Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своеобразие древнекитайского искусства




Развитие древнекитайской цивилизации охватывает период с начала 2 тыс. до н.э. до первых веков н.э. Ее характер во многом обусловлен географическим положением Китая, изолированным от других древних цивилизаций (Месопотамии, Индии) горами, пустынями и джунглями. Древние китайцы называли свое государство «Срединным», подчеркивая его расположение в центре Вселенной (обитавшим вокруг народам и племенам древние китайцы дали название «варвары четырех сторон света»). Другое название – «Поднебесная» - отражало сущность мифических представлений Древнего Китая об особом покровительстве ей со стороны верховного бога Неба.

Культура Древнего Китая

До середины 1 тыс. до н.э. в Древнем Китае преобладают мифологические представления, связанные с поклонениям природе. Наряду с культом неба, широко распространен был культ священных гор, солнца, луны, культ предков (согласно мифам, душа человека живет и после смерти, может вмешиваться в дела людей).

Уже в древней китайской мифологии появляются представления об двух силах и процессах, составляющих основу всего сущего – это представление о Инь и Ян. Ян олицетворяет небо, мужчину, свет, добро, теплоту; Инь – землю, женщину, холод, зло и т.д. Сосуществование Ян и Инь определяется их постоянным взаимодействием (любая сущность с точки зрения китайцев состоит из этих двух противоречивых начал) и, в то же время, их постоянным противоборством. В результате взаимодействия Ян и Инь появились сначала пять основных элементов-стихий (вода, огонь, дерево, металл, земля), а затем все вещи в пространстве между небом и землей, в том числе и человек.

Оформление разрозненных древних мифологических представлений в единую систему, составившую основу древнекитайской идеологии, религии, и, в целом, мировосприятия происходит в конце 1 тыс. до н.э. Связаны эти процессы с деятельностью известных всему миру китайских мудрецов, первым из которых должен быть назван Конфуций.

Конфуций (Кун-цзы, годы жизни 551 – 479 до н.э.) стал основоположником древнекитайской религиозно-философской концепции, получившей впоследствии название конфуцианство. Изначально Конфуций создает целостное учение об устройстве общества и государства, послужившее основой идеологии Древнего Китая. Это учение систематизировано его учениками, которые уже после смерти Конфуция записали его высказывания и объединили их в книгу «Луньюй» (Беседы и суждения). В 3 веке до н.э. Конфуций был канонизирован и конфуцианство становится в Китае господствующей официальной религией. Основой учения Конфуция стала теория «восстановления имен», опиравшаяся на идеализацию древности и традиции. Конфуций утверждал, что в прошлом во главе Китая стояли «благородные мужи», твердой рукой управлявшие государством. Они установили справедливые законы, которые соответствовали законам мироздания. В древнем обществе каждый стремился выполнять эти законы, реализуя свой долг перед государством, не забывал традиций и старался точно соответствовать своему социальному положению. Т.е. каждый занимал свою нишу в социальной иерархии и выполнял свои обязанности по отношению к детям, семье, государству и т.д. В современном Конфуцию обществе люди отошли от древних традиций, это и стало причиной упадка морали, семьи, и, в целом, государства. Идея «восстановления имен» требует вернуться к заветам предков и соответственно им строить свою жизнь («пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем), это, по мнению Конфуция, позволит вернуться к процветанию государства и стабильности общества.

Главными идеями учения Кун-цзы является строгий рационализм, разумность и умеренность в поступках, требование отказа от личностного в пользу общественного, отношение к долгу как моральному обязательству («благородный человек заботится о долге, низкий думает о выгоде»). Социальным идеалом для Конфуция является высокоморальный совершенный человек Цзюнь – цзы. Цзюнь – цзы всего себя посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины, опираясь на гуманность и чувство долга.

В основе всех действий человека, по мнению Конфуция, должны лежать три взаимосвязанных принципа, на основе которых строится древнекитайская традиция. «Жэнь» – гуманность и чувство долга, справедливость и скромность; понимается так же и как сдержанность, любовь к людям, бескорыстие, верность и искренность. «Ли» – благопристойность, соблюдение церемоний и обрядов. «Сяо» – сыновняя почтительность (почтительность к родителям, старшим; проявлением сяо является и поклонение умершим предкам).

Фактически одновременно с конфуцианством в Древнем Китае развивается еще одна религиозно-философская система – даосизм. Даосизм так же опирается на древнекитайские традиционные мифологические построения и верования, однако, в отличие от конфуцианства здесь преобладает не столько идеологическая, сколько философско-мистическая направленность. Основателем даосизма считается мудрец Лао-цзы (в переводе его имя означает «старый ребенок», согласно преданию он родился уже старым и мудрым).

Главное произведение Лао-цзы – «Дао дэ дзин» (Книга о Дао и дэ), уже в названии этой книги заложены две основные категории этого учения. Дао (буквально «путь») – основа мироздания, первоначало. По мнению даосов человек зависит от земли, земля от дао, дао от себя самого. Дао господствует везде и во всем, абсолютно и безгранично. Оно недоступно органам чувств, безымянно и бесформенно, дает начало и форму всему на свете. Счастье и смысл жизни – познать дао, слиться с ним (жизнь – это иллюзия, смерть – возвращение к дао). Дао проявляется через дэ (эманация дао). Человек не в силах переменить существующий порядок вещей и поэтому должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Идеал жизни человека для даосов – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао (принцип «у-вэй» или теория недеяния).

Наряду с конфуцианством и даосизмом в Древнем Китае распространяется так же моизм (программа переустройства общества на традиционном китайском принципе всеобщей любви и взаимной пользы) и буддизм в форме махаяны (его распространение начинается уже с 5 в. н.э.)

Интересно, что независимо от вероисповедания каждый китаец прежде всего считает себя конфуцианцем, в повседневной жизни стремясь соблюдать заповеди и принципы жизни, предложенные великим учителем. Фактически конфуцианство становится основой идеологии Китая, значимость его сохраняется не только для Древнего периода, но и для современной китайской культуры.

Мировоззренческие основы древнекитайской культуры могут быть определены через следующие характеристики:

– культ сыновней почтительности и строгое повиновение старшим (следование принципу сяо);

–- культ семьи (понимание сущности отношений в семье, обязанностей мужа и жены существенно отличается от европейской культурной традиции. Так, проблема любви в семье не стоит, задачей ее является деторождение. Для мужчин высшая цель и принцип поведения – неукоснительное выполнение долга перед государством и несение службы, для «отдыха» мужчина мог выбрать себе наложницу, чему жена не должна была препятствовать. Для женщин долг выражается в смирении, послушании мужу и свекрови, ее главные обязанности – труд и продолжение рода. Идеал женщины для древнекитайской культуры – покорная жена, способная следовать за мужем даже в могилу);

– культ семейного клана (вплоть до средневековья для Китая характерны тенденции к нерасчлененной большой семье; кланы сородичей обладали большими юридическими правами);

–– культ грамотности (согласно конфуцианству иерархическое разделение общества –должно соответствовать знаниям и добродетели, а не знатности и богатству. Единственный путь войти в состав правящей элиты – пройти трехступенчатую систему государственных экзаменов и получить в соответствии с их сдачей квалификацию и государственную должность). Изначальное воспитание в семье производится прежде всего в духе конфуцианства (приучение к нормам ли, сяо и жэнь; устное заучивание и толкование фраз из классических конфуцианских произведений). В процессе дальнейшего обучения опять-таки особенно значима подготовка знатоков конфуцианства (идеологов и богословов), а так же серьезное место занимает письмо (каллиграфия), философия, литература, история. Интересно, что наиболее престижным считалось гуманитарное знание. Дисциплины негуманитарного цикла не считаются достойными серьезного внимания. Правда, это не означает, что естественно-научные знания в Китае абсолютно не развивались. Серьезных успехов древние китайцы достигли в математике, астрономии, медицине. Так, в лечебной практике уже в 1 тыс. до н.э. широко применяли наркотики. Древнекитайский врач Бянь Цао проводил операции под наркозом, используя для этого специальный наркотический напиток. Широкое развитие в древнем Китае получили специфические методы лечения, связанные с иглоукалыванием и прижиганием. Во втором веке до н.э. в Китае создана одна из самых древних книг о лекарственных средствах; в 1 в. н.э. написан подробный каталог медицинских книг, включавший так же рецепты лечения болезней;

