Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды перевозок




России

Региональные особенности транспортной системы

Взаимодействие с другими видами транспорта

Регионы Российской Федерации по своим экономическим осо­бенностям можно подразделить на четыре группы:

• индустриальные районы с развитой топливно-энергетичес-­
кой базой и добывающей промышленностью (Сибирь, Урал, Даль-­
ний Восток);

• районы газо- и нефтедобычи (север Сибири, Поволжье, Се-­
верный Кавказ);

• районы с преимущественным развитием обрабатывающей
промышленности (центр и северо-запад европейской части Рос­-
сийской Федерации);

• сельскохозяйственные районы (южные и центрально-черно­
земные районы европейской части Российской Федерации).

В соответствии с региональными особенностями наблюдаются устойчивые грузопотоки в широтном и высотном направлениях, по которым перевозка грузов осуществляется за счет мощных транспортных магистралей трубопроводного и железнодорожного транспорта. Внутренний водный транспорт основную роль играет в перевозках по высотным направлениям, морской транспорт вы­полняет экспортно-импортные перевозки. Основными морскими


портами Российской Федерации являются Архангельск, Мур­манск, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Влади­восток, Находка, формирующие мощные транзитные потоки, связывающие континентальные районы Российской Федерации с зарубежными странами. В связи с большим грузопотоком с евро­пейскими странами для перевозки грузов широко используются порты Прибалтики и Финляндии.

Примерное распределение перевозок между различными вида­ми транспорта приведено в табл. 6.15.

Автомобильный транспорт играет главную роль при доставке готовой продукции потребителям. Производители дорогостоящей продукции предпочитают использовать AT для доставки своих гру­зов даже при значительных расстояниях транспортирования. Про­игрывая другим видам транспорта по стоимости перевозок (кроме воздушного), AT существенно опережает их по срокам доставки, гибкости и качеству обслуживания потребителей.

Соотношение видов транспорта значительно меняется в раз­ных районах и при перевозке различных грузов. Так, при средней доле внутреннего водного транспорта в общем грузообороте 3,3 %, в Поволжье и на юге России он выполняет около 25 %, а на Даль-

Таблица 6.15

Распределение перевозок между видами транспорта, %

 

Вид транспорта Грузооборот Объем перевозок Стоимость грузов
Железнодорожный 47,6 12,6 4,3
Морской 11,6 0,8 0,4
Внутренний водный з,з   0,5
Автомобильный 6,1 82,5 92,3
Трубопроводный 31,3 2,1  
Воздушный 0,1 1,5
Итого      
Таблица 6.16 Энергоемкость перевозок на разных видах транспорта
Вид транспорта Расход условного топлива для выполнения 1000 т-км, кг Средняя скорость доставки, км/сут
Железнодорожный    
Внутренний водный    
Автомобильный    
Воздушный   7 000
Трубопроводный  
         

нем Востоке — 13 % грузооборота. Внутренний водный транспорт перевозит около 20 % минеральных строительных материалов и 30 % леса. В настоящее время только около 5 % нефти перевозится по железной дороге. Вся остальная нефть транспортируется трубо­проводным транспортом.

На распределение перевозок существенно влияют затраты на топливо, и степень этого влияния в дальнейшем будет возрастать. Наименее энергоемкими являются железнодорожный, водный и трубопроводный транспорт. В табл. 6.16 приведены сравнительные показатели энергозатрат и средней скорости доставки грузов на разных видах транспорта.

Перевозки в зависимости от способа организации и использо­вания разных видов транспорта делятся на следующие группы.

Прямая (юнимодальная) перевозка выполняется одним видом транспорта.

Смешанная {мультимодальная) перевозка — перевозка груза дву­мя или более видами транспорта, работающими последовательно. В смешанных перевозках появляются дополнительные грузовые операции и связанные с ними дополнительные задержки груза и затраты. Оператор смешанной перевозки — лицо, которое от соб­ственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем, вы­ступает как сторона договора и принимает на себя ответствен­ность за его исполнение.

