Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Введение и первые этапы маркетинговых исследований 5 страница




"Understanding Your Shoppers", Progressive Grocer, May 1996, p. 123.

9. О взаимосвязи информации, маркетинговых решений и эффективности см. в работе

S, Allan Erdem, Cathy Owens Swift, "Items to Consider for Just-in-Time Use in Marketing

Channels: Toward Development of a Decision Tool", Industrial Marketing Management, January

1998, p. 21-29.

10. Andrew J Strenio, Jr., "The Aspirin Wars", Journal of Public Policy and Marketing, Fall 1996,

p. 319-321.

11. О роли маркетинговых исследований в управлении маркетингом см. работу Siva К,

Balasubramanian, "The New Marketing Research Systems — How to Use Strategic Database Infor-

Глава 1. Введение в маркетинговые исследования 57

mation for Better Marketing Decision", Journal of the Academy of Marketing Science, Spring 1996,

p. 179-181.

12. Ian P. Murphy, "Keynote Speaker Emphasizes Urgency of Strategic Research", Marketing News,

January 6, 1997, p. 6; N.K. Malhotra, "Shifting Perspective on the Shifting Paradigm in Marketing

Research", Journal of the Academy of Marketing Science, Fall 1992, p. 379—387.

13. См. работу Thomas T. Semon, "Marketing Research Needs Basic Research", Marketing News,

March 14, 1994, p. 12. Определение Американской ассоциации маркетинга приведено в ста-

тье "New Marketing Research Definition Approved", Marketing News, January 2,1987.

14. Обсуждение роли маркетинговых исследований см. в работе L. McTier Anderson, "Marketing

Science: Where's the Beef?", Business Horizons, January—February 1994, p. 8—16; Alvin J. Silk,

"Marketing Science in a Changing Environment", Journal of Marketing Research, November 1993,

p. 401—404; Frank M. Bass, "The Future of Research in Marketing: Marketing Science", Journal of

Marketing Research, February 1993, p. 1—6.

15. Jerry W. Thomas, "How, When, and Why to Do Market Research", Nation's Restaurant News, May

12, 1997, p. 84, 136.

16. Barry de Ville, "Intelligent Tools for Marketing Research: Case-Based Reasoning", Marketing

Research: A Magazine of Management & Applications, Summer 1997, p. 38—40.

17. Ellen Neuborne, "МММ! Cereal for dinner", Business Week, November 24,1997, p. 105-106.

18. Terrence V. O'Brien, Denise D. Schoenbachler, Geoffrey L. Gordon, "Marketing Information Systems

for Consumer Products Companies: A Management Overview", Journal of Consumer Marketing,

May 1995, p. 16-36.

19. R.P. Mohanty, S.G. Deshmukh, "Evolution of a Decision Support System for Human Resource

Planning in a Petroleum Company", International Journal of Production Economics, September 1997,

p. 251-261.

20. Jae-Hycon Ahn, Kazuo J. Ezawa, "Decision Support for Real-Time Telemarketing Operations

Through Bayesian Network Learning", Decision Support Systems, September 1997, p. 17—27.

21. Ian P. Murphy, "FedEx Practices What It Preaches About Segments". Marketing News, March 17,

1997, p. 14; Linda Grant, "Why FedEx Is Hying High", Fortune, November 10, 1997, p. 155-160;

Web-сайт, www. fedex. corn/acct_num.htm.

22. Judann Pollack, "Oscar Mayer Plans Taco Bell-Branded Lunchables Product", Advertising Age, July

21, 1997, p. 3, 37; Charlie Etmekjian, John Grede, "Marketing Research in a Team-Oriented Business:

The Oscar Mayer Approach", Marketing Research: A Magazine of Management & Applications,

December 1990, p. 6-12.

23. Полный перечень и описание компаний, которые проводят маркетинговые исследования,

приведен в The GreenBook International Directory of Marketing Research Companies and Services (New

York Chapter: American Marketing Association, annually). Web-сайт, www.greenboolc.org.

24. Jack Honomichi, "Honomichi 50 1998 Business Report on the Marketing Research Industry",

Marketing News, ШъЪ, 1998, p. H1-H21.

25. О роли и развитии синдицированных услуг см. работу Cyndee Miller, "Small World After

All", Marketing News, January 6, 1997, p. 1, 22; Ira Temowitz, "Nielsen Rates Expected to Rise",

Advertising Age, January 22, 1996, p. 37; Mike Penford, "Continuous Research —Art Nielsen to A D

2000", Journal of the Market Research Society, January 1994, p. 19—28.

26. Cyndee Miller, "Study Firms Add Researchers but Continue to Outsource", Marketing News, June 9,

1997, p. 1,7,

27. James H. Fouss, "Faster and Smarter", Marketing Research A Magazine a Management &

Applications, Winter 1996, p. 16—17; Thomas C. Kmnear, Ann R. Root, 1994 Survey of Marketing

Research (Chicago: American Marketing Association, 1995).

28. Ralph W. Giacobbe, Madhav N. Segal, "Rethinking Marketing Research Education A Conceptual,

Analytical, and Empirical Investigation"', Journal of Marketing Education, Spring 1994, p. 43-58.

58 Часть I. Введение и первые этапы маркетинговых исследований

29. Barbara Baumann, John Duncan, Stephen E. Forrer, Zandy Leibowitz, "Amoco Primes the Talent

Pump", Personnel Journal, February 1996, p. 79-84; "AMR Interviews Abdul Azhan, On Today and

the Future of Marketing Research at a Major Corporation", Applied Marketing Research, Spring

1989, p. 3-8.

30. Chad Kaydo, "Marriott", Sales & Marketing Management, October 1997, p. 61; Sanjit Sengupta,

Robert E. Krapfel; Michael A. Pusaten, "The Mamott Experience", Marketing Management, Summer

1997, p. 33

31. Kenneth Wylie, "Research-Eager Marketers Driving New Globalization", Advertising Age, October

30, 1995, p. 28—29; E.H. Demby, "ESOMAR Urges Changes in Reporting Demographics, Issues

Worldwide Report", Marketing New, January 8, 1990, p. 24—25.

32. David Kilburn, "Thai Recipe for Haircare Growth", Marketing Week, April 10, 1997.

33. Diane K. Bowers, "Sagging Banned, At Last", Marketing Research A Magazine of Management &

Applications, Fall-Winter 1995, p. 40.

34. Worldopimon 2 (Winter 1998), доступен по адресу www. worldopinion.com.

35. Barry De Ville, "Internet for Market Research", Marketing Research A Magazine of Management &

Applications, Summer 1995, p. 36—38.

36. David A Cohen, "Database of Marketing Research, Search Software, Version 1.0", Journal of

Marketing Research, May 1994, p. 316—317. Информацию о программном обеспечении можно

найти в изданиях Marketing News и Marketing Research A Magazine of Management & Applications

Американской ассоциации маркетинга.

Глава 1. Введение в маркетинговые исследования 59

Мш С* IB С*

 

Глава 2. Определение проблемы и подхода к проведению маркетингового исследования

 

После изучения материала этой главы вы должны уметь...

1. Понять важность и логику определения проблемы маркетингового исследования.

2. Описывать задачи, которые необходимо решить для определения проблемы, в число кото-

рых входят дискуссии с топ-менеджерами, интервью с отраслевыми экспертами, анализ

вторичных данных и качественные исследования.

3. Анализировать факторы внешней среды, влияющие на определение проблемы маркетинго-

вого исследования: предыдущую информацию и прогнозы; ресурсы и ограничения; задачи

топ-менеджеров; поведение покупателей; правовые и экономические факторы внешней

среды; рыночные и технологические навыки персонала фирмы.

4. Понимать различия между управленческой проблемой и проблемой маркетингового иссле-

дования.

5. Объяснить суть четко определенной проблемы маркетингового исследования, включая ос-

новное утверждение и отдельные компоненты.

6. Детально разбираться в различных составных частях подхода к проведению маркетингового

исследования: методология исследования, аналитические модели, поисковые вопросы, ги-

потезы и характеристики, влияюшие на разработку плана исследования.

7. Понимать сложность процедуры определения проблем и разработки подхода к проведению

международных маркетинговых исследований.

8. Понимать этические проблемы и конфликты, которые возникают при определении про-

блемы и разработке подхода.

9. Объяснять, как Internet и компьютеры могут облегчить процесс определения проблемы и

разработки подхода.

КРАТКИЙ ОБЗОР

В этой главе рассматриваются первые два из шести этапов процесса маркетингового исследо-

вания, описанного в главе 1: определение проблемы маркетингового исследования и разработка

подхода к проблеме. Определение проблемы маркетингового исследования — самый важный шаг,

потому что проводить на должном уровне маркетинговые исследования можно только тогда, ко-

гда четко и точно определена их проблема. Определение проблемы маркетингового исследования

задает направление для реализации всего проекта. Материал этой главы дает возможность читате-

лю осознать всю сложность, связанную с определением проблемы, для чего анализируются факто-

ры, влияюшие на этот процесс. Кроме того, мы изложим основные принципы для определения

проблемы маркетингового исследования и избежания типичных ошибок.

Мы также рассмотрим компоненты подхода к проблеме: методологию, аналитические мо-

дели, поисковые вопросы, гипотезы и факторы, влияющие на разработку исследования. Особое

внимание уделяется определению проблемы и разработке подхода в международных маркетин-

60 Часть I. Введение и первые этапы маркетинговых исследований

говых исследованиях. Рассматриваются некоторые этические проблемы, возникающие на этой

стадии процесса маркетингового исследования. В заключение обсудим использование Internet

и компьютеров для определения проблемы и разработки подхода.

Начнем изложение материала с примера фирмы Harley Davidson, которой понадобилась

специфическая информация о ее потребителях.

ПРИМЕР. Harley идет на все

Мотоциклы компании Harley Davidson в 1990-х годах стати настолько популярными, что

на два года вперед был составлен список желающих их купить. Хотя дистрибюторы требова-

ли, чтобы Harley Davidson выпускала больше мотоциклов, компания скептически относилась

к возможностям расширения производства.

Трудный период начала 1980-х отбил у руководства желание рисковать. Теперь дела у

Harley Davidson снова шли хорошо, но расширение производства мотоциклов было риско-

ванным. Будет ли спрос таким же и в долгосрочном периоде или потребителей перестанут

интересовать мотоциклы Harley, когда они увлекутся чем-либо другим? Ухудшение каче-

ства мотоциклов, вызванное слишком быстрым ростом Harley, как раз и вызвало пробле-

мы начала 1980-х годов. Руководство никак не могло прийти к решению относительно то-

го, стоит ли инвестировать средства в новые мощности. С другой стороны, такое решение

могло бы помочь Harley Davidson расширить свою долю рынка и, возможно, занять лиди-

рующие позиции.

В этом случае управленческая проблема формулировалась следующим образом: "Должна

ли Harley Davidson наращивать производство мотоциклов?" Проблема же маркетингового ис-

следования состояла в том, чтобы определить: будут ли потребители достаточно лояльными

покупателями мотоциклов Harley Davidson в долгосрочном периоде.

Более конкретно результаты маркетингового исследования должны были дать ответы на

следующие вопросы.

1. Кто является потребителями продукции Harley Davidson? Какие их демографические и

психографические характеристики?

2. Можно ли выделить различные типы потребителей? Можно ли сегментировать рынок с

помощью различных критериев?

3. Как потребители воспринимают свои Harteys? Все ли потребители имеют одинаковые

мотивы?

4. Лояльны ли потребители к Harley Davidson? Какова степень их лояльности к торговой

марке?

Приведем один из рассматриваемых поисковых вопросов маркетингового исследования

(ПВ) и связанные с ним гипотезы (Н).

ПВ. Можно ли сегментировать покупателей мотоциклов на основе психографических

характеристик?

Н1. Существуют различные сегменты покупателей мотоциклов.

Н2. Для каждого сегмента существуют свои мотивы обладания Harley

НЗ. Лояльность к торговой марке высока среди всех потребителей Harley Davidson во всех

сегментах.

Были проведены как качественные, так и количественные исследования. Во-первых, чтобы

понять отношение потребителей к мотоциклам Harley Davidson, были проведены фокус-группы

их фактических и потенциальных владельцев и владельцев мотоциклов других торговых ма-

рок. Во-вторых, были разосланы 16 тысяч анкет, чтобы получить психологический, социоло-

гический и демографический профили потребителей и их субъективную оценку Harley,

Приведем некоторые основные результаты, которые получили маркетологи.

Можно выделить семь категорий потребителей: любящий приключения консерватор,

чувствительный прагматик, приверженец стиля, расслабившийся турист, типичный ка-

Глава 2. Определение проблемы и подхода к проведению маркетингового... 61

питалист, хладнокровный одиночка и дерзкий неудачник. Таким образом, гипотеза HI

подтвердилась.

Однако компания Harley одинаково обращалась ко всем потребителям, акцентируя вни-

мание на том, что ее мотоциклы выступают символом независимости, свободы и власти.

(Такая универсальность удивляла, противореча гипотезе Н2.)

Все потребители были лояльны к Harley Davidson в долгосрочном плане, что подтвержда-

ет гипотезу НЗ.

Основываясь на этих результатах, руководство приняло решение инвестировать средства

в новые производственные мощности, чтобы увеличить количество выпускаемых мотоцик-

лов Harley \\\.

Этот пример показывает важность правильного определения проблемы маркетингового ис-

следования и разработки соответствующего подхода.

ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение проблемы маркетингового исследования — наиболее важный этап, Как отме-

чалось в главе 1, с точки зрения маркетингового исследования проблемы и возможности трак-

туются равнозначно. Определение проблемы (problem definition) включает в себя выделение

проблемы маркетингового исследования в общем виде (общей проблемы) и определение ее от-

дельных компонентов. Только после этого маркетинговое исследование может быть разработа-

но и проведено соответствующим образом. Из всех задач маркетингового исследования самая

важная — это правильное определение проблемы исследования. Все усилия, время и деньги

будут потрачены впустую, если проблема неправильно понята или плохо определена [2]. Этот

момент очень важен: неадекватное определение проблемы приводит к провалу маркетинговых

исследований.

Определение проблемы маркетингового исследования (problem definition)

Определение проблемы маркетингового исследования в общем виде и ее отдельных ком-

понентов.

Во врезке 2.1 "Практика маркетинговых исследований" описан случай из личного опыта ав-

тора. Дальнейшее понимание сложности, связанной с адекватным определением проблемы,

становится ясным из рассмотрения самого этого процесса [3].

Врезка 2.1. Практика маркетинговых исследований

Маркетинговое исследование ресторанной сети

Однажды мне позвонил маркетолог, который представился выпускником моего универ-

ситета. Он выполнял заказ городской ресторанной сети и просил помочь проанализировать

данные маркетингового исследования. Он представил мне копию анкеты и спросил, как ему

следует анализировать данные. ''Какая проблема исследовалась?", — поинтересовался я. Ко-

гда он замешкался, я объяснил ему, что анализ данных нельзя рассматривать обособленно.

Цель анализа данных состоит в том, чтобы предоставить информацию, связанную с компо-

нентами проблемы. Я был удивлен, узнав, что у него не было четкого понимания проблемы

маркетингового исследования и что она вообще не была написана. Таким образом, прежде

чем двигаться дальше, я должен был определить проблему маркетингового исследования.

Как только это было сделано, я обнаружил, что большинство собранных данных не имели

отношения к проблеме. В этом смысле все исследование было пустой тратой ресурсов. Чтобы

решить выделенную проблему, нужно было разработать и провести новое исследование.

62 Часть I. Введение и первые этапы маркетинговых исследований

ПРОЦЕСС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

И РАЗРАБОТКИ ПОДХОДА

Логика процесса определения проблемы и разработки подхода показаны на рис. 2. ]. В зада-

чи, которые необходимо решить для определения проблемы, входят: обсуждения с лицами,

принимающими решения, интервью с отраслевыми и другими экспертами, анализ вторичных

данных и иногда качественные исследования. В ходе решения этих задач маркетолог анализи-

Обсуждения с лицами,

принимающими

решения.

(топ-менеджерами)

I

Задачи исследования

Интврвыо

с экспертами

I

Внешняя среда, влияющая на проблему

f

Этап 1, Определение проблемы „

Управленческая проблема

Проблема маркетингового исследования

an 2. Подход к проблеме

Методология

исследования

Аналитические модели:

описательные,

математические -

Поисковые

вопросы Гипотезы

I i I

Характеристики/

факторы, влияющие

на план исследования

ran 3. Разработка плг

Рис, 2,1. Процесс определения проблемы маркетингового исследования и разработки подхода

Глава 2. Определение проблемы и подхода к проведению маркетингового... 63

рует факторы внешней среды, что позволяет ему понять истоки возникновения проблемы. Он

должен оценить конкретные существенные факторы внешней среды, имеющие отношение к

проблеме. Понимание факторов внешней среды способствует уяснению управленческой про-

блемы, подлежащей решению. Затем управленческая проблема трансформируется в проблему

маркетингового исследования. Далее, исходя из выясненной проблемы маркетингового иссле-

дования, разрабатывается соответствующий подход, т.е. методология, аналитические модели,

поисковые вопросы, гипотезы и характеристики или факторы, влияющие на план исследо-

ва+ния. Дальнейшее определение проблемы начнем с обсуждения задач исследования.

ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи, связанные с определением проблемы исследования, включают обсуждения с ли-

цами, принимающими решения; интервью с отраслевыми экспертами; анализ вторичных

данных и качественные исследования. Маркетолог решает эти задачи для того, чтобы полу-

чить информацию о факторах внешней среды, порождающих проблему, что способствует ее

определению.

Обсуждения с лицами, принимающими решения

Обсуждения с лицами, принимающими решения (ЛПР, топ-менеджерами), очень важны.

Ton-менеджерам нужно понимать возможности и ограничения исследования [4]. С помощью

маркетингового исследования можно получить информацию, имеющую отношение к управлен-

ческим решениям, но оно не может дать самого решения, которое должен принимать менеджер.

И наоборот, маркетологу-исследователю нужно понять суть управленческой проблемы, с которой

столкнулся менеджер, и что он надеется узнать по результатам маркетингового исследования.

Чтобы определить управленческую проблему, маркетолог должен обладать навыками обсу-

ждения необходимых вопросов с топ-менеджерами. Некоторые факторы могут осложнить это

взаимодействие. Доступ к ним может быть затруднен, так как некоторые организации услож-

нили процедуру встречи с менеджерам высшего уровня. Организационный статус исследовате-

ля или исследовательского отдела может затруднить доступ к ключевому работнику на ранних

стадиях реализации проекта. В конце концов, может быть несколько топ-менеджеров, и встре-

ча с ними, коллективно или по отдельности, может быть затруднена. Несмотря на эти пробле-

мы, необходимо, чтобы исследователь взаимодействовал с ключевыми лицами, принимающи-

ми решения [5].

Аудит маркетинговой проблемы (problem audit)

Всестороннее исследование маркетинговой проблемы, позволяющее понять ее причины и

сущность.

Аудит маркетинговой проблемы (problem audit) имеет определенную логику взаимодействия

с топ-менеджерам и для определения и описания проблемы. Аудит проблемы, подобно любому

другому типу аудита, представляет собой всесторонний анализ маркетинговой проблемы для

познания ее сущности [6]. Продемонстрируем вопросы, которые обсуждаются с топ-менедже-

рами в ходе аудита маркетинговой проблемы, на примере проблемы, с которой столкнулся

McDonald's.

1. События, обуславливающие необходимость определенных действий, или история проблемы.

Компания McDonald's — долговременный лидер индустрии быстрого питания, в 1997 и 1998

годах теряла долю рынка под натиском таких конкурентов, как Burger King и Wendy's. Эта

проблема особенно обострилась, когда конкуренты запустили новые товары и организовали

агрессивную компанию по их продвижению, в то время как действующие кампании

McDonald's были менее успешными.

64 Часть I. Введение и первые этапы маркетинговых исследований

2. Альтернативные направления действий топ-менеджмента. На этой стадии возможный набор

альтернативных вариантов может быть не полным, и поэтому могут понадобиться допол-

нительные качественные исследования, чтобы определить новые направления действий.

Альтернативы (варианты действий), которыми располагало руководство McDonald's, вклю-

чали: предложение посетителям новых сандвичей и меню, снижение цен, открытие новых

ресторанов, использование специальных программ продвижения и усиление рекламы.

3. Критерии, используемые для оценки альтернативных направлений действия. Например, пред-

ложения новых продуктов могут быть оценены на основе продаж, доли рынка, прибыльно-

сти, доходности инвестиций и т.д. McDonald's должен оценить альтернативы, основываясь

на значениях прироста доли рынка и прибыли.

4. Потенциальные действия, которые, вероятно, должны быть предложены, основываясь на ре-

зультатах исследования. Результаты исследования будут, вероятно, требовать стратегической

маркетинговой реакции от McDonalds.

5. Информация, которая необходима, чтобы ответить на вопросы топ-менеджеров. Необходи-

мая информация включает сравнение McDonald's с его основными конкурентами по всем

элементам комплекса маркетинга (товар, цена, продвижение и распределение), для того

чтобы определить соответствующие сильные и слабые стороны.

6. Способ, которым топ-менеджеры будут использовать собранную информацию для принятия ре-

шений. Руководители высшего звена разработают стратегию для McDonald's, основанную на

результатах исследования и их интуиции и мнении.

7. Корпоративная культура по отношению к принятию решения [7]. В некоторых фирмах про-

цесс принятия решений является доминирующим; в других более важна личность ЛПР.

Осведомленность о корпоративной культуре может быть одним из наиболее важных фак-

торов, который отличает исследователей, влияющих на стратегические маркетинговые

решения, от тех, кто не влияет. Корпоративная культура в McDonald's требует одобрения

решения коллегиальным органом, в котором важные решения принимаются высшим

менеджментом.

Важно проводить аудит проблемы потому, что высшее руководство в большинстве случаев

имеет только смутное представление относительно того, что представляет собой проблема. На-

пример, топ-менеджеры могут знать, что фирма теряет долю рынка, но могут не иметь пред-

ставления о том, почему это происходит. Они склонны скорее ориентироваться на симптомы,

чем на причины. Невыполнение прогнозных показателей по продажам, потеря рыночной доли

и снижение прибыли — все это симптомы. Маркетолог-исследователь должен иметь дело с ос-

новополагающими причинами, а не с симптомами. Например, потеря доли рынка может быть

вызвана лучшим продвижением товаров конкурентов, неадекватным распределением продук-

ции компании или каким-либо другим набором факторов. Только когда лежашие в основе

проблемы причины определены, можно браться за ее решение.

1 ПРИМЕР. "Крутизна" — дело имиджа

Долгие годы подростки считали абсолютно рядовыми, обычными марки джинсов, кото-;

рые продавались в универмагах. Хотя эти джинсы (например, торговых марок J.C. Penney's f

Arizona или местной торговой марки Gap) принадлежали к сегменту с низкой ценой и дол-

гое время были привлекательными для экономных родителей, подростки предпочитали из-

вестные торговые марки, такие как Levi's, Lee и Wrangler. В результате джинсы известных ма-

рок доминировали на рынке этой продукции общим объемом 10,6 миллиардов долларов.

С помощью аудита маркетинговой проблемы производители джинсов частных марок (private

labels) определили, что действительной причиной их низкой доли рынка был недостаток

имиджа. Таким образом проблема маркетингового исследования была определена как обо-

I гащение их имиджа в глазах целевого рынка — прибыльного подросткового сегмента.

Arizona jeans и местные марки Gap's буквально атаковали "молодую поросль'' в иэмене-

; нии своего имиджа. Джинсы этих марок, наряду с марками джинсов других универмагов,

i стали усиленно рекламироваться. В рекламных роликах чтобы привлечь подростков, ис-

Глава 2. Определение проблемы и подхода к проведению маркетингового... 65

пользовали выступления рок-групп, например Aervsmith, а также высокотехнологичные об-

разы. Производители джинсов частных марок использовали также Web-сайты.

Стратегия производителей джинсов Gap состояла в том, чтобы дистанцировать их от са-

мого универмага. Подростки думали о Gap как о месте, где люди старшего возраста делают

покупки, и поэтому считали его "обычным", не "крутым". Маркетинговая кампания Gap те-

перь намеревается отделить имя и имидж универмага от их джинсов, которые ориентирова-

ны на подростков. Это противоположно более типичным или традиционным стратегиям

развития торговых марок. Результаты, согласно Майклу Буду из фирмы по проведению мар-

кетинговых исследований Teenage Research Unilimited, состоят в том, что подростки не счита-

ют эти марки внутренними (in the house brand).

Результаты для джинсов, продаваемых в универмагах, были вполне успешными. Со-

гласно маркетинговому исследованию фирмы NPD Group, доля рынка частных марок воз-

росла с 16% в 1990 году до 25% в 1997. Levies, лидер на рынке, заметил снижение своей доли

рынка с 22 до 20% за тот же период времени. Снижение доли Levi's типично для торговых

марок национального масштаба. Их доля упала с 70 до 65% в целом. Эти впечатляющие ре-

зультаты заставляют задуматься менеджеров других универмагов о том, как своими собст-

венными марками джинсов завоевать часть подросткового рынка [8].

Как и в примере с частными марками джинсов, аудит проблемы, включающий интенсив-

ное обсуждение между топ-менеджером и маркетологом, может во многом облегчить определе-

ние проблемы посредством установления причин, лежащих в ее основе. Взаимодействие между

маркетологом и топ-менеджером облегчается, когда один или несколько людей в организации

заказчика служат посредниками для взаимодействия и входят в команду, проводящую марке-

тинговые исследования. Для того чтобы взаимодействие между ЛПР и исследователем было




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.202 сек.