КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие связной речи. Лексико-грамматические игры и упражнения
Лексико-грамматические игры и упражнения Беседа Образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза. • «Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помо- гают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят. • «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Муравей ползает, а бабочка... Гусеница ползает, а кузнечик... Бабочка летает, а улитка... Жук ползает, а стрекоза... Оса летает, а червяк... Улитка ползает, а стрекоза... Паук ползает, а пчела... Оса летает, а червяк... Кузнечик прыгает, а комар... Таракан ползает, а стрекоза... Бабочка порхает, а муха... • «Четвертый лишний». Употребление сложных предложений с союзом потому что. На доске — четыре картинки: сорока, ласточка, оса, ворона. Дети составляют предложение: «Лишняя оса, потому что это насекомое». И т. д. • «Насекомые-великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу. Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не червяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище. И т. д. • «Исправь ошибку». Усвоение предлогов и словаря по теме. Рядом с цветком огромный жучок. Возле пенька маленький червячище. Под кустом мелкий тараканище. Около ветки громадный комарик. Под листом малюсенький комарище. Возле муравейника небольшой муравьище. И т. д.
• «Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с существительными. Развитие логического мышления и внимания. У каждого ребенка — предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета. Ребенок должен составить (если это соответствует логике) предложение: «На цветке 3 черных муравья». Или: «На цветке 5 зеленых кузнечиков». И т. д. • Рассказ «Как бабочка летала». Усвоение предлогов под, из-под. Картинки: бабочка, цветок, береза, куст, гриб, елка, гнездо, листок, мухомор. «Бабочка летала-летала и села под цветок. Посидела и вылетела из-под цветка. Летала-летала и села под ветку. Посидела и вылетела из под ветки. Летала-летала и села под березу. Посидела и вылетела из-под березы. Летала-летала и села под куст. Посидела и вылетела из-под куста. Летала-летала и села под гриб. Посидела и вьиетела из-под гриба. Летала-летала и села под елку. Посидела и вылетела из-под елки. Летала-летала и села под гнездо. Посидела и вылетела из-под гнезда. Летала-летала и села под мухомор. Посидела и вылетела из-под мухомора. Устала бабочка, нашла свою норку и уснула в ней». Логопед предлагает детям пересказать рассказ. Физкультминутка-логоритмика • Речевая подвижная игра «Со словами мы играем»: Со словами мы играем, И слова мы удлиняем: Стре-ко-за, за-за-за (6 хлопков), Му-ра-вей, вей-вей-вей. Свер-чок, чок-чок (4 хлопка), Ба-боч-ка, ка-ка-ка. И т. д. Уточнение артикуляции и произношения звука [э]. Буква Э • Характеристика звука (гласный — поется). • «Скажи наоборот»: пе-пэ, бе-бэ, ке-кэ, ме-мэ, ле-лэ, ге-гэ, хе-хэ, те-тэ и т. д. • «Найди ошибку в слове»: етажи, ехо, ескимо, екипаж, поет, екскаватор, електровоз, поема. • «Звукоедик» Звукоедик прилетел и в словах он звуки съел:...хо,...ска-латор,...лектровоз,...скимо,...кскаватор,...тажи,...кран,...кипаж,...дик,...тажерка,...квилибрист,...скадра,...лектро-утюг.
• «Сложи звуки»: [э], [х], [о]; [п], [о], [э], [т]; [э], [т], [а], [ж]; [э], [м], [у]; [э], [т], [о]. • «Раздели полоску». У каждого ребенка — карандаш и полоска бумаги. Логопед подходит к каждому ребенку и шепотом говорит ему на ухо слово (слова из упражнения «Звукоедик»). Ребенок должен разделить полоску карандашом на столько частей, сколько слогов в слове. • «Ты картинку найди, с предложением приди». Картинки, в названии которых есть звук [э] и в которых его нет, рас- средоточены в разных местах помещения. Дети находят нужные и составляют предложения. • «Собери слово». На игровом поле — карточки со слогами. Дети должны составить из них слово: -ки-, эс-, -мо (эскимо); -паж, -ки-, э- (экипаж); -жи, э-, -та- (этажи); -э-, -ма, по- (поэма); -кад-, -ра, эс- (эскадра). • Знакомство с буквой Э: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква Э? (Влево.) • Чтение слов: поэт, поэты, поэма, эскимо, этажи, аэробус, аэроплан, аэросани, Эдик, Эмма. • Преобразование слов: эх — эхо — это — эти — эта — эра — эта — этаж — этажи. • Составление предложений со словами это, эта, этот: «Это стол и стул. Этот стол ваш. Этот стул наш. Эта книга наша». Тематический цикл «Школа» (двадцать девятая неделя)
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |