КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Риторика. Культура речи
Требования к отчету Отчет должен иметь титульный лист и включать следующие разделы: Цель работы; технологию работы (кратко по каждому пункту); задание; выполнение задания с результатами по каждому пункту; выводы по работе.
Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения — от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного, как устного, так и письменного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, стилистическая дифференциация, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теории речи, общения, массовой коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики, грамматики и др. Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова — речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпохи» (по В. Г. Костомарову), разумеется. Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни; они порождают мотивы и цели; затем говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателем и его реакцию. Выбор средств определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной, подготовки: мотивации, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, грамматического маркирования, кодового перехода на акустическую, звучащую, речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент.
Риторические учения возникали в периоды расцвета цивилизаций: Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Рим. Но в основе всех риторических учений мы видим и философские понятия (например, понимание риторического идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, Метафора и пр.), и прагматические (образование, ораторство, Деловой мир, политика). Европейская риторическая традиция восходит к античной культуре V—I вв. до н. э. В Древнюю Русь она пришла через Византию и ^ благодатную почву в славянском мире: расцвет красноре- чия наступил в XI—XIII вв. Большинство крупных политических деятелей, писателей и даже полководцев Греции и Рима прощдц риторические 14-летние школы. В книге «Об образовании оратора» (в русском издании — 12 книг «риторических наставлений») М. Ф. Квинтилиана (I в. н. э.) предствлены и модель учащегося, и развитие его способностей, и разделы риторических программ, ц нравственные требования к носителю риторического мастерства. Престиж риторики и ее носителя — оратора — был настолько высок, что Марк Туллий Цицерон (I в. до н. э.) ставил его на второе место после полководца. Сам Цицерон был государственным деятелем — консулом и философом, и непревзойденным оратором, и автором трактатов «Об ораторе», «Оратор», «Брут». Античная риторика была неотделима и от общего развития культуры, социальной жизни: у древних мыслителей было развито чувство гармонии науки и жизни, теории и практики. Снобизм некоторых современных ученых ставит под сомнение право риторики называться наукой. Но риторика имеет все признаки гуманитарной науки: ее предмет — речь, общение; классическая риторика опиралась на обобщенный опыт, современная, кроме того, — на закономерности речевой деятельности. Риторика имеет богатейшую историю и литературу, прочные научные связи с философией, логикой, психологией, поэтикой, языкознанием. В разные эпохи она была востребована обществом, что наблюдается и сегодня.
В развитых странах, включая Россию, формируется современная риторика — rhetorica nova. «Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики» (Рождественский Ю.В. Теория риторики. — М., 1997. — С. 10). Она должна быть в высшей степени оперативной, обеспечивать умение ориентироваться в потоке жизни и в лабиринтах текстов, информации, уметь тонко понимать возможные смыслы высказываний, моментально реагировать. Если старая риторика определяла позицию автора и лишь учитывала личность слушающего (адресата), то современная риторика биполярна, диалогична, ситуативна, больше обращена к импровизации на основе максимальной готовности, моментальной ориентировки. Это требует огромного объема знаний, гибкого интеллекта, высочайшей языковой готовности. Поэтому риторика опирается на высокий уровень владения языком (и языками) и культурой речи в широком понимании этого термина. Языковая культура, обогащенная риторическим опытом, современными теориями паралингвистики, дискурса, семиотики, прагматики языка, психологии речи, логики, подкрепленная артистизмом, призвана обеспечить формирование интеллектуально и нравственно совершенной личности. Неумолимая история поставила современные поколения переД фактом: почти полтора столетия риторика была исключена из круга ьТурных ценностей, формирующих языковую личность. В ка- й-то мере эту научную дисциплину подменяли, с одной сторо- К поэтика, стилистические упражнения, что лишало ее соци- н 'н0Го напряжения, с другой стороны, риторика была низведе- а до уровня брошюр «В помощь агитатору и пропагандисту» (20— 70_е годы XX в.). Между тем, в практическом плане несомненных успехов достигло академическое красноречие, приобрели известность бле-стяшие судебные ораторы второй половины XIX в. Социальные потрясения выдвигали одаренных, но не всегда образованных иМПровизаторов. Риторика преподавалась лишь в богословских учебных заведениях, а также на факультетах классической филологии некоторых университетов.
