Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Но всем обладаем. 3 страница




Меня никто по-настоящему не любил. Но я чувствую, что во всем этом есть какая-то закономерность. Быть может, я и должен быть таким — свободным и одиноким? Опыт самопознания научил меня думать о людях лучше, чем они кажутся, поскольку очень немногим удается быть самими собой. Нельзя судить о человеке только по его поступкам, но лишь с учетом мотивов, устремлений, знать которые чаще всего невозможно. А всю глубину душевной механики человек и сам понять не в состоянии. Представление о двойственности человека связано лишь с крайностью полюсов оценок. На самом же деле, этих оценок гораздо больше, а сам человек не плохой и не хороший, а скорее плохо-хороший или хорошо-плохой. Но проблема не в том, нравится нам это или нет, а в том, что так есть. Все в этом мире правильно. Важно лишь понять суть правильного. Поведение людей просто. Вся сложность в движущих мотивах, которые постоянно борются между собой за доминирование. Причем многие из них неявны для самого человека. И поступает он, следуя не какому-то одному мотиву, а скорее уступая одному в ущерб остальным, которые продолжают оказывать влияние. Человеку все дано для счастья, но проблемы и беды у него от неумения правильно распорядиться имеемым, от нежелания понять свое предназначение. Вместо того чтобы жить в согласии с самими собой и быть счастливыми, люди жаждут иных, более совершенных условий, тем самым делая себя зависимыми от вечно меняющихся обстоятельств. Но каждый волен выбирать, а потому имеет то, что выбирает. Большинство людей предпочитает спокойную жизнь вместо мук реализации себя. Часто приходится слышать, что жизнь порой складывается не так, как бы хотелось. Но мы сами складываем жизнь. Человек сам себя выбирает. Даже то, что дается как благодать, требует личного участия. Вербовщики различных церквей часто говорили мне: “Приходите к нам, и Бог изменит вашу жизнь”. Но никто не сможет изменить твою жизнь, если ты сам этого не захочешь. В человеке заложено все, чтобы быть счастливым, стоит только очень захотеть. Наши желания это и есть путеводная нить нашей судьбы. И если мы следуем ей, слушая голос любви, то все получается. Но если человек не способен распорядиться тем, что имеет на земле, то вряд ли стоит ему давать более благоприятные условия в Вечности. Хотя, дело даже не в условиях существования, а в том, как ведет себя человек при любых условиях. Страдает он оттого, что мечется и сам убегает от своего счастья. Все на этом свете хорошо. Даже когда очень плохо — тоже хорошо, значит, будет лучше! Все благо, даже болезнь, потому что она заставляют оторваться от бренного. И смерть тоже благо. Нам все дано, важно лишь понять скрытый смысл. Но люди искренне считают себя несчастными, оттого что не осознают своего счастья. А все потому, что ждут чего-то более совершенного, вместо того, чтобы радоваться имеемому! Вот если бы, к примеру, я знал, что в прошлой жизни был червяком, разве сейчас я бы не радовался тому, что имею такое совершенное тело? Люди хотят лучшего, предпочитая не задумываться над тем, что все накопления могут исчезнуть в один прекрасный момент.

— Почему же прекрасный?

— Потому что в этот момент становишься свободным. Ведь свобода не в материальной обеспеченности, а в самоограничении. Причем не только в отказе от существующих привязанностей, но и от привязанностей желаемых. Главное в человеке не то, что он имеет, а то, что он может отдать; оставшееся и составляет его суть. Смысл жертвы как раз и состоит в признании непривязанности к материальным благам, в духовной свободе. Но свобода это не дар, а бремя, поскольку каждый должен выбирать между добром и злом. В этой свободе выбора и заключен механизм отсеивания пшеницы от плевел. Человек хочет быть счастливым, но счастье это не удовольствие и даже не наслаждение, а радостное состояние души. Быть счастливым для меня означает жить спокойно и радостно. На первый взгляд, это кажется простым. Но как только попытаешься достичь такого состояния, так сразу почувствуешь, насколько это трудно. Счастье дается как награда, но вовсе не обязательно подчинять свою жизнь зарабатыванию наград.

— А ты никогда не замечал, что у счастья горьковатый привкус?

— Ты прав. Даже ощущая себя на вершине блаженства, я никогда не мог избавиться от ощущения трагизма. Меня всегда интересовало, что скрывается за границей счастья. Мне хотелось узнать, что там дальше. Каждый человек идет своим путем к счастью: один через приобретение материальных благ, которые видятся ему средством обретения душевного комфорта, другой непосредственно через отказ от материального ради духовного. Большинство людей трудятся, растрачивая свою жизнь на накопление тленных ценностей, забывая, что обилие вещей не синоним счастья, а деньги вовсе не обязательный компонент благополучия. Приобретая все большие материальные ценности, человек закрепощает себя ими, поскольку начинает думать прежде всего об их сохранности. Так незаметно из средства деньги превращаются в цель. Соблазн получить больше и больше губит человека. Всю жизнь люди борются вначале ради материального достатка, а потом ради избытка, а все лишь для того, чтобы однажды оставить накопленное за ненадобностью. Ведь как приходим мы в этот мир голыми, так и уйдем, не взяв с собой ничего, кроме того, что накопили в своей душе. А потому для меня самоограничение не цель, а лишь средство освободить себя для любви. Держаться в мире нужно за счет собственной устойчивости, а не благодаря помощи других. Я никого не упрекаю, пускай каждый живет как хочет. Пусть тот, кто находит счастье в удовольствиях, покупаемых за деньги, стремится, чтобы денег у него было как можно больше. Но кто может сказать, сколько именно человеку нужно, и где та граница, когда пора остановиться и задуматься, чем живет душа? Однако люди думают не о том, как спасти свою душу, а как подороже ее продать. Человечество просто купилось за комфорт. Даже совесть стремятся конвертировать в деньги. Душу продать легко, а вот купить невозможно. Те, кто стремится всеми правдами, а чаще неправдами, побольше урвать, чтобы сделать обеспеченными своих детей, не понимают, что воспитывают добру и любви не деньги. Чтобы делать добро, не нужно быть богатым. Грязные деньги не только не создадут блага, но откликнутся страданием детей за проступки их родителей. Не это ли есть божья кара за грехи отцов? Механизм отделения плевел от пшеницы как раз и состоит в том, чтобы разделить своекорыстных, кто живет и работает ради денег, от людей бескорыстных, живущих духом. К тому же, ум состоит не только в умении зарабатывать деньги, а и в способности от них отказываться. Богатство порождает не меньше, а даже больше проблем, чем бедность. Только проблемы эти разные. На лицах тех, кто посвящает свою жизнь накоплению материальных ценностей, не видно ощущения удовлетворенности и покоя, хотя они об этом мечтают. Если предложить им обменять все материальные блага на покой — не отдадут. В действительности он им просто не нужен. Суета — это смысл жизни повседневных людей. Покой нужен для созидания. Это необходимое условие и прелюдия любого творчества, своего рода настройка восприятия. Достижение же материального комфорта предполагает погоню за все большим достатком, зависть, соперничество, тогда как духовному совершенствованию чужда конкуренция. Материальные ценности разъединяют людей, тогда как духовные объединяют. Поэтому я убежден: будущее цивилизации связано с развитием именно духовной сферы, и прежде всего нравственности. Нужно умерить материальные потребности, увидев счастье в самопожертвовании, а не приобретении. Иначе вместо примирения цивилизация пойдет по пути подчинения сильными слабых. Многие говорят, что материальное потребительство это тупик, а выход в духовном совершенствовании и единении, но лишь единицы следуют этому, поскольку Истина для немногих. Чтобы понять, что представляет собой человек, нужно узнать его самое сокровенное желание. В отличие от материального, духовное богатство невозможно отобрать, и мало кто на него польстится, поскольку у каждого оно свое. Наблюдая людей, я разделил их на две группы: правдоискатели и кладоискатели.

— И к какой ты относишь себя?

— К первой, поскольку хочу найти свой путь к Истине, понять, в чем смысл и цель моей жизни. Но правильный ответ на вопрос о смысле жизни состоит не в открытии новых вариантов ответов, а в полном проживании того, что дано каждому. Мне кажутся наивными те, кто стремится оставить свой след в этой жизни. Это все равно что следы на песке, — глядишь, вот уже и смыты набежавшей волной. Нет, надо ставить такие цели, которые, даже оказываясь недостижимыми, наполняли бытие смыслом. Создание комфортных условий для духовной жизни не может быть целью, потому что духовное существование не просто самостоятельно, но и в определенной мере независимо от материального мира. Человек свободен ровно настолько, насколько ему хватает решимости быть свободным. Ведь при любой несвободе можно сохранить независимость. Истинная независимость — это свобода духа от влияния обстоятельств. Все стремятся расчетливо устроить жизнь, стараясь добиться ясности и определенности, тогда как именно неопределенность есть основание свободы. Мне кажется, в результате жизненного опыта должно образовываться некое духовное качество позволяющее любить и радоваться несмотря ни на что. Именно стремление к любви порождает у меня потребность в правде и полное неприятие лжи. Подлинная независимость — это и есть дух, для которого свобода является лишь условием существования. Те, кто отрицает воздействие духовного на материальное, просто слепы. Духовный человек влияет на окружающих тем, что одним своим примером препятствует совершению другими плохих поступков. Однако никого не нужно учить жить, необходимо лишь учиться самому!

Многим людям хватает ума понять, как нужно жить, но мало у кого находится достаточно сил и воли жить так, как они понимают. Даже если у повседневного человека есть все необходимые условия для гармоничной жизни тела и духа, он все равно выберет жизнь тела. Он будет придумывать себе все новые потребности и заботы, чтобы тем самым оправдать свое бездуховное существование. Но человек, может быть, тем и отличается от животного, что не все время думает о том, как себя прокормить. Тот, кто пеняет на материальные невзгоды, стремится лишь таким образом найти оправдание безжизненности духа. Дух не во всякой душе поселяется, но лишь в той, что живет любовью. Все ищут любви. Тот, кто не находит ее источник, пытается найти наслаждение. Любовь, так же как и радость, — категория духовного, тогда как наслаждение — телесного. В поисках радости один стремится любить, другой — копить деньги. Истинно верующий в бессмертие души не цепляется за материальные блага. Когда же в душе нет ничего, остается только хвататься за вещи. Кто познал радость духовной жизни, тот никогда не предпочтет ее телесным наслаждениям. Неприятности практически не достигают меня, когда я смотрю на них с высот духовного совершенства. Житейские трудности — всего лишь выражение внутреннего разлада с самим собой. Ведь все проблемы отнюдь не материального свойства, но духовного. Когда человек живет в согласии с духом в себе, то материальные затруднения для него не представляют проблем. Когда же в душе что-то не ладится, то раздражает все. Вот тогда люди и создают себе проблемы, чтобы их решением отвлечься от недовольства собой. На самом деле, это пример бегства от себя, попытка заглушить голос, звучащий внутри. Для человека Выбор — это прежде всего решение жить честно или продолжать обманывать себя. Человек отступает в ложь, которая кажется спасением. На деле же, ему просто не хватает смелости признать свою неправоту.

— А тебе не кажется, что ложь — своего рода защита от постороннего вмешательства?

— Ложь — это игра в прятки с самим собой. Однако люди предпочитают скрывать собственный самообман, тем самым защищая свое внутреннее пространство, где каждый может и хочет быть таким, каков он есть. Через самообман мы сами отказываемся от счастья, путь к которому лежит через поиски Истины. Но люди с бόльшим умением и удовольствием лгут, нежели говорят правду! А все потому, что боятся потерять то, что имеют. Но лично я не настолько глуп, чтобы лгать.

— Часто приходится хитрить, чтобы не оказаться обманутым самому. Что же делать, дабы не стать жертвой чужого коварства?

— Выбирай правду.

— Даже если грозит смерть?

— Делай то, что по силам. Ключевая проблема в жизни каждого человека это поиск любви, а он невозможен без правды. Но правда — это достояние мудрых и сильных! Вообще, уровень развития человека определяется по тому, насколько он разобрался в вопросах добра и зла, живет ли он праведной жизнью. Умный человек понимает, что из правды можно извлечь гораздо большую пользу, чем изо лжи. И если мудрость это понимание что есть добро, то любовь — искусство делания добра. На мой взгляд, зло есть выражение выгоды для себя за счет другого, а добро — это выгода другому за счет себя. Свободен же человек настолько, насколько способен поступать без учета собственной выгоды.

— Но разве может делать человек что-либо для другого, не делая в то же время для себя?

— Когда я делал добро без выгоды для себя, то получал такое удовлетворение, что уже никакая личная выгода не могла прельстить меня бόльшим наслаждением. Вообще, я вижу три уровня отношения к жизни: низший — уровень для себя за счет другого; средний — сопереживание и помощь другим и для себя тоже; высший — приношение всего себя в жертву ради других. Делать добро другим без выгоды для себя — это колея, встав на которую однажды, получаешь такое удовольствие, что уже никогда не захочешь свернуть с избранного пути. Но большинство людей воспринимает мир только через призму личной выгоды, ведь иначе он перестает различать окружающих его людей. Но человек суеты по-другому не может. Закон выгоды касается только материального мира. Истинная добродетель не требует воздаяния. В духовном мире существует обратный закон: пользу тебе приносит все, что не является собственной выгодой.

— Мне кажется, то, о чем ты говоришь, многие понимают.

— Умом, возможно, и понимают, но все равно продолжают жить иначе: выбирают тленные блага и при этом всем сердцем стремятся к душевному покою. Мало понимать — необходимо чувствовать, сопереживать. Все хотят любить, но предпочесть любовь вещам могут не многие. Быть может, фокус состоит в том, что если человек не тянет на себя, то и не конфликтует с другими, освобождаясь от того, что ему не нужно, и тем самым делая себя доступным любви. Таким образом, человек имеет то, что не боится потерять. Как только я отказывался от борьбы за собственность и уступал, то все решалось крайне мирно. Самое главное, я сохранял то, что никто все равно не смог бы у меня отобрать, — мою душу. Страх быть обманутым и боязнь потерять веру в людей — всего лишь реакция на поступки окружающих. Мы привыкли говорить — “жизнь это борьба”. Но это так, лишь когда мы сами боремся со всеми, отстаивая свое право на владение принадлежащим нам по праву. Однако что более правильно: бороться, отстаивая свои права, во имя того, что каждый понимает под справедливостью, или же обратиться к той любви, жажда которой живет в душе каждого человека? Если выберем путь борьбы, то можем стать ее жертвой. А если путь любви, то возникает надежда разбудить в душе соперника чувство всепрощения. Необходимо только знать, как именно нужно любить, чтобы победить в другом ненависть. А это нелегко. Но надо во что бы то ни стало стараться решать проблемы не борьбой против, а любовью за любовь. Ведь, на самом деле, у нас ничего нет, мы всем лишь пользуемся. А все что имеем, заключено в нашей душе.

— Я стараюсь не делать другим того, чего не желаю себе.

— А ты постарайся поступать вне зависимости от того, как относятся к тебе. Спорить и убеждать людей бестолку, каждый останется при удобном ему мнении. Люди могут измениться, лишь когда очень захотят. Каждый сам отвечает перед Богом. И пусть я не в состоянии никого изменить, но могу, а значит, должен помочь тем, кто нуждается в моей помощи. Человек устроен так, что жаждет отрицания. Но оно необходимо ему для утверждения. Потребность во зле есть оборотная сторона потребности в добре. Искушение — это своего рода закалка. В том-то и состоит противоречивая сущность человека, что в нем заключено зло и добро, и ему нужно выбирать, каким быть. Этот выбор и есть путь как личный ответ человека самой своей жизнью на вопрос о ее цели и смысле. Вопросы “зачем” и “почему” — это бремя свободного человека. Каждый волен выбирать то, каким ему быть, но выбирать сознательно, а не как ребенок, даже если для этого нужно было бы стать святым или опуститься в бездну грехопадения, при этом всегда оставаясь самим собой. Главная проблема в жизни человека — поиск своего пути. Причем сколько людей — столько путей. Одни стремятся к Истине, другие пытаются убежать от нее. Большинство же предпочитают заполнять жизнь постоянными заботами по обслуживанию тела. Людям не нужна Истина, они заняты своими делами! Но есть одна неоспоримая и видимая всем сторона Истины, заключающаяся в том, что все мы смертны. Эта мысль вносит ощущение трагизма в человеческое существование, одних подталкивая к решению вопроса о смысле жизни, других к бегству от нее. Одни видят трагизм человеческого существования прежде всего в неизбежности конца, другие в беззащитности перед каждую минуту подкарауливающей смертью, третьи в страхе за свое будущее, четвертые в неизведанности грядущего, кто-то в одиночестве. Однако нет ничего такого на земле, что лишало бы желания жить. Лично я не боюсь смерти, потому что знаю — это не конец. Но большинство людей бежит от смерти, вместо того чтобы разобраться с ней лицом к лицу. Хотя именно через призму смерти только и видна Истина.

— Но что есть Истина?

— Вряд ли тебе нужен мой ответ. Подлинный ответ тот, что найден тобой самим, потому как это процесс постижения истины через заблуждения и ошибки. Да и не может быть одного ответа на всех. Жизнь человека — это процесс поиска, даже если перед смертью старик согласился с тем, что узнал еще в молодости; этот поиск и составляет духовное совершенствование. Человеку нужна не Истина, а путь к ней. Истина проста, а вот путь к ней сложен. Важен даже не сам по себе поиск ответа, а то, как он изменяет жизнь человека. Ответ на вечный вопрос лежит в душе каждого, и желающий познать должен отыскать его в своей собственной душе. Только когда человек сам находит ответ, Истина перестает быть чужим знанием и становится плотью и кровью, побуждая действовать. Да, Истина известна давно и каждый о ней слышал. Но сокровенный смысл ее открывается лишь тем, кто стоит на Пути. Истина и есть путь ее постижение в развитии человеком себя. Пусть ты узнаешь истины седые, прочтя их в мудрых книгах и стихах. Что толку в них, когда они чужие и, кажется, весь мир в твоих руках. Всему черед свой, — истина простая, понять жизнь можно, только пережив. Не требуй мудрости у тех, кто без печали стремится жить, про цель свою забыв. Нам нужен опыт свой, и он лишь важен для тех, кто хочет Истину любить. Лишь мудрый в жизни может быть отважен, и никому его с пути не сбить.

— А у тебя не возникало ощущения, словно ты ищешь истину с завязанными глазами, или что она играет с тобой в прятки?

— Возникало. Но что происходит с человеком, когда после долгих и мучительных поисков ответа на свои вопросы он находит чужие ответы? Разве он пользуется ими? Чаще всего нет. А все потому, что люди руководствуются не столько чужими советами, сколько собственным опытом и интуицией. В жизни важен не результат, а процесс. Не в писаниях, но в деяниях смысл Свершения. Познание идет не через слово, но через действие. Свой опыт важнее чужой мудрости. Возможно, потому он и приходит с годами, поскольку не для молодости предназначен. Как бы жил юноша, если бы знал столько же, сколько и шестидесятилетний старик? Главное не сколько прочитаешь, а что откроешь сам, хотя при этом и повторишь пройденный другими путь. В конечном итоге не чужие мысли подвигают к действию, а собственные чувства. Важно не до чего додумаешься, а что совершишь! Для человека мыслящего его жизнь есть эксперимент над собой. Ему нужны собственные ошибки, поскольку не существует универсального алгоритма, у каждого свой неповторимый путь, в котором позитивный опыт основан на анализе негативного. Однако главное заблуждение в нашем отношении к действительности состоит в том, что мы вначале оцениваем события, а потом, исходя из данной нами оценки, начинаем осмысливать произошедшее и делать прогнозы на будущее. На самом же деле, нужно делать все наоборот, стараясь избегать оценок. Но человек чаще поступает не как считает нужным, а как ощущает необходимым поступить.

— Почему?

— Потому что руководят человеком не мысли, а чувства, не обстоятельства, а желания. Мысль это только рефлексия чувства; она подготавливает действие, но подталкивает к осуществлению опять же чувство. Можно поделиться знанием, однако человек все равно будет следовать за собственным влечением. Дело в том, что ему нужен опыт собственных переживаний. Это слова могут быть чужие, а чувства всегда свои. Понять можно, только приняв, а принять, только пережив что-либо подобное. Именно поэтому самое дорогое у человека это его чувства. Невозможно описать словами страдания, их можно только пережить. А все потому, что слова лишь восковой слепок чувства. Так же, как ненависть и любовь, Истину невозможно пересказать словами, ее можно только почувствовать. Потому что Истина — она живая! К ней не может быть кто-то ближе, а кто-то дальше, один знать лучше, другой хуже. А все потому, что Истина внутри нас. Она везде — и в радости, и в горе, в обыденности, и в суете. Нет ничего прекраснее самой серой повседневности с грязью на улицах и выяснением взглядов на жизнь в очередях. Истина не нуждается в украшениях. Это знание может отчуждаться, поскольку существует в словах, Истина же существует в действии, в непосредственном усилии; она не нуждается в чужих толкованиях, потому что представляет собой всю полноту глубоко личного и неповторимого переживания, которое другим недоступно. Тот, кто способен почувствовать Истину, не настаивает на собственной правоте. Люди спорят, не понимая, что как одна правда не истина, так и из множества разных правд истина не слагается. Тот, кто спорит, тому некогда делать, а тот, кто делает, не тратит время на спор. Истина очевидна всем, вот только следовать ей могут немногие. Утверждать же и доказывать требуется неправду, поскольку почти все люди видят ложь и понимают обман. А ложь это всегда страх перед правдой.

— Но ведь согласись, сколько людей, столько и мнений, причем каждый по-своему прав.

— Да, у каждого своя правда. Но Истина-то одна! Она никогда не спорит и ничего не отвергает, не требует доказательств и ко всему терпима, она настолько очевидна, что свободно предлагает выбирать между собой и чем-либо еще. И хотя ответ на вопрос “Что есть Истина?” всем ясен, его намеренно затуманивают, чтобы не отягощать себя необходимостью действовать. Каждый искажает Истину мерой своего понимания. Хотя... люди ищут даже не столько Истину, сколько себя в ней. Они предпочитают спорить о Боге, вместо того чтобы следовать заповедям, находя в нескончаемых дискуссиях оправдание собственному бездействию, и тем лицемеря. Потому-то Господь и давал людям Истину не через книги, а через конкретные ее проявления. Абстрактное знание устраивает лишь лицемеров и фарисеев. Им не нужна Истина, требующая реального действия. Книжная истина — это мертвая истина. Понятно, почему люди предпочитают живого пророка — важно видеть его глаза и поступки, поскольку они убедительнее любых слов. Словами обращаются к разуму, к сердцу — делами. Иисус Христос понимал, что истина, вычитанная из книг, не оказывает должного действия, а лишь вносит раздор чужими толкованиями. Людей убеждают не слова, а дела. Дело не в слове, но слово в деле. Поэтому Иисус сам ничего не записывал, а лишь творил Истину. Ведь людям нужны не проповеди, а свершения, не призывы, а доказательства. Именно поэтому в веках остается только слово, кровью омытое.

— Но если Истина должна быть прожита, значит, в этом заложен определенный смысл и есть какая-то цель. Не так ли?

— Каждый сам отвечает на вопрос о цели и смысле своего существования. Если и существует Ответ, то он универсален, и каждый может использовать его в своей неповторимой жизни. Я много думал над словами Христа: “И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными”, — и пришел к выводу, который может сделать каждый: если Истина — это Бог, а Бог — это Любовь, значит, Истина — это Любовь. Познав Истину, мы познаем Бога, а значит именно Любовь сделает нас свободными.

— Но ведь чаще мы делаемся зависимыми от этого чувства.

— Зависимость не от любви, а от желания. Любовь не может быть несвободной. Хотя “свободная любовь” это все равно что “мокрая вода”. Большинство людей любят или себя, или свое чувство. Но истинная любовь — это когда любишь и врага своего. То, как ты любишь, и есть подлинное проявление твоей сущности. От любви в тебе ничего не убавится. От любви только прибавляется!

— Но откуда же в людях столько злобы?

— Возможно, оттого, что или их никто не любит, или они не любят никого. Мы все нуждаемся в том, чтобы нас понимали и прощали, все хотим любви, даже когда боимся и бежим от нее. Она главная потребность для души и тела. Что есть наша жизнь как не постоянное обучение любви? Только любовь дает понимание. Ведь пока не сам почувствуешь, не поймешь.

— Но как почувствовать?

— Твори добро. Ведь если Истина — это Любовь, то добро связано с истиной, являясь конкретным воплощением любви. Но не всякое добро благо, поскольку может быть и во вред человеку, если не отражает истинных его чаяний. Благом является то, что связывает человека с Богом, с Вечной Правдой.

— А что ты разумеешь под Вечной Правдой?

— Души бессмертие в любви! Любовь — ведь в ней все тайны мира заключены, как будто в божестве. Нет без любви мне в жизни этой пира, и счастья нет на грешнице земле. Зовут ее по-всякому, быть может, но суть одна, я в этом убежден, — мир без любви был просто б невозможен. К чему стремиться, если не влюблен? Любовь есть ключ к ответам тайны жизни: зачем живу, в чем жизни цель моя. Понять ее словами без болезни, без мук и без страдания нельзя. Всяк знает: нет любви без отреченья, себя до слез растаять я хочу, отдать всего безудержно влеченью, чтоб с наслажденьем выпить боль свою. Когда средь суеты дней незаметных нам что-нибудь напомнит про любовь, мы вздрогнем от тоски в потугах бренных и захотим прожить всю муку вновь. Мечты любви — не это ль измеренье невидимое стонет среди нас? Его не видя, чувствуем влеченье обнять, как братьев, всех людей подчас. Хотим любить, любви мы страстно жаждем, стремясь понять, к чему же нас влечет, но повстречав в толпе ее однажды, поток людской нас мимо пронесет. Так и живем, дни лени посвящая средь суеты ненужных нам вещей. Чего хотим, уж точно и не знаем, и предаем давнишних мы друзей. В приобретеньях чуждых забывая все то, к чему с тоской зовет душа. Как поздно мы, однако, понимаем, зачем же жизнь нам все-таки дана.

— Может быть, именно в любви заключен Закон существования этой жизни и путь в жизнь иную?

— Возможно. Да и что нам нужно в Вечности? Что вообще нужно Вечности? Мне кажется, только любовь! Любовь всей жизнью управляет, но счастьем тех лишь награждает, кто душу смело раскрывает, навстречу царственной любви. Никто в точности не знает, что произойдет в следующее мгновение. Есть только сегодня и сейчас. И завтра опять будет только сегодня. Надо просто любить и ничего не бояться, потому что умереть мы можем в любой момент где угодно. Каждый день я стараюсь несмотря ни на что любить, отдавать, дарить свою любовь и прощать, ничего не требуя взамен. Какая польза может быть больше той, что приносит любовь? Что может быть выше радости любви?

— Мне иногда кажется, что все трагедии на земле от ненашедшей себя любви!

— Это потому, что мы ищем ее вовне — в женщине, в Родине, в матери, в детях, в природе. Но любовь в нас самих! Ее мы можем найти не где-то или в ком-то, а прежде всего в своем собственном сердце. Человека, который живет любовью, легко различить среди других. Ему противна всякая несправедливость, он питает отвращение ко лжи и не может совершить зла. Любовь его самоотверженная и самозабвенная, подобна той, как собака любит своего хозяина, даже если он и бьет ее иногда. Человек любви принимает все происходящее как благо, потому что любит всех и вся несмотря ни на что. Казалось бы, что препятствует людям любить, причем не только друг друга, но и все вокруг? Страх! Страх потерять имеемое! Ненависть, зависть, сладострастие — все это результат нелюбви. Ведь когда любишь, то все остальное неважно. Тот, кто отвергает любовь ради выгоды — несчастный человек, его пожалеть надо. Там, где нет любви, вырастает поганка сладострастия, в которой есть лишь желание брать без желания отдавать. Сладострастие — это болезненная гримаса нелюбви, гримаса страдания, гримаса боли, это наслаждение болью, одно лишь наслаждение для себя, наслаждение, в котором нет ни души, ни чувства.

— Но откуда появляется боль от желания любить? Что это — результат неудовлетворения потребности или страх не познать себя? И почему любовь погибает от лжи?

— Потому что любовь это вера, это самораскрытие, подобное цветению. Ложь ведет к потере веры, а без веры не может быть любви, ничего быть не может. Без веры все рушится!

— Но откуда в любви появляется ложь? Может быть, это когда один не может дать того, что просит другой? Но возможно ли вообще разрешить проблему предпочтения: когда я хочу, а она не хочет, я не хочу, но хочет она, желаем и я и она, но мешает кто-то третий?

— Возможно, в этом и заключен источник зла: когда тебя не только не любят, но и отвергают твою любовь, не принимают твою нежность, на искренность отвечают предательством, — тогда и возникает стремление болью заглушить боль, причинить страдание другому, чтобы уменьшить собственную муку, и делать несчастными ближних, дабы не чувствовать несчастным только себя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.