Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление научного знания о культуре




ТЕМА 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

Всі показники, крім якості ґрунту, слід визначати як середні арифметичні зважені.

 

План:

1. Становление научного знания о культуре.

2. Культурные модели.

3. Культура как мир человеческих смыслов.

4. Подходы к изучению и методы исследования культуры.

5. Этапы становления понятия культуры.

6. Понятия «культура» и «культурология»: этимология и семантика.

7. Единство и многообразие культур. Теория К.Ясперса.

8. Теории развития культуры.

9. Формы культуры

10. Основные функции культуры.

Терминология: артефакты, культурный ареал, культурные универсалии, культурная модель мира, натуралистическая модель мира, доминанты, «осевое время»

Персоналии: Ж.Ж.Руссо, И.Гердер, Л.Уайт, О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, К.Ясперс, А.Швейцер, М.Вебер.

Cегодня проблемы культуры находятся в центре внимания мирового сообщества. Культурный аспект общественной жизни становится глобальной проблемой. Познание культуры является неотъемлемым компонентом тех знаний, кт получает любой человек в общ-ве и кт необходимы ему для того, чтобы в нем не только существовать, но и действовать.

Мы с вами рассмотрим национальные культуры, составляющие в целом мировую культуру. Национальные культуры разворачиваются как образ жизни коренного населения страны, складывающийся в трудах и жертвах, традициях и святынях. Этапы культурного развития рассматриваются сквозь призму деятельности исторических личностей, их роли как субъективно исторического процесса.

 

 

Дисциплина «История мировой культуры» базируется на знаниях, полученных вами в ходе освоения гуманитарных дисциплин. Следующей ступенью явл-ся накопление и систематизация знаний о развитии мировой культуры, о явлениях и артефактах мировой культуры, понимание культурного кода древних цивилизаций.

В настоящее время довольно часто говорят о том, что в нашем общ-ве не хватает культуры. Что это значит? Чего собственно не хватает? Ведь есть театры, музеи, библиотеки. Но культура не исчерпывается существованием только материальных артефактов.

Артефакты культуры – материальное или духовное воплощение творческих потенций той или иной культуры, т.е. материальные и духовные реальности, созданные творчеством человека.

В силу своей биосоциальной природы человеку необходимо наличие как материальных артефактов культуры, так и духовной сути в самом общ-ве. Для удовлетворения духовных потребностей должны существовать нравственные, эстетические, идеологические и религиозные ценности и идеалы. Вся деятельность человека на протяжении многих эпох направлена на создание не только материальной, но и духовной культуры, и поскольку он создает и использует как мир вещей, так и мир идей, то чел-к явл-ся единственным субъектом культуры. Люди создают культурную среду, и от них зависит, насколько она будет гуманной и одухотворенной. Впоследствии эта среда будет влиять на человека и формировать его.

Поэтому человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор развития культуры. В процессе культурного творчества, воспроизведения и использования культурных артефактов человек втягивается в поле культуры. Его отличительной особенностью явл-ся то, что кроме физической реальности у него появл-ся духовно-культурная реальность. Он сам творит эту вторую реальность, кт наз. «второй природой». Но человек не только архитектор, строитель, но и житель этого уникального мира, кт на планете Земля до его появления не существовал. Это реальность, кт чел-к создал, кт живет и развивается вместе с чел-ком и кт будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

Материальная культура служит фундаментом, базой жизни общ-ва и играет основополагающую роль (согласно пирамиде потребностей Маслоу). Духовная культура пробуждает в чел-ке личность и возвышает его.

Культурный ареал – это географический район, внутри кт у разных культур обнаруживается сходство в главных культурных чертах.

Культурные универсалии – это явления, нормы, ценности, правила, традиции, свойства, кт присущи всем культурам, независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства.

 

Как отмечалось ранее, культура – это сложная многоуровневая система. Американские антропологи выделяют более 70 универсалий – общих элементов культур: декоративное искусство, образование, танцы, этика, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, религиозные ритуалы и др.

Развитие культуры сопровождалось развитием ее самосознания. В мифах и эпосе народов, в учении отдельных мыслителей содержались идеи, раскрывающие суть культуры как единого процесса. Но идеи и учения являлись не просто регистрацией достижений культурного развития человечества – они тоже были частью культурного процесса.

Можно выделить следующие этапы становления научного знания о культуре:

1. донаучный (до возникновения науки Нового времени) – содержит стихийные представления о цикличности культурно-исторического процесса;

2. научно-исторический (до сер. 19 в.) – характерным являлось стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей;

3. научно-философский – исследуются основания и причины развития. Это философское осмысление культурного развития человечества путем анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей. Проникновение в сущность культуры с помощью мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.