Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Разработка плана исследования 16 страница




программные средства логической проверки, отмены ввода символов, случайного подбора чи-

сел. Ограниченные возможности формата ASCII не позволяют предотвратить, например, вве-

дение респондентом одновременно ответов "да" и "нет" на вопрос, предполагающий выбор

только одного из них. Команды пропуска (например, "Если вы ответили на вопрос 5 "да", то

переходите к вопросу 9") можно только просто ввести в текст анкеты, аналогично тому, как это

делается на бумаге. Эти факторы снижают качество данных, получаемых при опросе по элек-

тронной почте, и могут вызывать дополнительную коррекцию полученной информации. Кро-

ме того, некоторые компьютерные почтовые программы накладывают ограничения на размер

электронного письма [20].

ПРИМЕР. Опрос по электронной почте

Приводим пример анкеты, рассылаемой по электронной почте.

Кому: респондент@хуг.сот

От кого: onpoc@ana]ysis.net

Тема: Опрос работников

Здравствуйте!

Мы уполномочены Джейн Смит из отдела кадров провести опрос работников компании

XYZ. Результаты опроса помогут руководству компании лучше понять, какие проблемы наи-

более существенны для работников.

Примите к сведению, что ВСЕ ответы на ВСЕ вопросы полностью конфиденциальны.

Мы предоставим лишь обобщенные или анонимные результаты в заключительном отчете.

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы, поместив ваш ответ в специальное окно сле-

дующим образом: [х] или [3J.

1, Как давно вы работаете в компании XYZ? [ ] лет.

2. Можете ли вы сказать, что в целом полностью удовлетворены, удовлетворены, не чувст-

вуете ни удовлетворения, ни неудовлетворения, не удовлетворены или совершенно не

удовлетворены вашей работой в компании?

[ ] полностью удовлетворены

[ j удовлетворены

[ ] не испытываете ни удовлетворения, ни неудовлетворения

[ ] не удовлетворены

[ ] совершенно не удовлетворены

3. Какая проблема на данный момент главная для компании АБВ с вашей точки зрения?

Г 1

Обратите внимание, что ответы могут включать любые комментарии, равно как количе-

ственную информацию или несколько вариантов ответа.

Язык для разметки гипертекстовых документов (Hypertext markup language — HTML)

Язык для разметки гипертекстовых документов - это язык, используемый в WWW

Глава 6. Дескриптивные маркетинговые исследования: опрос и наблюдение 235

Опросы в Internet. В противоположность опросам по электронной почте, опросы в Internet

проводятся с использованием языка для создания гиперстекстовых документов (Hypertext

markup language — HTML), и размешаются на Web-сайте. Респонденты отбираются также через

Internet из баз данных респондентов, поддерживаемых маркетинговыми фирмами. Респонден-

ты могут привлекаться традиционными методами (по почте, по телефону). Респондентам

предлагают зайти на определенный Web-сайт и заполнить размешенную там анкету. Часто от-

бор респондентов специально не проводится, но те, кто заходит на такой Web-сайт или другие

популярные сайты, получают приглашение принять участие в опросе. Опросы через Internet

имеют некоторые преимущества перед опросами по электронной почте. На основе языка

HTML, в отличие от ASCII, возможно создание разнообразных кнопок, окон для ввода дан-

ных, контрольных окон, которые не позволяют респондентам выбирать несколько ответов, ес-

ли допускается выбор только одного варианта, или вводить какой-либо текст там, где это не

предусмотрено. Пропуски вопросов можно задавать программно и выполнять автоматически,

аналогично тому, как это происходит в CATI или CAPI. Возможна проверка ответов по мере их

введения. Наконец, дополнительные средства опроса, как, например, графики, изображения,

анимация или адреса других Web-страниц, можно интегрировать в саму анкету либо распола-

гать их на сайте. Ответы накапливаются в интегрированной базе данных. После некоторой об-

работки сводятся в таблицы или используются в статистических расчетах. Все это помогает по-

лучить данные высокого качества.

ПРИМЕР. АтепРоП. онлайновый опрос

Компания Maritz собирает самую разнообразную информацию в процессе проведения

опросов AmeriPoll на своем Web-сайте www.marit z. com/mmri/apoll. Респондентами вы-

ступают пользователи Internet. AmeriPoll— это онлайновая панель респондентов-

добровольцев, привлеченных к участию в опросах через баннерную рекламу на других Web-

сайтах. Онлайновый опрос — это продолжение телефонной панели Maritz AmeriPoll. Когда

пользователи Internet заходят на домашнюю Web-страницу AmeriPoll, их приглашают зареги-

стрироваться. Maritz. собирает основную демографическую информацию о них и включает их

в свою панель. После этого участники панели могут заполнять онлайновые анкеты. Maritz

уведомляет участников панели по электронной почте, когда на сайте размещается новый оп-

\ рос. Стимулирует участие в опросах розыгрыш призов, который проводится на основе слу-

| чайного выбора после каждого опроса.

Завершив очередной опрос, Maritz обобщает и анализирует результаты и размещает их на

| своей Web-странице. По результатам можно проводить поиск по дате или теме. Темы вклю- \

I чают широкий круг вопросов, касающихся моды, путешествий, политики, образования, со- \

| вершения покупок, питания и автомашин. Эти опросы представляют интерес и для марке- |

S тологов-исследователеЙ, и для менеджеров.

Тем не менее необходимо помнить, что не все методы опроса подходят в конкретной ситуа-

ции. Иногда исследователю нужно провести сравнительный анализ методов опроса, чтобы вы-

брать наиболее подходящие.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МЕТОДОВ ОПРОСА

В табл. 6.2 приведена сравнительная характеристика различных методов опроса по ряду

факторов. Для каждого исследовательского проекта их значимость может колебаться. Эти фак-

торы включают: гибкость процедуры проведения опроса, разнообразие вопросов, использова-

ние вспомогательных средств, контроль выборки, контроль среды сбора данных, контроль ра-

боты интервьюеров, объем данных, процент откликов, осознание анонимности, социальную

приемлемость, получение чувствительной информации, возможность искажения данных ин-

тервьюером, время, необходимое для проведения опроса и затраты на его проведение.

236 Часть II. Разработка плана исследования

Таблица 6.2. Сравнительная характеристика методов опроса (степень реализации фактора)

Факторы

Гибкость процедуры

опроса

Разнообразие вопросов

Вспомогательные сред-

ства

Контроль выборки

Контроль среды сбора

данных

Контроль работы ин-

тервьюеров

Объем данных

Процент откликов

Осознание анонимности

Социальная приемле-

мость

Получение чувствитель-

ной информации

Возможность искажения

данных интервьюером

Время опроса

Затраты на проведение

опроса

CATI

От умеренной

до высокой

Низкая

Низкая

От умеренной

до высокой

Умеренная

Умеренная

Низкая

Умеренная

Умеренная

Умеренная

Высокая

Умеренная

Высокая

Умеренная

Личные опросы

на дому

Высокая

Высокая

От умеренной до

высокой

Потенциально

высокая

От умеренной до

высокой

Низкая

Высокая

Высокая

Низкая

Высокая

Низкая

Высокая

Умеренная

Высокая

Личные опросы в

торговых центрах

Высокая

Высокая

Высокая

Умеренная

Высокая

Умеренная

Умеренная

Высокая

Низкая

Высокая

Низкая

Высокая

От умеренной до

высокой

От умеренной до

высокой

CAPI

От умеренной до

высокой

Высокая

Высокая

Умеренная

Высокая

Умеренная

Умеренная

Высокая

Низкая

От умеренной до

высокой

От низкой до

умеренной

Низкая

От умеренной до

высокой

От умеренной до

высокой

Почтовые

опросы

Низкая

Умеренная

Умеренная

Низкая

Низкая

Высокая

Умеренная

Низкая

Высокая

Низкая

Высокая

Отсутствует

Низкая

Низкая

Почтовые

панели

Низкая

Умеренная

Умеренная

От умеренной

до высокой

Низкая

Высокая

Высокая

Умеренная

Высокая

Низкая

От умеренной

до высокой

Отсутствует

От низкой до

умеренной

От низкой до

умеренной

Опросы по элект-

ронной почте

Низкая

Умеренная

Низкая

Низкая

Низкая

Высокая

Умеренная

Низкая

Умеренная

Умеренная

Умеренная

Отсутствует

Высокая

Низкая

Опросы через

Internet

От умеренной

до высокой

От умеренной

до высокой

Умеренная

От низкой до

умеренной

Низкая

Высокая

Умеренная

Очень низкая

Высокая

Низкая

Высокая

Отсутствует

Очень высокая

Низкая

Гибкость процедуры опроса

Гибкость процедуры определяется прежде всего тем, в какой степени возможно взаимодей-

ствие респондента и интервьюера, а также респондента и анкеты. Личный опрос на дому у рес-

пондента или в торговом центре допускает наивысшую степень гибкости. Поскольку респон-

дент и интервьюер встречаются лицом к лицу, последний имеет возможность предлагать слож-

ные для заполнения анкеты, пояснять и уточнять трудные вопросы и даже использовать

методы неструктурированного опроса.

