Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хосе ортега-и-гассет. Кардинала Камилио астали-памфили, дальнего родственника Олимпии




кардинала Камилио Астали-Памфили, дальнего родственника
Олимпии.

6 «Лоция живописца» (1660) Боскини прославляет достоинства
венецианской школы, от Беллини до Тинторетто. Интересно, что
маньерист Боскини отдает должное новым течениям в современной
ему живописи и восхищается искусством Рубенса и Веласкеса. В «Ло-
ции живописца» приводится следующий диалог Веласкеса с Саль-
ваторс Розой: «Понравился ли вам наш великий Рафаэль?» — «Если
вы хотите знать правду, то Рафаэль мне не нравится».— «По тогда
в Италии нет, наверное, ни одного художника, который отвечал бы
вашему вкусу и которого можно было бы увенчать короной».—
«Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев
я отдаю первое место, и Тициан является их знаменосцем» (Marco
Bosquini. La carta del navegar pittoresco. Venezia, 1660, p. 58).

7 Буквально «кладя, убирает» (латин.).

8 Преодоление средневекового искусства в Нидерландах проте-
кало не с помощью обращения к античному наследию и реалистиче-
ского переосмысления монументальных традиций византийского
и позднегерманского искусства, а путем переработки и дальнейшего
развития прогрессивных традиций готики.

9 Рубенс впервые приезжает в Испанию в 1628 г. с дипломати-
ческой миссией правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы.

10 Севилья, главный портовый город Испании, обладала моно-
польным правом на морскую торговлю с заокеанскими колониями.

11 Из знаменитых фламандцев под влиянием Караваджо в ран-
ний период творчества находился Рубенс. Под «лучшими из фран-
цузов» подразумеваются такие действительно интереснейшие худож-
ники своего времени, как Валантен (1594—1632), Жорж де Латур
(1593—1652), Луи Ленен (1594—1648).

12 «Бодегонес» (исп. «трактир») — жанровая картина, в которой
два-три человека изображаются в помещении кухни или харчевни
и где большую роль играет натюрморт: кухонная утварь, посуда,
съестное.

13 Собственно «Продавец воды в Севилье» (1618—1621 гг., Лон-
дон, Апслей-Хаус, коллекция Веллингтона),

14 «Распятие» для монастыря Сан Пласидо (1630-с гг., Мадрид,
Прадо) — одно из самых известных произведений Веласкеса, особен-
но любимое писателями поколения 1898 г.

15 «Коронация Марии» (начало 1640-х гг., Мадрид, Прадо) —
поздняя религиозная композиция Веласкеса, созданная по заказу
королевы.

16 Герцог Моденский, талантливый полководец и известный
авантюрист. Посетил Испанию в 1638 г.


КОММЕНТАРИЙ

17 Изгнание морисков в 1609 г.— варварская акция, проведенная
Филиппом III и имевшая для страны катастрофические последствия.
Сохранились свидетельства, что Веласкес больше внимания уделил
страданиям морисков, вынужденных покинуть родные земли, чем
официальным «героям» — королю и его приближенным. Очевидно,
поэтому картина показалась «неожиданной» истинно придворному
художнику Кардуччи.

18 Здесь — сразу (итал.).

19 Парки — в римской мифологии богини судьбы, прядущие,
и обрезающие нити человеческой жизни.

20 Историю соревнования богини Афины и ткачихи из Меонии
Арахны Овидий изложил в VI книге «Метаморфоз».

21 Другие названия картины — «Христос у колонны», «Бичева-
ние Христа», «Христос и христианская душа» (начало 1630-х гг.,
Лондон, Национальная галерея).

22 Изабелла Бурбонская — первая жена Филиппа IV, дочь Ген-
риха IV. Несмотря на нелюбовь королевы к позированию, Веласкес
все же написал ее конный портрет для дворца Буэн Ретиро (ок. 1631
г., Мадрид, Прадо).

23 «Ла Фрага» — портрет Филиппа IV в военном костюме (1644,
Нью-Йорк, коллекция Фрика), Портрет был написан во время по-
давления восстания в Каталонии, в городе Фрага, где находилась
штаб-квартира короля (отсюда название картины).

24 Кардинал-инфант Фердинанд (1609—1641) — младший из сы-
новей Филиппа III.

25 Портрет жены — так называемая «Сивилла» (конец 1630-х гг.,
Мадрид, Прадо).

26 Предполагаемый портрет дочери — так называемая «Дама
с веером» (Лондон, коллекция Уоллеса).

ГОЙЯ И НАРОДНОЕ

(Goya у lo popular). Перевод выполнен по книге: Ortega у Gasset J.
Goya. Madrid, Revista de Occidente, 1962.

Впервые опубликовано в 1950 г. издательством «Ревиста де
Оксиденте» в сборнике «Заметки о Веласкесе и Гойе».

В настоящем издании публикуются § 5 и 6 первой главы книги.
В других главах Ортега рассматривает также ряд теоретических
вопросов искусствознания и эстетики живописи.

В книге Ортега последовательно обращается к исследованию
«обстоятельства» и «призвания» Гойи. Круг изучаемых здесь про-
блем обширен и проблематичен, поэтому к данной работе вполне
применимы названия «Вокруг Гойи» и одновременно «Гойя изнутри».


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

Творчество этого художника всегда являлось для Ортеги загадкой,
притягательной проблемой. Значительная часть исследовательских
материалов о Гойе из архива философа не опубликована и, возмож-
но, не приведена в систему (см.: Ferrari E.-L. Ortega у las artes visuales.
Madrid, Revista de Occidente, 1970, p. 19).

1 Видимо, имеются в виду фрески из Дома «глухого», написан-
ные художником в 1820-е гг.

2 Гойя работал для королевской гобеленовой мануфактуры Сан-
та Барбара в 1775—1780 и 1786—1792 гг. В 1775 г. он создал картоны
для двух серий гобеленов на охотничьи темы. В 1776—1780 гг. Гойя
исполняет три серии картонов на «народные» темы. К 1786—1789 гг.
относятся две серии картонов на «деревенские» темы, и к 1791—1792
гг.— серия из семи картонов, опять на «народные».

3 Фуэндетодос — арагонское селение, где родился Гойя.

4 Имеется в виду Оливарес.

5 Обходиться своими силами, делать самому (итал.).

6 В тавромахии — весь состав участников представления.

7 Сайнете (букв. «соус», «подливка», «лакомый кусок») — в
ХVII в. интермедия, ставившаяся между вторым и третьим актами
пьесы; с середине ХVIII в. самостоятельная одноактная пьеса из
народной жизни, включающая в себя песни и танцы. Хакара — шу-
точный романс, в XVII в. исполнялся в интервалах между действи-
ями, а затем, когда его стали петь на два или три голоса, превратил-
ся в самостоятельный жанр, приближающийся к оперетте. Тонади-
лья — первоначально народная песня; с середины ХVIII в.—
короткая комическая опера.

8 Сарсуэла — жанр, близкий современной оперетте. Получил на-
звание от королевского загородного дворца, где впервые (в 1643 г.)
были исполнены такого рода произведения.

9 По желанию, по усмотрению (латин.).

10 Изгнание иезуитов было проведено главой правительства Ка-
рла III графом де Арандой после спровоцированного ими в Мадриде
восстания в апреле 1766 г. Пять тысяч членов ордена были насильст-
венно вывезены в Папскую область в Италии, а имущество их
конфисковано. В 1798 г. иезуиты вернулись, и официально их орден
в Испании был восстановлен в 1815 г. Затем в 1820 г. во время
революционных событий они были вновь изгнаны, а в 1829 г.
возвращены и еще дважды изгонялись — в 1835 и 1868 гг.

11 Лоа (букв, «хвала») — первоначально род пролога, в котором
прославлялся тот, кому посвящалась пьеса; с середины ХVIII в.—
короткая, но самостоятельная композиция, обладающая своим
собственным сюжетом; исполнялась, как и ранее, перед основной
пьесой.


КОММЕНТАРИЙ

12 Здесь имеется в виду увлечение образом жизни «махос» — ма-
дридского простонародья.

13 Власти действительно вели наступление на это народное зре-
лище. В 1754 и 1757 гг. были изданы указы, запрещающие корриду,
но практически они не возымели силы.

14 Из вестей портрет маркизы де ла Солана, написанный Гойей
(1794—1795), Париж, Лувр.

15 Тирана — народная песня.

16 Закон боя быков (латин.).

17 Постановка в Париже опер Глюка вызвала ожесточенную
борьбу мнений. Против Глюка выступили приверженцы французской
оперы (сформировавшейся в творчестве Люлли и Рамо) и сторон-
ники итальянской оперы, представленной, в частности, Никколо
Пуччини (1728—1800).

18 Кантаор — исполнитель народных песен.

19 Имеется в виду «Проповедь св. Бернардина Сиенского», кото-
рая до сих пор находится в боковом приделе этой церкви.

20 В церкви Пресвятой Девы дель Пилар Гойя расписывал купол.

21 Инфант Луис Антонио Хайме де Бурбон — младший брат
Карла Г1Г. Его покровительство имело решающее значение для
судьбы художника: он ввел Гойю в дома высоких слоев испанской
аристократии. Гойя написал в 1783—1784 гг. четыре портрета самого
инфанта, четыре — его жены, по одному — дочери и сына, а также
групповой портрет семьи инфанта вместе с художником.

22 Восхождение, взлет, усилие, стремительное движение (ла-
тин.).

13 Два портрета Педро Ромеро написаны Гойей в 1790—1799 гг.
(Флоренция, Уффици, и Нью-Йорк, Испанское общество); портрет
Хосе Ромеро — в 1796 г. (Филадельфия, Художественный музей).

24 Над росписями в церкви Сан Антонио де ла Флорида Гойя
работал в августе — октябре 1793 г.

 


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ


Августин Аврелий («Блажен-
ный»; 354—430) — христиан-
ский теолог, один из отцов
католической церкви; его воз-
зрения явились важным исто-
чником ранней схоластики
250, 352, 379, 391, 435

Авельянеда Фернандес де — псев-
доним автора подложной
II части «Дон Кихота» 78,
147, 537

Авенариус Рихард (1843—-
1896) — швейцарский фило-
соф-идеалист, один из осно-
воположников эмпириокри-
тицизма 202

Аверроэс (собств. Ибн Рошд;
1126—1198) — арабский мыс-
литель-аристотелик, уроже-
нец Испании 420

Агатон (ок. 448—397 г. до
н. э.)—древнегреческий дра-
матург 148

Аларих II (484—507) — король
германского племени вестго-
тов, окончательно овладев-
ших Испанией к нач. VI в. 54

Александр VI, в миру Родриго
Борджиа (ок. 1431—1503) —
папа римский с 1492 г., отец
Чезаре Борджиа 49, 124, 125,
458


Александр Македонский (356—
323 до н. э.) — царь Македо-
нии, полководец, государст-
венный деятель 124, 125, 459

Альберти Леон Баттиста

(1404—1472) — итальянский
художник, архитектор, писа-
тель 503

Альфаро-и-Гомес Хуан де (1640—
1680) — испанский художник-
миниатюрист, ученик Вела-
скеса. Автор жизнеописания
испанских живописцев 499

Ангуло Иньигес Диего (р. 1901)—
испанский искусствовед 508,
509

Аптиох (242—187 до н.э.) —
царь государства Селевки-
дов, полководец, завоеватель
Азии 124

Антонины — династия римских
императоров (96—192 г. н. э.)
345

Apemинo Пьетро ( 1492 —1556) —
итальянский комедиограф,
памфлетист, поэт 49

Аристипп из Кирены (ок. 435—
360 (?) до н. э.) — древнегре-
ческий философ-идеалист,
ученик Сократа, основатель
т. н. киренской или гедони-
ческой философской школы
340


 

 


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ


 


Аристодем (VI—V вв. до
н. э.) — тиран греч. колонии
Кум 148

Аристотель (384—322 до
н. э.) — древнегреческий фи-
лософ и ученый 70, 120, 132,
203, 207, 215, 232, 336, 408,
491

