Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хосе ортега-и-гассет. Мои этюды, которые по необходимости публику- ются фрагментарно, подобно сегментам кольчатых че- рвей




РЕПЛИКА В СТОРОНУ

Мои этюды, которые по необходимости публику-
ются фрагментарно, подобно сегментам кольчатых че-
рвей, в газете «Эль Соль», дают мне приятную воз-
можность познакомиться с мирочувствованием испан-
цев и испанок, лично мне неизвестных. Дело в том, что
ко мне идет обнадеживающий поток поддерживаю-
щих, опровергающих или полемизирующих писем.
Моя занятость не позволяет мне поступить так, как
я считаю должным, одновременно доставив себе удо-
вольствие, и ответить на все эти эпистолярные знаки
внимания, столь полезные и плодотворные для писа-
теля. В дальнейшем я намерен снимать хотя бы изред-
ка сливки этой корреспонденции, анализировать самые
дельные письма, представляющие общий интерес.

Для начала приведу одно анонимное письмо, полу-
ченное из Кордовы. Его автор показался мне челове-
ком в высшей степени здравомыслящим, если не счи-
тать анонимности:

«Я прочел ваши очерки «Выбор в любви» в газете
«Эль Соль», как читаю все ваши работы, попадающие
в руки, чтобы насладиться вашими тонкими и ориги-
нальными наблюдениями. Эта благорасположенность
моей души к вашему творчеству придает мне смелости
и позволяет указать вам на ошибочное, с моей точки
зрения, положение в вашей статье,

Я согласен с тем, что жест или мимика позволяют
нам проникнуть, как Педро в свой дом, в дремлющий
(равно как и в бодрствующий) внутренний мир соседа.
Я настолько схожусь с вами в этом пункте, что даже
написал и опубликовал кое-что на эту тему.

А вот что, на мой взгляд, не может быть принято, так
это утверждение, будто «в выборе любимой обнаруживает
самую суть своей личности мужчина, в выборе любимо-
го — женщина» и что предпочтенный нами человеческий
тип очерчивает контуры нашего собственного сердца.

Более того, я возьму на себя смелость утверждать,
что непроизвольный протест, который вызвал этот

 


тезис среда ваших слушателей, вызван не столько тем,
что и впрямь малоприятно ощутить, как пристальный
взгляд наблюдателя сорвал с тебя вдруг все покровы,
сколько, скорее всего, неосознанным сопротивлением
идее, которую мы не можем принять, не понимая даже
почему.

Любовь (страстный порыв, с лирическими арабес-
ками или без оных) — существительное, восходящее
к сугубо переходкому глаголу,— является в известном
смысле самым «непереходным», самым герметичным
из всех, поскольку оно ограничено субъектом, посколь-
ку в нем оно находит свою питательную среду и нет
для него иной жизни, кроме той, которую субъект же
ему и дарует.

Бесспорно, что любящий, испытывая половое вле-
чение, выбирает себе представительницу противопо-
ложного пола и что каждый хотел бы найти в своей
избраннице физическую гармонию; при этом нет ниче-
го странного в том, что женщина высоких душевных
качеств одарит своей благосклонностью заурядного
мужчину и наоборот.

Любящего можно познать по его любви, а вовсе не
по предмету любви. Каждый человек любит всей пол-
нотой душевных сил, достаточных для того, чтобы
наделить, облик любимого той утонченностью и изыс-
канностью, в которой нуждается душа любящего (дру-
гими словами, его собственная душа), подобно тому
как волшебный фонарь или кинопроектор направляет
на экран линию и цвет, как Дон Кихот в Альдонсу
Лоренсо, а Нельсон в леди Гамильтон (косуля в пейза-
жах начала XIX столетия) вдохнули все необходимое,
чтобы их души преклонились перед этими женщинами.

Здесь я ставлю точку, ибо мои замечания в самых
общих чертах уже высказаны и я не хочу беспокоить
вас понапрасну».

Я искренне благодарен за замечания, хотя и хотел
бы, чтобы они были более конструктивными. Уже по-
пытка свести любовь к сексуальному чувству запуты-
вает проблему a limine 37. В серии статей «Любовь
у Стендаля», опубликованных в газете «Эль Соль»
этой осенью, я, как мне представляется, смог показать,
почему сводить одно к другому ошибочно. Достаточно
вспомнить столь очевидный факт, что мужчина ис-

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.