– строгое следование нормам, порядкам, церемониям, строгая регламентация быта (церемониальность и неукоснительное выполнение норм и порядков, установленных предками, проявлялась в древнекитайской культуре практически во всем – от ежедневных бытовых процедур вплоть до соблюдения определенного внешнего облика, отвечающего твоему положению в социальной иерархии. Так, например, торговцам и ростовщикам запрещено было одеваться в богатые парчовые одежды, что являлось исключительно привилегией аристократии. Не поощрялось любое новшество, любое изменение традиции: изменение традиции даже в мелочах воспринималось как «потеря лица».);

– склонность к догматизму и конформизму (истины, высказанные древними мудрецами, подлежало выучивать наизусть и ни в коей мере не отступать в жизни от их содержания; любая новая мысль может существовать только как комментарий к изречениям мудрецов, не претендуя на самостоятельность, новационность и оригинальность).

– антиличностная, антииндивидуальная установка (человек как личность не представлял самостоятельной ценности, поскольку он рассматривался прежде всего как представитель государства и семьи.

Отличительной чертой древнекитайского искусства, в целом выражающего сложное мировоззрение древнекитайской культуры, является неразрывное единство в нем поэзии, живописи и каллиграфии (искусства письма). Все эти отдельные феномены выражаются с помощью одного и того же инструмента – кисти, и сущность их определяется знаком (иероглифом), отражающим смысл и красоту реального мира.

Иероглифическое письмо распространилось в Древнем Китае в 3 в. до н.э., к этому времени уже существовало более 18000 иероглифов. Изначально их написание производилось на узких бамбуковых дощечках царапающей палочкой, затем перешли к письму на шелке натуральными красками и специальной кисточкой. Уже в 105г. до н.э. в связи с изобретением бумаги (ее варили из древесной коры, тряпья, конопли) именно этот материал становится основой для письма.

Каллиграфия передает графическую красоту иероглифов. Занимаясь этим искусством, каждый китаец не ограничивается простым копированием знака, он вносит в него своя «я», он приобщается к магической силе знака, заключенного в иероглифе, и словно бы вступает в общение со всей Вселенной.

Поэзия связывает и преобразует начертанные знаки и стремится передать «неосязаемый трепет звуков», чему способствует музыкальность «многотонального» китайского языка. Еще в середине 1 тысячелетия до н.э. созданы знаменитые в Китае поэтические произведения – «Книга песен» и «Книга перемен». Впоследствии в древнекитайской традиции сложилось несколько поэтических школ (сюаньсюэ, «ясные беседы», поэзия «гор и вод» и др.), сущностью которых был символизм, а главной темой - уход от суеты мира и созерцание гармонии, красоты, меры в природе.

Живопись, скульптура и архитектура в древнекитайском искусстве так же связаны с каллиграфией. Это выражается и «напрямую», когда произведения живописи сопровождаются иероглифической письменностью (чаще всего поэтическим текстом), и косвенно. Последнее проявляется в символичности древнекитайского изобразительного искусства. Так, знаменитое архитектурное сооружение – Великая Китайская Стена - служит не только практическим целям, но и является символом древнекитайской государственности, замкнутости и внутренней сосредоточенности древнекитайской культуры. Символичны и традиционные древнекитайские архитектурные сооружения – пагоды. Это – многоярусные башни с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края. Символизировала пагода связь с небом, иерархичность мира (которая выражалась в многоступенчатости пагоды), а так же и традиционность, поскольку такая архитектурная постройка восходит к древнейшему типажу древнекитайского жилья.

В целом, разные виды художественной деятельности (поэзия, музыка, каллиграфия, живопись, архитектура, танец и т.д.) по сути, образовали в культуре Древнего Китая единое синкретичное искусство, где мелодия, ритм, жест, цвет, слово становятся символами мировосприятия и в совокупности составляют образ Вселенной.

 

При всем своеобразии и специфичности древнейших культур Востока их мировосприятие и культурная деятельность в целом определяется рядом общих характеристик. Важнейшими из них можно считать:

Ø традиционализм (следование традиции, издревле сложившимся установкам становится в традиционных культурах Востока обязательным);

Ø незыблемость норм и общественных установлений;

Ø огромную роль общества, государства и превалирование социальных установок над личностными, индивидуальными;

Ø низкую мобильность (динамику) социальных отношений или же вообще отсутствие таковой (характерным примером служит иерархичность древнеиндийского, древнекитайского общества, кастовый строй в Индии);

Ø мифологичность мышления (выражается в представлении о космических циклах природы и человека как вечного круговорота рождения и смерти, а так же в развитом многобожии – политеизме, когда принадлежностью к богам фактически наделяются силы природы*);

Ø веру в переселение душ (метемпсихоз), причем в последующих своих рождениях душа фактически отвечает за предыдущую жизнь (жизни), проведенные ею на Земле;

Ø особое отношение к смерти как к переходу в вечность, с одной стороны (к которому надо серьезно готовится) и как к промежуточному состоянию, предполагающему новое рождение и цикличность природных изменений, с другой;

Ø отличительной особенностью художественной культуры традиционных обществ Востока является и преобладание канона, нормативности творчества, а так же синкретизм (нерасчлененное единство отдельных видов художественной культуры, что требует особого типа восприятия – синестезии как гармоничного единства слухового, цветового, визуального, вербального и пр. компонентов).

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. На примерах поясните существование культа смерти в Древнем Египте. Характерен ли такой культ для других древних культур?

2. Чем, на ваш взгляд отличается мировосприятие древнеегипетской культуры и культуры древней Месопотамии?

3. Объясните сущность и значимость зороастризма.

4. Какова роль принципа «сяо» для древнекитайской культуры?

5. Какую роль для древнекитайского общества имело конфуцианство? Подтвердите свой ответ примерами.

6. Связаны ли между собой идеи древнеиндийского брахманизма и буддизма?

7. Объясните, почему возникает вопрос о правомерности отношения к буддизму как к религии.

Литература

1. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985

2. Буддийский взгляд на мир. Спб., 1994.

3. Васильев Л. С. Древний Китай М., 1995.

4. Васильев Л. С. История Востока в 2-х т. М., 1993.

5. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура (Индия, Китай, Япония). М., 1997.

6. Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

7. Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. Спб., 1994.

8. Жаров С. Н. Три лика китайской культуры: конфуцианство, даосизм, буддизм. Воронеж, 1995.

9. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

10. Кремер С. История начинается в Шумере. М., 1991.

11. Мифы народов мира. Т.1 – 2. М., 1990.

12. Найп Д. М. Индуизм. Эксперименты в области сакрального// Религиозные традиции мира. В 2-х. томах. Т.2. М., 1996.

13. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации. М., 1990.

14. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993.

15. Шмелев И. П. Феномен Древнего Египта. Мн., 1993.

 

ГЛАВА 4. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

 

Античность представляет собой синтез двух внутренне близких по содержанию культур – культуры Древней Греции и Древнего Рима. При всем многообразии сходных черт (а иногда и прямых заимствований древнеримской культурой реалий культуры древнегреческой) между ними много и различий, которые проявляются как в общемировоззренческих установках, так и в характеристиках социально-политической, религиозной, эстетической жизни. Вследствие этого культуры Древней Греции и Древнего Рима целесообразно рассматривать как связанные между собой, но, вместе с тем, самостоятельные и индивидуальные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.