Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графический язык – это используемые в изображении символы шрифтов, а также примитивы графических изображений, семантика которых «передает» зрителю общепонятные для него смыслы




Это простейшие схемы: рисунки; форма букв (их начертание, пропорции, контрастность и насыщенность), а также форма компоновки текста.

Из простейших геометрических символов, выражающих вполне конкретные состояния окружающего мира, составляются более сложные визуальные фразы – синтагм ы.

Каждая из элементарных форм в определенных графических комбинациях может применяться художником для выражения содержания в произведении искусства или в графике рекламного текста

Выразительная форма таких знаков обычно легко запоминается и мгновенно воспроизводится в памяти.

Вот несколько примеров семантического "поведения" графической формы.

 
 

 

 


Окружность выражает равноуравновешенность и равнонаправленность.

 


 

Овал – появляется направленность (движение) по горизонтали.

 
 

 

 


Квадрат передает равноуравновешенность сторон по отношению к оси координат.

 

 


Горизонтальный прямоугольник выражает статику, устойчивость.

 

 
 

 


Вертикальный прямоугольник выражает динамику кверху; фигура менее устойчива относительно горизонтальной плоскости.

 

 


Равносторонний треугольник выражает равноустойчивость

 

 


Равнобедренный треугольник предстает как статичная и устойчивая фигура

 

Капля на плоскости выражает движение по горизонтали в обе стороны

Капля в падении выражает движение вниз по вертикали и преодоление

сопротивления движению от воздушного потока.

 

Стрелка обозначает направленность движения.

 

Фигура, обозначающая движение изнутри – наружу.

Форма, обозначающая тектоничность.

 

 
 

 

 


Форма, обозначающая экспрессию.

 

Рис.2.6. Геометрические формы-примитивы при разработке формы отдельного «плоского» изображения выступают как элементы формообразования графического объекта.

 

Из простейших графических примитивов возможно составлять в векторной и растровой графике, а также в рисунках «от руки» графические тексты – изображения отдельных предметов. В этом случае форму отдельного изображения будут составлять различного рода геометрические примитивы, символы и иконические изображения, являющиеся общепонятными и читаемыми адресатом. Содержание изображения (картинки) может раскрываться через художественный образ. Нередко содержание изображения бывает скрыто в структуре графического текста,содержанием изображения становятся его отдельные характеристики, например: порядок в расстановке геометрических фигур, непрерывность и ритм этих фигур, симметричное или асимметричное расположение фигур, «отношения» между фигурами. Эти графические примитивы и символы, выстроенные в определенном порядке, будут составлять графическое письмо как самостоятельную целостную целенаправленную речевую структуру, обеспечивающую общение с помощью графического текста. Смысловая нагрузка изображения, как правило, бывает более образно выразительна по форме.

Художник-график при разработке изображения имеет возможность более длительного и целенаправленного выбора графических способов и приемов гармонизации формы для выражения идеи, для раскрытия образа и концепции. Графическая коммуникация имеет продолжительное время для ее восприятия и не рассчитана на быструю ответную реакцию со стороны адресата. Для графической коммуникации характерно то, что она запечатлевает мысль в виде символов и общепонятных изображений, о которых идет речь. В современном мире такие общепонятные символы и изображения присутствуют у всех народов, несмотря на национальные различия. К таким отдельным графическим изображениям можно отнести символику визуальных коммуникаций, символику видов спорта, дорожного движения, символику таких понятий, как движение, сжатие, соединение, разобщение и др. Но на таком специфически визуальном языке могут быть выражены лишь совершенно определенные темы. (Рис. 2.7, 2.8, 2.9).

 

 

Рис.2.7. Язык супрематизма: 1-6 – графика К. Малевича; 7 – графика Л. Лисицкого; 8-9 – графика Н. Суетина; 10 – графика И. Чашника; 11 – графика Л. Хидекель; 12 – графика И. Червинка.

 

Супрематизму не нужен был художник, который, по существу, изобретал бы свою стилевую систему и предлагал бы ее как всеобщую. К.Малевичу казалось, что простые геометрические плоскости в беспредельном пространстве лучше подходят как исходный стилевой модуль для общих и конкретных процессов формообразования.

 

 

Рис.2.8. Язык конструктивизма: 1-3 – графика В. Татлина; 4 – графика А. Родченко; 5– графика В. Стенберга; 6 – графика Г. Стенберга; 7 – графика К. Иогансона; 8 – графика К. Медунецкого; 9 – графика Г. Клуцис.

Конструктивизм, преодолев свою весьма ограниченную на первых порах теоретическую концепцию, оказался не только стадией в движении к производственному искусству, но и потенциально более значительным творческим течением. Конструктивизм именно как творческое течение со своей системой средств и приемов художественной выразительности быстро стал одним из влиятельных стилеобразующих факторов формирования новой предметно-пространственной среды.

 

 

Композиция, сплетенная из узлов, пик и жгутиков

 

Созвездие или всплывающий кит?

 

Сложная графическая структура.

 

Балансирование легких, как перышко, полукруглых образований.

 

 

Крошечные существа из сновидений, расположенные в ячейках.

 

 

Структуры из кристаллических треугольников.

 

Рис.2.9. На приведенных снимках показаны элементы графического языка Василия Кандинского. Язык форм Кандинского настолько разнообразен, что не всегда хватает решимости приписать некоторые его рисунки одной и той же руке даже тогда, когда они близки по созданию.

Каждый графический знак, каждое упрощенное графическое изображение, его графема, уже несут в себе некий смысл. Кандинский как-то заметил: «Если какая-то форма кажется невыразительной и, как о ней выражаются, «ничего не говорит», то это не следует понимать буквально. Нет такой формы – как и вообще ничего в мире, –– которая бы ничего не говорила» (Кандинский 1918:??).

 

Но к языку графики относятся не только простейшие графические примитивы: линии, фигуры, штриховки и тоновые растяжки, но и различного рода варианты цветографического и шрифтового решения формы изображения. (Рис. 2.10, 2.11, 2.12).

 

 

Рис.2.10. Кандинский Василий. Красный овал. 1920.

Композиционный центр выполняет важную системообразующую и смысловую функцию в произведениях изобразительного искусства и, в частности, в рекламе. Он соединяет все элементы композиции, образуя единое целое и сосредотачивает внимание зрителя прежде всего на себе, заставляя

далее последовательно рассматривать все изображение.

 

 

Рис.2.11. Заголовок статьи В. Татлина с фотографией стула.

В заголовке статьи В.Татлина – художника и дизайнера, преподавателя ВХУТЕИНа, применен брусковый конструктивистский шрифт. В.Татлин в этой статье, по существу, рекламирует новый стул, созданный в стиле конструктивизма. В. Татлин ставил задачу создать из материалов, из которых делают дешевые венские стулья, новый стул с качествами рессорности. Теоретики производственного искусства рассматривали движение к производству прежде всего как решение социально-этических и социально-экономических проблем. Они принципиально не связывали это движение с конкретными стилеобразующими процессами, хотя и опирались прежде всего на группу художников, занимавшихся интенсивными экспериментами с отвлеченной формой.

Но, как известно, художественное творчество не может развиваться без выработки новых средств и приемов художественной выразительности. В творчестве вовлеченных в производственное движение художников происходили свои свойственные художественной сфере процессы. В ходе экспериментов с отвлеченной формой были испробованы самые различные приемы формообразования. Среди них были и такие приемы, в которых постепенно формализовались некие зародыши нового стиля.

 

 

Рис.2.12. Мимо Ротелла. «Скоч Брэнд». 1960.

Этот итальянский художник авангардист представил зрителю коллаж из разорванного плаката как произведение изобразительного искусства. Заинтересованность художника в рекламных плакатах, которые он срывал с их обычного, ежедневного места, с рекламных панелей и стен на улицах города, рождается благодаря особой чувствительности к наслаиванию типографического материала и благодаря возможности использования форм и цветов, которые возникают при вторичном наклеивании и разрыве его уже на полотне.

 

При восприятии человеком формы материальных объектов и пространства зрительная система человека допускает ошибки в виде оптических иллюзий. Художник-график, работающий в рекламе, при разработке визуального текста может умышленно допускать существование оптических иллюзий в изображении или исключать возможность их появления. (Рис. 2.13, 2.14, 2.15).

 

 

Рис.2.13. На рисунке человек может увидеть вазу или два женских профиля, в зависимости от того, рассматривает ли он белое поле как фигуру или как фон.

 

 

Рис.2.14. На рисунке справа все жирные наклонные линии параллельны, но из-за оптической иллюзии воспринимаются как не параллельные.

 

 

Рис. 2.15. При восприятии человеком формы и структуры изображения на двухмерной плоскости листа условно может восприниматься третья пространственная координата – координата глубины. Форма и структура внешней визуальной информации влияет на зрительное восприятие формы вещества и пространства человеком. Зрительная система человека осуществляет не только отражательную функцию, но и операции преобразования и моделирования поступающей в нее зрительной информации, зрительная система моделирует внешний визуальный мир в свойственных ей образах, а не просто копирует его.

 

 

. Контрольные вопросы

1. Каким образом достигается ощущение пространства при создании изображения на двухмерной плоскости листа?

2. Каковы способы пространственной компоновки растровых изображений?

3. Дайте определение формы отдельного двухмерного объекта (фотографии, рисунка, символа шрифта и др.).

4. Какие элементы могут составлять графический язык отдельного двухмерного объекта (изображения)?

 

Практические задания

1. В одном из редакторов векторной графики нарисуйте черные и белые беспредметные фигуры и создайте из них композицию.

Цель данного задания – получить гармоничное и упорядоченное сочетание черных и белых элементов. В этом задании студент должен обратить внимание как на форму черных элементов, являющихся как бы материальными объектами, так и на форму белых элементов. (Рис. 2.16).

 

 

Рис. 2.16. Фонтана Лючио. Концепция пространства. 1966.

 

2. В одном из редакторов векторной графики нарисуйте два или три графических примитива (беспредметные абстрактные фигуры) и составьте из них упорядоченную композицию.

Цель данного задания – освоить создание «графических фраз» – беспредметных картинок, используя для этого примитивы как элементы графического языка.

3. Вырежьте в листе бумаги перфорированные отверстия таким образом, чтобы при восприятии они создавали впечатление волнообразной поверхности (Рис. 2.17).

Цель задания – достичь эффекта оптической иллюзии.

 

 

Рис. 2.17. Практическая работа по композиции на пространственную трансформацию плоского листа.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.