Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и техника. Характерные черты развития образования и просвещения в России во второй половине XIX в




Характерные черты развития образования и просвещения в России во второй половине XIX в.

Основные направления развития культура России во второй половине XIX в.

- Влияние реформ 60-х гг. XIX в. в области образования и просвещения на дальнейший рост грамотности среди населения и распространение образования различных типов среди широких народных масс.

- Политика усиления государственного контроля за деятельностью высших, средних и начальных образовательных учреждений в 80-е–первой половине 90-х гг. XIX в. и попытка регулировать их деятельность в охранительном духе.

- Бурный рост издательского дела и дальнейшее увеличение количества издаваемой печатной продукции во второй половине XIX в.

- Развитие библиотечного дела в России.

Если к началу 60-х гг. в стране насчитывалось 280 библиотек, то в 1894 г. в стране начитывалось 862 публичные библиотеки и более 3 тысяч библиотек, организованных земствами.

- Развитие музейного дела в России. Открытие местных музеев в различных губерниях страны.

- Развитие математики. Основание Московского математического общества. (1864). Создание С. П. Ярошенко первой книги по проективной геометрии «Начала новой геометрии» (1873). Написание С. В. Ковалевской (1850-1891) работ «К теории уравнений в частных производных» (1874) и «Задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки» (1888). Начало издания первого в России журнала по элементарной математике «Математический листок» (1879). Издание В. Я. Сохоцким курса «Высшей алгебры» (1882). Издание «Полного собрания сочинений по геометрии» Н. И. Лобачевского (1886). Опубликование курса вариационного исчисления Е. Ф. Сабининым (1893).

- Развитие физики. Открытие А. Г. Столетовым (1839-1896) первой в России физической лаборатории (1872), создание учёным фотоэлемента, основанного на внешнем фотоэффекте (1888). Основание Российского физического общества (1872). Создание Ф. Ф. Петрушевским работы «Экспериментальный и практический курс электричества» (1876). Научно-экспериментальная деятельность А. С. Попова (1859-1906): повторение опыта Г. Герца по получению электромагнитных волн (1888), высказывание учёного о возможности передачи электромагнитных волн для передачи сигнала на расстояние (1889), разработка генератора электромагнитных колебаний (1894), разработка радиоприёмника (1895), осуществление первой в мире радиограммы на расстояние 250 метров (1896), открытие явления отражения волн от предметов, заложившего основы радиолакации (1896). Создание М. О. Доливо-Добровольским (1862-1919) первого генератора трёхфазного тока с вращающимся магнитным полем (1888), строительство учёным первой линии электропередачи трёхфазного тока длиной 170 км. (1891). Создание П. Н. Лебедевым (1866-1912) комплекса устройств для генерирования и приёма миллиметровых электромагнитных волн (1895) и доказательство им существования давления света на твёрдые тела (1899).

- Развитие химии. Научная деятельность Д. И. Менделеева (1834-1907): введение и определения понятия «удельный объём» (1856), написание первого отечественного учебника по органической химии (1861), опубликование фундаментального труда «Основы химии» (1868), открытие периодического закона химических элементов (1869), высказывание гипотезы о неорганическом происхождении нефти (1877). Закладывание Н. Н. Бекетовым (1827-1911) основ металлотермии (1859). Основание Н. Н. Соколовым и А. Н. Энгельгардтом первого в России химического журнала (1959). Формулирование А. М. Бутлеровым (1828-1886) основных положений теории строения органических соединений (1861). Написание им «Введения к полному изучению органической химии» (1864). Опубликование Н. Н. Любавиным первого в России руководства «Физическая химия» (1876). Выдвижение А. Я. Данилевским (1838-1923) строения белковых молекул (1888).

- Развитие астрономии. Выход в свет книги Д. М. Перевощикова «О вековых возмущениях семи больших планет» (1861). Основание Одесской (1871), Ташкентской (1873) обсерваторий и обсерватории Петербургского университета (1881). Выход в свет книг М. Ф. Хандрикова «Система астрономии» (1877) и «Теории движения планет» (1890). Выход в свет капитального труда А. Н. Савича «Курс астрономии» (1883). Первая попытка Л. О. Струве определить угловую скорость вращения Галактики (1887). Основание Русского общества астрономов (1890). Окончание К. Э. Циолковским (1857-1935) значительной части своих работ по обоснованию возможности постройки цельнометаллического управляемого дирижабля (1892), начало разработки учёным теории движения реактивных аппаратов (1896).