Традиционное телефонное интервью, в противоположность этому, ограничивает гибкость,

поскольку по телефону гораздо сложнее применять методы неструктурированного опроса, зада-

вать сложные вопросы или получать углубленные ответы на открытые вопросы. CATI, САР[ и

опросы в Internet допускают большую гибкость, поскольку анкетирование проводится в инте-

рактивном режиме. Исследователь может использовать вопросы в различных форматах, персо-

нифицировать анкету и давать сложные команды пропуска отдельных вопросов (указания по

переходу от одного вопроса к другому в этом случае основаны на полученных ответах респон-

дента). Почтовые опросы, почтовые панели и опросы по электронной почте не предусматрива-

ют взаимодействия между респондентом и интервьюером, а поэтому имеют низкую степень

гибкости процедуры.

Одно из преимуществ опросов через Internet, которому обычно не придается должного зна-

чения, объясняется возможностью быстро обновлять анкету. Например, первые поступившие

ответы заставляют включить в анкету дополнительные вопросы. Изменение или добавление

вопросов "на лету" практически невозможно в случае почтового опроса и представляет опреде-

ленные сложности при личном или телефонном опросе, зато это легко осуществимо при прове-

дении опроса через Internet.

Разнообразие вопросов

Разнообразие включаемых в анкету вопросов зависит от степени взаимодействия между

респондентом и интервьюером, респондентом и анкетой, способности респондента понимать и

воспринимать задаваемые вопросы. Большое разнообразие вопросов допустимо в личном опро-

се, поскольку респонденты могут уточнить то, что им непонятно у присутствующего здесь же

интервьюера. Таким образом, личные опросы на дому, в торговом центре и через компьютер

позволяют ставить разнообразные вопросы. В Internet-опросах технические возможности до не-

которой степени компенсируют отсутствие интервьюера, поэтому степень разнообразия вопро-

сов характеризуется интервалом от умеренной до высокой. При почтовых опросах, почтовых

панелях и опросах по электронной почте допустимая степень разнообразия вопросов ниже.

В традиционных телефонных опросах и телефонных опросах через компьютер респондент не

видит анкету, и это ограничивает разнообразие вопросов. Например, в телефонном опросе и

телефонном опросе через компьютер нельзя попросить респондента расположить 15 марок ав-

томобилей в порядке убывания предпочтения.

Вспомогательные средства

Часто полезно и даже необходимо использовать при опросе различные вспомогательные

средства, например, сам товар или его прототип, образцы рекламы, презентации и т.п. В каче-

стве наиболее распространенного примера можно привести дегустирование продукта. В других

ситуациях полезны карты, фотографии или другие аудио- и видеосредства. В случае их ис-

пользования предпочтение отдается видам опроса, проводимым в центрах тестирования (опрос

в торговом центре или CAPI), по сравнении с опросами на дому. Почтовые опросы и почтовые

панели допускают умеренное использование вспомогательных средств, поскольку иногда мож-

но организовать рассылку вспомогательных материалов или даже образцов продуктов. Опросы

по Internet также допускают умеренное использование вспомогательных средств. Онлайновые

анкеты могут включать мультимедийные компоненты, например прототипы Web-страниц или

образцы рекламы, Очень ограничены возможности использования вспомогательных средств

при телефонных опросах, CATI и опросах по электронной почте.

238 Часть II. Разработка плана исследования

Контроль выборки

Контроль выборки (sample control)

Пригодность метода опроса для эффективного и рационального охвата элементов выделен-

ной для опроса выборки.

