Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оксюморон




I

Период

В старых риториках речь подразделялась на отрывистую и пе­риодическую, т.е. состоящую из крупных, усложненных предло­жений. Однако понятие «период» более связывалось с особым типом усложнения: это предложение или компонент текста (сложное синтаксическое целое), которые как бы распадаются на две части. Обычно первая, большая, часть с восходящей инто­нацией состояла из нескольких сегментов; вторая, разрешающая, часть имела нисходящий тон. Период создает богатые возможнос­ти ораторской речи, ступени смысла и раскаты голоса. Модель периода:

 

 

 

 

 

 

      Вер ш и н а        
      и   с        
    е н /   \ т \ У   аподосис
протасис /  
  У у У ступени, или колонны     \ е
ст                 ни

Эта фигура определяет смысл, содержание и интонацию: вне­шнюю, звучащую при устном исполнении, и внутреннюю, эмо­циональную, при чтении «про себя».

Различают периоды временные, противительные, ус­ловные, заключительно-обобщающие и др. (по соот­ношению второй и первой частей). Возможна аналогия с предло­жениями, входящими в состав сложного.

Образцы периодов находим в речах Демосфена, в проповедях ранних христиан, у протопопа Аввакума. Удивительным мастером периода был М. Ю.Лермонтов: это вторая часть «Смерти поэта», сочинение «Панорама Москвы», «Песня про царя Ивана Василь­евича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Осо­бенной высоты поэт достиг в стихотворении, которое приведено ниже целиком:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль в утра час златой,


Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога.

74. I. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения: попробуйте разделить его на интонационные сегменты, наметьте паузы, усиления голоса, повышения тона. Продумайте интонацию каждого ко­лона, аподосиса — итоговой части стихотворения.

Постройте модель стихотворения.

Прочитайте вслух: сначала без слушателей, только для самоанализа, затем перед слушателями. И дайте самооценку.

II. Такой же порядок анализа примените к прозаическим текстам: а) из прозы Л.Н.Толстого; б) из речи директора Царскосельской гим­назии, поэта и литературного критика И.Ф.Анненского.

Если бы Левин не имел свойства объяснять себе людей с самой хорошей стороны, характер Свияжского не представлял бы для него никакого затруднения и вопроса; он бы сказал себе: дурак или дрянь, и все было бы ясно. Но он не мог сказать «дурак», потому что Свияжский был несомненно не только очень умный, но очень образованный и необыкновенно просто носящий свое образование человек. Не было предмета, которого бы он не знал; но он показывал свое знание, только когда был вынуждаем к этому. Еще меньше мог Левин сказать, что он был дрянь, потому что Свияжский был несомненно честный, добрый, умный чело­век, который весело, оживленно, постоянно делал дело, высоко Ценимое всеми его окружающими, и уже наверно никогда созна­тельно не делал и не мог сделать ничего дурного.

Левин старался понять и не понимал и всегда, как на живую загадку, смотрел на него и на его жизнь.

(Л.Н.Толстой)

В силу стремления, вложенного в нас Создателем, мы вечно Ищем сближать в себе мир вещей с миром духовным, очищая, просветляя и возвышая свою бренную телесную жизнь Божествен­ным прикосновением к нему мира идеального, и в этом заключа­йся вся красота и весь смысл нашего существования: стремимся ли мы к совершенствованию или жертвуем собою для блага дру­гих — это творится веяние мира идей, это значит, что в нас со-УЧно затрепетала наша душа, атом бессмертного духа. Чувствуем Ли мы радостный трепет, угадав иную вечную красоту в творчес-


ком подборе звуков или красок, значит нам удалось на миг осво­бодиться от ига вещей и созерцать вечное или, как говорил Лер­монтов, «видеть Бога».

(И. Ф. Анненский)

75. Составьте собственный текст в форме периода объемом не менее 40 слов. Проанализируйте его, начертите схему — его структуру, усо­вершенствуйте — подредактируйте, вслух отработайте интонации, го­лос, позу.

Читая книги, газеты, обращайте внимание на построение крупных предложений и компонентов текста.

62. Риторические обращения, вопросы, восклицания

Все эти формы изучаются в синтаксисе и риторическими мо­гут быть названы далеко не всегда. С определением риторические они выполняют особую роль: Цицерон начинает свой трактат «О природе богов» обращением к Бруту («Как ты знаешь, Брут...»), для того чтобы оживить научный текст, нелегкий для восприя­тия, внести элементы диалога в рассуждения.

Восклицания повышают эмоциональный уровень речи, они редко вносят новую информацию в текст, а также они вносят и элемент диалога:

О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!

(А. Блок)

Здесь — диалог с персонифицированными весной и жизнью.

Особенно разнообразны риторические вопросы: они, во-пер­вых, далеко не всегда имеют адресата: «За что?» Л. Н. Толстого, «Кто виноват?» А. И. Герцена, во-вторых, они совсем не требуют ответа:

О чем ты веешь, ветр ночной?

(Ф.И.Тютчев)

Бывает, что они уже содержат в себе ответ, автор передает свое убеждение в форме вопроса: «Кто не знает дядю Степу?»

Наконец, адресат риторического вопроса бывает очень широк, несмотря на то что назван вполне конкретно:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?

К. Симонов обращается не к одному А. Суркову, своему фрон' товому другу, а к миллионам отступавших под желтыми дожДя' ми, оставлявших врагу родные города и села.


Иногда в вопросе содержится утверждение, а не вопрос; обви­нение в форме вопроса, что подчеркивается восклицательной интонацией:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье

Мое С песком и с илом?»

(И. А. Крылов)

76. Найдите в каждом литературном тексте по пять примеров ритори­
ческих вопросов, восклицаний и обращений. Проанализируйте их син­
таксическую структуру и определите риторическую функцию.

Составьте свои диалоги, в которых обращения и вопросы выполняют стимулирующую функцию, важную в продолжении диалога, его направ­ленности и достижении результата.

Изобразите текст, содержащий обращения и вопросы, выполняю­щие стимулирующую функцию, важную в продолжении диалога, его направленности и достижении результата.

Изобразите текст, содержащий обращения, вопросы и восклицания, в виде схемы: покажите не только саму фигуру, но и ее текстовое окру­жение.

77. Смоделируйте: а) ситуацию, требующую общения двоих или не­
скольких собеседников; б) сам процесс общения; это будет диалог или
полилог; в) укажите риторические средства, которые могут быть введе­
ны в данную модель.

Составьте тексты диалогов (полилогов) с обращениями, вопросами, восклицаниями и без них. Попытайтесь определить эффективность этих средств.

63. Антитеза и другие противопоставления

Антитеза — это фигура мысли (лат. амплификация — «распро­странение, введение дополнительных способов выражения мыс­ли»), основанная на противопоставлении сравниваемых, сопо­ставляемых явлений, на контрасте. Она нередко аллегорична, не­сет в себе иносказание.

Языковой, лексической основой антитезы служат антонимы; впрочем, некоторые виды антонимов, например окказиональные, Контекстуальные, сами являются продуктом противопоставлений {от колыбели до могилы, огоньлед, небо и земля) образов, поэти­ческих текстов.

Эффект антитезы — в опоре на закон ритма, симметрии и конт-Раста, на силу и глубину восприятия человеком контрастных яв-Лений: выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее в по-темках.

В антитезе могут противопоставляться не только предметы и явления, но и свойства одного предмета: домище — домик—домиш-


ко, это не город, а городишко, по дороге ползли машины, машинищи. Противопоставленные понятия в антитезе могут причудливо пе­реплетаться, например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица);

Как медлит время, когда мы спешим, И как оно спешит, когда мы медлим!

