Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хосе ортега-и-гассет. (la sonata de estio, de Don Ramon del valle-inclan)




ЛЕТНЯЯ СОНАТА

(La sonata de estio, de Don Ramon del Valle-Inclan).
—O. C., 1, p. 19—27.

Впервые опубликовано: «La Lectura», Мадрид, февраль 1904 г.

Настоящая рецензия—вторая из опубликованных работ Ортеги
и первая, в которой мы встречаемся с его анализом эстетических
проблем модернизма и с известным предвосхищением концепции
«дегуманизации» западного искусства XX в. (см. замечание автора
на с. 58 о том, что в творчестве Валье-Инклана «все... бесчеловечно
иссушено: никаких слез»). Это обстоятельство важно учесть, по-
скольку в литературе о Валье-Инклане можно встретить мнение
о том, что в этот период Ортега был еще далек от мыслей о дегума-

 


низации искусства (см.: Тертерян А. И. Испытание историей. М.,
1973, с. 148).

Цикл повестей, объединенных общим замыслом и связанных
одним героем («Осенняя соната», «Летняя соната», «Весенняя сона-
та», «Зимняя соната»), создан Валье-Инкланом в 1902—1905 гг.

1 Речь идет о книге И. Тэна «Происхождение современной Фран-
ции», в которой образ Наполеона, подобно тому как это имело
место у Плутарха в «Сравнительных жизнеописаниях» в отношении
цезарей, воссоздается на основе учета «факторов среды», из которых
важнейшим является фактор «расы», то есть исторически сложив-
шихся социально-психологических свойств французского народа.
Критический анализ этих воззрений Тэна дал Г. В. Плеханов (см.:
Плеханов Г. В. Литература и эстетика. Т. 1. М., 1958, разд. «Теория
искусства»).

2 Борджиа (исп. «Борха»)—старинный испанский род, возвыше-
ние которого началось с Алонсо, кардинала, а впоследствии папы
(Каликста III). Когда Алонсо получил папскую тиару, к нему в Рим
перебрались многочисленные родственники, в числе которых был
Родриго, будущий папа Александр VI, отец Чезаре Борджиа (ок.
1476—1507)—правителя Романьи, князя и кардинала, игравшего
важную роль в европейской политике.

3 Имеется в виду Возрождение; обычно этот термин применяет-
ся по отношению к национально-освободительному движению
в Италии в конце XVIII—XIX в.

4 Конный пастух (исп., южпоамер.). Быт и традиции гаучо
нашли широкое отражение в южноамериканском фольклоре.

5 Наименование яда; дословно—«шпанская мушка» (итал.).

6 Кватроченто (итал.). —XV век, эпоха проторенессанса.

7 Заратустра (Заратуштра), в греческой версии Зороастр,—легендарный пророк и реформатор древнеиранской религии. Учение,
изложенное в «Авесте», священной книге зороастризма, направлено
против родоплеменного общества и старых богов и призывает
к сильной власти и миру.

8 Рецензия А. Франса из сборника «Литература и жизнь» («La
vie litteraire»).

9 Ортега использует образ из книги Дж. Рсскина «Семь светиль-
ников архитектуры» (1899).

10 Статья Р. де Гурмона «О стиле, или О писании» («Du style ou
de l'ecriture») в сборнике «Культура идей» (La culture des idecs. Paris,
1899).

11 «Прекрасный стиль» (исп.).

12 Игнатий Лойола, будущий основатель ордена Иисуса, в моло-
дости был офицером; будучи опасно ранен, услышал голос Бога


КОММЕНТАРИЙ

и принял духовный сан. Приводимый Ортегой эпизод относится
к 1522 г., когда Лойола руководил зашитой крепости Памплона от
французов,

13 «Беатрис»—ранний рассказ Валье-Инклана.

14 «Оруженосец Маркое», «Гусман де Алъфараче»—плутовские
романы «Жизнь оруженосца Маркоса де Обрегона» Висенте Эс-
пинеля и «Жизнеописание Гусмана де Алъфараче» Матео Алемана.

15 Люцифер (Сатана)—глава мятежных ангелов; согласно сред-
невековым представлениям, у него шесть крыльев нетопыря, кото-
рые соответствуют шести крыльям херувима.

АДАМ В РАЮ

(Adan en el paraiso).— О. С., 1, p. 473—493.

Написано в мае—августе 1910 г. Включено автором в состав
сборника «Люди, творения, вещи» (1916).

Статья типична для «Mocedades», ранних произведений Ортеги:
прослеживаются различные идейные влияния, которые испытывал
философ; явна многопроблемность и известная поспешность в реше-
нии проблем; заметно тяготение автора к глоссаторству, отра-
жавшее период формирования мышления Ортеги и свидетельство-
вавшее о его озабоченности состоянием философско-теоретической
культуры испанской интеллигенции.

В этой работе впервые очерчен контур философии Ортеги. Идея
Адама в раю, то есть первого человека, вброшенного в мир, является
метафорическим образом концепции «радикальной реальности», раз-
вернутой в «Размышлениях о «Дон Кихоте». В данном контексте
у метафоры были преимущества перед концепцией, поскольку здесь
мир представал не как «вещь», а как «сценарий» жизни, которую,
согласно Ортеге, необходимо рассматривать как трагедию или драму.

1 Фр. Алькантара—старинный друг семьи Ортеги, сотрудничал
в газете «Эль Импарсьяль», принадлежавшей деду Ортеги.

2 Аллюзия образного выражения теории «общественного до-
говора» XVII в.: «Я не буду рвать яблоки в твоем саду, а ты не
будешь делать того же в моем саду». Подразумевается правовая
автономия субъекта деятельности (каждой вправе заниматься соб-
ственным делом и делать его хорошо) и его собственности.

3 Ремесло (франц.).

4 «Копья»—картина Веласкеса «Сдача Бреды».

5 Имеются в виду критические очерки Д. Дидро «Салоны»
(1750—1770-е it,).

6 Разделяй и властвуй '(латин.).

7 Свидетельство колебаний Ортеги между позициями естествен-
нонаучного материализма и объективного идеализма. Например

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.