Контроль выборки (sample control) подразумевает способность с помощью выбранного метода

опроса эффективно и рационально охватить все элементы выборки (домохозяйств, отдельных

лип), определенной для его проведения [21]. В принципе личные опросы на дому у респондентов

обеспечивают максимальную степень контроля выборки. В этом случае можно контролировать,

какие члены выборки опрошены, степень участия остальных членов домохозяйства в опросе и

многие другие аспекты процесса сбора данных. На практике, чтобы обеспечить достаточный кон-

троль выборки при опросах на дому, исследователь должен учесть несколько моментов. Напри-

мер, днем трудно застать респондентов дома, поскольку большинство из них в это время на рабо-

те. Кроме того, по причинам безопасности интервьюеры могут отказываться посещать определен-

ные районы, а люди опасаются открывать двери незнакомцам.

Опросы в торговых центрах ограничивают степень контроля выборки. Хотя интервьюер сам

решает, кого именно опрашивать, его выбор ограничен посетителями торгового центра, поэто-

му частые посетители имеют больше шансов попасть в состав выборки. Кроме того, потенци-

альные респонденты могут избегать участия в опросе, или, наоборот, стремиться к этому.

Сравнительно с опросами в торговых центрах CAPI обеспечивает более высокую степень кон-

троля, поскольку можно установить определенные квоты на включение в выборку, и выбор

респондентов проходит автоматически на случайной основе.

База выборки (sampling frame)

Представление элементов целевой совокупности. Включает перечень элементов или набор

инструкций по определению целевой совокупности.

Традиционные телефонные интервью и CATI обеспечивают степень контроля выборки от

умеренной до высокой. Телефонная связь предоставляет доступ к географически рассеянным рес-

пондентам и к респондентам в труднодоступных районах. Эти процедуры зависят от базы выборки

(sampling frame) — списка элементов совокупности с их телефонными номерами [22]. Обычно ис-

пользуются телефонные книги, однако их пригодность для этого ограничена тем, что не у всех

есть телефон, некоторые номера телефонов не числятся в телефонной книге, телефонные книги

не включают вновь установленные телефоны и, наоборот, могут содержать информацию о недав-

но отключенных. Хотя в США телефоны есть почти у всех домохозяйств, тем не менее наблюда-

ются некоторые различия по отдельным регионам и социальным группам. Номера телефонов

приблизительно 31% домохозяйств отсутствуют в телефонных книгах, и этот процент значитель-

но колеблется в зависимости от региона. В больших урбанизированных регионах он может дости-

гать 60% [23]. В сумме доля домохозяйств с незарегистрированными телефонными номерами и

номерами, установленными после публикации телефонной книги, может достигать 40% всех те-

лефонизированных домохозяйств в некоторых урбанизированных регионах [24].

Случайный набор телефонных номеров (Random Digit Dialing — RDD)

Методика телефонного опроса, позволяющая устранить погрешность выборки при наличии неза-

регистрированных или новых телефонных номеров определением номеров случайным образом.

Случайный набор телефонных номеров (Random Digit Dialing ~ RDD) используется для устра-

нения погрешность выборки, возникающей при наличии незарегистрированных и новых номе-

ров телефонов. RDD заключается в случайном выборе всех десяти (код страны, код города, номер

телефона) цифр номера случайным образом, Несмотря на то, что этот способ предоставляет всем

домохозяйствам с телефонами примерно равные шансы попасть в выборку, он тоже имеет некото-

рые ограничения, в частности, требует значительных затрат времени и денег, поскольку не все те-

Глава 6. Дескриптивные маркетинговые исследования: опрос и наблюдение 239

лефонные номера используются. Хотя общее количество возможных телефонных номеров со-

ставляет около 10 миллиардов, из них только около 100 миллионов — это действующие номера

домохозяйств. Кроме того, RDD не делает различий между телефонными номерами, представ-

ляющими и не представляющими интереса для конкретного исследования (для потребительских

опросов, например, телефонные номера офисов и государственных учреждений не представляют

интереса). Существует несколько модификаций RDD, позволяющих сократить напрасные затраты

времени и денег. Одна из них состоит в том, что телефонный номер делится на две части — первая

представляет собой устойчивую комбинацию цифр, выбираемую из перечня комбинаций, а вто-

рая — несколько цифр, каждая из которых определяется случайным образом.

Методы модификации случайного перечня номеров (random digit directory designs)

Прием исследования при проведении телефонных опросов, когда выборка перечня номеров

из телефонной книги модифицируется таким образом, чтобы обеспечить вероятность попа-

даний в выборку домохозяйств с незарегистрированными или новыми номерами.

