Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика 1 страница




«Если бы вместо того чтобы исправлять лингвистические дефекты в старших классах, мы стремились исправлять развитие речи в пору, когда ребенок еще мал, мы достигли бы гораздо более практических и ценных результатов» (Монтессори).

При идеальной постановке профилактики речевая недостаточность свелась бы к минимуму, а следовательно, также сократилась бы и необходимость логопедической помощи в детском возрасте.

Активное участие взрослых в здоровом развитии речи ребенка, т. е. воспитание речи в нормальных для нее условиях, является основным моментом профилактики. К сожалению, этот момент в развитии речи, как и значение полноценной речи, до сих пор в семье и школе недооценивается.

Профилактика речевых дефектов начинается, собственно, с того же момента, как зарождается сама речь ребенка, т. е. с младенческого возраста. И здесь должны учитываться как моменты онтогенеза речи (постепенного развития речи у ребенка), так и основных компонентов (составных частей), из которых складывается наша речь. Господствующее и решающее значение в деле профилактики расстройств детской речи имеет речевая среда.

В общем профилактика логопатии заключается: 1) в заботах о здоровье ребенка и органов его речи (мозг, легкие, уши, гортань, язык, зубы и т. п.), 2) в правильном воспитании развивающейся у него речи, его психики и личности в целом.

Для здоровья ребенка, прежде всего, необходимы здоровые условия его развития в утробе матери, т. е. отсутствие у родителей таких заболеваний, как сифилис, тяжелые нервные болезни и т. п. Уже было сказано, что значительная часть дефектов мозга и речевых аппаратов у детей происходит от плохого состояния организма родителей, что, в свою очередь, вызывается ненормальными условиями труда и быта. К сожалению, борьба с этим злом крайне сложна и тяжела. Для уничтожения его нужны крупные социально-экономические и культурно-бытовые сдвиги. Великая пролетарская революция решительно стала на путь оздоровления народных масс — их организма и быта. Многое уже в этой области сделано: организация охраны материнства и младенчества, охрана здоровья детей и подростков, диспансеризация и целый ряд других мер оздоровления населения СССР, равно как и необычайный подъем культурного и материального уровня трудящихся масс.

Затем, уже по рождении ребенка надо особенно бережно следить за его жизнью, предупреждая всякого рода ушибы, удары, засовывание в уши разных предметов и т. п. Содержание ушей в чистоте предупреждает всякого рода нарывы и воспалительные процессы в них. У маленьких детей особенно важно беречь уши от холода, потому что развившееся на почве простуды воспаление может погубить слуховой аппарат. Наконец, следует оберегать слух от резких и сильных звуков, свистков, ударов по металлу, выстрелов, все это ослабляет слух, а нередко ведет к полной глухоте. Даже во время сна ребенка нужно соблюдать полную тишину — всякий шум раздражает нежные нервы его. Оберегать голову от ударов, не дергать за уши, не бить по уху. Нельзя лечить ушные болезни без врача, «домашними» средствами, т. е. вливать в ухо масло, делать припарки, вкладывать в ухо чеснок, лук и т. п. Вовремя нужно лечить болезни, от которых происходит глухота, особенно ушные нарывы и течь. Вредно очень сильно сморкаться, особенно во время насморка, — зараза изнутри носа попадает в ухо: сначала нужно очистить одну ноздрю, потом другую. Не допускать в уши воды. Здоровые уши не затыкать ватой, чтобы не изнежить их. Никогда не следует вынимать из ушей инородных тел без врача. Если в ухо попало насекомое, можно осторожно влить туда растительного масла или теплой воды, но убитое насекомое самим не извлекать. Нужно твердо помнить, что большинство глухонемых — не от врожденной глухоты, а от глухоты, полученной в первые дни жизни, а также и то, что детский возраст особенно склонен к ушным болезням.

Необходимо:

1. Сохранять у детей в чистоте и порядке зубы (ежедневно чистить их и своевременно пломбировать).

2. Содержать в порядке носоглотку, не допускать хронических насморков (то и другое вовремя лечить).

3. Своевременно сделать операцию зашивания «заячьей губы» или «волчьей пасти», исправить посредством регуляции челюсти и зубы и т. д.

Вовремя принятые меры создадут возможность нормального развития речи.

Так как уже крики младенца в известном смысле являются зачатками элементов речи, то необходимо бережное отношение к ним. Не подавляя этих криков, что может вредно отразиться на развитии голосовых средств ребенка, даже разумно поощряя их (будущие алалики, идиоты и т. п. мало и неэнергично кричат), в то же время следует умерять слишком бурные проявления этих криков. Чрезмерные крики расстраивают дыхание, вызывают судороги голосовых связок и пр. В таких случаях нужно своевременно устранять причину возбуждения (страх).

Когда ребенок начинает лепетать, то очень полезно поощрять этот лепет мимикой радости, внимательным слушанием его и т. п.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи выступает на первый план активное подражание как ответная звукопроизносительная реакция на речь взрослых. Этот фактор, естественно, и должен служить исходным пунктом профилактики речевой недостаточности. Но момент подражания, являясь могучим фактором развития речи, в то же время представляет и известные опасности.

Прежде всего, необходима правильная, отчетливая, плавная и звучная речь окружающих. Хотя у ребенка на первых порах вследствие общей мышечной слабости, помимо слабости координационных аппаратов коры и органов речи, звукопроизношение неотчетливое (лепечущее), все же ни в коем случае нельзя окружающим говорить с ним таким же «сюсюкающим» языком. Постоянные правильные и точные раздражители звукопроизносительного типа, исходящие от образца, без сомнения, в конце концов должны вызвать такие же правильные ответные звукопроизносителыгае навыки.

К этой части работы присоединяется постоянное напоминание и показывание в форме исправления нужных мимико-артикуляторных установок на себе и, что еще легче, в зеркале. Исправлять речевые ошибки следует, не повторяя неправильно сказанного, но ясно и отчетливо подсказывая нужное слово. Дети должны говорить, достаточно широко раскрывая рот, громко, но не крикливо, не торопливо, чаще вдыхая перед речью. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь, горланить, пищать, много и громко говорить при насморке и хрипоте. В ранний период речи окружающим следует помнить:

1. Нельзя утомлять ребенка, заставляя его многократно повторять одно и то же: наступит утомление нервной системы, и ребенок временно перестает давать ответы; с другой стороны, частые раздражители, на которые кора мозга не в силах реагировать, могут повести к полному отказу от речевой работы на продолжительное время, к речевому негативизму. Поэтому звукопроизношение ребенка всегда должно быть связано с определенным и доступным для него содержанием. Давать ребенку слова и фразы с туманным для него значением или без всякого для него значения, это, по словам Эразма, значит «наполнять ум паразитами». Впоследствии из таких маленьких гениев слова, при отсутствии оздоравливающих условий среды и труда, выйдут люди «пустых, бессмысленных, ничего не говорящих фраз и слов и краснобайства», совсем не приспособленные к жизни.

2. Также нельзя подталкивать детей к ускорению своей речи: координационные связи в коре мозга у ребенка образуются еще недостаточно быстро, и поэтому речь у детей-дошкольников в общем медленная. Ранняя, слишком быстрая и отчетливая до утрированности речь ребенка в большинстве случаев сигнализирует нам о каких-то непорядках в работе центральной нервной системы (слабость тормозных процессов, повышенная возбудимость и т. п.). Часто за этим периодом «чудной» речи начинается заикание или косноязычие, а иногда ребенок и совсем замолкает, на некоторое время онемевает, после чего снова начинается развитие речи естественным путем. Особенно внимательно нужно следить за повторением слогов — явлением нормальным в известном возрасте, но при наличии болезненной психики могущим вызвать заикание.

Сама обстановка жизни ребенка должна вызывать у него потребность говорить с другими, будь то люди, животные или игрушки. Язык наш развивается в самой практике речевого общения. Из всего сказанного становится ясным, что ребенок должен воспитываться не в одиночестве, а в коллективе, и, прежде всего, в коллективе однолеток. Здесь для детей возникает очень много стимулов говорить друг с другом. В то же время содержание их жизни будет вполне подходить для их речи. Вот почему и для воспитания здоровой речи так полезно помещать детей в детские ясли, очаги и тому подобные дошкольные учреждения. Но ведь дети-дошкольники почти все кос-ноязычат? Ведь они будут подражать друг другу и, значит, никогда не выучатся правильной речи? Вот здесь-то и выступает на первый план речь воспитателя, будь то педагог, мать, няня, семья. Своевременная разумная помощь ребенку, а также правильная речь окружающих его (ребенок всегда стремится подражать старшим) нейтрализуют вредные влияния косноязычной речи детей. Поэтому-то не следует детей всегда держать вдали от взрослых, запрещать им присутствовать при их разговоре. Чем больше ребенок слушает нормальную чужую речь, чем больше сам активно участвует в ней, тем скорее и правильнее разовьется его собственная речь.

Вообще в деле воспитания речи у дошкольника особенно полезно помнить слова Шопенгауэра: «Энергия ребенка к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собою нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что на него хотят наложить непосильное».

Научно поставленное воспитание дошкольной речи в условиях коллектива приобретает особенную важность в настоящее время. С переходом крестьянской массы на коллективное хозяйство сеть дошкольных учреждений — яслей, очагов, детских садов, детских площадок и т. п. уже широко развернулась и к концу второй пятилетки достигнет неслыханных размеров. На коллективное воспитание детей колхозников брошены громадные средства и силы. Вот тут-то и надо учесть такой важный момент, как воспитание здоровой речи.

Свою речь человечество создало само, в процессе своей коллективно-трудовой жизни. В детстве лучшими условиями развития речи являются процессы детского коллективного общения (в младшем возрасте — игра). В процессе игры выявляется потребность в речи, игра же дает для нее богатейшее содержание. Игра в высокой степени содействует правильному воспитанию детской речи: чем разнообразнее игра ребенка, тем богаче и содержательнее его речь и ее ритм.

Так как мимика составляет неразрывный элемент речи, то очень полезно приучать детей во время разговора обязательно смотреть в лицо собеседника. Это помогает им точнее усваивать артикуляцию звуков, одновременно вырабатывая у них смелую и уверенную речь, что особенно полезно для некоторых детей-невротиков.

Ритм, музыка, в частности пение, должны быть обязательными в системе профилактических мероприятий детского возраста. Пение значительно способствует улучшению звукопроизношения, развивая правильное дыхание, неторопливое и плавное ритмическое течение речи. Кроме того, пение, как и музыка, оказывает большое влияние на развитие слуха, без хорошей контрольной работы которого немыслима и хорошая речь. Особенно полезно хоровое пение для заик. При пении они совершенно не заикаются и чувствуют себя равноправными членами коллектива и в речевой области. Эта здоровая социальная установка чрезвычайно содействует ликвидации заик-ливой речи. Как указывалось выше, все виды ритмических движений, являющиеся результатом сочетанной работы корковых центров речи, слуха и зрения, мышц рук, ног и туловища (гимнастика и игры под музыку и пение) полезны при воспитании здоровой речи у заик. На практике это сводится к тому, что указанные моменты тесно переплетаются с звукопроизношением: чем больше дети слышат музыки, пения, декламации понятных для них песенок и стишков, чем сами больше исполняют их, притом сопровождая свое полнение ритмическими движениями конечностей или туловища, тем успешнее и гармоничнее будет развиваться их речь. При пении особенно внимательно следует учитывать индивидуальные особенности голосовых средств ребенка. Учителя пения здесь часто грешат тем, что не учитывают индивидуальных особенностей ребенка — силы, диапазона голоса, глубины дыхания и т. п.

Само собой разумеется, что в дошкольном возрасте все эти мероприятия ни в коем случае не должны носить характера принудительной, оторванной от содержания детской жизни схоластической системы. «Сон» и негативизм — вот последствия такого метода. Все указания, подсказывания, поправки взрослых должны происходить в процессе самой жизни ребенка, да и то, как уже указано, с известной осторожностью. Единственным методом в данном случае является поощрение, но не понуждение. Фрёшельс рекомендует медленное рассказывание по картинкам (1/4 часа в день) с одновременным повторением ребенком рассказываемого.

