КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Орнамент как отображение традиционного мировоззрения удмуртов
Декоративно-прикладное искусство удмуртов Каждый народ, независимо от того, малочисленный или многочисленный, вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Из чувства человека извечной связи с природой народ творил свою картину мира, в ней утверждалась жизненная сила Единства. Со временем содержание и функции образов менялись, перестраивались, однако жизненно необходимые представления, нравственные и эстетические, оставались в основе народного творчества, выражая его коллективную сущность. Орнаментальные мотивы позволяют проследить, как зооморфическ4ая художественная образность перерастает во времени в антропоморфическую. Культ религиозно-магического почитания деревьев, зверей, солнца издревле сформировал образы народного искусства, позднее - его символику. Декоративно-прикладное искусство удмуртов имеет древние традиции. Фрагменты вышитых изделий найдены в могильниках 9 – 12 в.в.. В 19 в. вышивали на холсте шерстяными, шёлковыми, х/б нитками, мишурой. Традиционный узор – геометрический. В цветовой гамме преобладали насыщенные тёмные тона, получаемые природными красителями. Пользовались небольшим количеством цветов, часто контрастных: красный, чёрный, коричневый на белом фоне. Во 2-й половине 19 в. вышивка постепенно оттесняется узорным ткачеством. В браной, выборной, закладной, многоремизной технике ткали ткани для одежды и украшения жилища: ковры, дорожки, покрывала, занавески, декоративные полотенца. Ткаными изделиями украшают жилище и в наши дни. Узорное вязание – чулки, носки, варежки, запястья, головные уборы. Мужчины издревле занимались художественной обработкой дерева. Основные способы – это долбление, резьба, выпиливание, обточка, плетение, тиснение на бересте, роспись.
Орнамент является своеобразным «письменным отображением мировоззрения народа». В удмуртском орнаментальном искусстве наиболее богатым в семантическом отношении является женский костюм. Это вполне закономерно, поскольку символы-украшения одежды сочетали в себе функцию оберега женщины-матери, прародительницы всего рода человеческого, и представления о мироздании. Следует отметить, что в славянской мифологической традиции с древом жизни и, следовательно, с образом Вселенной отождествляется образ женщины. Графическим изображением по мнению исследователей (Амброз, Рыбаков), является ромб с различными ответвлениями и числовыми сочетаниями. Рассмотрим более конкретное смысловое значение ромба в различных комбинациях, встречающихся в орнаментации традиционного женского костюма удмуртов. 1. Ромб простой. Обозначенная фигура довольно часто используется в удмуртской вышивке при орнаментации различных частей костюма, и, следовательно, в зависимости от положения несёт в себе другой смысл. А поясное украшение «зар», гловное полотенце южных удмуртов «чалма» - символ земли; вышитый нагрудник «кабачи» - символ солнца. 2. Ромб с крючками. Анализ изображений показывает связь ромба с крючками с магией плодородия. «Крючки (отростки)» - стилизованное изображение побегов, следовательно, ромб с крючками – символ плодоносящего поля (Рыбаков, Богаевский). Современное название данного узора в славянской традиции «лягушка», в удмуртской – «эбек йыр/эбек тыбыр». Лягушкка – символ многоплодности. Данный символ используется в орнаментации подола распашного кафтана «шортдэрем» (сев удмурты), платья «дэрем» (юж удмурты). 3. Цепочка ромбов. Исследователи удм костюма отождествляют данный орнамент с древом жизни: вышивка на рукавах платьев сев удм-ов, головном покрывале «сюлык» юж удм-ов (Савельева, Климов, Крюкова). Таким образом, ромб как символ земли, Солнца, плодоносящего поля, древа жизни является основной, доминирующей, фигурой в орнаментации удм жен костюма. Традиционный народный орнамент – это своеобразная летопись самобытности народа, его обрядовой жизни; сведения об обычаях и нравах, материальном быте, семье. Цветовая орнаментальная культура проявляется в самых разных видах народного творчества: вышивке, кружеве, узорном ткачестве, резьбе по дереву, ювелирном искусстве и т.д. Народным художником Удмуртии С.Н.Виноградовым изучены 94 образца удм. узоров, которые могут украсить предметы домашнего обихода, нарядный костюм, ворота и т.д. В символике изобразительных искусств отражена идея единства мира и человека. Это солярные мотивы: солнышки-обереги в украшениях ворот, наличников; ступенчатые ромбы, звезда, круги, овалы, полукружья, крестообразные розетки в рисунке ковров, гобеленов. Космические образы и растительный мир мы видим в живописном богатстве красок костюма. Стилизованные ель, сосну, шиповник угадываем в затейливом кружевном узоре, вышивке. «Кыз» (ёлочка) (6), «Кыз йыл пужы» (8,9)(макушка ели), «Легезьпу сяська» (цветок шиповника) (10) встречаются на коврах, занавесках, полотенцах, в женском костюме. В растительных и зооморфных мотивах подмечено самое красивое в природе. Полотенца украшают «Боры куар» (листья клубники) (11),девичьи свадебные платья-рубахи – узором «чож бурд» (16) (крылья утки). Узор «Пужым» (сосна)(7) украшал будничную женскую одежду. Среди узоров на птичьи мотивы – «Учы пужы (соловей)» (22). Древнее происхождение имеет узор «Вало-вало» (кони) (23). Он является традиционным украшением свадебного платка. Полотенцеобразный свадебный платок (полотенце – символ дороги) с узором «вало-ввало» означает, видимо, пожелание невесте счастливого пути. Мастера прикладного искусства могут использовать в рисунке узоры «Курег пыд (куриная лапка) (17)», «Душес (ястреб) (21)», «Вукарнан (стрекоза)» (32). В удм. народ вышивках отражены антропоморфные мотивы – это «адями пужы (человек) (34, 35, 36)»; предмет домашнего обихода – узор «замоко» (замком) (45) на женском нагруднике. Узоры названы по материалу вышивки, технике исполнения. Одежду для особо значительных случаев (свадебную) украшали вышивкой из серебряных, позолоченных нитей – «зарни пужы» (золотой узор). Браным узором украшали подолы рубах, концы полотенец. Закладной техникой ткали полотенца, дорожки, ковры, паласы, многоремизной – скатерти, передники, покрывала. Паласы, скатерти, покрывала, полотенца, пологи, дорожки по своим художественным принципам привлекали гармонией колорита и богатством узора. По мнению К.М.Климова, в узорах, которые украшали предметы быта, одежду удмуртов, жизненно необходимое сочеталось в них с поэтическим, сказочным, с высокой художественной приподнятостью. Удмуртский народный традиционный орнамент представляет интерес не только для специалистов, но и для каждого, кто любит красоту и уют в своём доме, кто хочет подарить радость любимому человеку, связать ему или вышить на память, порадовать красивым нарядом, согреть сердце матери и отца подарком, сделанным своими руками.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |