Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие связной речи. Лексико-грамматические игры и упражнения




Лексико-грамматические игры и упражнения

Беседа

Образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравей­ник); их вред и польза.

«Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: ле­тают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, соби­рают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помо-


гают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылеза­ют, трудятся, переносят.

«Кто как передвигается?» Составление сложных предло­жений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка... Гусеница ползает, а кузнечик... Бабочка летает, а улитка... Жук ползает, а стрекоза... Оса летает, а червяк... Улитка ползает, а стрекоза... Паук ползает, а пчела... Оса летает, а червяк... Кузнечик прыгает, а комар... Таракан ползает, а стрекоза... Бабочка порхает, а муха...

• «Четвертый лишний». Употребление сложных предложе­ний с союзом потому что.

На доске — четыре картинки: сорока, ласточка, оса, воро­на. Дети составляют предложение: «Лишняя оса, потому что это насекомое». И т. д.

«Насекомые-великаны». Употребление слов с увеличитель­ными оттенками. Составление предложений по образцу.

Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не му­равей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не чер­вяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище. И т. д.

«Исправь ошибку». Усвоение предлогов и словаря по теме.

Рядом с цветком огромный жучок. Возле пенька малень­кий червячище. Под кустом мелкий тараканище. Около вет­ки громадный комарик. Под листом малюсенький комари­ще. Возле муравейника небольшой муравьище. И т. д.

«Сколько насекомых на цветке?» Согласование числитель­ных с существительными. Развитие логического мышления и внимания.

У каждого ребенка — предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета. Ребенок должен составить (если это соответствует логике) предложение: «На цветке 3 черных муравья». Или: «На цветке 5 зеленых кузнечиков». И т. д.

• Рассказ «Как бабочка летала». Усвоение предлогов под, из-под.

Картинки: бабочка, цветок, береза, куст, гриб, елка, гнез­до, листок, мухомор.


«Бабочка летала-летала и села под цветок. Посидела и вылетела из-под цветка. Летала-летала и села под ветку. Посидела и вылетела из под ветки. Летала-летала и села под березу. Посидела и вылетела из-под бе­резы. Летала-летала и села под куст. Посидела и вылетела из-под кус­та. Летала-летала и села под гриб. Посидела и вьиетела из-под гриба. Летала-летала и села под елку. Посидела и вылетела из-под елки. Лета­ла-летала и села под гнездо. Посидела и вылетела из-под гнезда. Лета­ла-летала и села под мухомор. Посидела и вылетела из-под мухомора. Устала бабочка, нашла свою норку и уснула в ней».

Логопед предлагает детям пересказать рассказ. Физкультминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра «Со словами мы играем»:

Со словами мы играем, И слова мы удлиняем: Стре-ко-за, за-за-за (6 хлопков), Му-ра-вей, вей-вей-вей. Свер-чок, чок-чок (4 хлопка), Ба-боч-ка, ка-ка-ка. И т. д.

Уточнение артикуляции и произношения звука [э]. Буква Э

• Характеристика звука (гласный — поется).

«Скажи наоборот»: пе-пэ, бе-бэ, ке-кэ, ме-мэ, ле-лэ, ге-гэ, хе-хэ, те-тэ и т. д.

«Найди ошибку в слове»: етажи, ехо, ескимо, екипаж, по­ет, екскаватор, електровоз, поема.

«Звукоедик»

Звукоедик прилетел и в словах он звуки съел:...хо,...ска-латор,...лектровоз,...скимо,...кскаватор,...тажи,...кран,...кипаж,...дик,...тажерка,...квилибрист,...скадра,...лектро-утюг.

«Сложи звуки»: [э], [х], [о]; [п], [о], [э], [т]; [э], [т], [а], [ж]; [э], [м], [у]; [э], [т], [о].

«Раздели полоску». У каждого ребенка — карандаш и по­лоска бумаги. Логопед подходит к каждому ребенку и шепо­том говорит ему на ухо слово (слова из упражнения «Звукоедик»). Ребенок должен разделить полоску каранда­шом на столько частей, сколько слогов в слове.

«Ты картинку найди, с предложением приди». Картинки, в названии которых есть звук [э] и в которых его нет, рас-


средоточены в разных местах помещения. Дети находят нуж­ные и составляют предложения.

«Собери слово». На игровом поле — карточки со слогами. Дети должны составить из них слово: -ки-, эс-, -мо (эски­мо); -паж, -ки-, э- (экипаж); -жи, э-, -та- (этажи); -э-, -ма, по- (поэма); -кад-, -ра, эс- (эскадра).

• Знакомство с буквой Э: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква Э? (Влево.)

Чтение слов: поэт, поэты, поэма, эскимо, этажи, аэро­бус, аэроплан, аэросани, Эдик, Эмма.

• Преобразование слов: эх — эхо — это — эти — эта — эра — эта — этаж — этажи.

• Составление предложений со словами это, эта, этот: «Это стол и стул. Этот стол ваш. Этот стул наш. Эта книга наша».

Тематический цикл «Школа» (двадцать девятая неделя)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.