Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безопасность трудовой деятельности человека в условиях производственной среды




Производственная среда и условия труда

Производственная среда - часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов являются машины л другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия трудящихся, нарушение режимов организации деятельности.

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств на природную среду в целях наилучшего соответствия ее материальным и социально- экономическим потребностям человека.

Основным документом, рассматривающим вопросы гигиенической оценки существующих условий и характера труда в зависимости от вредных факторов на рабочих местах, является «Руководство Р 2.2.013-94. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса». Воспользуемся понятийным аппаратом указанного Руководства.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Гигиенические нормативы условий труда - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушение здоровья у сверхчувствительных лиц.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.

Классы условий труда по степени вредности и опасности.

Исходя из гигиенических критериев и принципов классификации условий труда, последние подразделяются на четыре класса.

1 класс - оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.

2 класс - допустимые условия туда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и/или его потомство.

3 класс - вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменении в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) ферм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней зегкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной} патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4 степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболевании (с лотерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости временной утратой трудоспособности;

4 класс - травмоопасные (экстремальные) условия труда. Воздействие производственных факторов на протяжении смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.


Цель работы: ознакомиться с методикой и получить навыки оценки тяжести и напряжённости трудового процесса, а так же научиться подбирать наиболее оптимальные методы снижения негативных факторов трудового процесса.

 

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом настоящего руководства, а также соответствующей темой лекционного занятия.

2. Провести оценку тяжести и напряжённости трудового процесса конкретного вида деятельности.

3. Подготовить отчёт о проделанной работе.

 

Описание трудовой деятельности:

В своей работе я проанализировала такой вид деятельности как написание курсовой работы (с использованием ПЭВМ или без).

Труд студентов и школьников подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации на экзаменах и контрольных.

Тяжесть и напряжённость труда характеризуется степенью функционального напряжения организма, при умственном труде оно эмоциональное, т.е., здесь имеет место информационная перегрузка.

Умственный труд – трудовая деятельность, в которой преобладают затраты умственной энергии, и продуктом труда является определённым образом оформленная информация. Умственный труд соединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда являются напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500-3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы.

При положении сидя затраты энергии превышают на 5-10% уровень основного обмена; при интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряжённости. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большему утомлению и истощению центральной нервной системы, чем при физическом труде.

Таблица №1

Показатель анализа тяжести Значение показателя для оптимального класса условий труда Значение показателя для фактических условий труда Класс условий труда, соответствующий фактическим параметрам
При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук) До 20000 До 20000 Лёгкая степень
Перемещение в пространстве в течение времени Периодическое нахождение в удобной фиксирован ной позе до 25% времени смены Периодическое нахождение в удобной фиксирован ной позе до 25% времени смены Лёгкая степень

«Результаты оценки условий труда по показателю тяжести трудового процесса»

 

 

Таблица №2

«Классы условий труда по показателям напряжённости трудового процесса»

Показатель анализа тяжести Значение показателя для оптимального класса условий труда Значение показателя для фактических условий труда Класс условий труда, соответствующий фактическим параметрам
Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решений Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Напряжённый труд 1степени
Восприятие информации и её оценка Восприятие информации, но не требуется последующая коррекция Восприятие сигналов с по­следующим со­поставлением фактических зна­чений парамет­ров с их номи­нальными значениями. Заклю­чительная оценка фактических значений параметров Напряжённый труд 1степени
Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Напряжённость труда средней степени
Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной коррекцией его по ходу деятельности Напряжённость труда средней степени
Длительность сосредоточенного наблюдения До 25 26—50 Напряжённый труд
Степень ответственности за результат собственной деятельности Несет ответст­венность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответст­венность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Оптимальный труд

 

 

Вывод: на основании полученных данных, можно полагать, что вид работы «написание курсовой работы» относится к числу работ с напряжённостью труда средней степени. Т.к. написание реферата обычно не требует большого количества времени, однако подразумевает достаточно высокий уровень ответственность, напряжённости. Если работа выполняется на компьютере, то происходит также нагрузка на глаза. Поэтому необходимо как можно чаще делать перерывы – менять положение, делать элементы зарядки, разминку для глаз.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.