому последующему упражнению можно переходить лишь после прочного усвоения предыдущего. С межзубным с тщательно проделываются упражнения в произнесении звукосочетаний (слоговых, словесных).

В обоих случаях, вводя дополнительный кожно-мышечный анализ, мы содействуем концентрации, а, следовательно, и диференциации движения.

При латеральном сигматизме ударным моментом является задувание на кончик языка, сложенного «желобком». Затем с произносится при высунутом между зубами языке (шепеляво). Далее, при таком произнесении звука язык постепенно оттягивается или проталкивается шпателем вниз-назад за зубы, — получается нормальное с.

Для коррекции с, а, ц при боковом и носовом сигматизме применяется зонд проф. Ф. А. Рау.

Биомеханика звука з отличается от таковой при с лишь двумя добавочными моментами: а) присоединяется работа голосовых связок, б) вследствие более энергичного задувания и резонирования кончик языка дает мелкое вибраторное дрожание.

Обучение в общем ведется теми же приемами, как и при с. Следует лишь помнить, что з перед глухими согласными по закону ассимиляции звука произносится как с (везти — вести), также и в конце слов (глаз — глас).

Для отдиференцирования от других звуков прибегают к упражнениям:

1) на одном выдохе многократно: сзезезсз; зсзсзс...; саза...;

2) также зжзжзж; жзжзжа...; за-жа...;

3) зсжшзсжш и т. д.

Во всех упражнениях со звуками с и з нужно произносить их очень осторожно, без усилия.

Дефективные ш и ж очень распространены в детской речи. Здесь также наблюдаются две основные категории поражения звука: 1) искажение самого звука, неточность его артикуляторной биомеханики, при которой звук все же улавливается как звук определенного типа ш и ж; 2) замещение другим звуком алфавита (с вместо ги, з вместо ж и т. п.). В общем эти звуки страдают теми же дефектами, как с и з, и здесь наблюдаются те же формы сигматизма: инфантильный, латеральный, носовой.

Дефекты ш и ж дают следующую акустическую картину:

Для ш: Для ж:
1) ш-зазубное шепелявое — очень часто; 1) ж шепелявое зазубное — очень часто;
2) ш межзубное шепелявое — реже 2) ж межзубное — реже; (кончик языка между зубов);
3) шь (тюба, шяпка) 3) з (зуп)
4) с (суба, сапка) — очень часто 4) ша (шук)
5) ж (жуба, жапка) — редко; 5) с (сук) —- реже;
6) з (зуба, запка) — редко 6) жъ (жюк)
7) сь (сюба, сяпка) — часто 7) шь (гиюк)
8) ос храпящее (хуба, хапка) — редко 8) ж храпящее (хук) — редко.

 

Выше было уже объяснено, почему эти звуки так долго остаются недиференцированными, диффузными, нестойкими.

Неправильное произношение этих звуков чрезвычайно портит чистоту, благозвучность и понятность речи. Между тем эти дефекты, несмотря на свою распространенность, сравнительно легко поддаются исправлению. Правильная биомеханика ш.

1. Челюсти сближены приблизительно на 1 мм, как при с.

2. Губы активно раскрыты и несколько вытянуты вперед, образуя небольшую воронку узким концом наружу.

3. Широкий кончик языка из-за нижних резцов лопатообразно приподнят несколько кзади от верхних альвеол, образуя в средней части легкую впадину («чашечку») и, не касаясь твердого нёба, образует с ним сужение.

4. Боковые края языка несколько приподняты и касаются верхних коренных зубов.

5. Место сужения разделяет ротовую полость на две почти равные резонаторные полости — заднюю и переднюю.

6. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

7. Голосовые связки широко открыты.

8. Выдыхательная струя воздуха, прорываясь через упомянутое сужение, вызывает особое шумное резонирование в обеих частях резонатора ротовой полости, особенно в переднем, удлиненном несколько оттопыренными губами. Этот шум акустически улавливается как согласный звук ш.

Биомеханика звука ж осложняется двумя моментами:

1. Прибавляется работа голосовых связок при задувании на кончик языка.

2. Кончик языка под давлением голосовыдыхательного тока мелко вибрирует. В результате получается согласный звук ж. При ж язык поднят несколько более, чем при ш, и выдыхаемая струя несколько слабее.

Обучение. В предварительных основных упражнениях при дефектах звуков ш и ж усиленно обращается внимание на упражнения.

Специальные приемы.

1. Делается язык «чашечкой» снаружи, затем медленно втягивается внутрь до основного артикуляторного положения с упором боковых краев языка в верхние зубы; язык фиксируется в этом положении и производится сильный выдох через рот: получается ш-подобный шум.

Если кончик языка недостаточно подтягивается назад-вверх, то полезно прибегнуть к зонду Рау или к шпателю.

2. Включается слуховой анализатор, т. е. руководитель отчетливо произносит звук ш, косноязычный подражает ему.

Образование «чашечки» вне ротовой полости диктуется необходимостью на первых порах максимального участия зрительного анализатора.

3. Артикуляторная установка «чашечкой» делается сразу внутри рта, и при этом повторяется за руководителем звук ш.

4. Звук ш произносится в сочетании с а— ша. Это сочетание с гласным звуком выявляет всю полноту согласного.

Обычно при правильно проделанных предыдущих упражнениях на образование ш требуется 2—3 занятия. На первых порах оно звучит недостаточно «шумно», но с практикой этот недостаток исчезает. Важно следить, чтобы боковые края широкого лопатообразного языка обязательно касались коренных зубов; иначе образуются боковые щели, и часть воздуха, проходя через них, ослабляет основной ток воздуха, идущий через язычно-нёбное сужение, что вызывает ослабление указанного «шумового» эффекта.

5. Затем приступают к сочетаниям с другими гласными: шу, ше, ши (не надо забывать, что ш, как и ж в русском языке всегда звучит «твердо»).

6. Для отдиференцирования вновь воспитанного звука ш от звука, которым он замещается или с которым смешивается (чаще с с), произносится поочередно слог с ш и слог с с; ша-са, шо-со и т. д. саш-шас, шос-сош и т. д.

7. Произносятся ряды слов, где ш вначале, в середине: шапка, шуба, Миша, Паша.

8. Ряды слов: Саша, супы — шубы; кушать — кусать и т. п.

9. Звук ш в конце: ваш, наш, мышь и т. д. Ш конечное, как всякий звук в конце слова, ослаблено по четкости своей выразительности и легко изменчиво, а потому произносится менее точно, чем в начале слова. Поэтому здесь требуются усиленные упражнения.

10. Включение звука ш в обычную речь производится в общем по изложенной выше методике.

Проф. Ф. А. Рау рекомендует при установке ш исходить из правильно поставленного с, отодвигая кончик языка (посредством введения под него шпателя или специального зонда) назад-вверх.

Для выработки звука ж применяется та же методика, что и для ш, с добавлением во всех упражнениях голосообразовательного момента и указания косноязычному, что при этом звуке происходит мелкое дрожание кончика языка (щекотание).

Когда получится нормальное ж, тогда для отдиференцировки его от ш и з, которыми оно или заменяется или с которыми смешивается, произносятся ряды слогов и слов: жа-за; жа-ша; жаз-заж; зуб-жуп; шар-жар, сажа и т. п. Далее, обычным путем звук ж включается в речь. Перед глухими согласными и в конце слова ж произносится как ш.

При выработке правильных ш и ж иногда, когда при произнесении их нижняя челюсть недостаточно опускается, а передняя часть языка мало поднимается вверх, употребляется роторасширитель, чтобы заставить кончик языка больше загибаться вверх. Во многих случаях ш и ж образуются «нижней» артикуляцией: опущенный кончик языка несколько оттягивается назад, а спинка значительно выгибается вверх, — ш и ж акустически воспринимаются как нормальные, хотя им все же естественен слабый оттенок мягкости.

Расстройства в этой группе звуков составляют очень высокий процент.

Эти звуки слитные (аффрикаты), т. е. представляют слияние двух-трех звуков. Извращения и замены этих звуков чрезвычайно разнообразны.

Для ч: Для щ:
1) ть (тяй—чай); 1) сьть (стюка);
2) тьсь (тъсяй); 2) сьтьсь (сътъсюка);
3) тъш (тъшай); 3) ст (стука);
4) тьць (тъцяй); 4) сщ (сщука);
5) тьщ (тыцяй); 5) сьшьть (сыиътюка);
6) ц (цай); 6) шць (шцюка);
7) ць (цяй); 1) тс (гисука);
8) ть (тияй); 8) с (сука);
9) ш (шай); 9) цьть (цътюка);
10) шть (штяй); 10) ч (чюка);
11) с (сай) и др. 11) ш (шука) и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.