Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Греческая мифология и философия




 

Греческая мифология своими корнями уходит в глубокую древность. В греческой политеистической религии боги представлялись антропоморфными и олицетворяли силы природы и стороны человеческой деятельности. Наиболее ярко греческая мифология представлена в двух эпосах Гомера «Илиада» и «Одиссея. По ним учились древнегреческие юноши.

Греческая мифология существенно отличается от мифологии традиционных обществ.

Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.

· Сфера сакрального, мифологического переосмысливается. В отличие от традиционных обществ, мифология перестает быть основой рациональной мысли, ею становится философия (период архаики), в которой происходит опора на интеллект.

· Знание не было монополизировано жрецами, элитой как в традиционном обществе, поэтому знание было доступно всем, на основе чего возникает светская ученость – философия.

· В Греции жреческо-бюрократическая каста отсутствовала, поскольку должность жрецов была выборная, а не пожизненная. В этом случае нельзя говорить о сакральности жреца, так как он подчиняется тем же правилам, что и все граждане.

В Греции состоялась первая попытка освободить знания от мифологии. Философия стала началом развития системы рационального знания, т.е. объяснение общ-ва и природы шло через законы естественного и общественного развития, а не с помощью мифов и образов. Греческая философия стала родоначальницей европейской науки, поскольку представляла собой понятийно-логическое мышление.

Материальные условия жизни в Афинах улучшались, а нравы падали. Молодежь, к удивлению старших, совсем не ценила счастливой судьбы, росла циничной, самоуверенной, стремилась только к наслаждениям. Многие полагали, что в падении нравов виновата не молодежь, а государственный строй, поощряющий распущенность. В этих спорах принимал участие Сократ (470-399 гг. до н.э.) – греческий философ 2 пол. 5 в. как и Перикл он был славой Афин. Его место в истории философии столь значительно, что всех более ранних философов Греции называют «досократики».

Сократ был уроженцем Афин, сыном каменотеса и повитухи. По легенде, дельфийский оракул на вопрос о том, кто явл-ся самым мудрым чел-ком в Элладе, ответил, что это Сократ. Узнав об этом, С. Был очень удивлен, поскольку никогда не думал о себе, как о мудреце. Сократ отстаивал тезис о неразрывной связи общественного и государственного порядков с нравственными ценностями.

На улицах и площадях Афин Сократ призывал граждан задумываться над своей жизнью, прислушиваться к голосу своего гения, или «демоном», как называл он то, что мы сегодня называем совестью. Высшее призвание чел-ка, по С., - быть самим собой при любых условиях. Никто не может это сделать за чел-ка.

Продолжая разговор о «золотом веке» Афин (вт. пол. 5 в. до н.э.), следует отметить, что Периклом был преображен облик Афин. Знаменитые сооружения Акрополя были созданы именно в этот период в честь победы, одержанной греками в греко-персидских войнах.

Акрополь (с древнегреч. «верхний город») – древняя крепость Афин, расположенная на вершине скалы, поднимающейся на 80 м над равниной.

По инициативе Перикла народное собрание Афин приняло решение о создании ансамбля храмов и статуй в Акрополе. Архитектурно-скульптурный ансамбль афинского акрополя был создан под руководством третьего великого скульптора Фидия. Следует отметить, что с Периклом Фидия связывали духовное единство и личная дружба. Главными храмами акрополя являются Парфенон и Эрехтейон. Они посвящены богине Афине – покровительнице города (Афина-Дева и Афина-Победительница). В скульптурах Парфенона в полной мере сказался многогранный талант Фидия, в лице которого великая эпоха в истории Афин нашла достойного художника-мыслителя.

В скульптурах Парфенона Фидий создал образы богов, исполненных возвышенной красоты и глубокой человечности. Одновременно с работой над мраморными скульптурами Парфенона Фидий выполнил драгоценную (из золота и слоновой кости на деревянной основе) фигуру Афины, находившуюся в главном помещении храма. Она была 12 м высотой и на ее изготовление ушло 1200 кг золота. Описание этой скульптуры оставил римский писатель 1 в. до н.э. Плиний Старший.

У греков сложилось убеждение: быть гражданином значит быть прекрасным. Воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мучисеского», как развитие физического и умственного одновременно. К «м» относились все искусства: поэзия, театр, музыка, скульптура, искусство счета, речи и философия. Как только дети овладевали искусством чтения, они приступали к изучению писателей, среди кт на первом месте стояли Гомер, Эзоп, Гесиод. Следует отметить, что в Афинах к 5 в. до н.э. не было ни одного неграмотного. Школой воспитания в Афинах считались и театральные представления, кт гос-во уделяло большое внимание.

Из обрядовых песен в честь бога Диониса, кт пели облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (от греч. «трагос» - козел, «ода» песня); из озорных и веселых песен родилась комедия. «Отцом» трагедии называют Эсхила.

· Эсхил: «Прометей прикованный», «Персы»

· Софокл: «Царь Эдип», «Электра», «Антигона»

· Еврипид: «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде»

 

У древнего грека чувство патриотизма являлось одним из доминирующих, в частности идею служения отечеству и самопожертвования ради родины проводит Еврипид в своем произведении «Ифигения в Авлиде» (отсутствие попутного ветра не позволяет войску ахейцев во главе с Агамемноном отплыть на кораблях из Авлиды к Трое для борьбы с троянцами. Чтобы подул попутный ветер, греки должны принести в жертву богине Артемиде дочь Агамемнона Ифигению. Узнав о необходимости своей смерти ради интересов Эллады, Ифигения соглашается умереть).

Классиком в греческой комедии явл-ся Аристофан. Наиболее его известные произведения: «Всадники», «Лягушки», «Облака», «Женщины в народном собрании».

Подводя итог этому культурному периоду, следует отметить такую черту классической греческой культуры, как антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозглашает знаменитое изречение «чел-к есть мера всех вещей», а в «Антигоне» Софокла лучше всего выражено удивление свершениями чел-ка. Для греков чел-к был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Назначение культуры у древних греков было двойственное: с одной стороны – содействовало гармоничному развитию чел-ка, его духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство) совершенствованию, с другой стороны (как гражданина) – политическому и нравственно-духовному развитию.

 

Феномен «греческого чуда»

Древнегреческую культуру иногда называли «греческим чудом». Этот феномен заключается в необычном расцвете греческой культуры: эпоса, философии, театра, скульптуры, ярко проявившегося в «золотом веке» Перикла. Многие исследователи культуры высказывали различные соображения о причинах «греческого чуда», среди которых можно выделить следующие:

· Особое географическое положение Греции, которое позволяло поддерживать обширные связи с другими странами;

· Благоприятный синтез культурных достижений многих народов в разное время живших на ее территории;

· Умелое использование греками ценностей чужих культур.

Все эти факторы играли, конечно, свою роль, и все же их недостаточно для того, чтобы объяснить этот феномен. Вспомним – финикийцы тоже жили в благоприятных для общения с другими народами условиях,

Финикийцы (самоназвание хананеи) — древний народ, жители Финикии (Ханаана). В антропологическом и лингвистическом плане относятся к северо-западной группе семитских племён. Финикийцы называли себя хананеями. Греки называли их финикийцами или сидонянами, римляне — пунийцами.

Финикийцы отличались высокими деловыми качествами, известны были в истории как умелые купцы, великие мореплаватели, изобретатели алфавита. Например, Геродот писал: «Финикияне, прибывшие в Элладу, поселились в этой земле и принесли элллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам» (Гер. V, 58).

Финикийцы основали многочисленные колонии в Средиземном море, и даже на побережье Атлантического океана. Наиболее известные их колонии — Карфаген, Утика, Кадис и т. д.

Финикийцы в последний раз упоминаются в ранний византийский период. По-видимому, финикийцы смешались с народами Средиземного моря: евреями, греками, арабами и т. д.

 

они были достаточно искусны и предприимчивы, их достижениями пользовались во многих странах Древнего Мира, в том числе и в Греции. Его духовность была подчинена целям выживания, а это как раз типично для человечества в целом. Греческая культура представляется выше этих целей, она как бы избыточна. В ней преобладало духовное начало. Это и побуждало другие народы подражать грекам, строить свою культуру по созданным им образцам. Ведь именно высокая и свободная духовность располагает к подражанию.

Богатство духа проявляется в его многообразии, а его независимости проявляется свобода. Именно такими чертами обладает древнегреческая культура: духовным многообразием, подвижностью и свободой.

В основе уникальности греческого культурного «чуда» лежали и такие факторы, как:

· Полисная демократия (город-государство);

· Отсутствие чиновничье-бюрократического аппарата и жреческой касты;

· Частная собственность, рабовладение;

· Десакрализация политической и культурной жизни;

· возникновение греческого буквенного письма;

· идеал бескорыстного духовного производства, который исповедовался людьми, создающими высокоразвитую греческую культуру;

· богатство генофонда;

· соревновательность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.