Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонационные средства




Изменения громкости речи (усиление или ослабление голоса). Темп речи: убыстрение или замедление передает эмоцио­нальное состояние говорящего, иногда коннотации. Средняя ско­рость нейтральной русской речи — 120 слов в минуту (70-е годы XX в.), речь учителя — 75 слов в минуту (80-е годы).

Тип голоса: мужской, женский, детский, старческий и пр. Все это несет подчас важную информацию. Например, усталость, возбужденность и пр.

Тембр голоса: передает эмоциональные состояния говоря­щих. Разновидности тембров: робкий, дрожащий голос — страх или растерянность; жесткий, напористый, командный голос; про­никновенный, суггестивный и пр. Имитация тембра: подражание гортанному голосу, женскому голосу и пр. Креативный тембр: уст­рашающий голос как продукт специальной тренировки.

Интонации смысловые, отражающие синтаксические от­ношения: завершенность повествовательного предложения, ин­тонация прерванной речи и пр., вопросительная интонация. Ло­гическое ударение — интонационное выделение важных слов. Ин­тонации выделительные, перечислительные. Интонационное раз­граничение темы и ремы в предложении. Интонационное разли­чение в тексте при различении голосов персонажей.

Интонации психологические, эмоциональные (неред­ко передают дополнительный смысл): грустная —радостная, ин­тонация скуки или возбуждения, мажорная —минорная, патети­ческая—ироническая, восторженная или интонация обиды, пе­редающая грубость или ласку, нежность; интонация поучитель­ная, покровительственная; интонация удовлетворения или неудо­вольствия, беспечности или озабоченности; смеха или слез и др- В русском языке насчитывается более 50 подобных пар.

Если смысловые интонации легко могут быть определены и поставлены, то психологические спонтанны, их трудно сдержать


и еще труднее имитировать: кому не приходилось наблюдать и ложную радость, и фальшивую патетику!

Здесь не обойтись без мастерства актерской игры.

Паузы; нулевая фонация:

смысловые паузы связаны с некоторыми интонациями, напри­мер в конце предложения;

психологические паузы передают растерянность или гнев гово­рящего, а иногда привлекают внимание слушающего к тому, что будет сказано;

паузы, передающие речевые затруднения, например поиск нужного слова.

Заполнители вынужденных, а иногда и умышленных пауз:

а) обычно — непроизвольные: а-а-а-аа, ммммм, нуууу, слова-
паразиты так сказать, знаете ли и пр. Они не несут информации
и оцениваются резко отрицательно;

б) произвольные, паузы-ожидания, бывает угрожающие, под­
крепляемые взглядом или телодвижениями: покачиванием ноги,
перебором четок, листанием книги, невнятным бормотанием и
пр.; многозначительные паузы.

Кинетические средства (язык телодвижений)

Жесты, позы. Движения рук, имеющие постоянное значе­ние: взмах рукой в знак приветствия; поднимание руки при голо­совании; рукопожатие друзей; показ сжатой в кулак руки — угро­за; покачивание головой в знак отрицания и др. Позы: вставание при встрече, поклоны торжественные или униженные, принятие позы римского оратора, изображение бегущего человека, объя­тия, аплодисменты и многое другое.

В современном мире (да и ранее) внимательно изучаются так называемые «языки телодвижений» (body language): движения че­ловека, поправляющего галстук, прическу, манжет; человека, не знающего, куда деть руки.

Приводим примеры из «словаря» телодвижений, которые не­трудно прочитать:

а) поза и движения человека, который готовится к активным
Действиям;

б) человек указывает на что-то отдаленное;

в) напряженное, нетерпеливое ожидание;

г) удивление и радость;

д) удивление и разочарование;

е) сильное удивление, недоумение;

ж) испуг, попытка овладеть собой;

з) задумчивое ожидание, перерастающее в нетерпеливое ожи-
Дание, волнение и, наконец, в раздражение;

и) ожидание реакции собеседника на услышанное; к) предостережение друзей об опасности.


Мимика, выражение глаз. Это множество видов улы­бок, усмешек, ухмылок, нахмуривания; мрачное выражение; плач и смех. Глаза выражают любовь и ненависть, любопытство и без­различие, ликование и отчаяние; тысячи оттенков душевного со­стояния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.