Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика. Культура речи




Требования к отчету

Отчет должен иметь титульный лист и включать следующие разделы:

Цель работы; технологию работы (кратко по каждому пункту); задание; выполнение задания с результатами по каждому пункту; выводы по работе.

 

Толковые словари определяют риторику как науку и ис­кусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расши­рила сферу влияния, охватив разнообразные области общения — от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного, как устного, так и письменного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, стилистиче­ская дифференциация, требования языковой нормы, чему спо­собствовало возникновение и интенсивное развитие новых науч­ных направлений: теории речи, общения, массовой коммуника­ции, социолингвистики, функциональной стилистики, грамма­тики и др.

Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова — речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно правильной, в которой исполь­зуются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный ве­ками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпо­хи» (по В. Г. Костомарову), разумеется.

Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни; они порождают мотивы и цели; затем говорящий форми­рует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грам­матическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует пони­мание слушателем и его реакцию.

Выбор средств определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной, подготовки: мотивации, струк­турирования содержания, выбора слов и их последовательности, грамматического маркирования, кодового перехода на акустиче­скую, звучащую, речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент.

Риторические учения возникали в периоды расцвета цивили­заций: Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Рим. Но в осно­ве всех риторических учений мы видим и философские понятия (например, понимание риторического идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, Метафора и пр.), и прагматические (образование, ораторство, Деловой мир, политика).

Европейская риторическая традиция восходит к античной куль­туре V—I вв. до н. э. В Древнюю Русь она пришла через Византию и ^ благодатную почву в славянском мире: расцвет красноре-


чия наступил в XI—XIII вв. Большинство крупных политических деятелей, писателей и даже полководцев Греции и Рима прощдц риторические 14-летние школы. В книге «Об образовании орато­ра» (в русском издании — 12 книг «риторических наставлений») М. Ф. Квинтилиана (I в. н. э.) предствлены и модель учащегося, и развитие его способностей, и разделы риторических программ, ц нравственные требования к носителю риторического мастерства. Престиж риторики и ее носителя — оратора — был настолько высок, что Марк Туллий Цицерон (I в. до н. э.) ставил его на второе место после полководца. Сам Цицерон был государствен­ным деятелем — консулом и философом, и непревзойденным оратором, и автором трактатов «Об ораторе», «Оратор», «Брут». Античная риторика была неотделима и от общего развития куль­туры, социальной жизни: у древних мыслителей было развито чувство гармонии науки и жизни, теории и практики. Снобизм некоторых современных ученых ставит под сомнение право ри­торики называться наукой. Но риторика имеет все признаки гу­манитарной науки: ее предмет — речь, общение; классическая риторика опиралась на обобщенный опыт, современная, кроме того, — на закономерности речевой деятельности. Риторика име­ет богатейшую историю и литературу, прочные научные связи с философией, логикой, психологией, поэтикой, языкознанием. В разные эпохи она была востребована обществом, что наблюда­ется и сегодня.

В развитых странах, включая Россию, формируется современ­ная риторика — rhetorica nova. «Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики» (Рождествен­ский Ю.В. Теория риторики. — М., 1997. — С. 10). Она должна быть в высшей степени оперативной, обеспечивать умение ориен­тироваться в потоке жизни и в лабиринтах текстов, информации, уметь тонко понимать возможные смыслы высказываний, момен­тально реагировать. Если старая риторика определяла позицию ав­тора и лишь учитывала личность слушающего (адресата), то совре­менная риторика биполярна, диалогична, ситуативна, больше об­ращена к импровизации на основе максимальной готовности, мо­ментальной ориентировки. Это требует огромного объема знаний, гибкого интеллекта, высочайшей языковой готовности.

Поэтому риторика опирается на высокий уровень владения язы­ком (и языками) и культурой речи в широком понимании этого термина. Языковая культура, обогащенная риторическим опытом, современными теориями паралингвистики, дискурса, се­миотики, прагматики языка, психологии речи, логики, подкреп­ленная артистизмом, призвана обеспечить формирование интел­лектуально и нравственно совершенной личности.

Неумолимая история поставила современные поколения переД фактом: почти полтора столетия риторика была исключена из круга


ьТурных ценностей, формирующих языковую личность. В ка-

й-то мере эту научную дисциплину подменяли, с одной сторо-

К поэтика, стилистические упражнения, что лишало ее соци-

н 'н0Го напряжения, с другой стороны, риторика была низведе-

а до уровня брошюр «В помощь агитатору и пропагандисту» (20—

70_е годы XX в.).

Между тем, в практическом плане несомненных успехов до­стигло академическое красноречие, приобрели известность бле-стяшие судебные ораторы второй половины XIX в. Социальные потрясения выдвигали одаренных, но не всегда образованных иМПровизаторов. Риторика преподавалась лишь в богословских учебных заведениях, а также на факультетах классической фило­логии некоторых университетов.

Кому же нужна риторика сегодня? Всем — без исключений. В начале 1990-х годов в «Известиях» была напечатана статья «По­чему Клинтон говорит так складно?» Но ведь бывшего президента США учили! В США мастерство публичной речи, полемики, уме­ние свободно и доброжелательно общаться ценится очень высоко. Да и в России меткое слово всегда вызывало уважение и даже зависть. «Словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить», — писал В. А. Сухомлинский.

Риторика в одно и то же время и учебный предмет, и профес­сиональный. Человек должен знать не только структуру своего язы­ка, но и механизмы говорения и аудирования. Физическая куль­тура справедливо признается важнейшим предметом в школе и в вузе, на нее тратятся миллиарды, а культура речи считается вто­ростепенным довеском к необъятному курсу грамматики. Как про­фессиональный предмет риторика необходима во всех социальных сферах: государственным служащим, политикам, педагогам, юри­стам, журналистам, актерам, писателям, проповедникам... Ком­мерсант должен быть мастером делового общения; офицер — на­ходить взаимопонимание с подчиненными; профессор универси­тета — доносить сложнейшие научные истины до понимания не искушенных в науке студентов.

По речи, по ее культуре судят о человеке. «Заговори, чтобы я тебя увидел», — сказал Сократ своему новому ученику... Если субъект сформировал в себе такие личностные качества, как активность, коммуникабельность, умение не теряться в сложных ситуациях об-Щения, да еще обнаруживает отличное владение языковыми сред­ствами, — он достигнет успеха, уважения, а возможно — и изве­стности.

Риторика как наука ищет пути решения следующих проблем и задач:

а) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонима-я в Условиях современного общества;


б) исследование форм, механизмов речи: говорения, аудиро.
вания, чтения, письма, а также различных кодовых систем в жиз­
ни людей;

в) формирование языковой личности — контактной, облада­
ющей не только умениями, но и потребностями общения;

г) дальнейшее совершенствование нормативов и правил куль­
туры речи, ее логики, организации материала, адекватного его
языкового оформления.

д) исследование феноменов интуиции, языкового чутья, ме­
ханизмов импровизации, внутренней речи и мышления в рече­
вом самовыражении;

е) моделирование процессов речи и общения, ораторского ма­
стерства.

В последние два десятилетия литература по риторике и культу­ре речи активно накапливалась. Для наглядности располагаем ее по шкале: наука, исследовательский уровень — авторы: А. Ф. Ло­сев, С. С. Аверинцев, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Ю. В. Рож­дественский, Ю. М. Лотман, С. И. Ожегов, В. Г. Костомаров, Л. И. Скворцов и др.; учебные пособия для вузов и школ — Л. К. Гра-удина, В. И. Аннушкин, Е. Н. Зарецкая, Д.Н.Александров, С. Ф. Иванова, А. К. Михальская, Н. Н. Кохтев, Д. Э. Розенталь, Л. А. Введенская, Т. Г. Хазагеров. Прямое отношение к риторике и речи имеют труды психологов, психолингвистов: Л. С. Выготско­го, Н. И. Жинкина, Ю. А. Сорокина, Т. Н. Ушаковой, А. А. Леон­тьева. Традиционное языкознание ограничивало круг своих науч­ных интересов структурой языка, определяя речь как прагматику языка, т. е. как его использование, игнорируя социальные или личностные мотивы речи, — тот «поток жизни», в кипении кото­рого осуществляется и жизнь языка, и его развитие.

Предлагаемый курс риторики и культуры речи ориентирован на нефилологов, ибо для последних он не может быть достаточ­ным. Это курс для нефилологических гуманитарных факультетов; хочется надеяться, что он может заинтересовать и математиков, физиков, биологов, поскольку они тоже не хотят быть безъязы­кими, косноязычными.

Автор стремился связать курс риторики и с традиционными науками — логикой, поэтикой, литературоведением, и с новы­ми — культурологией, психологией и др. С целью сохранения вузов­ского уровня изложения курс риторики разделен на разделы «Те­ория» и «Практика», границы которых, разумеется, условны-В теоретической части даны истоки, философские основы, исто­рия, связи риторики с лингвистикой и теорией речи, психологи­ческие механизмы диалога, структура речевого акта. Практика это содержание, построение речи (текста), его логика, формы говорения, выбор слова, фигуры и тропы, разные риторические приемы и советы, трудности и ошибки, их предупреждение, ре-


актирование текста, самоанализ и самооценка. Предложенная тРУКтУРа кУРса благоприятствует овладению не только общими понятиями, но и конкретными умениями.

Автор выражает благодарность студентам и аспирантам Мос­ковского педагогического государственного университета и Мос­ковского городского педагогического университета, где он читает риторику, теорию и культуру речи; студентам Самарского, Вят­ского, Пензенского, Борисоглебского и других педвузов за инте­рес, проявленный к названным курсам, за внимание и очень важ­ное' для автора общение. Глубокая благодарность рецензентам — доктору филологических наук, профессору Марии Леонидовне Ка-ленчук и доктору педагогических наук, профессору Наталии Алек­сандровне Ипполитовой.


Раздел I. ТЕОРИЯ

Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РИТОРИКИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.