Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефекты мягкости – твердости и способ их коррекции




Актуальные проблемы совр. л.

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и пси­холингвистических) и методов коррекции нарушений рече­вой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практи­ке и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах рече­вых расстройств.

Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми. Прием исправления данного дефекта, основанный на подражании, предпол слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па-пя, ма-мя, апа-апя). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различное положение языка и побудить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и языко-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь. В случае успешного воспроизвед-я ребенком мягких согласных зв целесообразно сразу же использовать слова с мягкими согласными (пять, Катя).

Если прямое подражание окажется неэффективным, м попробовать обходной путь. Ребенку предл произнести гласный И, а затем слог ПИ. При наличии смягчения фонемы П в позиции перед гласным И надо предложить ребенку несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая И, в результате чего может получиться отчетливое ПЬ, с некоторым предыханием. Тогда следует перейти к звукосочетанию АПИ, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй – шепотом и кратко. Так можно получить сочетание АПЬ. закрепив полученный т.о. мягкий звук П-ПЬ, можно переходить к открытому слогу ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной (ПЬ___А), а потом сливая их. Затем можно вводить слоги с другими гласными и слова. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными (МЬ, ФЬ, ВЬ).

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применять механический способ, кот сост в следующем. В качестве исходного используется звук Т, от которого с помощью механического воздействия на язык ставится звук ТЬ. Предложив ребенку произнести несколько раз звук Т или слог ТА и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), м автоматически получить звук ТЬ, в изолированном виде (ТЬ, ТЬ, ТЬ) или в открытом слоге (ТЯ, ТЯ, ТЯ). Такой эффект достигается тем, что механическое удержание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что в свою очередь неизбежно вызывает подъём спинки языка к небу.

Тот же механический способ применяется при постановке звуков ДЬ от Д, НЬ от Н.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных зв принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к небу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, кот целесообр ставить в след порядке: ФЬ, ВЬ, ПЬ, БЬ, МЬ, СЬ, ЗЬ, РЬ, ЛЬ.

Что касается звуков КЬ, ГЬ, ХЬ, то спец работы над ними обычно не требуется, т.к. в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными И, Э (кирпич, гиря, хитрый) и усваиваются в этой позиции без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделять специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) этих звуков и твердых вариантов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.