Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обособленный мир




Что мы чувствуем, закрывая великий роман? Слов-
но очнувшись от иной жизни, мы вдруг покидаем мир,
который никак не сообщается с нашим, реальным. Без
всякого перехода, именно потому, что между ними нет
никакой связи, мы попадаем из одного мироздания
в другое. Мы только что были в Парме—с графом
Моска, Сансевериной, Клелией, Фабрицио19: жили их
жизнью, тревогами, в одном с ними времени и про-
странстве, и вот мы вновь в своей комнате, в кругу
привычных дел и забот. Странное чувство! Внезапный
шквал воспоминаний то и дело уносит нас вновь в бу-
шующую стихию романа, и тогда, борясь с волнами,
нам волей-неволей приходится плыть назад, к берегу
повседневного. Посторонний, взглянув на нас в такую
минуту, непременно поймает наш растерянный взгляд
потерпевших крушение.

Роман—литературное произведение, производя-
щее подобный эффект. Это особый вид современного
искусства, наделенный волшебной, необоримой и не-
сравненной мощью. И все, что не способно оказать
такого воздействия, заведомо плохо, несмотря на ка-
кие-либо другие достоинства. О великая, животворная
сала, дарующая свободу, радость бесчисленных воп-
лощений, расширяющая границы нашего мира!

Но для достижения своей цели автор, во-первых,
должен заманить нас в замкнутый мир романа, а во-
вторых, отрезать пути к отступлению; Первое просто:
достаточно легкого внушения—и мы уже у ворот
вымысла, предусмотрительно распахнутых романис-
том. Второе труднее. Автору нужно создать замкнутое

 


МЫСЛИ О РОМАНЕ

пространство — без окон и щелей,—так чтобы изнутри
был неразличим горизонт реальности. А как же иначе!
Когда перед глазами огромный подлинный мир, а нам
предлагают малый вымышленный мирок, с его про-
блемами и заботами, тревогами и страстями, мы вряд
ли сделаем выбор в пользу последнего. Разве можно
любоваться пейзажем живописца в настоящем саду?
Нарисованный сад цветет лишь в полумраке гостиной,
пробивая в серой стене яркую брешь, сквозь которую
сияет воображаемый полдень.

Настоящий романист не только умеет забывать
о реальности, лежащей за гранью произведения,— он
заставляет забыть о ней и читателя. Пусть писатель,
называющий себя «реалистом», творит вселенную
своего романа из самого что ни на есть реального
материала, но едва мы переселились в созданный
им мир, подлинная действительность перестает за-
нимать нас.

Ясно, нежизнеспособен любой роман, чей создатель
преследовал какую бы то ни было побочную цель, будь
то политика, идеология, аллегория или сатира. Всякая
деятельность подобного рода несовместима с иллюзи-
ей, но, напротив, находится в тесной связи с горизон-
том реальных поступков каждого человека. Касаться
таких вопросов—все равно что выталкивать нас нару-
жу из вымышленного замкнутого пространства, обре-
кая на живую и тесную связь с абсолютным миром,
в котором протекает наша подлинная жизнь. Какое мне
дело до судеб вымышленных героев, если автор застав-
ляет меня столкнуться со сложной проблемой моей
собственной политической или философской судьбы!

Задача романиста—притупить у читателя чувство
действительности, под гипнозом заставив его вести
мнимое существование.

Вот источник глубокого противоречия, заключен-
ный в так называемом «историческом романе». Силясь
придать вымышленному космосу черты исторической
достоверности, этот жанр неизбежно рождает конф-
ликт между двумя горизонтами, каждый из которых
требует определенного настроя нашего зрительного
аппарата. В результате нам приходится то и дело
менять точку зрения. Читатель не в состоянии одно-
временно смотреть предложенный ему романистом

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.