КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РамкиивкладышиСлова
Угадайка.
Ручейку говорила река: – Ты узок, а я … (широка). Ты мелок, а я … (глубока). Об одном позабыла река – Что она началась с … (ручейка). (В. Данько)
Ученье – свет, а неученье – … (тьма). Знай больше, а говори – … (меньше). Корень учения горек, а плод – … (сладок). Не бойся врага умного, а бойся друга – … (глупого). Лучшая вещь – новая, лучший друг – … (старый).
4. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойству, но и назвать предмет, имеющий это свойство. Например: карандаш (оставляет след) – резинка; ножницы (разъединяют) – клей; Гулливер (ходит большими шагами) – Мальчик-с-пальчик; Буратино (весёлый, шаловливый, наивный) – Пьеро (грустный), или Мальвина (послушная), или Тортилла (мудрая). Можно предложить детям не только подобрать антоним, но и аргументировать свой ответ (почему?) к таким словам, как мама, сын, дождь, ветер праздник и т.д. Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие из под земли? Как укрыться от дождя наоборот? А может быть это твёрдый дождь? 5. “Антонимы-синонимы”. К названному слову одновременно подбирают и антоним и синоним. Например исходное слово “беда”. – Радость (это антоним к слову беда). – Горе (одновременно антоним предыдущему и синоним к исходному). – Счастье. – Печаль. – Удача. 6. Сказка “Кривое зеркало”.
Давным-давно существовало королевство кривых зеркал. Однажды его жителям надоело всё видеть в искажённом виде, и они решили избавиться от кривых зеркал. Разбивать зеркала, как известно, нельзя: это может принести несчастье. Поэтому все зеркала отвезли в глухое, заброшенное место, сложили в пещере, а вскоре и совсем про них забыли. В тех краях жила злая старуха Завида. Никого и ничего она не любила, поэтому поселилась в самой глуши, подальше от всех. В одиночестве бродила она как-то по лесу и набрела на ту самую пещеру. Взяла Завида в руки одно из зеркал, посмотрелась в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а... (молодая), не толстая а... (стройная). Всю жизнь лицо у Завиды было мрачное и злое, а в зеркале оно оказалось... (весёлое и доброе)! ‹ уши - о чудо! - не большие, а... (маленькие), нос не кривой, а... Прямой. Грязное платье Завиды в зеркале стало... (чистым), старые туфли... (новыми), короткая юбка... (длинной). стоило Завиде направить зеркало на солнышко, как погода из ясной становилась... (дождливой, пасмурной). Но это ещё не всё. Когда Завида смотрелась в зеркало, она чувствовала, что и в ней самой что-то меняется. Например, была она жадной, а стоило ей посмотреться в зеркало, как она становилась... (щедрой). Была как-то Завида по лесу и встретила волка. Испугалась, потому что была трусливой, но, когда достала зеркало, посмотрелась в него, стала сразу... (храброй). Когда повернула зеркало и направила его на волка, тот из свирепого и хищного превратился в... (смирного и миролюбивого). Очень полюбила Завида зеркало и уже никогда с ним не расставалась.
Сейчас мы попробуем представить, что у нас тоже есть такое зеркало, и подберём к словам другие - с противоположным значением.
Игра “Кривое зеркало”.
Её лучше проводить с мячом. Логопед говорит слово и бросает мяч ребёнку, тот подбирает антоним, произносит его и возвращает мяч логопеду. Игру можно проводить, согласно подбору слов-антонимов с работой над определёнными звуками. Например, если на занятиях по звукопроизношению изучается тема “Звуки Ш – Ж”, набор слов может быть следующим. · Медлительный – Шустрый; тихий – Шумный; плохой – хороШий; узкий – Широкий; прочный – Шаткий; гладкий – ШерШавый. · Лёгкий – тяЖелый; сухой – влаЖный; холодный – Жаркий; трусливый – отваЖный; простой – слоЖный; грубый – неЖный.
Здесь же можно провести работу по построению сложносочиненного предложения с противительным союзом «а». Детям предлагается составить предложения, используя пары слов-антонимов. Например: · Гусь медлительный, а воробей (шустрый). · Пух лёгкий, а камень (тяжелый). · Деревня тихая, а город (шумный). · Заяц трусливый, а лев (отважный). Дети с удовольствием подбирают слова-антонимы и составляют с ними предложения, причём варианты подбора и построения предложений бывают порой неожиданными и очень интересными. Антонимы подбираем к существительным, прилагательным и глаголам. Примерный список слов может быть следующим.
Существительные.
Прилагательные
Глаголы
7. Педагог предлагает детям отгадать загадки и найти в них слова с противоположным значением.
8. Педагог предлагает детям послушать стихотворение и подумать, может ли один человек или предмет совмещать противоположные качества.
9. Педагог читает детям рассказ, в который дети вставляют слова противоположного значения. Долго я был плохим учеником. Тетради были у меня грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь … хорошим учеником. Тетради у меня стали … чистые, пишу я … аккуратно. После уроков бегу домой … весело. Когда мама видит мой дневник, она всегда … радуется.
В магазинах можно встретить разнообразные наборы рамок и вкладышей из фанеры или пластика. Они бывают разными по размеру (от 10 до 50 см), с отверстиями в виде силуэтов зверушек и игрушек, букв, цифр и геометрических фигур. Самые нужные и полезные для малыша - это рамки с геометрическими фигурами. Наиболее удачные наборы -те, которые на каждом вкладыше имеют небольшие ручки, за которые фигурки можно брать. Если ручек нет, можно на каждый вкладыш наклеить обычную пуговицу. Вам может показаться, что ухватиться за пуговицу невозможно, но у малыша пальчики другого размера -он сможет пользоваться такими ручками. Для этих целей лучше использовать пуговицы цилиндрической формы. Начните со знакомства с фигурами. Если в наборе 4-8 рамок, используйте весь набор, если больше - половину пока отложите. Оставьте самые простые фигуры: круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и еще несколько. Покажите их малышу и назовите. Дайте рассмотреть и рамочку, и вкладыш, обведите своим пальцем, потом пальчиком малыша силуэты фигур внутри каждой рамки. Возьмите одну рамку (круг) и соответствующий вкладыш. На глазах у малыша закройте окошко, потом снова его откройте, комментируя словами «окошко закрыто, окошко открыто» или «мама закрывает окошко, открывает...». Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда направьте его ручку к рамочке, помогите ухватиться и откройте вместе. Потом сами опять закройте. Так повторяйте несколько раз. На следующий день возьмите другую рамку. Через некоторое время предложите ребенку попробовать самостоятельно закрыть самое простое окошко - круглое. Потом потренируйтесь с овальным и квадратным окошками. Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать «закрыть окошко». В случае неудачи закрываете сами и опять даете открыть. Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры. Только после этого начните предлагать ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу нужный вкладыш, поговорите с ним. Скажите: «Это круг, его нужно положить в круглое окошечко. Где оно?» Пусть малыш попробует найти его по вашей подсказке. Если совсем не получается, нужно предложить сделать это вместе. Направьте руку малыша в нужном направлении. В следующий раз опять предложите ребенку попробовать самостоятельно справиться с заданием. Когда малыш научится легко справляться с выбором из двух очень простых рамок (круг и квадрат), к одной из них добавьте рамку посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким способом все рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четырех рамок малышу еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже не будет и, скорее всего, просто откажется от такой сложной задачи. Если малыш успешно справляется с геометрическими рамками, попробуйте поиграть в художественные рамки - с силуэтными изображениями животных, листьев, машин, фруктов. Сначала познакомьте его с силуэтами, назовите их, затем попросите показать то или иное изображение. Выньте вкладыши из рамок или попросите малыша сделать это. Потом начните вкладывать обратно. Сначала вкладывайте сами, только спрашивая его, где чей «домик». Потом предложите ребенку вставить хотя бы один вкладыш самостоятельно. Если малышу трудно, помогайте ему своей рукой. Когда малыш научится хорошо и правильно держать карандаш, начните заниматься рисованием фигур по рамочкам - обводите силуэт внутри рамки. Не ждите, что у ребенка будет получаться идеальная фигура, какую сможете нарисовать вы. Просто берите лист бумаги себе и лист -малышу. Рисуйте, обводите, а ребенок пусть «рисует» рядом. Не требуйте и не ждите от малыша результата! Сейчас главное - процесс, а не результат! Волшебныймешочек ля этой игры вам понадобится небольшой тряпочный мешочек и несколько мелких | предметов. Совершенно не нужно шить какой-то необыкновенный мешочек. Достаточно сложить пополам старое кухонное полотенце и прострочить с двух сторон. Если вы совсем не умеете шить, вместо мешочка можно использовать старую шапку. Покажите малышу те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек. Это могут быть маленькие игрушки или предметы обихода - пуговицы, бусинки, небольшие коробочки (например, от спичек или фотопленки), ластик, крышка от пластиковой бутылки и так далее. Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у малыша. Спросите: «Где же пуговица (кубик или что-то еще)? Куда она делась?» Достаньте фигурку из мешочка, скажите: «Вот она!» Опять спрячьте ее в мешочек, предложите ребенку найти предмет самостоятельно, скажите ему: «Найди пуговку!» Потом положите в мешочек не один, а два или три предмета. Задайте тот же самый вопрос: «Где пуговка?» - и на глазах у ребенка достаньте ее из мешочка, затем уберите и предложите ребенку выполнить уже привычное ему задание. Если малыш достанет не тот предмет, верните его обратно и предложите попробовать еще раз. Если ребенок опять достает не то, что нужно, запустите свою руку в мешочек вместе с малышом и покажите своей рукой, что в мешке лежит не один предмет и пуговку еще надо найти. Направляйте руку ребенка от одного предмета к другому, помогая ему найти нужный. Можете называть малышу фигуру, которую нужно достать, или показывать ему такую же (но предметы должны быть абсолютно одинаковые). Можно играть по-другому - пусть ребенок достает все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |