Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рамкиивкладыши




Слова

 

Нам с тобой Пришел черёд Сыграть в игру “Наоборот”. Скажу я слово Высоко, А ты ответишь: Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь: … близко. Скажу я слово Потолок, А ты ответишь: … пол.   Я антоним к слову “зной”, Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада, А зовут меня? – Прохлада.   Я антоним к слову “смех”. Не от радости, утех, Я бываю поневоле И от счастья, и от боли, От обиды, неудач. Догадались? – Это … (Плачь) Скажу я слово Потерял. И скажешь ты: … нашел. Скажу тебе Я слово Трус, Ответишь ты: … храбрец. Теперь Начало Я скажу, – Ну отвечай: … конец! Д. Чиарди Я антоним к слову “лето”. В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама! Потому, что я? – … (Зима)   Я антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, Для сна, Да и в школе я нужна, называюсь? –… (Тишина)  

 

Угадайка.

 

Ручейку говорила река:

– Ты узок, а я … (широка).

Ты мелок, а я … (глубока).

Об одном позабыла река –

Что она началась с … (ручейка).

(В. Данько)

 

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, Что низко. А Мышонок – Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Телёнок – озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыплёнок – тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку всё равно: Кислое – зачем оно? – Что вы? – Шепчет Червячок, – Сладкий у него бочок. (Г. Сипгир)

 

 

Ученье – свет, а неученье – … (тьма).

Знай больше, а говори – … (меньше).

Корень учения горек, а плод – … (сладок).

Не бойся врага умного, а бойся друга – … (глупого).

Лучшая вещь – новая, лучший друг – … (старый).

 

4. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойству, но и назвать предмет, имеющий это свойство. Например: карандаш (оставляет след) – резинка; ножницы (разъединяют) – клей; Гулливер (ходит большими шагами) – Мальчик-с-пальчик; Буратино (весёлый, шаловливый, наивный) – Пьеро (грустный), или Мальвина (послушная), или Тортилла (мудрая).

Можно предложить детям не только подобрать антоним, но и аргументировать свой ответ (почему?) к таким словам, как мама, сын, дождь, ветер праздник и т.д. Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие из под земли? Как укрыться от дождя наоборот? А может быть это твёрдый дождь?

5. “Антонимы-синонимы”.

К названному слову одновременно подбирают и антоним и синоним. Например исходное слово “беда”.

– Радость (это антоним к слову беда).

– Горе (одновременно антоним предыдущему и синоним к исходному).

– Счастье.

– Печаль.

– Удача.

6. Сказка “Кривое зеркало”.

 

Давным-давно существовало королевство кривых зеркал. Однажды его жителям надоело всё видеть в искажённом виде, и они решили избавиться от кривых зеркал. Разбивать зеркала, как известно, нельзя: это может принести несчастье. Поэтому все зеркала отвезли в глухое, заброшенное место, сложили в пещере, а вскоре и совсем про них забыли.

В тех краях жила злая старуха Завида. Никого и ничего она не любила, поэтому поселилась в самой глуши, подальше от всех.

В одиночестве бродила она как-то по лесу и набрела на ту самую пещеру. Взяла Завида в руки одно из зеркал, посмотрелась в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а... (молодая), не толстая а... (стройная). Всю жизнь лицо у Завиды было мрачное и злое, а в зеркале оно оказалось... (весёлое и доброе)! ‹ уши - о чудо! - не большие, а... (маленькие), нос не кривой, а... Прямой. Грязное платье Завиды в зеркале стало... (чистым), старые туфли... (новыми), короткая юбка... (длинной).

стоило Завиде направить зеркало на солнышко, как погода из ясной становилась... (дождливой, пасмурной).

Но это ещё не всё. Когда Завида смотрелась в зеркало, она чувствовала, что и в ней самой что-то меняется. Например, была она жадной, а стоило ей посмотреться в зеркало, как она становилась... (щедрой). Была как-то Завида по лесу и встретила волка. Испугалась, потому что была трусливой, но, когда достала зеркало, посмотрелась в него, стала сразу... (храброй). Когда повернула зеркало и направила его на волка, тот из свирепого и хищного превратился в... (смирного и миролюбивого).

Очень полюбила Завида зеркало и уже никогда с ним не расставалась.

 

Сейчас мы попробуем представить, что у нас тоже есть такое зеркало, и подберём к словам другие - с противоположным значением.

 

Игра “Кривое зеркало”.

 

Её лучше проводить с мячом. Логопед говорит слово и бросает мяч ребёнку, тот подбирает антоним, произносит его и возвращает мяч логопеду.

Игру можно проводить, согласно подбору слов-антонимов с работой над определёнными звуками. Например, если на занятиях по звукопроизношению изучается тема “Звуки Ш – Ж”, набор слов может быть следующим.

· Медлительный – Шустрый; тихий – Шумный; плохой – хороШий; узкий – Широкий; прочный – Шаткий; гладкий – ШерШавый.

· Лёгкий – тяЖелый; сухой – влаЖный; холодный – Жаркий; трусливый – отваЖный; простой – слоЖный; грубый – неЖный.

 

Здесь же можно провести работу по построению сложносочиненного предложения с противительным союзом «а». Детям предлагается составить предложения, используя пары слов-антонимов. Например:

· Гусь медлительный, а воробей (шустрый).

· Пух лёгкий, а камень (тяжелый).

· Деревня тихая, а город (шумный).

· Заяц трусливый, а лев (отважный).

Дети с удовольствием подбирают слова-антонимы и составляют с ними предложения, причём варианты подбора и построения предложений бывают порой неожиданными и очень интересными.

Антонимы подбираем к существительным, прилагательным и глаголам. Примерный список слов может быть следующим.

 

Существительные.

 

Храбрость (отвага) – трусость. Красавец – урод. Доброта – злоба. Щедрость – жадность. Здоровье – болезнь. Веселье – грусть. Смех (радость) – печаль. Ум – глупость. Свет – тьма. Тишина – шум. Холод – жара. Молодость – старость. Чистота – грязь. Сила – слабость. Грубость – нежность.  

 

Прилагательные

 

Храбрый – трусливый. Красивый – уродливый. Добрый – злой. Щедрый – жадный. Здоровый – больной. Веселый – грустный. Смешной – печальный. Умный – глупый. Светлый – тёмный. Тихий – шумный. Холодный – жаркий. Твердый – мягкий. Молодой – старый. Чистый – грязный. Сильный – слабый. Грубый – нежный.

 

Глаголы

 

Открыть – закрыть. Отворить – затворить. Отклеить – заклеить. Оторвать – пришить. Открутить – закрутить. Отойти – подойти. Любить – ненавидеть. Дать – взять. Говорить – молчать. Работать – бездельничает. Болеть – выздоравливать. Гасить – зажигать. Мешать – помогать. Уронить – поднять.

 

7. Педагог предлагает детям отгадать загадки и найти в них слова с противоположным значением.

Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. (Дятел) Как столкнутся – стук да стук! Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьет – Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

 

8. Педагог предлагает детям послушать стихотворение и подумать, может ли один человек или предмет совмещать противоположные качества.

– Жила плохая девочка. Она была хорошая. Она была хорошая, Хотя была плохая. – Ну да! Вот это выдумки! Ха-ха! Вот это выдумки! Не может быть хорошая,   Вьётся синяя река, Убегает к морю. Говорит отец: – Мелка! – Глубока! – я спорю. Когда она плохая! – И ничего не выдумки! Она была хорошая! – И ничего не выдумки! Она была плохая! Она была хорошая, Когда была послушная. Когда она не слушалась, Она была плохая. (В. Орлов)     Так мелка иль глубока? Как же быть нам с нею? До колен отцу река, Ну а мне – по шею. (П. Ребров)

 

9. Педагог читает детям рассказ, в который дети вставляют слова противоположного значения.

Долго я был плохим учеником. Тетради были у меня грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь … хорошим учеником. Тетради у меня стали … чистые, пишу я … аккуратно. После уроков бегу домой … весело. Когда мама видит мой дневник, она всегда … радуется.

 



В магазинах можно встретить разнообразные наборы рамок и вкладышей из фанеры или пластика. Они бывают разными по размеру (от 10 до 50 см), с отверстиями в виде силуэтов зверушек и игрушек, букв, цифр и геометрических фигур.

Самые нужные и полезные для малыша - это рамки с геометрическими фигурами. Наиболее удачные наборы -те, которые на каждом вкладыше имеют небольшие ручки, за которые фигурки можно брать. Если ручек нет, можно на каждый вкладыш наклеить обычную пуговицу. Вам может показаться, что ухватиться за пуговицу невозможно, но у малыша пальчики другого размера -он сможет пользоваться такими ручками. Для этих целей лучше использовать пуговицы цилиндрической формы.



Начните со знакомства с фигурами. Если в наборе 4-8 рамок, используйте весь на­бор, если больше - половину пока отло­жите. Оставьте самые простые фигуры: круг, овал, квадрат, равносторонний тре­угольник и еще несколько. Покажите их малышу и назовите. Дайте рассмотреть и рамочку, и вкладыш, обведите своим пальцем, потом пальчиком малыша силу­эты фигур внутри каждой рамки.

Возьмите одну рамку (круг) и соответству­ющий вкладыш. На глазах у малыша за­кройте окошко, потом снова его откройте, комментируя словами «окошко закрыто, окошко открыто» или «мама закрывает


окошко, открывает...». Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда направьте его ручку к рамочке, по­могите ухватиться и откройте вместе. По­том сами опять закройте. Так повторяйте несколько раз. На следующий день возь­мите другую рамку.

Через некоторое время предложите ребен­ку попробовать самостоятельно закрыть самое простое окошко - круглое. Потом потренируйтесь с овальным и квадрат­ным окошками.

Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом по­пробовать «закрыть окошко». В случае неудачи закрываете сами и опять даете открыть. Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры.

Только после этого начните предлагать ему две рамки одновременно. Пусть попро­бует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показы­вайте сразу нужный вкладыш, поговори­те с ним. Скажите: «Это круг, его нужно положить в круглое окошечко. Где оно?» Пусть малыш попробует найти его по ва­шей подсказке. Если совсем не получает­ся, нужно предложить сделать это вмес­те. Направьте руку малыша в нужном направлении. В следующий раз опять предложите ребенку попробовать само­стоятельно справиться с заданием.

Когда малыш научится легко справляться с выбором из двух очень простых рамок


(круг и квадрат), к одной из них добавьте рамку посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким спо­собом все рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четы­рех рамок малышу еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже не будет и, скорее всего, просто откажет­ся от такой сложной задачи.

Если малыш успешно справляется с геометри­ческими рамками, попробуйте поиграть в художественные рамки - с силуэтными изображениями животных, листьев, ма­шин, фруктов. Сначала познакомьте его с силуэтами, назовите их, затем попро­сите показать то или иное изображение. Выньте вкладыши из рамок или попро­сите малыша сделать это. Потом начните вкладывать обратно. Сначала вклады­вайте сами, только спрашивая его, где чей «домик». Потом предложите ребенку вставить хотя бы один вкладыш самосто­ятельно. Если малышу трудно, помогайте ему своей рукой.


Когда малыш научится хорошо и правильно держать карандаш, начните заниматься рисованием фигур по рамочкам - обво­дите силуэт внутри рамки. Не ждите, что у ребенка будет получаться идеальная фигура, какую сможете нарисовать вы.


Просто берите лист бумаги себе и лист -малышу. Рисуйте, обводите, а ребенок пусть «рисует» рядом.

Не требуйте и не ждите от малыша резуль­тата! Сейчас главное - процесс, а не ре­зультат!


Волшебныймешочек



ля этой игры вам понадобится небольшой

тряпочный мешочек и несколько мелких

| предметов. Совершенно не нужно шить какой-то

необыкновенный мешочек. Достаточно сложить пополам

старое кухонное полотенце и прострочить с двух сторон.

Если вы совсем не умеете шить, вместо мешочка можно

использовать старую шапку.


Покажите малышу те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек. Это могут быть маленькие игрушки или пред­меты обихода - пуговицы, бусинки, не­большие коробочки (например, от спи­чек или фотопленки), ластик, крышка от пластиковой бутылки и так далее.

Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у малыша. Спро­сите: «Где же пуговица (кубик или что-то еще)? Куда она делась?» Достаньте фи­гурку из мешочка, скажите: «Вот она!»

Опять спрячьте ее в мешочек, предложите ребенку найти предмет самостоятельно, скажите ему: «Найди пуговку!»


Потом положите в мешочек не один, а два или три предмета. Задайте тот же самый вопрос: «Где пуговка?» - и на глазах у ребенка достаньте ее из мешочка, затем уберите и предложите ребенку выпол­нить уже привычное ему задание.

Если малыш достанет не тот предмет, верните его обратно и предложите попробовать еще раз. Если ребенок опять достает не то, что нужно, запустите свою руку в мешо­чек вместе с малышом и покажите своей рукой, что в мешке лежит не один пред­мет и пуговку еще надо найти. Направ­ляйте руку ребенка от одного предмета к другому, помогая ему найти нужный.


Можете называть малышу фигуру, которую нужно достать, или показывать ему такую же (но предметы должны быть абсолют­но одинаковые).


Можно играть по-другому - пусть ребенок достает все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.