- Развитие биологии. Завершение издания «Топографической анатомии» Н. И. Пирогова (1854). Издание Н. И. Анненковым «Ботанического словаря» (1859). Основание в Москве (1864) и в Петербурге (1865) зоосадов. Выход в свет фундаментального труда И. М. Сеченова (1829-1905) «Рефлексы головного мозга» (1866). Научная деятельность преемника Сеченова И. П. Павлова (1849-1936) по изучению рефлекторной деятельности организма. Опубликование Павловым статьи, в которой он высказал предположение о рефлекторной деятельности сердца и сосудов (1874). Защита диссертации на учёную степень доктора «Центробежные нервы сердца» (1883). Работы Павлова по изучению физиологии пищеварения (90-е гг.). Проведение первого в России съезда русских естествоиспытателей и врачей (1868). Открытие В. Я. Данилевским наличия электрических токов коры головного мозга (1874). Выход в свет книги К. А. Тимирязева (1843-1920) «Жизнь растений» (1878). Создание И. И. Мечниковым (1845-1916) и Н. Ф. Гамалея (1859-1949) первой в России бактериологической станции (1886).Издание А. Н. Бекетовым (1825-1902) первого русского учебника «География растений» (1896). Обоснование С. И. Коржинским мутационной теории эволюции (1899).

- Развитие географии. Выход в свет «Учебного курса географии российской империи» Я. П. Кузнецова (1852) и «Подробного атласа Российской империи» в 22 книгах (1860). Деятельность П. П. Семёнова-Тян-Шанского (1827-1914) по исследованию Западного Алтая, Центрального Тянь-Шаня (1856-1857) и изданию фундаментальных сочинений по географии России. Исследовательская деятельность Н. С. Северцова (1827-1885) по изучению территорий от каспийского моря до Тянь-Шаня и Памира (1857-1879). Научно-исследовательские экспедиции Н. М. Пржевальского (1839-1888) в Центральную Азию (Гоби, Тянь-Шань, Тибет, Монголия) (1870-1885).

- Развитие исторической науки. Научное творчество основателей «государственной школы» историков К. Д. Кавелина (1818-1885), Б. Н. Чичерина (1828-1904). Творчество видного историка России и Украины Н. И. Костомарова (1817-1885). Создание С. М. Соловьевым (1820-1879) фундаментальной «Истории России с древнейших времён» (1851-1879). Становление научного творчества В. О. Ключевского (1841-1911). Опубликование автором работ: «Происхождение крепостного права в России» и «Боярской думы» (80-е гг. XIX в.).

- Развитие техники. Разработка Н. М. Соковниным проекта управляемого аэростата-дирижабля с реактивным двигателем (1866). Изобретение А. Н. Лодыгиным (1847-1923) угольной лампы накаливания (1872). Изобретение П. Н. Яблочковым (1847-1894) дуговой лампы без регулятора (1875). Строительство С. К. Джевецким первую в мире подводной лодки с электродвигателем (1880). Испытание А. Ф. Можайским первого в мире самолёта (1881) Создание А. П. Бородиным первой в мире паровозной лаборатории (1882). Разработка Н. Г. Славяновым сварки металлическим электродом (1888). Разработка П. Д. Войнаровским проекта телефонной линии Петербург – Москва (1895). Строительство в России первого в мире ледокола «Ермак» (1899).

Характерные черты развития литературы, музыки, театра и изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры)

- Расцвет творчества писателей И. А. Гончарова, И. С Тургенева, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Поэзия Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева (1803-1873), А. К. Толстого (1817-1875), А. А. Фета (1820-1892). Творчество Н. Г. Помяловского (1835-1863) Л. Н. Толстого (1828-1910), А. П. Чехова (1860-1904), Г.И.Успенского (1843-1902).

В этот период И. А. Гончаров создал свои романы «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869). И. С. Тургенев пишет повести «Два приятеля», «Затишье» (1854), роман «Рудин (1856), «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1861), «Дым» (1867), «Новь» (1877). Ф. И. Достоевским создаёт повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково» (1859), романы «Униженные и оскорблённые» (1861), «Записки из мёртвого дома» (1861-1862), «Записки из подполья» (1864), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Братья Карамазовы» (1879-1880). Выходят в свет повести Н. Г. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов» (1861), «Очерки бурсы» (1862-1863). Л. Н. Толстой создаёт трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852-1857), «Севастопольские рассказы» (1855-1856), «Казаки» (1863), «Война и мир» (1863-1869) «Анна Каренина» (1873-1877), «Воскресение» (1888-1889). А. П. Чехов пишет свои первые рассказы «Смерть чиновника» (1883), «Хамелеон» (1884). «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия» (1885), повести «Степь» (1888), «Скучная история» (1889) др.

Во второй половине XIX в. русская классическая литература достигла новых высот в своем развитии. На первое место среди отечественных писателей этого времени по русскому национальному и мировому значению следует поставить Ф.М.Достоевского (1821-1881).

Федор Михайлович Достоевский родился в семье врача Мариинской больницы Михаила Андреевича Достоевского – человека весьма строгого, угрюмого, скупого, подозрительного и вспыльчивого. Мать – Мария Федоровна – была женщиной доброй, умной, художественно и музыкально одаренной. За поведением детей – Федора и Михаила – родители следили очень строго. В детстве маленький Федя был живым, энергичным, изобретательным ребенком с ярким воображением. Родители заботились о религиозном и патриотическом воспитании детей. Отец познакомил их с «Историей государства российского» Карамзина, и она стала настольной книгой будущего писателя. В 1843 г. Достоевский окончил Главное инженерное училище в Петербурге, вскоре вышел в отставку и посвятил себя литературному творчеству. Уже в первом романе «Бедные люди» он выступил как гуманист, основная тема творчества которого – внимание к простому человеку. Высокую оценку этому произведению дал В.Г.Белинский, с которым Достоевский сблизился благодаря интересу к социализму. Но Белинский часто возмущал Достоевского своим атеизмом, антихристианскими высказываниями и неуважительным отношением к личности Христа. В начале 1847 г. произошла ссора Достоевского с Белинским и отношения между ними прекратились. После идейного расхождения прогрессивный критик и его известные приятели (Тургенев, Некрасов и др.), вначале превозносившие творчество Достоевского, начали высмеивать слабости его повестей и рассказов и жестоко издеваться над ним.

В 1847 г. Достоевский стал посещать кружок Петрашевского, за участие в котором был арестован (1848) и приговорен к расстрелу, замененному 4-летней каторгой. Переживания, вызванные ожиданием расстрела, а затем опыт каторжной жизни среди простого народа, привели Достоевского к религиозно-духовному возрождению и сделали глубоко церковным православным человеком. После Сибири писатель вернулся в Петербург (1859) другим человеком. Отныне религиозно-нравственная и духовно-психологическая проблематика начинает определять его литературное творчество. В своих основных художественных произведениях – «Записки из подполья» (1864), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Братья Карамазовы» (1879-1880) – он с исключительной глубиной раскрывает проблематику духовного самоопределения человека как свободной личности, призванной строить себя и свою жизнь, прежде всего, на пути выбора веры и служения сверхличным ценностям.

Художественное осмысление загадки о человеке, о его свободном духе и таинственных стихиях его души делает Достоевского выдающимся психологом, а открытие фундаментальной роли религиозного выбора в жизни личности – тонким религиозным мыслителем. При этом Достоевский является христианским мыслителем, отчетливо сознававшим, что без живой мистической связи с Христом и без духовного развития в русле церковной традиции отдельная личность теряет источник религиозного опыта и неминуемо отпадает от христианства. Однако влияния времени, увлечение писателя идеями Руссо, Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, наложили свой отпечаток на религиозное сознание Достоевского, обусловив его отклонение от строго православного мировоззрения в сторону морализма и «естественного христианства». То есть в сторону преувеличения роли естественных нравственных способностей самого человека и преуменьшения его греховности, что вело писателя к недооценке благодатной помощи Божией в совершенствовании личности и общества. Осознание внутренней связи с христианством способствовало пониманию Достоевским своей органической общности с русским народом, с русским государством. Общение с простыми людьми на каторге открыло писателю глаза на то, что религиозное восприятие народом царской власти является одним из важнейших исторических устоев России. С того времени любовь к Отечеству тесно соединилась в душе писателя и мыслителя с любовью к царю – верховному покровителю и защитнику Православной России. Достоевский верил, что благодаря православной основе русской общественной жизни и живой связи народа с царем в России может водвориться самая широкая гражданская свобода и быть построено общество социальной справедливости. Подобно ранним славянофилам, писатель полагал, что восстановление Земского собора, который станет связующим звеном между самодержавием и самоуправлением народа, позволит преодолеть пагубу бюрократизма и оживит самодеятельность широких слоев общества.

Достоевский был горячим защитником социальной справедливости. В своих произведениях он красноречиво говорит о травмах, наносимых человеческой душе вследствие социального и имущественного неравенства. Многие строки «Дневника писателя» проникнуты обличением жестокости капиталистического строя, бесчеловечных условий жизни и труда пролетариата. Не приемля социализм как материалистическую лжерелигию, являющуюся, на взгляд Достоевского, производным буржуазного мировосприятия, он видит экономическую правду социалистического учения. Есть достаточные основания в классификации Н.О.Лосским общественно-экономический воззрений писателя как «христианского социализма» [i]. Достоевский, по мнению Лосского, надеялся, что справедливый социальный строй разовьется в России на базе русской сельской общины, позволит народу сохранить связь с землей и даст место ограниченной частной собственности без ущерба для интересов общества и государства. «Присматриваясь к тому, как труден этот процесс выработки нового строя, – пишет Лосский, – и каких специальных знаний, теоретических и практических он требует, мы вполне понимаем, почему у Достоевского нет определенного учения о нем. Как религиозный мыслитель и моралист, он уверенно говорил о религиозно-нравственных условиях справедливого строя, но, как человек выдающегося ума, он отлично понимал, что вырабатывать конкретное учение о новом экономическом строе и его правовых формах – дело специалистов политико-экономов и практических общественных деятелей».

Замечательным отечественным классиком был Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883). Он начал свою литературную деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Тургенев испытал на себе существенное влияние идей Белинского. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах «Современника» под общим названием «Записки охотника» (1847 – 1852), показано душевное здоровье русских крестьян и безнравственность крепостного права. В романах «Рудин» (1856) и «Дворянское гнездо» (1859) писатель изображает просвещенных представителей дворянства, чувствующих глубокую неудовлетворенность окружающей средой, но не находящих в себе энергии, чтобы порвать с нею. Как Пушкин в «Евгении Онегине», послужившем прообразом для этих романов, Тургенев сталкивает своего «лишнего человека» с женщиной, обладающей сильным нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой литературы.

Тургенев не ограничился изображением «лишних людей». В романе «Накануне» (1860) он показал болгарского революционера Инсарова, за которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. В романе «Отцы и дети», о котором мы будем говорить ниже, вывел образ радикального разночинца Базарова, представившего собой новый, антитрадиционный тип русского человека. Будучи либералом-западником, Тургенев не был демократом. Его аристократической натуре претил мужицкий демократизм народников. В последние годы своей жизни писатель почти постоянно жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.

Выдающимся русским романистом явился Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891). Несмотря на купеческое происхождение, он, благодаря своей матери, получил основательное образование и воспитание, подобное воспитанию детей в зажиточных дворянских семьях. Восемь лет он провел в коммерческом училище, куда был отдан на обучение в десятилетнем возрасте. Наперекор бездушности и рутине, царившим в училище, Гончаров интенсивно духовно и нравственно развивался под влиянием чтения произведений отечественной литературы. Карамзин, Державин, Пушкин заложили фундамент мировоззрения и художественного восприятия будущего писателя. Оставив занятия в коммерческом училище, Гончаров поступил в Московский университет и учился там одновременно с Белинским, Герценом, Лермонтовым, Тургеневым, К. Аксаковым. По своим политическим воззрениям Гончаров был чужд радикальных идей и склонялся к либерально-консервативной позиции. После окончания университета он посвящает себя литературе. 1840-1850-е гг. – период расцвета творчества писателя. Романы Гончарова «Обыкновенная история» (1847) и «Обломов» (1859) стали выдающимися произведениями русской классической литературы, критически отразив развитие в России буржуазного уклада. Лучшим созданием Гончарова является роман «Обломов». В образах Ильи Ильича Обломова и его слуги Захара он воплотил типы патриархального барина и слуги крепостной эпохи. Гончаров наделил Обломова умом, талантом, благородными намерениями, но все это еще резче оттеняет паразитизм, инертность патриархального уклада помещичьей жизни, подавившего, в конце концов, все лучшие задатки героя. Последний роман Гончарова «Обрыв» появился в 1869 г. В «Обрыве» писатель продолжил создание ярких образов представителей старой патриархально-помещичьей России и выразил свое враждебное отношение к революционной идеологии. Представителем последней в романе является Марк Волохов. По словам самого Гончарова, он представил в образе Волохова одного из недоучек, отвязавшихся от семьи, от школьной скамьи, от дела и всякого общественного труда – человека без научной подготовки и опыта, с раздражительным самолюбием, с притязаниями на роль и значение, но без особых дарований, знаний и способности к труду. «Это самозванец “новой жизни”, мнимой “новой силы”, не признанный никем апостол, понесший проповедь свою в непочатые углы мирно текущей в затишьях жизни».