(М.Лисянский)

Антитеза может быть сжатая («Толстый и тонкий» А. П. Чехо­ва, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Война и мир» Л. Н. Тол­стого), противопоставляться могут целые картины — плодород­ные поля и бесплодная пустыня; человеческие характеры; нако­нец, на антитезе строится композиция целых произведений: борьба добра и зла, подлости и благородства, чести и коварства... Воз­можно, что это самая употребляемая фигура, излюбленная как поэтами, так и говорящими в быту.

78. Найдите в произведениях литературы десять антитез, желательно разных. Постройте 2 — 3 схемы антитез.

Подберите 20 пар антонимов; составьте несколько предложений на их основе. В одном из них должна быть логическая противоположность; в другом — развернутые образы, картины; третья антитеза пусть будет усложнена структурно. Еще пусть будут противопоставлены характеры.

Антитезы-парадоксы:

Можно встретить старика лет двадцати — и юношу в пятьдесят

(А.И.Герцен)

Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людь­ми и маленькими вещами.

(И.Ильф, Е.Петров)

Ведь не без основания и не без справедливой причины тот факт, что тогда эллины так рвались к свободе, а теперь так расположе­ны к рабству. Было тогда, было, Афиняне, нечто такое в образе мыслей большинства, чего теперь нет, что и одержало верх над богатством Персов и вело к свободе Элладу, которая не уступала никому ни в морском, ни в пешем сражении... Теперь же все поте­ряно, все расстроилось и во всех делах низ стал верхом.

(Демосфен)

Это соединение несоединимого, противоположного; фигура иносказательная, поэтическая, сравнительно редко употребляс мая. «Живой труп» — так назвал свою пьесу Л. Н. Толстой; убогая роскошь наряда у Н. А. Некрасова; веселящаяся скука и скучающ011 веселость у Ф.М.Достоевского; смех сквозь слезы у Н.В.Гоюлй-


Нередко повторяются сила слабости; малое в большомбольшое в малом; горькая радость, оглушающая тишина.

Антифразис

Это прием внутренней антитезы, когда слово в тексте употреб­ляется в значении, противоположном самому себе, например:

О, какой красавец! — о некрасивом, об уроде; Подумаешь, ка­кие мы благородные! — о человеке, который совершил подлость, но держится как порядочный.

Антифразис обычно окрашен иронической интонацией, но бывает, что используется и с похвалой, одобрением: Мастер был — каких теперь уж нет: дом построит, разбойник, — залюбуешься! Здесь разбойник — высшая похвала.

Близка к антифразису энантиосемия, с таким же значением «наоборот»; в одном слове сосуществуют два противоположных значения. Так, бесценный это «не имеющий цены», т.е. «плохой», но в речи употребляется в значении «высокоценный»; блаженный одновременно и «счастливый» (заповеди блаженства) и «глупова­тый, юродивый». Употребление таких двузначных слов создает игру слов, двойное значение, когда под кажущейся благопристойно­стью скрываются презрение, насмешка.

79. Поупражняйтесь в самостоятельном построении противополож­ных конструкций, вводя их в более или менее пространный текст, иначе невозможно будет показать их риторическую роль.

64. Повторы, их виды

Повторы всем хорошо известны как прием заучивания каких-то фактов и текстов. Они также всем известны как назойливые и трудноустранимые ошибки речи, вызванные индуцированностью только что употребленных (или часто употребляемых) слов и их сочетаний. Как видим, оба варианта повторов — полезный и вред­ный — психологически обоснованы.

Как ни богат язык словами, другими знаковыми единицами, но в речи, как в языкопользовании, повторы неизбежны, и в современном языкознании используется понятие «частотность». Языковые средства ранжируются по их частотности, создаются частотные словари, причем частотность тех или иных слов, грам­матических форм служит одним из критериев стиля речи.

Повтор как фигура речи, риторическая фигура, отличается °т непроизвольного следующими признаками:

а) наличием целевой установки на выразительность текста, на
его ритмику, усиление эффекта;

б) включенностью в систему стилистических (риторических)
Фигур и, следовательно, наличием моделей и правил, типологи-
ей и терминами.


Лексические повторы наиболее часты, они используются в разных жанрах, особенно в поэтических, так как способствуют ритмике стиха:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

(А. Блок)

Здесь повтор сочетается с приемом перечисления — тоже, в сущности, повтором смысловым и синтаксическим.

Морфемный: повторяются корни, суффиксы, это создает внутреннюю рифму в прозе и в стихах:

От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви.

(Н.А.Некрасов)

Такие повторы могут сочетаться с градацией (повторы корня и убывающая градация):

Морены — это высокогорные россыпи огромных каменных глыб, камней помельче, многоцветной россыпи камешков (повторы и убыва­ющая градация).

Синтаксические повторы, параллелизмы, подчерки­вают ритмику речи, усиливают впечатление, экспрессию, напев­ность, используются в фольклоре и литературных произведени­ях, стилизованных под фольклор, близких к народной поэзии: «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского.

Анафора — единоначатие, эпифора — концовка:

Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом

(М.Светлов)

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А. Блок)

В прозе повторы также имеют место: умышленное повторение важной мысли, чаще не дословное, а в углубленных, усложнен­ных вариантах; личностный, индивидуальный рефрен, который


«оратор заканчивает любое публичное выступление {Карфаген дол­жен быть разрушен?); в научном стиле, в рассуждении гипотеза (тезис) дается в начале и повторяется в конце, на этот раз с оцен­кой; в логической структуре повторяются аргументации; в быто­вом общении — формы этикета и многое другое.

Повтором является и рефрен (припев) в песенном жанре, и повтор строки предыдущего сонета в начале следующего (в венке сонетов), и многочисленные повторы в народных пословицах {Ни радости вечной, ни печали бесконечной — В. Даль), и троекратные повторы в народных сказках, их сюжете, речах героев и т. д.

Повтор и в диалоге с самим собой как предвосхищение ответа:

— Что нам нужнее всего, без чего не прожить и минуты?

— Воздух!

— Бережем ли мы эту драгоценность?

— Нет, не бережем.

(Из газет)

Полисиндетон — повтор союзов — широко применяется и в поэзии, и в прозе:

Ох! Лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...

(А.С.Пушкин)

Как и во всем, в повторах нужна мера: и потому что есть тен­денция превышения меры, и потому что они — стилистическое средство, либо понижающее планку стиля, либо повышающее планку поэтичности.

80. Найдите в литературных, газетных и звучащих, разговорных, тек­стах десять примеров повторов, охарактеризуйте их. Составьте перечень видов повтора, найденных вами.

Составьте самостоятельно текст с повтором (посложнее).

65. Парадокс

Парадокс — логическая фигура, он возбуждает мысль, ожив­ляет общение. Но в последнем — и его риторическая роль: это неожиданное, на первый взгляд, странное высказывание, резко Расходящееся с общим привычным мнением. Пример': «Язык нам Дан для того, чтобы скрывать свои мысли» (Ф.Ларошфуко). Мы Привыкли к другой функции языка: выражать мысли, а не скры-Вать их. Но ведь мнение Ларошфуко тоже может быть доказано Примерами из жизни! Такие умозаключения в логике называют аНтиномией.

В то же время к числу парадоксов относят и известную софис-ТиЧескую задачу «Ахиллес не догонит черепаху», в основе кото-


рой лежит умышленная ошибка — дискретность решающего мыш­ления.

Мастерами парадокса всегда были сатирики, юмористы, сочи­нители анекдотов, авторы 16-й страницы «Литературной газеты», Козьма Прутков.

Риторику, естественно, интересуют те виды парадоксов, кото­рые возбуждают любознательность и интересы, учат «зигзагам мысли», одновременному видению многих сторон явления, ре­шений задачи, моментальному охвату возможных вариантов по­нимания высказывания.

В то же время риторика заинтересована в парадоксе и для конст­руирования речи, ибо парадокс способствует и привлечению слу­шателей, и контакту с ними, нередко дает начало всему ходу рас­суждения.

Наконец, парадоксальные высказывания служат предметом исследований, которые могут лечь в основу создания новых пара­доксов каждым оратором. Построение парадоксального высказы­вания основывается:

а) на многозначности слов или на омонимах;

б) на паронимах;

в) на неготовности людей (слушателей) быстро переходить на
чужую, другую точку зрения.

Примеры парадоксальных суждений: Тише едешьдальше бу­дешь (Пословица.); Коли нет денег на лечениебудьте здоровы!; Абитуриент ради поступления в вуз идет на вседаже на экзаме­ны; Мало не воруйпосадят (Из газет.)

Блестящий пример мы берем из книги В. Солоухина «Осенние листья» (сборник миниатюр):

В английском парламенте один оратор устроил остальным парламен­тариям остроумную ловушку. Оратор огласил с трибуны 4 высказывания разных людей о молодежи:

1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насме­
хается над начальством и нисколько не уважает стариков. Перечат своим
родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны,
если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правле­
ния, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокоз­
ненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет со­
хранить нашу культуру.

4. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются
своих родителей. Видно, конец мира уже не очень далек.

Все эти изречения о молодежи, о грозящей гибели культуры, о без­надежном будущем были встречены в парламенте аплодисментами- То­гда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежи Сократу (470—399 гг. до н.э.), второе — Гесиоду (720 гг. до н.э.), третье "


египетскому жрецу (2000 лет до н.э.), а четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка — 3000 лет.

Получилось в парламенте очень эффектно и даже смешно.

Однако все эти культуры и правда погибли. И горшок найден, увы, среди развалин Вавилона, а не в процветающем городе.

(В. Солоухин)

Каламбур близок к парадоксу, но в нем эффект достигается не логически, а умышленно подобранным в юмористических це­лях словом, имеющим несколько значений. Например: Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков); Одни стараются скрыть свои недостатки, дру­гиедостатки (Ю. Ильин); Парадокс, не правда ли: надувают вкладчиков, а лопаются банки (Д. Шмелев).

Парадоксы высоко ценились во все времена, мастерами пара­докса были Бернард Шоу, Оскар Уайльд. Как парадокс расцени­вается целое крупное произведение Ж. Ж. Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?», написан­ное на конкурс, объявленный в 1750 г. французской Академией.

81. Подберите и запишите не менее десяти парадоксальных суждений (из разных источников).

Составьте графическую модель парадокса «В английском парламенте» как «зигзаг мысли». Попытайтесь моделировать и другие парадоксы.

Найдите и запишите парадоксы, которые подскажет вам сама жизнь. Если вам удастся, могут получиться интересные тексты-парадоксы.

Организуйте в свободное время конкурс разнообразных текстов, в основе которых лежит парадоксальная ситуация.

66. Звуковая инструментовка

Фигуры мысли, фигуры синтаксические, фигуры слов... Но наша речь звуковая, следовательно, возможны и фигуры, постро­енные на звуковой игре, или инструментовке (партитуре).

Эта группа приемов включает в себя тонкое мастерство звуко­записи, создающее звуковые образы, музыку речи, редкое мас­терство исполнения.

Вероятно, заслуживает первого места в этом ряду вокаль­ное исполнение словесных произведений. Огромное количество литературных произведений положены на музыку, от частушек до °пер, и это богатство вряд ли следует присоединять к риторике, это другой мир — мир музыки, волшебный мир искусства.

Однако и в литературе, и в повседневном речевом поведении Л|одей музыкальные реплики не исключены, а иногда выполняют Сйою риторическую функцию. Представим себе: собрались моло-ДЫе друзья, в разнообразие споров, шуток нет-нет да и ворвется

7 ■"•- 193


музыкальная фраза, а то и романс... Это, несомненно, улучшает контакт, размягчает сердца, снимает стрессы.

Даже в самых серьезных ситуациях вокальное исполнение гим­на принято во всех странах мира. В докладе пение вряд ли уместно, но цитирование слов песни — обычный прием, во-первых, пото­му что тексты песен общеизвестны, во-вторых, вызывают внут­реннее звучание мелодии.

Теоретики музыки находят много общего в музыке и в языке, они говорят о языке музыки: это язык эмоций, и как таковой он, по-видимому, намного богаче вербального языка.

Вторая область звуковых средств — это голосовые сред­ства: мелодика речи (есть языки, в которых мелодика выполняет смыслоразличительную функцию, подобную функции фонем), мена тональности, громкости, темпа; особо сложная сфера — тембр, его отенки не всегда удается обозначить терминами: вкрад­чивая речь, грубая, подобострастная и пр. Вот как говорит об этом поэт:

Весь город полон голосов:

Мужских — крикливых, женских — струнных.

(А.Блок)

Нередко тембр относят к числу интонаций речи, по-видимо­му, здесь границы условны.

Безусловное владение средствами голоса, голосовой вырази­тельностью включается в число требований культуры речи, здесь есть свои традиции и своя норма. Есть понятие фонации как активности речевых органов, обеспечивающих звукопроизводство. Речевой голос характеризуется суггестивностью (внушае­мостью), полётностью (слышимостью на большом расстоя­нии), помехоустойчивостью, выносливостью, гиб­костью (готовностью к изменениям тона, тембра и пр.).

Качества, свойства голоса индивидуальны и входят в состав понятия «языковая личность» (в криминалистике индивидуаль­ные голосовые характеристики используются для идентификации личности).

Хорошо развитый голос — важнейшее условие реализации всего набора средств звуковой инструментовки речи, подводящее к ар­тистизму.

В поэтике есть понятие звукописи, или звуковой организа­ции речи: это звуковые повторы, о чем уже было сказано, ритм " чередование ударяемых и неударяемых слогов, симметричное по­строение высказывания.

Особо подчеркнем в этой группе аллитерацию, т.е. текст или его отрезок, звуковой ряд которого создает определенное на­строение:

> 194


Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой...

(А.С.Пушкин)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн...

(К.Бальмонт)

Заметим, что современники Бальмонта упрекали его в преуве-тичении роли звукописи. Тем более, в прозе она не должна быть тодчеркнута.

Заслуживает внимания также ассонанс — созвучие гласных з строке:

Милый — сокол, милый — лебедь, Как соскучится — приедет.

(Частушка)

Лила, лила, лила, качала... Белей лилей, алее лала...

(В.Хлебников)

Частый прием не только в текстах поэзии, но и в разговорной речи — звукоподражание: От топота копыт пыль по полю петит (Скороговорка); рев, рычанье, рокот моря; трах-тарарах, голоса животных, птиц, звукоподражательные имена — Муму, ква­кушка, кокошка. Подражание звукам неживой природы: плюх, дзинъ-дзинь, скирли, бултых.

В большинстве случаев такие звукоподражания используются в ситуативной речи детей, игровых ситуациях, юморесках, шутли­вой речи.

Нередко прямого звукоподражания нет, но о нем говорится:

Тяжелозвонкое скаканье По потрясенной мостовой.

(А С.Пушкин)

67. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Другие приемы

Инверсия, или обратный порядок слов в предложении, до-тигает эффекта за счет перенесения ремы на первый план (при 'Рямом порядке слов на первом месте обычно стоит тема, а рема, ■е. то новое, что сообщается о теме, — на втором).

При этом слова, перенесенные на первое место, выделяются [Нтонационно, да и само перенесение их на первое место при­текает внимание слушателей и читателя. На рему переносится и [°гическое ударение.


Пример: Николай Николаевич не позволял себе ни малейшего опоз­дания (прямой порядок). Опоздал-таки на этот раз наш непогре­шимый Николай Николаевич! Инверсия сопровождается в данном случае:

а) иронической интонацией;

б) добавлением частицы -таки, придающей оттенок насмешки;

в) восклицательной интонацией всего высказывания;

г) введением эпитета непогрешимый, усиливающего иронию.
Привел сотник молодую жену в дом свой. Хороша была молодая

жена. Румяна и бела была молодая жена (Н. В. Гоголь.). Здесь инвер­сия во всех трех предложениях: они начинаются с предикатов; этот перенос в данном случае подчеркивает повествовательный характер текста, выводит на первое место действие и признаки. Эллипсис, эллиптические конструкции также относятся к группе синтаксических фигур: это незаконченные предложения, пропуски слов и целых словосочетаний. И незаконченность, и про­пуски легко восстанавливаются на основе:

а) контекста в монологе;

б) предыдущих реплик в диалоге;

в) прежних знаний общающихся (если они в этом знании уве­
рены).

В ситуативной речи (например, в процессе какой-либо игры, где участники понимают друг друга буквально с полуслова) сте­пень эллиптичности бывает очень высока, пропуски восполняют­ся пониманием обстановки, ходом игры (например, хоккей), же­стами. Такая речь дает прекрасный материал для анализа дискурса (текста в потоке жизни).

Велика роль в подобных случаях пауз, интонаций, восклица­ний, повышения тона и силы голоса и пр. Примеры:

Мы села — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги!

(В.А.Жуковский)

Бессказуемостное построение текста:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца...

(А.А.Фет)

Эллиптическая речь лаконична, обладает большой внутренней энергией.

В поэтическом синтаксисе к эллипсису примыкает умолча­ние, как правило, умышленное: слушатель или читатель сам вос­полняет этот пропуск, он таким образом вызывает активность вос-


принимающего речь; в его сознании, чувствах порождается об­раз, возможно, богаче самой действительности: Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указатьи пройти мимо (И. С. Тургенев).

Или — монолог Барона («Скупой рыцарь» А. С. Пушкина); Ба­рон в подвале бросает в шестой сундук, еще не полный, горсть накопленного золота:

А этот? Этот мне принес Тибо — Где было взять ему, ленивцу, плуту? Украл, конечно, или, может быть, Там, на большой дороге, ночью, в роще...

Алогизм — фигура мысли, умышленная нелепость, сочета­ние несоединимых понятий — умышленное, разумеется, в расче­те на стилистический эффект, часто применяемое в шутливом, но наиболее сильное — в серьезном тексте: Причешите мне уши! (В. Маяковский); ...он был или не был, этот вечер? (А. Блок). Ис­пользуется в фольклоре, сказках, серьезных текстах на грани па­радокса...

Градация — тоже фигура мысли: ряд понятий, построен­ный по нарастанию или убыванию в них какого-либо признака, качества, часто это синонимический ряд: большой, огромный, ги­гантский, колоссальный — и малый, малюсенький, микроскопичес­кий, крохотный. Градация усиливает не только смысл, но и эмо­циональное восприятие:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым...

(С.Есенин)

Пришел, увидел, победил (предположительно — Александр Ма­кедонский); Никто не мог понять, что происходит,и вот уже беспокойство переходит в тревогу, она — в панику, которая порож­дает хаос! (Из газет).

82. Схематически изобразите строение фигур, данных в этом парагра­фе. Составьте самостоятельно примеры инверсии, эллипсиса, умолча­ния, алогизма и градации. Найдите эти фигуры в читаемых текстах.