Прямая смешанная (интермодальная) перевозка оформляется одним перевозочным документом — накладной на весь путь сле­дования, например железнодорожным и внутренним водным транспортом.

Комбинированная перевозка — смешанная перевозка, выполняе­мая без перефузки фуза. В этом случае фуз перевозится на всем пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове и т.п.

Амодальная перевозка — это перевозка, которая выполняется по определенным маршрутам и управляется единым диспетчерс­ким центром независимо от вида транспорта.

Контрейлерная перевозка — система перевозки АТС (автомоби­лей, полуприцепов) по железной дороге на платформе, имею­щей пониженную высоту.

Интермодальные перевозки позволяют повысить скорость и эффективность перевозок за счет выбора наиболее рационального вида транспорта на отдельных участках маршрута без переоформ­ления груза. Этим объясняется их широкое применения в тради­ционно «автомобильных» странах Западной Европы, в частности в связи с повышением требований по экологичности АТС. Наи-


лучшие результаты в интермодальных перевозках дает использо­вание большегрузных контейнеров, для перевозки которых уже сложились необходимые технические условия. На всех видах транс­порта существует специализированный ПС, высокопроизводитель­ные перегрузочные средства и автоматизированные склады, зна­чительный парк контейнеров, соответствующих мировым стан­дартам, АТС с автономными устройствами погрузки и разгрузки, не требующими наличия у грузоотправителя или грузополучателя мощных ПРМ.

Для повышения скорости доставки грузов большое значение имеет развитие бесперегрузочных сообщений, которые позволя­ют выполнить доставку только с двумя операциями: погрузки (у грузоотправителя) и разгрузки (у грузополучателя). Паромные системы осуществляют перевозку наземного ПС по морским и внутренним водным путям и позволяют ликвидировать «разрывы» автомобильных и железных дорог в проливах и между островами. Контрейлерная система заключается в перевозке автомобильных полуприцепов (иногда вместе с тягачом) по железным дорогам. В этом случае приходится использовать специальные с понижен­ной высотой железнодорожные платформы.

Развитие смешанных перевозок способствовало возникновению и развитию мощных терминальных систем, и к настоящему време­ни за рубежом терминальные грузовые перевозки являются осно­вой всей системы междугороднего и международного сообщения.

Терминальную технологию используют крупные и мелкие ком­пании. Через терминалы перевозят разнообразные грузы. Развитие автотранспортных компаний связано в первую очередь со строи­тельством или расширением терминалов. Развитая сеть термина­лов часто является важным показателем престижности компании, признаком ее высоких сервисных возможностей и конкуренто­способности. Терминальная система способствует быстрой доставке товара, позволяет иметь запасные складские помещения для сгла­живания сезонных колебаний в спросе товара и т.д.

Терминалы классифицируют на универсальные и специализи­рованные.

Универсальный терминал представляет собой группу складов с центром распределения. Основные виды деятельности универ­сальных терминалов следующие:

• определение рынка транспортных услуг, заключение согла­
шений и прием заявок на перевозки;

• сбор, завоз и развоз мелких партий груза;

• переработка партий груза (сортировка, подгруппировка и т.д.);

• краткосрочное хранение груза;

• предпродажная подготовка;

• перевозка грузов между терминалами;

• выполнение расчетов за перевозки.


Рис. 6.8. Схемы прямой и терминальной технологии перевозки грузов

К специализированным относятся терминалы, осуществляю­щие переработку и перевозки какого-либо одного вида груза. При специализации появляется возможность хорошо изучить потреб­ности клиентуры, использовать оптимальный ПС, создать эффек­тивные автоматизированные системы складирования, хранения и управления перевозками.

Транспортный процеср при терминальных перевозках распа­дается на три организационно и технологически самостоятель­ных, но скоординированных между собой процесса (рис. 6.8):

• завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;

• переработка грузов на терминале;

• межтерминальная (линейная) перевозка грузов большегруз­-
ным транспортом.

На терминалы завозят грузы, требующие подгруппировки, хра­нения или выполнения таможенных формальностей. Остальные грузы при условии полной загрузки ПС перевозят непосредствен­но от грузоотправителя к грузополучателю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.