Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления




Структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления. Способы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления.

Компетенция органа местного самоуправления является ной правовой категорией, структура которой складывает предметов ведения, прав и обязанностей.

Представительные орга­ны местного самоуправления принимают общеобязательные пра­вила по предметам ведения муниципального образования, соблюдая принципы светского и социального государства, утверж­дают местный бюджет и планы развития муниципального образо­вания, решают другие вопросы местной жизни, воздействуя тем самым на муниципальные отношения во всех областях жизни му­ниципального образования.

Местная администрация (орган управления муниципального образования) управляет муниципальной собственностью, местны­ми финансами, решает иные вопросы непосредственного обеспече­ния жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с законами, уставом муниципального образования.

К органам специальной компетенции относятся органы мест­ного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни: например, отдел образова­ния местной администрации, органы охраны общественного по­рядка, обеспечения законности принятых решений и т.д.Второй элемент компетенции — права и обязанности — явля­ется основным, главным ее содержанием. Свои функций и задачи органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей.

Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

В юридической науке и в законодательстве при характеристике второго элемента компетенции часто используется понятие «пол­номочия», которое охватывает, как уже отмечалось, в равной сте­пени и права, и обязанности органа. Тем более что, как правило, право органа является одновременно и его обязанностью перед гражданами, населением, перед государственными органами. Так, представительный орган местного самоуправления утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении. Это — исключительное право представительного органа местного самоуправления, но в то же время — и его обязанность, ибо каждое муниципальное образо­вание должно иметь свой бюджет. Следует при этом также учиты­вать, что компетенция органа определяется путем издания право­вых норм и выступает как явление правовое. Поэтому орган не должен ни уклоняться от реализации своих прав и обязанностей, ни выходить за их пределы.

Таким образом, полномочия общего характера как бы определяют задачи, направления работы органов местного самоуправления.

Полномочия конкретного характера всегда связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, обеспечивая вместе с тем и реализацию полномочий общего харак­тера органов местного самоуправления.

В Европейской Хартии местного самоуправления провозглаше­ны принципы определения компетенции органов местного самоуп­равления. Статья 4 Хартии содержит следующие положения:

1) основные полномочия органов местного самоуправления ус­танавливаются конституцией или законом. Однако это не исклю­чает предоставления органам местного самоуправления в соответ­ствии с законом отдельных конкретных полномочий;

2) органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти;

3) осуществление публичных полномочий, как правило, долж­но преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близ­кие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и ха­рактера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии;

4) предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены органом власти, центральным или региональным, только в преде­лах, установленных законом;

5) при делегировании полномочий центральными или регио­нальными органами органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, -обладать свободой адаптировать их осу­ществление к местным условиям.

Данные положения получили развитие в российском законода­тельстве о местном самоуправлении. Так, Конституция РФ закреп­ляет самостоятельность органов местного самоуправления в преде­лах их полномочий (ст. 12) и запрещает ограничивать права мест­ного самоуправления, установленные Конституцией и федераль­ными законами (ст. 133). Самостоятельность местного самоуправ­ления в реализации своих полномочий обеспечивается судебной защитой прав местного самоуправления. Закон об общих принци­пах организации местного самоуправления запрещает органам го­сударственной власти и государственным должностным лицам осуществление полномочий местного самоуправления (ст. 14). В соответствии с ним муниципальным образованиям должна обес­печиваться экономическая и финансовая самостоятельность с учетом разграничения предметов ведения между муниципала образованиями (ст. 6).

Компетенция органов местного самоуправления может включать отдельные государственные полномочия, которыми могут коном наделяться органы местного самоуправления.

Вопрос о разграничении полномочий в системе органов местного самоуправления имеет свою историю.

В советский период развития нашей государственности, ко органы власти на местах выступали как органы государственной власти и управления (таковыми являлись местные Советы, их ис­полнительные комитеты, отделы и управления исполнительных комитетов), проблема соотношения представительного органа власти (местного Совета) и исполнительно-распорядительных ор­ганов (исполкома, его отделов и управлений) решалась в государствоведении на основе следующих законодательных положений:

а) конституционного закрепления права местных Советов ре­шать все вопросы местного значения;

б) признания всех основных полномочий во всех сферах мест­ ной жизни за местными Советами, независимо от того, осущест­влял ли эти полномочия сад Совет, его исполнительный комитет или отделы и управления;

в) закрепления перечня исключительных полномочий местного Совета, т.е. тех полномочий из компетенции местного Совета, кото­рые могли быть реализованы исключительно Советом на сессии;

г) признания за исполнительным комитетом права решать все вопросы, отнесенные к ведению Совета, за исключением тех, кото­рые должны были решаться только на сессиях Совета.

Опираясь на эти положения, многие государствоведы рассмат­ривали местный Совет как своеобразный механизм (систему), со­стоящий из собственно Совета (сессии Совета), исполнительного комитета, его отделов и управлений.

Компетенция местного Совета трактовалась на этом основании как объединение всех прав и обязанностей Совета и его органов (так называемая единая компетенция Совета). Сторонники данной концепции исходили также из конституционного принципа пол­новластия Советов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.