Огромный, своеобразный талант, яркая образность слога, глубина духовного проникновения в вечные проблемы человеческой жизни и насущные темы своего времени ставят Гончарова в число лучших и популярнейших представителей русской классической литературы.

Следует сказать, что в русской художественной словесности второй половины XIX в. чувствовалось сильное идейное влияние народничества. Для народнической эстетики была характерна концепция служения искусства простому народу, обличения социальной неправды, «гражданского плача» о народной доле. Если творчество писателя не направлялось такого рода установками, то передовая интеллигенция была готова критически ополчиться на него и отказать в ценности им создаваемых произведений.

Предельно ярко народническая идеология отразилась в общественной деятельности и поэтическом творчестве Николая Алексеевича Некрасова (1821- 1877). Испытав тяжелые нравственные переживания в детские годы, во время жизни в родовом имении отца – мелочного деспота и развратника, Некрасов, по словам Ф.М.Достоевского, вынес из первоначального периода своей жизни раненое сердце, и эта никогда незаживающая рана его стала началом и источником всей его страстной страдальческой поэзии. Острая восприимчивость к страданиям заставила Некрасова чутко отзываться на окружающие его несправедливости. Высшим предметом то горько, то возмущенно, то мстительно рыдающей лиры поэта стала участь простого народа, державшего на плечах могучее государство, но лишенного зачастую человеческих прав и материального благополучия.

В разгар «Великих реформ» Александра II творчество Некрасова достигает наивысшего подъема. С верою в великое будущее русского народа он призывает интеллигенцию помнить о своем долге перед теми, кто своим тяжелым физическим трудом позволяет ей погружаться в науки и искусства, предаваться мечтам и страстям. Гражданская лирика Некрасова проникнута интеллигентским покаянием перед угнетенными трудящимися и антибуржуазным пафосом. Поэт воспевает бурлака, крестьянина, рабочего, городскую бедноту, сатирически обличая буржуа и помещика, купца и ростовщика. Некрасов верил в великую историческую миссию русской интеллигенции, призванной просветить Россию и способствовать всестороннему благоустройству народной жизни. В ряде лирических стихотворений, таких как «Памяти Добролюбова», он дал канонические образы левых интеллигентов – борцов за народное счастье, на которых воспитывалась передовая молодежь 1860-х–1870-х гг.

Некрасов являлся фактическим создателем и неутомимым руководителем двух «прогрессивных» органов русской периодической печати – «Современника» и «Отечественных записок». В качестве редактора журналов поэт проявлял чудеса работоспособности, читая и правя только для одной книжки «Современника» более десяти тысяч страниц различных рукописей. Он первым открыл дарования таких начинающих в свое время писателей, как Достоевский, Лев Толстой, Гончаров, Григорович, привлек общественное внимание к уникальным чертам в творчестве Ф. Тютчева и А. Фета.

Судя с художественной точки зрения, поэтическому творчеству Некрасова вредит повышенная чувствительность к несовершенствам социальной жизни, народническая сентиментальность в восприятии крестьянской доли, а также ожесточенная идейность леворадикального интеллигента. На что бы ни падал взгляд поэта-народника – на небо, покрытое тучами, на лес, на птичью стаю, на хлебные поля – во всем отражаются для него некие мрачные реалии социальной несправедливости и деспотизма. И красота полей не радует поэта, и кусок хлеба нейдет ему впрок, ибо это «хлеб полей, возделанных рабами». Порой сама природа у Некрасова начинает стенать с социальным акцентом, как это мы видим в стихотворении «Перед дождем»:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.