При использовании методов модификации случайного перечня номеров (random digit

directory designs) выбор номеров осуществляется из телефонной книги. Затем выбранные номе-

ра модифицируются, чтобы обеспечить вероятность попадания в выборку домохозяйств с неза-

регистрированными номерами. Модифицировать можно несколькими методами: добавление

некой постоянной комбинации к нескольким цифрам номеров из телефонной книги, случай-

ный набор последних п цифр номера, двухэтапная процедура. Эти методы описаны и показаны

на примерах на рис. 6.2. Среди них метод, предусматривающий добавление постоянной ком-

бинации к последней цифре случайного набора, особенно так называемая выборка "плюс

один", обеспечивает высокий процент соединений и представительность выборки 125].

Почтовые опросы требуют наличия списка адресов людей и домохозяйств, удовлетворяющих

требованиям включения в выборку. Они позволяют привлекать респондентов из разных регио-

нов, в том числе и труднодоступных [26]. Тем не менее такие списки иногда невозможно полу-

чить, они могут быть устаревшими или неполными. Чаще всего для их составления используются

телефонные книги или перечни почтовых адресов. Проблемы, возникающие при этом, уже рас-

сматривались. Как показано во врезке 6.2 "Практика маркетинговых исследований", каталоги

списков рассылки содержат тысячи списков, предназначенных для продажи [27].

Прибавление постоянного числа к последней цифре номера

К последней цифре номера из телефонной книги добавляется целое число из интервала от 1

до 9. В варианте этого метода под названием "выборка +1" к последней цифре номера добав-

ляется единица.

Из телефонной книги выбран номер 953-3004 (исходная комбинация). Прибавляем единицу

к последней цифре и получаем 953-3005. Этот номер включается в выборку.

Случайный набор п последних цифр номера

Заменим п (п = 2,3 или 4) цифры номера из телефонной книги равным количеством случай-

но выбранных цифр.

ИзтелефонноЙ книги выбран номер 881-1124. Заменяем четыре последних цифры случайно

выбранными цифрами 5,2,8 и 6 и получаем 881-5286.

Двухэтапная процедура

Первый этап включает выбор исходной комбинации и номеров из телефонной книги. На

втором этапе последние три цифры выбранного номера заменяются тремя случайно выбран-

ными цифрами, составляющими число s интервале от 000 до 999.

Кластер 1.

Выбранная исходная комбинация:636

Выбранный номер: 636-3230

Заменяем последние три цифры (230) случайно выбранными (389) и получаем 636-3389.

Этот процесс повторяется пока не будет получено заданное количество номеров из этого кластера

Рис. 6.2. Методы модификации случайного перечня номеров

240 Часть II. Разработка плана исследования

Врезка 6.2. Практика маркетинговых исследований

Списки рассылки

Название списка рассылки

Рекламные агентства (основные)

Банки и их филиалы

Владельцы лодок

Торговые палаты

Владельцы компьютеров

Семьи

Оптовые торговцы компьютерами

Журналы общего профиля

Фотостудии, художественные студии

Топ-менеджеры по продажам

Жены людей свободных профессий

Члены YMCA

Количество респондентов

Цена*

$45

$85

$50

$45

Договорная

Договорная

$45

$45

$45

$55

$60

$85

* Цена приведена на 1000 респондентов, кроне оговоренных в таблице случаев.

Источник. Best mailing lists, Inc., Catalog 1999 (800-692-2378)

Вне контроля исследователя остается и заполняемость анкет, кто именно их заполняет. Не-

которые респонденты не отвечают на просьбу заполнить анкету из-за недостатка интереса или

мотивации, другие не в состоянии это сделать из-за неграмотности. В силу этих причин сте-

пень контроля выборки в почтовых опросах низкая [29].

Почтовые панели обеспечивают степень контроля выборки в интервале от умеренной до

высокой. Они представляют собой выборки, согласованные по ключевым демографическим

параметрам со статистическими данными Бюро переписи населения США. Кроме того, внутри

такой панели можно выделить группу потребителей с заданными характеристиками для прове-

дения конкретного опроса. Внутри такой группы могут быть опрошены только определенные

члены семей. Наконец, в качестве целевой группы можно выделить представителей немного-

численных социальных или национальных групп, правда, в таком случае возникает вопрос о

представительности данной панели в масштабах населения всей страны.

Не все слои населения могут принимать участие в Internet-опросах. В целом потребители в

США не слишком соответствуют требованиям Internet-опросов, потому что лишь меньше 30%

американских домохозяйств регулярно пользуются Internet. Хотя можно провести отбор рес-

пондентов по определенным критериям и установленным квотам, этот процесс ограничен

лишь теми, кто посещает соответствующий Web-сайт. Тем не менее это общее правило имеет

некоторые исключения. Например, владельцы компьютеров и пользователи Internet представ-

ляют собой идеальную социальную группу для Internet-опросов. Бизнес- и профессиональные

пользователи Internet также представляют собой идеальную аудиторию для охвата Internet-

опросами. На данный момент доступ в Internet имеют около 90% фирм. Тем не менее довольно

сложно воспрепятствовать респондентам заполнять Internet-анкеты по несколько раз. Таким

образом, степень контроля выборки для Интернет-опросов можно оценить как колеблющуюся

от низкой до умеренной. Опросам по электронной почте свойственны многие из ограничений

почтовых опросов, поэтому степень контроля выборки также оценена как низкая.

Контроль среды сбора информации

Степень контроля исследователя за средой, в которой респондент заполняет анкету, — еще

один отличительный фактор многих методов проведения опроса. Наибольшую степень кон-

троля за средой предоставляют личные интервью, проводимые в торговых центрах, и CAPI, по-

скольку они проводятся в специально оборудованном помещении. Например, исследователь

Глава 6. Дескриптивные маркетинговые исследования: опрос и наблюдение 241

может использовать специальное оборудование для демонстрации продукта. Личные опросы на

дому имеют степень контроля за средой (от умеренной до высокой) благодаря присутствию ин-

тервьюера. Традиционные телефонные опросы и CATI обеспечивают умеренную степень кон-

троля. Интервьюер в этом случае не может видеть среду, в которой проходит опрос, но он (или

она) чувствует психологическое состояние респондента и могут стимулировать его внимание и

включенность в процесс анкетирования. В почтовых опросах, опросах целевых групп, опросах

по электронной почте и Internet-опросах степень контроля исследователя за средой мы оцени-

ваем как низкую.

Контроль за полевыми работниками

Полевые работники (field force)

В состав полевых работников входят интервьюеры и бригадиры (контролеры), участвующие

в процессе сбора информации.

В состав полевых работников (field force) входят интервьюеры и бригадиры (контролеры),

участвующие в процессе сбора информации. Поскольку такой персонал не требуется для про-

ведения почтовых опросов, почтовых панелей, опросов по электронной почте и Internet-

опросов, эти виды опросов свободны от ряда проблем. Традиционные телефонные опросы,

CAPI, CATI, личные опросы в торговых центрах обеспечивают умеренную степень контроля за

непосредственными исполнителями, поскольку они проводятся в специальных помещениях,

что значительно упрощает задачу наблюдения и контроля. Личные интервью на дому представ-

ляют известные проблемы в этом отношении. Поскольку большое количество интервьюеров

работают в разных местах, перманентный контроль нецелесообразен [30J.

Объем данных

Личные опросы на дому у респондента дают возможность исследователю собрать очень

большой объем информации. Личный контакт с интервьюером, равно как и домашняя обста-

новка, побуждают респондента уделять больше времени беседе. От последнего требуется мень-

ше усилий, чем при телефонном или почтовом опросе. Интервьюер записывает ответы на от-

крытые вопросы и может немедленно помочь разобраться в длинных и сложных шкалах. Неко-

торые личные опросы продолжаются около 75 минут. В противоположность личным опросам

на дому личные опросы в торговых центрах и CAPI обеспечивают лишь умеренный объем ин-

формации. Поскольку они проводятся в торговых центрах или других специальных помеще-

ниях, респондент готов потратить на них ограниченное время, в среднем около 30 минут. На-

пример, в последнем личном опросе в торговом центре, проводившемся General Foods, время

опроса не превышало 25 минут [31].

Почтовые опросы также дают лишь умеренный объем информации, В принципе, могут ис-

пользоваться и довольно длинные анкеты, поскольку не наблюдается большего процента от-

кликов на более короткие анкеты. Это же справедливо и для опросов по электронной почте и

Internet-опросов, хотя последние занимают в этом ряду средние позиции. Почтовые панели

могут генерировать большой объем информации в силу особых отношений между членами вы-

борки и организацией, проводящей опрос. Например, автор этих строк однажды учавствовал в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.