Глава 15. ЭЛОКУЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). ТРОПЫ 68. Общие признаки

Напомним, что тропы были описаны и классифицированы еще в античном мире, наиболее полные их перечни у Аристотеля и ^Винтилиана. Традиционно тропы относят и к поэтике, и к сти-


листике, а используют в риторике. Основная их функция — выра­зительно-изобразительная, в этом смысле тропы служат средством культуры речи.

И в типологии, и даже в определении тропов нет полного един­ства у исследователей, а их за две тысячи лет было немало. Поэто­му здесь дано не единое определение тропа, а будут обозначены свойства тропов, которые проявляются не всегда стереотипно. Итак.

1. Тропы, в отличие от других фигур, всегда создают образ —
зрительный, слуховой, обонятельный и пр. Такие фигуры, как
антитеза, звукоподражание, оксюморон, тоже создают образы, и
это затрудняет разграничение тех и других. Поэтому продолжим
выделение признаков.

2. Образ, создаваемый тропами, опирается на сравнение, по­
рождающее новое, переносное, иносказательное значе­
ние слова (сочетания слов). Сравнение может быть явное, от­
крытое: Как пена, грудь ее бела (А. С. Пушкин), или скрытое, ког­
да осознание сходства происходит без вербального обозначения
предмета, с которым сравнивают: например, мыслящий тростник.
Человек как бы сравнивается с тростником по способности гнуться
под напором обстоятельств, но сохранять свою силу и жизнь.

Такие свойства встречаются в других фигурах, таких, как введе­ние иносказания в какую-то структурную часть фигуры, тогда про­исходит слияние, например, антитезы с тропом: небо и земля — «нечто светлое, возвышенное в противопоставление грубому, низменному».

3. Тропы разных типов могут быть расположены по возрастаю­
щей степени метафоричности, иносказания. Это
свойство кладется в основу типологий как главное наряду с дру­
гими.

4. Структурно троп как фигура выступает почти всегда в виде
двухчастного словосочетания, один из членов которо­
го может использоваться лишь на мысленном уровне. Не говорят
человекэто тростник, но мыслящий, троп высокого ранга за­
ставляет слушающего проследить сходство в мыслях и изумиться
прелести такого неявного сравнения. В этом сила тропов.

5. Соотнесение прямого и переносного значений может осно­
вываться на сходстве сопоставляемых явлений, на контрасте или
на смежности, на видах переноса, степени широты и узости по­
нятий. Это все кладется также в основу выделения типов тропов:
метафоры, метонимии, синекдохи, гиперболы, иронии и т.п.

6. Троп опирается на общее свойство языковых единиц, расши­
ряющее границы их употребления. Вот модель этого процесса:

Значение слова -» сравнение явлений, обозначаемых слова­ми, -> троп, например метафора —> закрепление переносного зна­чения слова — > появление оттенка значения этого слова —» его многозначность, признанная в лексической норме.


Через переносные значения образовались, например, такие зна­чения:

Дом («здание») —> дом («жилье») -> дом («семейство, люди, живущие вместе») —> дом («династия монархов»).

Часто в быту человек употребляет и даже сам создает тропы, повышая выразительность своей речи. Эти тропы закрепляются: часы идут, часы остановились, луна молодая, солнце пылает, при­рода заснула. В сущности, любой из нас может, как и мольеров-ский Журден, удивиться: всю жизнь говорю и только теперь узнал, что говорю поэтическим языком.

В России XX в. тропы исследовали Г. Г. Шпет, А. Н. Веселов-ский, Н.Д.Арутюнова, В.Н.Топоров, Р.О.Якобсон, В.В.Ива­нов и др. Понимание сущности тропов и поныне неустойчиво; в свете семиотики троп определяется как семантическая транспо­зиция от наличного знака к знаку отсутствующему, подсказывае­мая миротекстом, или по сходству, или по причинности и пр.

В системе тропов наблюдаются сложные отношения: так, мета­фора и метонимия противопоставляются; некоторые тропы пере­ходят в другой разряд: эпитет — в метафору и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.