Аристофан (ок. 445—ок. 385 до
н. э.) — древнегреческий дра-
матург 137, 146, 148, 149

Артур (1-я пол. VI в.) — леген-
дарный король Англии 126

Асорин (собств. Мартинес Руис
Хосе; 1873—1967) — испанс-
кий писатель, представитель
поколения 1898 года 271, 272

Бальзак Оноре де (1799—1850) —
французский писатель 113,
263, 277, 380

Бальтасар Карлос (1629—1646)
— сын Филиппа IV и Изабел-
лы Бурбонской 513

Батиль Теодор (1823—1891) —
французский писатель, близ-
кий к парнассцам 52

Бароха-и-Несси Пио (1872—
1956) — испанский писатель
170, 260, 275, 295, 358, 359

Баруци Жан 388

Бенвенуто деи Рамбальди

(1338—1390) — итальянский
писатель, автор фундамен-
тального комментария к «Бо-жественной комедии» Данте 49

Бетховен Людвиг ван (1770—
1827) — немецкий компози-
тор 166, 167, 174, 225, 238

Бодлер Шарль (1821 — 1867) —
французский поэт 241, 251,
393


Бонапарт Наполеон (1769—
1821) — французский импера-
тор 49, 70, 144, 232, 342,
431, 458

Боннар Авель (1883—1946) —
французский поэт 362, 365

Боскини Марко (1613—1678) —
итальянский художник, гра-
вер, миниатюрист и писа-
тель, автор трактатов об
искусстве, в т. ч. в стихах
503

Борхес Хорхе Луис (р. 1899) —
аргентинский писатель; один
из основателей модернистс-
кого направления ультраиз-
ма 555

Брейзиг Курт (1866—1940) — не-
мецкий социолог и историк
327

Бугеро Адольф Вильям (1825—
1905) — французский худож-
ник, академик 166

Бурже Поль Шарль Жозеф
(1852— 1935) — французский
писатель 153

Буркхардт Якоб (1818—1897) —
швейцарский историк и фи-
лософ культуры 152

Бюффон Жорж Луи Леклерк
(1707—1788) — французский
естествоиспытатель, один из
основоположников учений
о развитии природы 53, 158

Вагнер Рихард (1813—1883) —
немецкий композитор-дра-
матург и эстетик 164, 166,
225, 227, 238, 240, 254, 256

Вазари Джорджо (1511 —
1574) — итальянский живопи-
сец, архитектор и историк ис-
кусства 155


 

19 Заказ № 1435


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ


 


Валера-и-Алъкала Галиано Хуан
(
1824— 1905) — испанский пи-
сатель-реалист 49, 57

Валъе-Инклан Рамон Мария дель
(1869—1936) — испанский пи-
сатель 49—59

Вашингтон Джордж (1732—
1799) — американский госу-
дарственный деятель, первый
президент США 149

Вейль Герман (1885—1955) — не-
мецкий математик 315

Веласкес Родригес де Сильва Ди-
его де
(1599—1660) — испанс-
кий живописец 72, 84, 91—93,
129, 137, 154, 156, 193—198,
273, 298, 308, 372, 492—514

Вентура Родригес (1717—
1785) — испанский архитек-
тор, с 1764 — главный архи-
тектор Мадрида 529

Верагуа, герцог — титул, присво-
енный Карлом V сыну Колу-
мба Дьего — 523

Верлен Поль (1844— 1896) —
французский поэт 165, 166

Верн Жюль (1828—1905) — фра-
нцузский писатель 127

Вернер X. 243

Вертмюллер — художник из ма-
стерской Менгса 528

Вёльфлин Генрих (1864—1945) —
немецкий историк и теоретик
искусства 253

Виллемер Марианна фон (1784—
1860) — младшая современ-
ница Гете 455

Вольтер (собств. Аруэ Франсуа
Мари; 1694— 1778) — фран-
цузский писатель, публицист
и философ 149

Вульпиус (Христиан Август;
1762—1824) — немецкий пи-


сатель, автор романа «Рина-
льдо Ринальдини, главарь
разбойников» (1797) 64, 82

Гаварни Поль (собств. Шева-
лье Сюльпис-Гийом; 1804—
1866) — французский худож-
ник-иллюстратор и карикату-
рист 128

Галилей Галилео (1564—1642) —
итальянский астроном и ма-
тематик, один из основопо-
ложников экспериментально-
математического естествоз-
нания и механистического
материализма 115, 132

Гальярдо Бартоломе Хосе (1776—
1852) — испанский библио-
граф и критик, автор «Кри-
тико-бурлескного словаря»
(1811) и «Опыта испанской
библиотеки редких и любо-
пытных книг» (изд. 1863—
1889) 499

Гарридо Мигель (1745—1807) —
испанский комический актер
и певец, получивший прозви-
ще «Короля шутов» 524

Гегель Георг Вильгельм Фридрих
(1770—1831) — немецкий фи-
лософ — объективный идеа-
лист, представитель немец-
кой классической философии
316, 435, 453

Гейне Генрих (1797—1856) —не-
мецкий поэт, публицист, мы-
слитель 168

Гете Иоганн Вольфганг (1749—
1832) — немецкий поэт, есте-
ствоиспытатель и мыслитель
93, 170, 207, 217, 267, 433,
436—438, 440—461


 

 


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ


 


Гиберти Лоренцо (1378—1455) —
итальянский скульптор 121,
123, 289

Глюк Кристоф Виллибальд (1714—
1787) — немецкий компози-
тор, реформатор оперы 526

Гойя-и-Лусиентес Франсиско Хо-
се
(1746—1828) — испанский
художник 497, 498, 515—534

Гомер — легендарный поэт Древ-
ней Греции 64, 87, 92, 118, 119,
121, 123, 125, 139, 150, 459

Гомес де ла Серпа Рамон (1891 —
1963) — испанский писатель-
авангардист 245

Гораций (65—8 до н. э.) — римс-
кий поэт 230

Гофман Ганс (1880—1966) —
американский искусствовед
547

Грасиан-и-Моралес Бальтасар
(1601 — 1658) — испанский пи-
сатель и мыслитель 488

Греко (Эль Греко, собств. Доме-
нико Теотокопулос; 1541 —
1614) — испанский художник,
по происхождению грек 60,
75, 153, 154, 193, 194, 303, 511

Гурмон Реми де (1858—1915) —
французский писатель-сим-
волист 415

Гюго Виктор (1802—1885) —
французский писатель-рома-
нтик 53, 166

Гюйо Жан-Мари (1854—1888) —
французский философ-пози-
тивист, поэт и драматург
218, 220

Дарвин Чарльз (1809—1882) —
английский биолог-материа-
лист, основоположник науч-


ной теории развития органи-
ческого мира 148, 150, 361,
406, 429

Дарио Рубен (собств. Гарсиа
Сармьенто, Феликс Рубен;
(1867— 1916) — никарагуан-
ский поэт и критик 58, 166

Дебюсси Клод (1862—1918) —
французский композитор, ос-
новоположник импрессиони-
стического направления в му-
зыке 163—167, 173, 174, 240—
242

Декарт Рене (латин. Картезий;
1596—1650) — французский
ученый и философ-дуалист
115, 196, 201, 202, 217, 351,
372, 403, 503

Делитц Фридрих (1850—1922) —
немецкий ассириолог 67

Джойс Джеймс (1882—1941) —
ирландский писатель 245

Джорджоне (собств. Барбарел-
ли, Джордже; 1478—1510) -
итальянский живописец 193

Джотто ди Бондоне (1266/67—
1337) — итальянский живопи-
сец проторенессанса 199, 201

Дидро Дени (1713—1784) — фран-
цузский философ-материа-
лист, писатель, теоретик ис-
кусства, просветитель, глава
энциклопедистов 63

Диккенс Чарльз (1812—1870) —
английский писатель 51, 58,
113, 149,237,290

Дильтей Вильгельм (1833—1911) —
немецкий философ-идеалист,
один из основоположников
философии жизни 491

Диоген Синопский (ок. 404—323
до н. э.) — древнегреческий
философ, ученик основателя


19*

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.