Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая служба в акушерстве и гинекологии




Психология беременности.

1.1 Беременность основные положения.

Выделяют 3 группы:

- не имеющие опыта предродовой подготовки;

- прошедшие предродовую подготовку в «школе материнства»;

- прошедшие курс по специальной программе предродовой подготовки

«Живана». Возраст 60 % - от 20 до 25 лет, 40% - от 26 до 32 лет.

Образование: 50% женщин имеют средне специальное, 25% женщин имеют высшее образование, 25% женщин имеют неоконченное высшее образование. Семейное положение: 70% женщин состоит в законном браке, 30% - в гражданском браке.

20% женщин имеют 1 ребенка. 80% женщин - первородящие. 26% женщин беременность не планировали.

Формирование психологической защиты у беременных зависит от эмоционального состояния, мотивации беременности, и способствует нормализации родоразрешения.

В организме беременной женщины происходят грандиозные изменения на физиологическом уровне, которые в свою очередь влияют на психику. От того насколько женщина готова к материнству будет зависеть степень выраженности этих влияний.

Кроме того, на женщину в период беременности воздействует множество обстоятельств, зависимых от нее и независимых. И насколько данные обстоятельства будут стрессогенными, зависит от нескольких причин: типа реагирования на неудачу, болезнь, личностные характеристики, стиль воспитания, наличие социальной поддержки, круг общения.

У беременных с психоэмоциональным стрессом возникают патологии следующего характера:

- токсикоз первой половины беременности;

- раннее развитие гестозов;

- хроническая плацентарная недостаточность в III триместре;

- новорожденные рождаются в состоянии гипоксии различной степени;

- беременность заканчивается срочными родами;

- преждевременными родами, выкидышами.

У беременных с хроническим психо-эмоциональным стрессом нарушается формирование родовой доминанты.

Необходимость проведения предродовой подготовки для всех беременных очевидна. Беременная, хорошо осведомленная о родах, наученная родовому поведению, знающая о внутриутробной жизни ребенка, создает благоприятные условия для его рождения. В результате реализации программы по антенатальному воспитанию происходит редукция негативного эмоционального фона, страхов, тревог и других признаков стресса.

Медики против привлечения женщин на ранних сроках беременности к занятиям по предродовой подготовке. Т.к. считается, что создание тесной психоэмоциональной связи матери и плода, при позднее возникшем выкидыше, наносят больший вред женщине. Вообще медицина ставят под сомнение результативность работы психолога.

Многие беременные женщины не видят необходимости в занятиях с психологом.

1.2 Беременность как физиологический процесс.

Беременность – это физиологический процесс, во время которого в организме женщины из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод, способный к внеутробной жизни. Нормально протекающая беременность длиться от 266 до 294 дней (т.е. 40 недель или 10 акушерских месяцев), считая от первого дня последней менструации до родов.

В организме беременной женщины происходит целый ряд изменений, способствующих правильному развитию зародыша и плода, подготовке к родам и кормлению новорожденного. Возникновение и течение разнообразных физиологических процессов, связанных с беременностью, регулируются нервной и эндокринной системами.

Развивающийся организм является раздражителем нервных окончаний матки; раздражения передаются в ЦНС (преимущественно в подкорковые центры), где возникают соответствующие реакции, приводящие к изменению деятельности различных органов и систем. Возбудимость подкорковых структур и спинного мозга во время беременности снижается, это способствует расслаблению мускулатуры матки и обеспечивает матке состояние покоя. Перед родами возбудимость спинного мозга и рецепторов матки резко повышается.

Изменения процессов возбуждения и торможения в коре г.м., взаимоотношений между корой и подкоркой, тонуса вегетативной нервной системы могут приводить к появлению таких симптомов, как сонливость, раздражительность, изменение аппетита, вкуса и обоняния, повышенное выделение слюны, тошнота (иногда рвота) и др. Обычно эти симптомы отмечаются в первые 2-3 мес. и выражены нечетко.

Изменения в организме при наступившей беременности

Всевозможные особенности в психологическом состоянии женщин во время беременности можно рассматривать в качестве проявления адаптации организма и личности женщины к наступившей беременности и оценивать эти проявления с позиции различных уровней адаптации.

На биологический уровень адаптации в первую половину беременности заметное влияние оказывает один из яичников, во вторую - матка. Тонус вегетативной нервной системы по мере развития беременности повышается скачкообразно, обнаруживая образование своеобразных критических периодов для материнского организма. Так, в сроки до 12 недель преобладает тонус симпатико-адреналовой системы, во вторую половину 28-30 недель усиливается тонус обоих отделов, но с некоторым преобладанием холинэргических реакций. С позиции анализа нейродинамических процессов эмоциональное состояние беременных характеризуется тем, что при наличии положительного эмоционального фона в последние месяцы беременности имеет место активное состояние корковых процессов, приводящее к увеличению порога болевой чувствительности. В результате отрицательных эмоций, перенапряжения ЦНС ослабевает функциональная активность коры, снижается порог к болевым ощущениям. Как правило, эти состояния зависят от ожидания желанного или незапланированного ребенка, положительный или отрицательный настрой.

Непосредственно перед родами нарастает тревога, проявлением которой может быть гиперактивность беременной, желание ускорить события. Психологические расстройства в последнем триместре наблюдаются в 60 – 80 % случаев.[12]

1й период. Идентификация беременности

Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивается еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности. В редких случаях беременность не осознается, несмотря на уже присутствующий соматический компонент. Изменение в самочувствии, задержка менструации и т.п. могут интерпретироваться как разного рода недомогания. Вопрос о полном неосознании женщиной своей беременности в таких случаях является очень сложным. Имеющиеся в литературе данные, особенно касающиеся женщин, отказывающихся от ребенка, свидетельствуют, что речь должна идти о различных формах игнорирования признаков беременности как варианте личностных защитных механизмов.

2й период. До начала ощущений шевеления

Этот период охватывает вторую половину первого триместра и начало второго. Физиологически он характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными физическими ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии. Считается, что в первом триместре наиболее выражена тревожность, резкая смена настроений, появляется раздражительность, снижается общая активность. Физиологической основой этих изменений является гормональная перестройка. Адаптивное значение изменения эмоционального состояния состоит в ограничении контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и успешному развитию плода на первых неделях, наиболее в этом отношении опасных. Такое же поведение наблюдается у всех приматов. У орангутангов, у которых спаривание не регулируется появлением у самки внешних признаков овуляции и возможно в любое время, описанное состояние самки способствует распаду пары или, по крайней мере, прерыванию половых отношений.

Беременные женщины по-разному оценивают свои состояния, как физические, так и эмоциональные. Некоторые их интерпретируют как усталость, сонливость, желание побыть одной или «сваливают» все на тошноту и дурноту. Другие «цепляются» за каждую внешнюю причину для слез, обид и т.п. Характерные для первого триместра недомогания также оцениваются и переживаются по-разному. Этот период для матери весьма существенен в развитии ее материнской сферы. Появление ребенка становится реальным фактом. С другой стороны, еще нет никаких его конкретных признаков. Чувство матери свободно от внешней стимуляции, присущей живому ребенку, и как бы в «чистом виде» отражает все стартовые содержания материнской сферы. Однако она уже имеет возможность на своем опыте прочувствовать происходящие изменения и подготовиться к более серьезным. Можно сказать, что это первый опыт приспособления себя к нуждам будущего ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя как матери.

3й период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка

Первые ощущения шевеления ребенка начинаются в середине второго триместра. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери. Стабилизируется гормональный фон, исчезают симптомы недомогания, еще нет ограничения подвижности и увеличения физической нагрузки. Настроение становится более устойчивым и в норме переходит от астенического к стеническому. Женщина уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но и то, что приобретет с рождением ребенка. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка и дает богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Сами первые шевеления ребенка слабы и сначала трудно различимы. По своему физическому характеру они относятся к приятным ощущениям. Их интерпретация как пугающих или неприятных имеет только субъективные основания. Нередко женщина постоянно вслушивается в свои ощущения с целью «поймать» начало шевеления. Факт начала шевеления и сами шевеления отлично помнятся в течение долгих лет. Исключение составляет общее игнорирующее отношение к беременности. Сроки начала ощущений шевеления могут быть от 15 недель до 28-30, в среднем 18-22 недели.

4й период. Седьмой и восьмой месяцы беременности

Третий триместр беременности как с медицинской, так и с психологической точки зрения, считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстрее устает, затрудняется двигательная активность, часто ухудшается сон. Отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода. Наряду с этим ощутимо снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. Общее ограничение физической активности и одновременное повышение нагрузки.

5й период. Предродовой

Физиологически этот период является очень важным. Происходят изменения в тканях, костной системе, обеспеченные гормональным фоном и способствующие гибкости и эластичности костно-мышечной системы. Одновременно идет накопление энергетических запасов организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном состоянии это отражается как снижение активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «отупение». Все это влияет и на ребенка. Адаптивное значение этих изменений вполне конкретно. Ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняет от преждевременных родов. Ребенок не страдает от меньшей двигательной активности, хотя его возможности уже серьезно ограничены тесным пространством матки.

Беременность — это психофизиологический процесс. Уже накануне принятия решения о зачатии и на протяжении девяти месяцев происходят большие изменения не только в соматике, но и в психике женщины. Надо помочь женщине избавиться или погасить отрицательные психические проявления и усилить положительные.

1.3. Роль мотивации беременных и ее развитие.

Рождение ребенка не отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения.

Под перинатальными процессами целесообразнее понимать все происходящее вокруг рождения и связанное с ним.

Такой подход позволяет обращать внимание не только на изучение закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, но и мотивов зачатия, психологии беременных, сложных процессов в системах «мать — дитя», «семья, ожидающая ребенка», «семья новорожденного» и др.

Общеизвестно, что «беременность для женщины является периодом повышенного риска для соматического и психологического здоровья». Невротические состояния «легкого» регистра встречаются у 30—80% беременных и рожениц. К ним относятся астенические, депрессивные и истерические состояния, неврозы, психосоматические нарушения.

Соматическому здоровью в женских консультациях врачами (акушерами и терапевтами) уделяется достаточно внимания, в то же время предоставление психотерапевтической помощи вообще не предусмотрено. Еще до зачатия, при планировании деторождения, семья часто нуждается в консультации психотерапевта. Мотивы желания ребенка могут быть конструктивными, укрепляющими семью, создающими благоприятные условия для вынашивания беременности, родоразрешения и могут быть деструктивными и препятствовать этому.

Учитывая тот факт, что беременность не всегда планируется, немаловажное значение в решении вопроса о необходимости оказания психотерапевтической помощи является выяснение мотивов сохранения женщинами случайной беременности.

Из проведенных исследований стало очевидным, что большинство женщин рожают детей исходя из отношения к другим (80%), по отношению к себе (20%)

д о м и н и р у ю щ а я к о н с т р у к ц и я

Отношение к значимым людям 27.7%
Отношение к социальному окружению 56.7%
Изменение личной ситуации "Я" 13.4%
Отношение к здоровью 8.6%

д е т е р м и н а н т а м о т и в а ц и и

Ради ребенка 19.0%
Ради любимого 7.7%
Соответствие социальным ожиданиям 21.0%
Протест 4.5%
Сохранение отношений 27.8%
Отказ от прошлого 3.8%
Уход от настоящего 8.6%
Сохранение здоровья 7.6%


Первые два мотива проявляются как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, остальные обычно не осознаются женщиной.

1. Сохранение собственного здоровья. Этот мотив обусловлен страхом причинения вреда своему здоровью абортом или потерей возможности деторождения в будущем. Часто встречается у женщин с первой беременностью, а также у женщин с ослабленным здоровьем.

2. Уход от настоящего. В этом мотиве чётко прослеживается побег от нарастающего психического напряжения, связанного с “невыносимой” действительностью. Как правило, он связан с попыткой уйти от собственных проблем, заменив свою жизнь его жизнью. Мотив преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье.

3. Отказ от прошлого. В этом случае беременность может расцениваться женщиной как средство “очищения от собственной греховности”. Имеет место попытка зачеркнуть прошлое, обрести женскую индивидуальность, почувствовать себя личностью. Мотив часто встречается у женщин с “бурным” прошлым и знаменует начало нового этапа в жизни.

4. Сохранение отношений. Мотив встречается как у замужних, так и у незамужних женщин разных возрастных категорий. При этом женщина решается на рождение ребёнка, чтобы внести новое в отношения с мужчиной и надеется удержать его рядом.

5. Протест. Женщины определяют этот мотив, как “беременность назло” родителям или значимому мужчине. Чаще встречается в молодом возрасте. Беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых (“не учите меня жить, я уже сама мать!”). Мужчине демонстрируется его ненужность и собственная независимость (“смотри, как я счастлива без тебя!”). Такая беременность часто травмирует психику женщины.

6. Соответствие социальным ожиданиям. Мотив обычно присущ молодым женщинам из хорошо обеспеченных семей. В таких ситуациях женщины иногда рожают не ребёнка для себя, а внука или внучку для своих родителей. В другом варианте женщины, вышедшие замуж по расчёту, рожают ребёнка, не столько руководствуясь своими собственными желаниями, сколько просьбами мужа.

7. Ради любимого. Мотив встречается у женщин разных возрастных категорий и социальных уровней, способствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к беременности, даже в том случае, если она остаётся одинокой. Будущий ребёнок выступает в качестве “частицы любимого”.

8. Беременность ради ребёнка. Позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины к материнству и готовность к нему. Мотив характерен для социально зрелых, состоявшихся женщин, а также для одиноких женщин в возрасте.

Понимание мотивов сохранения беременности женщиной помогает выбрать правильную тактику её ведения определить необходимость оказания психотерапевтической помощи.

Исследования женщин, в зависимости от мотивов беременности по методике САН:

 

Ведущая мотивация деторождения является материнство Мотивационные установки: самоутверждение, соответствие социальным нормам и стереотипам, желание сохранить семью, избежать одиночества
- оптимистичный настрой - сниженное настроение
- уравновешенность - умеренно выраженное напряжение
-удовлетворительное самочувствие. - самочувствие плохое, «вялость», «разбитость»

 

В связи с этим, на основании результатов экспериментально-психологического исследования можно сделать предположение о том, что эмоционально положительная роль беременности у женщин с мотивом материнства чрезвычайно высока и формирует позитивный психологический настрой, помогающий женщине адаптироваться к беременности. Это предположение подтверждается работами многих исследователей, рассматривающих различные особенности психоэмоционального состояния беременной женщины с точки зрения проявления адаптации организма и личности женщины к беременности.

Каким же образом коррелируют нежелательность ребенка и его физиологическое и эмоциональное состояние?

Научно доказано, что если будущий ребенок нежелателен для матери и она в период беременности озлоблена и раздражена, то ее негативизм чувствует плод. Б.П.Никитин считает, что психика нежеланного ребенка травмируется еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику. Даже если взять нежеланность ребенка в чистом виде, отдельно от действия других факторов, то и тогда нежеланный ребенок будет, почти всегда, отличаться в физическом и психическом развитии от желанного. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, избегать вредных воздействий, нет радостного ожидания ребенка. Сами роды воспринимаются со страхом. По поводу влияния эмоционального стресса на процесс родов врачами замечено, что причиной слабости родовой деятельности и слабости потуг у первородящих могут быть отрицательные эмоции (особенно чувство страха перед предстоящими родами).

Самое опасное для психического развития детей — это сочетание их нежелательности вообще и нежелательности по полу в частности, если они вторые в семье и первенец того же пола не только желанный, но и соответствующий по полу ожиданиям родителей.

Итак, эмоциональное неприятие детей главным образом обусловлено их нежелательностью, преждевременностью беременности и несоответствием пола ожиданиям родителей.

Из-за стрессового состояния матери при отрицательном отношении к беременности у ребенка уже внутриутробно повреждена реактивность — защитные силы организма. Закономерным следствием стресса от нежелательной беременности могут быть: угроза раннего выкидыша, осложненные и преждевременные роды, масса тела меньше нормы, беспокойство и возбудимость ребенка, нарушения аппетита, обмена веществ, поражение кожи ребенка. Нежеланные дети легко расстраиваются, повышенно обидчивы и капризны, беспокойно спят, много плачут и долго не могут успокоиться, тем более без пустышки, соски, к которым они имеют пристрастие, так же как к сосанию пальца и онанизму.

Нежеланные дети более завистливы и труднее переносят профессиональные успехи других и их счастье в личной жизни. Отсюда недоброжелательность, колкость, ироничность. Нежеланные дети с одинаковым успехом пополняют ряды больных неврозами и людей с патологическими чертами характера — психопатов (Захаров, 1998).

Анализ исследований, освещенных на конференциях по перинатальной психологии и медицине, показал, что учеными разных областей знаний делаются попытки выявить глубинные причины патологии беременности и новорожденных. Исследователями подтверждено, что процессы, реализующие инстинкт продолжения рода, находятся в зависимости от психоэмоциональной сферы женщины, и если она не готова к роли матери, не готова развиваться как личность в материнстве, то эти естественные (подкрепленные инстинктами) процессы переходят в разряд стрессфакторов и значительно влияют на формирование патологий у беременной и плода.


1.4 Роль ситуационных факторов в развитии беременности.

Беременность является, чуть ли не самым важным событием в жизни женщины. С детства она смотрит на свою мать и подсознательно и сознательно готовиться в будущем, тоже стать мамой. Даже первая ролевая игра у девочек, а иногда и мальчиков «Дочки - матери». И когда, женщина вступает в брак, она примеряет на своего избранника роль отца.

Но даже такая многолетняя подготовка не может избавить женщину от состояния стресса, когда она узнает, что беременна. Все реагируют по-разному кто радостью, кто разочарованием. Но у всех состояние необычное, волнующее. Перехватывает дыхание, кровь приливает к голове, лицу. Это все объясняется тем, что, узнав такую новость, в голове женщины сразу возникает целая вереница мыслей относительно ответственности, пола малыша, обязанностей, здоровья, реакции любимого, родственников, собственного тела, благополучном протекании беременности... изменения всей жизни. Или, как не печально это прозвучит, какой срок, можно ли сделать аборт, сколько это будет стоить.

Еще большее напряжение вызывает у женщины мысли о предстоящих родах. Справится ли она с болью, хватит ли у нее сил, успеет ли она в роддом, хороший ли попадется врач, родится ли нормальный ребенок и многое другое.

Уровень распространенности психических расстройств у беременных колеблется от 6% до 34%. Они представлены как донозологическими проявлениями нарушения психофизиологической адаптации, так и клиническими психопатологическими симптомами. Выраженные перепады настроения и др. эмоциональные изменения долгое время рассматривались как характерные физиологические особенности беременных, в то время как эти проявления есть психические расстройства. Каплан Г. показывает, что у женщин на поздних сроках беременности имеют место интровертированность, пассивная зависимость, депрессивность.

Сама беременность, даже протекающая без какой-либо патологии, является для женщины источником психологического напряжения и способствует возникновению разнообразных личностных реакций.[7]

Современная женщина очень часто отягощена проблемами, связанными с такими факторами как:

· физиологической патологией (причины: экология, травмы, снижение иммунной зашиты и пр.);

· эмоциональной дисгармонией (причины: неадекватное в прошлом воспитание, эмоциональные травмы, неблагоприятное стечение жизненных обстоятельств):

· психологической дисгармонией (причины: нереализация возможностей и способностей, неумение общаться с людьми, проблемы саморегуляции и самоконтроля). [8]

Все это формирует невротические реакции и психосоматические нарушения у беременных женщин.

Важной психосоматической проблемой является проблема гестозов беременных. Известно, что у женщин с выраженным нежеланием иметь ребенка, чаще наблюдается тяжелая форма токсикоза беременности, чем у женщин, для которых беременность является желанной и запланированной.

Сторонники психоаналитического фрейдистского направления, такие, например, как А. Адлер, в соответствии со своей концепцией «символического языка органов», неукротимую рвоту беременных рассматривают, как «подсознательный отказ» от беременности и нежелание иметь ребенка. Другие ученые, основываясь на принципах учения З. Фрейда, рассматривают ранние гестозы беременных как следствие «ослабления воли к материнству в связи с развитием цивилизации» или как проявления бессознательного отвращения к мужу.[12]

В отечественной медицине большинство авторов оценивают феноменологию гестозов в зависимости от функционального состояния нервной системы и психологического состояния (в том числе характерологического преморбида) беременной. В.М. Воловик выделяет две группы пациенток. К первой группе относятся женщины с незначительными аффективными нарушениями, проявляющимися в виде раздражительности, вспыльчивости, слезливости, обидчивости. Эти нарушения возникают на высоте гестоза и быстро устраняются вслед за исчезновением рвоты и нормализацией общего состояния. У всех женщин этой группы психологическая характеристика практически не отличается от здоровых беременных. У всех имеется положительная установка в отношении беременности, благоприятная семейная ситуация. Их характеризует гармонический склад личности, реалистичный подход в возникающим трудностям. Анализируя причины возникновения гестоза и сопутствующих ему аффективных расстройств у пациенток этой группы, следует вывод о том, что любая беременность, в том числе и протекающая совершенно нормально, сама по себе всегда является источником большего или меньшего психического напряжения, в силу чего безразличные в прошлом элементы среды и ситуации приобретают иное субъективное значение и становятся причиной личностных реакций. Во второй группе картина заболевания отличается значительным полиморфозом: помимо рвоты и тошноты здесь часто отмечаются ознобы с гипертермией, головные боли, обмороки, лабильность артериального давления, гипергидроз. Аффективные нарушения встречаются чаще и носят более выраженный характер: у части больных наблюдается тревога, чувство беспредметного беспокойства и напряжения, возникающего помимо их воли. У многих возникают невротические расстройства и вегетативные нарушения не наблюдающиеся у них ранее. Проведенные исследования позволили обосновать психосоматическую природу раннего гестоза беременных, показать что психогенные факторы (наряду с самой беременностью) оказываются представленными в ряду патогенетических звеньев с наибольшим постоянством, а нередко выступают и в качестве основного патогенетического фактора.

Существенно отметить, что на рубеже нашего столетия зачатие, вынашивание беременности и роды происходят в условиях психосоциального стресса. Ухудшение качества жизни основных слоев общества, рост экстагенитальных заболеваний является неблагоприятным преморбидным фоном возникновения и течения беременности, повышает риск акушерских осложнений.

Современными исследователями показано, что неблагоприятными психосоциальными факторами, которые могут приводить к возникновению акушерских осложнений, являются такие факторы, как незамужество, проблема партнера и принадлежность к низким социальным слоям.

Патологическое протекание беременности, имеет группу причин:

а) независящие от женщины:

· тяжелыми внешними обстоятельствами (катастрофы, войны, терракты, стихийные бедствия и т.д.)

· тяжелые семейные обстоятельства (потеря близких, развод и т.д.)

б) зависящие от женщины:

- соматические болезни;

- личностные особенности;

· психопатологические состояния.

А.И. Захаровым (1994) систематизированы личностные факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности:

1. Эгоцентризм и нарциссизм (самолюбование) как нежелание приносить жертвы во имя ребенка.

2. Поведение типа А, когда приоритетными считаются погоня за успехом и профессиональные интересы, вступающие в противоречие с необходимостью временной самоизоляции в семье и сосредоточения на нуждах и воспитании ребенка.

3. Повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, когда любые стрессы надолго остаются в эмоциональной памяти, проявляясь в наиболее сенситивном периоде жизни женщины — беременности.

4. Тревожность — склонность к беспокойству и страхам.

5. Мнительность — подверженность частым сомнениям и недостаточная уверенность в себе.

6. Невротизация матери вследствие предшествующих неблагоприятных условий жизни в семье и нерешенных проблем в браке.

7. Восприятие родов как крайне болезненного, опасного и неприятного события жизни.

Наиболее опасны такие эмоциональные состояния, как повышенная раздражительность, волнение, состояние эмоциональной неудовлетворенности и недовольства, переживания по поводу отношений с супругом, сильные испуги, повышенная утомляемость, плохое общее самочувствие.

Психологические стрессорные факторы:

1. Отсутствие уверенности в прочности брака

2. Переживания из-за отношений с супругом, часто обусловленные конфликтными (внутри личностными) отношениями

3. Волнения в начале беременности

4. Повышенная раздражительность матери связана с ее утомляемостью и нарушениями сна, образуя своего рода неврастенический симптомокомплекс.

5. Частые состояния эмоциональной неудовлетворенности образуют антенатальный стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушения сна, подверженности испугам и семейным переживаниям.

6. Перегрузки в учебе или на работе

7. Нарушения сна при беременности

8. Повышенная утомляемость при беременности, вне зависимости от своих причин, наиболее «продуктивна» в антенатальном стрессогенезе.

9. Сильные испуги при беременности Волнения в конце беременности прежде всего обусловливают нарушения сна у матери.

10. 10. Страх перед родами.

1.5 Страхи вокруг беременности, страхи перед беременностью.

Почти каждая женщина, готовящаяся стать матерью, может испытывать многообразные, хотя в то же время и типичные, страхи. К наиболее распространенным относятся боязнь выкидыша, страх родить ребенка с физическими или психическими отклонениями, страх перед самими родами, страх перед сексом в период беременности, страх перед движениями плода или же, наоборот, перед отсутствием таковых. Врачи в женских консультациях часто оставляют женщину наедине с ее страхами, а иногда даже способствуют их усилению, говоря: «Вы не должны волноваться, так как Ваши волнения могут повредить развитию плода». В результате женщина не перестает испытывать страхи, но пытается их просто подавить, что, естественно, плохо получается. В итоге она испытывает чувство вины за свой страх, что не улучшает ее состояние. И круг замыкается.

Страхи до беременности.

Об этих страхах говорят редко, поскольку считается, что потребность иметь детей естественное биологическое стремление женщины. Возможно, такие страхи не встречались бы вообще, если бы женщина была только частицей природы, только «организмом», «особью», но не личностью Однако вся предыстория личностного развития будущей матери может привести к тому, что наступление беременности она будет рассматривать не как удовлетворение своих потребностей, но как жизненный кризис. А кризис, как известно, связан с повышением неопределенности будущего, неуверенностью в себе при столкновении с этой неопределенностью, недоверием к своим силам и возможностям.

Но кризис, вместе с тем, это и возможность выработать новое, более зрелое отношение к жизни, основанное на доверии к себе и возросшем самоуважении, и, как ни странно, почувствовать даже лучше, чем до наступления кризисной ситуации, поскольку реальный положительный опыт преодоления трудностей дает новую внутреннюю опору. Но в любом случае наступление кризиса говорит о нежизнеспособности прежних, не всегда осознанных жизненных установок.

Эти установки, заставляющее женщину бояться беременности, имеют два основных источника: воспитание в родительской семье и послушное усвоение некоторых предрассудков, кочующих по психолого-педагогическим и популярным медицинским изданиям под видом «научных истин».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.