Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение чтению в добуквенный период




ЕРМОЛАЕВА Н.К., учитель-логопед МДОУ «Белоснежка» г. Новый Уренгой, пос. Лимбяяха

Большинство педагогов полагают, что для ребенка будет лучше если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4—5 лет учиться читать легче, чем в 7—8.

Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Показывая малышу букву, следует соблюдать определенные правила и принципы, которые разработал замечательный детский психолог Д.Б, Эльконин и которые выдержали уже 30-летнюю практическую проверку. О своем методе Эльконин подробно написал в статье «Как научить детей читать».

 

Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам — обязательные предпосылки обучения чтению. Существует механизм воссоздания звуковой формы при чтении:

— выяснение порядка следования фонем в слове;

— установление различительной функции фонемы;

— выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных русскому языку.

По системе Эльконина фонемный анализ включает в себя:

— интонационное выделение последовательности фонем и общий анализ слова, при котором создается модель такой последовательности;

— дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова;

— дифференциация твёрдости-мягкости и звонкости-глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.

При этом используются следующие приемы:

— сопоставление моделей фонемного состава слов между собой и установление их сходства и различия;

— придумывание по заданной модели слов, имеющих одинаковую фонемную структуру.

Для материализации звуков на первом этапе используются фишки одного, а затем двух и трех цветов. На втором этапе Эльконин предлагает вводить буквы, обозначающие гласные фонемы, соблюдая при этом определенные правила:

— знакомить детей с буквами, как знаками фонем, не допуская

смешения букв и фонем;

— формировать опережающую ориентацию на гласные буквы

и фонемы.

Необходимо помнить, что буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двоякую функцию: кроме собственного образа они ещё указывают на мягкость или твердость предшествующих согласных фонем. Еще К.Д. Ушинский предлагал знакомить детей сразу со всеми гласными буквами, вводя их парами: «а—я», «о—ё», «э— е», «у—ю», «ы—и». То же предлагает система Эльконина.

Заполнение схемы слов вначале фишками трех цветов, а затем буквами фиксирует знаковую функцию буквы и помогает объяснить детям, что данные буквы обозначают одну и ту же фонему, но ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости.

На этапе «словоизменения» у детей формируется ориентация на гласные буквы и фонемы для получения нового слова при замене одной только гласной. Эльконин предлагал использовать полоску из картона, на которой написаны все гласные буквы. Ее можно прикладывать к схеме слова на картинках, заменяя одну гласную другой. Подобный способ поможет сформировать у детей основной механизм чтения: упреждающую ориентацию на гласную букву и фонему.

Похожий принцип Эльконин предлагает соблюдать и при ознакомлении с буквами, обозначающими согласные фонемы:

— дети проводят фонемный анализ, заполняя схему слова

фишками трех цветов;

— ставят на места знакомые гласные;

— определяют согласные фонемы, стоящие перед гласными.

 

Дополнительно предлагается использовать окошечки и полоски с гласными и согласными буквами.

Эльконин считал, что целесообразно знакомить детей одновременно с двумя согласными звуками — звонким и соответствующим ему глухим. Главной целью его системы обучения можно назвать чтение полных слов с четкой постановкой ударения, поскольку именно оно создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в целое.

Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукер-ман в своих книгах («Чтение без принуждения», «Учимся читать и писать», «Школьные трудности благополучных детей») предлагают оригинальную игровую аранжировку системы Эльконина.

Для детей главная трудность звуковых игр состоит в том, что они склонны смешивать трудноуловимые звуки с другими свойствами слова, с его значением, долго путают звук — минимальную единицу членения слова и слог — более естественную артикуляционную единицу.

 

Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, — занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.