Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению




Практическое занятие по культуре речи №5

Стилистические ресурсы лексики.

Тема: Лексико-стилистические нормы.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Расскажите о лексических ошибках, связанных с употреблением слов в несвойственных им значении (смешение паронимов, алогизмы, плеоназм, тавтология).

2. Что называется лексической сочетаемостью? Расскажите об ошибочной сочетаемости слов.

3. Расскажите о лексических ошибках, связанных со стилистическими смешениями.

4. Чем отличаются лексические ошибки от лексико-стилистических недочетов? Расскажите об употреблении речевых штампов и клише. Как избежать неоправданного повтора лексемы (или морфемы) и лексического однообразия речи?

5. Какие группы лексических единиц составляют стилистические ресурсы лексики? Расскажите о них.

 

Практическое задание.

Материал для литературного редактирования // Карпова Е.В. Словоупотребление в русском языке. - Калуга. - 2002. - с.6-7; 8-9; 11-12; 14-15.

Литература

1. Карпова Е.В. Словоупотребление в русском языке. - Калуга. - 2002. - с.3-15. 19-21.

2. Горбачевич К.С. Нормы соврем. рус. литер. языка. - м. - 1981. - гл. III.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М. - 1993. - с.5-18; 28-34; 35-69; 113-115.

4. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи.-М.,2003. с. 239-244

5. Толковые словари русского языка.

6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка – М., 1993- С.106-133.

Дополнительная литература.

1. Валгина Н.С. Активные процессы в соврем. русск. языке. - М. - 2001. - с.75-130

2. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. - М. - 1996. - с.52-73; 109-112.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.-М.-2002 с.4-112

 

 

Преподаватель доц. Карпова Е.В.

Сделайте письменный перевод текста на современный русский литературный язык:

Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей им что приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не надевать, и возле них не садиться, и прежде оных не заседать,... но немного уступя позади оных к стороне стоять, подобно как паж некоторый или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать.

У родителей речи перебивать не надлежит и не прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должны прямо.

А когда говорить им случиться, то должны они благоприятно, а не криком и тем более с сердца или с задору говорить, не якобы бы сумасброды... нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким высоким иностранным лицом говорить случилось, дабы они в том, как и обвыкли.

Когда родители или кто другой их спросят или позовут, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшка, или государыня матушка, или что мне прикажете, государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать, и никогда вдруг наотказ не молвить - нет, но сказать: так, мой государь, слышу, государь: я вразумел, государь, учиню так, как вы, государь, приказали.

Отрок имеет... встретивши, на три шага не дошедши, шляпу приятным образом сняв, а, не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно, и лучше про которого когда говорят: он есть, вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.

Младый отрок да не будет пересмешлив или дурацким шуткам заобычен...

Младые люди не должны ни про кого худого переговаривать, и особенно все разглашать, что слышат, особливо, что ближнему во вред, к урону и умалению чести и славы касаться может.

Младые отроки не должны носом храпеть и глазами моргать, и особенно шеей и плечами якобы из повадки трясти и руками не шалить, не хватать или подобное неистовство чинить...

Когда тебя спросят, то надлежит тебе отозваться дать ответ как пристойно, а не маши рукою, не кивай головою или иным каким непристойным образом, наподобие немых, которые признаками говорят или весьма никакой отповеди не дают.

Когда кого поздравляешь, то должно не головой ковать и головой махать, якобы от поздравляемого взаимной чести требовать, а особливо, будучи далеко, но надобно дожидаться, пока ближе вместе сойдутся, и если другой тогда взаимной чести тебе не отдает, то опосля его впредь его никогда не поздравляй. Ибо честь есть того, кто тебя поздравляет, а не твоя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.