Наиболее же жизненной формой осуществления профилактики логопатии и гигиены детской речи, конечно, являются игры, связанные с пением, маршировкой под музыку, с декламацией стишков и т. п. (см. далее «Игры»). Вообще игры дошкольников обычно сопровождаются богатой речью (это надо поощрять) и, следовательно, содействуют развитию последней.

Вот еще некоторые из упражнений, имеющие профилактическое значение:

1. Произнесение трудных слов («коллективизация», «электричество», «велосипед» и т. п.), произнесение скороговорок и т. п. Обыкновенно дети увлекаются этим и охотно тренируются, устраивая соревнование друг с другом, а придя домой, вовлекают в ату игру своих домашних — старых и малых. Этот вид упражнений очень полезен для выработки точных артикуляторных движений и отдельных звуков.

2. Произнесение имен детей, по возможности своего коллектива, или героев рассказов. Согласно практике Монтессори, детям младшего возраста следует ежедневно произносить точно и отчетливо слова нижеприведенного типа, тематически увязывая эту работу с общепедагогической. Последние подобраны автором в соответствии со словами на итальянском языке, приведенными у Монтессори: Паша — упражнение губных мышц на звуке П. Феня — упражнение нижней губы — Ф. Зина — сближенная установка челюстей — 3. Степа — установка кончика языка к деснам при сжатых челюстях — предупреждение высовывания языка на звуке С. Галя — гимнастика спинки языка — Г. Роза — вибрация кончика языка — Р.

Таким образом, произнесением подобных слов упражняются все отделы языка, губы и челюсти.

3. Шепотная речь, как уже сказано, является наиболее облегченным типом звукопроизношения. В то же время в целях дистансцепторных (восприятие на расстоянии) при ней требуется особенно точная диференцированная артикуляция. Лучшим раздражителем здесь является расстояние (а не приказ «говори громче»): чем на большем расстоянии находится шепчущий от собеседника, тем лучше он будет артикулировать. Игра в отгадки: один становится вдали от остальных и шопотом произносит слово. Кто первый громко произнесет верно это слово, тот сам становится загадчиком. Этот шопот можно заменить одним лишь беззвучным артикулированием, которое улавливается исключительно зрением. Эта игра полезна как для загадчиков, так и для отгадчиков — у тех и у других развивается артикуляция, отчасти слух и ярение — важные элементы речевого общения людей. При этом не следует допускать шопот напряженный, с вовлечением голосовых связок.

4. Не менее полезно громкое чтение. Помимо выработки звучности, что так необходимо для публичной речи, здесь вырабатывается также отчетливое произнесение звуков: силовая гимнастика, как уже нами выяснено, содействует выработке точных диференцированных движений. Кроме того, при этом процессе всегда затрачивается большее количество времени, вследствие чего громкая речь не может быть, по чисто биомеханическим условиям, столь поспешной, как тихая. Чрезвычайно полезно хоровое чтение.

5. Наконец, пение и музыка, о значении которых уже сказано.

Все изложенное о профилактике речевых дефектов относится преимущественно к дошкольному возрасту. В этот период при нормальном воспитании, здоровом организме и хорошей речи окружающих у ребенка складывается вполне законченная в звуковом и в грамматическом отношениях речь. Он правильно произносит в отдельности все звуки, правильно их соединяет в слова, правильно соединяет слова в предложения. Дошкольник переступает порог школы с настолько сложившейся речью, что без затруднения пользуется ею в новых условиях и в новом коллективе. Переходя к профилактике в школьном возрасте надо отметить новый фактор, играющий большую положительную роль в деле развития речи, — это чтение. В правильно поставленном обучении чтению заложены все средства воспитания здоровой речи. Во все уроки по букварю обязательно включаются моменты профилактики и коррекции речи.

Главная задача школы — научить ребенка правильно и точно выражать свои мысли как в устном, так и в письменном слове.

Если вглядеться в те основные живые силы, под воздействием которых преимущественно и формируется речь школьника, то мы увидим, что, с одной стороны — педагог и обучение, а с другой — школьный коллектив в целом. Роль школьного коллектива в этом отношении чрезвычайно разнообразна, могуча и в большей своей части положительна: речь формируется в процессе постоянного общения с товарищами, в процессе повседневной школьной общественности с ее интересами и треволнениями, где школьник активно выступает как самостоятельная личность. Путем подражания товарищам, педагогу, книжной речи и путем самостоятельных комбинаций из уже имеющегося речевого материала у него вырабатывается фразеология, обогащается словарь, наконец, устанавливается правильное звукопроизношение в том случае, если он попал в школу с остатками физиологического косноязычия. Особенно благотворно на развитии речи сказываются выступления в общественных организациях, на собраниях, заседаниях и т. п. Здесь очень важно, чтобы речь школьника развивалась не только путем подражания словесным образцам, но преимущественно путем активного участия в процессе учебной работы. Только в этом случае речь ученика будет содержательной и выразительной. Но этот же школьный коллектив оказывает на речь своих членов, правда, в несравненно меньшей мере, и вредное воздействие: ребята подражают не только правильной речи, но и дефективной, тем более, что последней подражать легче, а речевая среда школьников далеко не безупречна. Известно, как часто хорошо говорящий ребенок приносит домой из школы сюрпризы не только в виде своеобразных словечек, но и неправильных произношений отдельных звуков. Кроме того, школьная среда, как известно, часто бывает жестокой ко всякого рода слабостям своих членов — всякий дефект последних является предметом насмешек и издевательств. В отношении «физиологического» косноязычия в большинстве случаев замечания играют положительную роль, — косноязычный ориентируется на правильное произношение данных звуков у окружающих и в конце концов воспитывает у себя нормальное произношение. Но в случаях более глубоких поражений речи, когда собственными силами ребенок не в состоянии справиться с ними, дело принимает плохой оборот: логопат начинает ухитряться как-нибудь обойтись без этого звука (заменяя другим, совсем пропуская его) или же становится молчаливым, отчуждается от товарищей и т. п. В результате дефект становится еще более стойким. Особенно в этом отношении страдают дети-заики. Как правило, заикание с момента поступления в школу заметно усиливается.

Если в старой школе борьба с этим злом (насмешки и т. п.) была почти безрезультатна — просьбы, окрики и наказания «сверху» мало действовали, то в советской школе, при наличии школьных общественных организаций, дело обстоит лучше: при умелом подходе школьных организаций легко изживаются эти антиобщественные выпады отдельных школьников, и создается нормальная для логопата обстановка.

Важным моментом в речи школьника является переходный период, когда голос «ломается» вследствие переустройства голосового аппарата. Тогда пение разрешается лишь врачом и ведется под его наблюдением. Также снимается со школьника на это время и прочая голосоречевая нагрузка: декламация, громкая читка и т.п.

Особенно важна и ответственна в деле профилактики логопатии и гигиены речи роль школьного педагога. Обязанности его в высокой степени многообразны. Перечислим их вкратце:

1. Прежде всего, он живой «образец» хорошей речи (характеристика образцовой речи дана выше). Кроме того, он должен отчетливо артикулировать и достаточно широко открывать рот при разговоре и чтении. Чем моложе возраст школьников, тем проще и конкретнее должен быть его язык.

2. Он должен создать в классе здоровую речевую установку, спрашивать спокойно, не только не торопить учащегося с ответом, но требовать от него спокойного, достаточно громкого и отчетливого произношения. Вместе с тем следует добиваться хорошей артикуляции и достаточного раскрывания рта (не допускать говорить сквозь зубы или мямлить). Нельзя требовать слишком громких ответов, так как они раздражают нежные детские голосовые связки и могут вызвать в них болезненные процессы, в результате чего бывает хрипота, сиплость или слабость голоса.

3. В случаях неправильного произношения нужно заставить ученика, если это в его силах, спокойно и правильно повторить свой ответ, предварительно показав или объяснив ему правильное произношение и артикуляцию звука или произнесение слова. Часто одного этого бывает достаточно, чтобы через некоторое время ученик усвоил правильное произношение. Малейший успех в улучшении речи следует отмечать, подбадривая ребенка.

4. Все свои замечания и исправления педагог должен делать тактично, не раздражая и не обижая ребенка, но искренно сочувствуя ему. Особенную бережливость, тактичность и внимательность педагог должен проявить в отношении невротиков, говорящих или очень возбужденно, быстро, скороговоркой, или же стесняющихся, робеющих говорить, долго мнущихся на месте, с трудом подбирающих слова и т. п.

5. В отношении имеющихся в классе логопатов, в особенности заик, педагог должен установить здоровую социальную установку товарищей. Нужно в отсутствии логопатов разъяснить классу серьезность этого недостатка, мучительность его для логопата, тяжелые страдания, которые он испытывает, наконец, следует оттенить то, что всякими преследованиями еще более усугубляется болезнь и может навсегда сделать их товарища несчастным в жизни. При помощи школьной общественности нетрудно установить здоровую атмосферу для логопатов и тем самым устранить могучий фактор развития речевой дефективности, особенно ее невротических форм.

6. Благодарным материалом для развития речи являются чтение и рассказывание. Здесь педагог предъявляет, сам давая образец хорошей, выразительной и отчетливой речи, соответствующие требования к ученикам. Часто встречающиеся монотонность и невнятность чтения всецело происходят от того, что педагог не принял мер, чтобы читающий осознал и ясно представил себе содержание читаемого. Особенно важно уметь стимулировать рассказывание самих детей-дошкольников: здесь закладывается фундамент всего речевого поведения человека.

7. Заучивание наизусть художественных отрывков, участие в инсценировках, спектаклях и декламации — все это могучее и в то же время наиболее легкое для детей средство развития, укрепления речи и тем самым — предупреждения ее расстройств. Педагог является здесь главным инициатором и образцом. Жаль только, что в последние годы наши дети так мало, почти совсем не заучивают наизусть художественных отрывков, да и сами учителя не всегда на высоте положения в смысле умения выразительно читать.

8. Организуя правильно педпроцесс, мобилизуя интерес и внимание ребенка, создавая спокойно-деловую обстановку, педагог в этих условиях «легко может наладить негромкую спокойную речь, не заглушающую такой же спокойной речи самого педагога» (Е. А. Флёрина). Это особенно важно для дошкольников, у которых крик со всеми его вредными последствиями — обычное явление.

9. Педагог, безусловно, должен знать основы языкознания, в особенности работу речевых механизмов и фонетику данного языка.

10. Педагог является организатором целого ряда упражнений в виде забавы и игры, цель которых опять-таки укрепление здоровых речевых навыков и обогащение речи как словарно, так и фразеологически и интонационно.

11. Педагог должен поддерживать контакт с семьей ребенка в целях организации в ней здоровых условий речевого развития его.

Для детей, занимающихся под руководством логопеда, осуществление школьной профилактики значительно облегчается. Педагогу, поддерживающему связь с логопедом и знающему недостаткия данного косноязычного или заики в большинстве случаев достаточно лишь напомнить ученику: «Сделай так, как тебе показал (причем называет имя логопеда»), и этого условного раздражителя часто вполне достаточно, чтобы получилась правильная речевая реакция.

Говоря о профилактике заикания, нельзя обойти молчанием вопрос, следует ли вообще детей-заик держать в школе. Уже неоднократно подчеркивалась роль подражания и роль социального слухопроизносительного раздражителя. А из этого вытекает, что заикливая речь является неправильным раздражителем для остального детского коллектива, среди которого вращается заика: иногда заикание появляется в результате подражания заикам. Вот поэтому многие специалисты рекомендуют изоляцию детей-заик из школьных коллективов и помещение их в особые учреждения (специальные классы для заик или же в особые учебно-воспитательные учреждения интернатского типа). В такие специальные учреждения выделяются не только заики, но и косноязычные. В этих учреждениях заики должны получить как общешкольное обучение, так и воспитание речи до полного устранения ее дефектов, после чего дети поступают в нормальную школу.

К высказанным в начале книги соображениям о постановке логопедии среди школьников здесь следует добавить, что правильно поставленная логопедия в стенах самой школы дает если не более быстрые, то зато, без сомнения, более прочные результаты: речь заики будет воспитываться в обыкновенных жизненных условиях обычной социально-языковой среды. В специальных же учреждениях эти условия слишком искусственны, а поэтому по выходе из них, например, логоневротика, требуется еще очень осторожный подход к нему и довольно длительный срок, чтобы «вывести заику в свет». С другой стороны, хотя случаи подражательного заикания и установлены, но, во-первых, процент таких случаев очень незначительный, во-вторых, при правильной постановке школьной профилактики дефектов речи таких случаев вообще быть не должно: детям разъясняется тягостность и серьезность этой болезни, и таким образом, вырабатывается у них здоровая установка на заикание; кроме того, детей, предрасположенных ко всякого рода невропатическим травмам, держат в некотором отдалении от заик (незаметно для тех и других): не сажают на одной парте и т. п. С нашим мнением совпадают и мнения других исследователей данного вопроса.

Таким образом, учитывая, с одной стороны, высказанные общепедагогические соображения, с другой — неудобства для детей, связанные с посещением специальных учреждений для заик и то, что амбулаторное лечение детей-заик не всегда оправдывает себя, следует согласиться, что изоляция детей-заик из школы не является необходимой. Несколько острее стоит этот вопрос в отношении детей-дошкольников, когда еще нельзя рассчитывать на выработку «здоровой установки на заикание окружающих». Здесь целесообразнее, пожалуй, не допускать заик в детские сады, а вести логопедическую работу с ними в домашней обстановке, лучше в специальных очагах и т. п. В детских же домах дошкольников-заик полезно было бы концентрировать в специальных медико-педагогических отделениях. Если вопрос изоляции, в целях профилактических, заикливых детей теряет свою остроту, то еще менее необходимо изъятие из школы косноязычных, при наличии, конечно, школьной профилактики речевых дефектов. Здесь также очень важно, прежде всего, выработать у детей правильную установку на речевые дефекты. Остальные общие профилактические мероприятия сделают свое дело, — и «заразное начало» будет обезврежено. Сказанное относится к логопатам, которые по степени своего дефекта могут учиться в массовых учреждениях; дети с более глубокими логопатиями направляются в специальные учреждения.

В отношении профилактики тугоухости следует соблюдать изложенное на стр. 221. Иными словами, нужно предупреждать всякого рода заболевания, понижающие слух. Если же понижение слуха — факт совершившийся, то следует возможно скорее обратиться к специалисту по ушным болезням, так как, по проф. Гартману, в 50% случаев тугоухость при своевременном медицинском вмешательстве вполне излечима.

При воспитании ребенка, особенно предрасположенного к разного рода заболеваниям, необходимо постоянное наблюдение врача. Следует проводить физическое укрепление тела ребенка, руководствуясь указаниями врача. Кустарничество здесь может лишь повредить. Врач же своевременно может заметить те или иные расстройства в речи или болезненные явления в речевых органах (разращения в носоглотке и т. п.), которые часто незаметны для неопытного глаза или слуха родителей. Принятые по его совету меры — лекарственное лечение или операция, прижигание и т. п. — часто предупреждают тяжелые речевые расстройства.

Так как речь состоит из звука — мимики — жеста, то развитие каждого из этих компонентов речевого комплекса содействует развитию остальных. Поэтому надо следить за развитием у детей мимико-жестикуляторной выразительности. Игры, инсценировки — основной метод этой работы.

Однако не следует забывать, что главное задание школы — возможно богаче воспитать звукопроизносительную речь, а не мимико-жестикуляторную, широкое пользование которой может даже затормозить звуковую речь. Мимика и жест развиваются лишь как моменты, содействующие развитию звуковой символизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.