Кому же нужна риторика сегодня? Всем — без исключений. В начале 1990-х годов в «Известиях» была напечатана статья «Почему Клинтон говорит так складно?» Но ведь бывшего президента США учили! В США мастерство публичной речи, полемики, умение свободно и доброжелательно общаться ценится очень высоко. Да и в России меткое слово всегда вызывало уважение и даже зависть. «Словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить», — писал В. А. Сухомлинский. Риторика в одно и то же время и учебный предмет, и профессиональный. Человек должен знать не только структуру своего языка, но и механизмы говорения и аудирования. Физическая культура справедливо признается важнейшим предметом в школе и в вузе, на нее тратятся миллиарды, а культура речи считается второстепенным довеском к необъятному курсу грамматики. Как профессиональный предмет риторика необходима во всех социальных сферах: государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам, актерам, писателям, проповедникам... Коммерсант должен быть мастером делового общения; офицер — находить взаимопонимание с подчиненными; профессор университета — доносить сложнейшие научные истины до понимания не искушенных в науке студентов. По речи, по ее культуре судят о человеке. «Заговори, чтобы я тебя увидел», — сказал Сократ своему новому ученику... Если субъект сформировал в себе такие личностные качества, как активность, коммуникабельность, умение не теряться в сложных ситуациях об-Щения, да еще обнаруживает отличное владение языковыми средствами, — он достигнет успеха, уважения, а возможно — и известности. Риторика как наука ищет пути решения следующих проблем и задач: а) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонима-я в Условиях современного общества; б) исследование форм, механизмов речи: говорения, аудиро.
в) формирование языковой личности — контактной, облада г) дальнейшее совершенствование нормативов и правил куль д) исследование феноменов интуиции, языкового чутья, ме е) моделирование процессов речи и общения, ораторского ма В последние два десятилетия литература по риторике и культуре речи активно накапливалась. Для наглядности располагаем ее по шкале: наука, исследовательский уровень — авторы: А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Ю. В. Рождественский, Ю. М. Лотман, С. И. Ожегов, В. Г. Костомаров, Л. И. Скворцов и др.; учебные пособия для вузов и школ — Л. К. Гра-удина, В. И. Аннушкин, Е. Н. Зарецкая, Д.Н.Александров, С. Ф. Иванова, А. К. Михальская, Н. Н. Кохтев, Д. Э. Розенталь, Л. А. Введенская, Т. Г. Хазагеров. Прямое отношение к риторике и речи имеют труды психологов, психолингвистов: Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, Ю. А. Сорокина, Т. Н. Ушаковой, А. А. Леонтьева. Традиционное языкознание ограничивало круг своих научных интересов структурой языка, определяя речь как прагматику языка, т. е. как его использование, игнорируя социальные или личностные мотивы речи, — тот «поток жизни», в кипении которого осуществляется и жизнь языка, и его развитие. Предлагаемый курс риторики и культуры речи ориентирован на нефилологов, ибо для последних он не может быть достаточным. Это курс для нефилологических гуманитарных факультетов; хочется надеяться, что он может заинтересовать и математиков, физиков, биологов, поскольку они тоже не хотят быть безъязыкими, косноязычными. Автор стремился связать курс риторики и с традиционными науками — логикой, поэтикой, литературоведением, и с новыми — культурологией, психологией и др. С целью сохранения вузовского уровня изложения курс риторики разделен на разделы «Теория» и «Практика», границы которых, разумеется, условны-В теоретической части даны истоки, философские основы, история, связи риторики с лингвистикой и теорией речи, психологические механизмы диалога, структура речевого акта. Практика — это содержание, построение речи (текста), его логика, формы говорения, выбор слова, фигуры и тропы, разные риторические приемы и советы, трудности и ошибки, их предупреждение, ре- актирование текста, самоанализ и самооценка. Предложенная тРУКтУРа кУРса благоприятствует овладению не только общими понятиями, но и конкретными умениями. Автор выражает благодарность студентам и аспирантам Московского педагогического государственного университета и Московского городского педагогического университета, где он читает риторику, теорию и культуру речи; студентам Самарского, Вятского, Пензенского, Борисоглебского и других педвузов за интерес, проявленный к названным курсам, за внимание и очень важное' для автора общение. Глубокая благодарность рецензентам — доктору филологических наук, профессору Марии Леонидовне Ка-ленчук и доктору педагогических наук, профессору Наталии Александровне Ипполитовой. Раздел I. ТЕОРИЯ Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РИТОРИКИ
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |